Проект "Лаборатория неживой природы"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме
Проблема: Как познакомиться с неживой природой? Материал: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2_mladshaya_gruppa.docx | 43.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«ЛАБОРАТОРИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
Проблема: Как познакомиться с неживой природой? Материал: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ «ЛАБОРАТОРИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
№ п/п | Месяц, неделя | Исследуемый объект или явление | Название мероприятия (опыта, эксперимента) | Цель опыта | Материал, оборудование |
1 | Март 2 неделя | Вода | 1.Узнаем какая вода | Выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льётся |
с чистой водой; -набор мелких цветных предметов. |
Март 3 неделя | Вода | 2. Вода- волшеб- ница | Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) | Три одинаковые ёмкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе; 10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей | |
Март 4 неделя | Воздух | 3. Что в пакете? | Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий | - Полиэтиленовые пакеты | |
Апрель 1 неделя | Воздух | 4. Игра с соломинкой | Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его | Трубочки для коктейля; ёмкости с водой | |
Апрель 2 неделя | Воздух | 5. Игры с воздушными шариками и соломинкой | Продолжать знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его | Два воздушных шарика (один, надутый слабо, - мягкий; другой, надутый сильно,- упругий) | |
Апрель 3 неделя | Воздух | 6. Выдувание мыльных пузырей | Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь | Тарелки (поднос); стеклянная воронка; соломенные палочки с колечками на конце; мыльный раствор и ёмкость для него | |
Апрель 4 неделя | Воздух | 7. Ветер по морю гуляет | Обнаружить воздух | Бассейн с водой; модель судна- парусника | |
Май 1 неделя | Вес | 8. Плавает - тонет | Показать, что в основном все лёгкие предметы обладают плавучестью | Кусочек пенопласта; проволока; деревянный брусок; металлический брусок | |
Май 2 неделя | Температура | 9. Горячо - холодно | Научить определять на ощупь температуру воды, предметов | Ёмкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени | |
Май 3 неделя | Температура | 10. Чудесный мешочек | Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические - холоднее, деревянные - теплее) | Мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы (кубики, пластинки, шарики) | |
Май 4 неделя | Песок | 11. Песочные струйки | Знакомство со свойством сухого песка - сыпучестью | Пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки | |
Июнь 1 неделя | Песок | 12. Чудесные фигурки | Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать | Песок, вода; лопаточки, совочки, ведёрки, формочки | |
Июнь 2 неделя | Глина | 13. Узнаем, какая глина | Знакомить со свойствами глины (размокает, мнётся, бьётся) | Куски глины; ёмкость (ведёрко); вода | |
Июнь 3 неделя | Глина | 14. Глиняные шарики | Учить определять качества глины: мягкость, пластичность | Глиняные предметы, сделанные воспитателем; глина; миска с водой; подставки для работы; тряпочки | |
Июнь 4 неделя | Свет | 15. Что в коробке? | Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик) | Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик |
Опыты по проекту
«Лаборатория неживой природы»
1.Узнаем, какая вода.
Воспитатель. Ребята, я обнаружила на столике две загадочные банки (дети вместе с воспитателем рассматривают закрытые крышками банки, одна - пустая, вторая - с водой). Интересно, что в них?
Предлагает детям рассмотреть.
При обследовании выясняется, что одна банка лёгкая, а другая - тяжёлая. Воспитатель (предлагает). Давайте откроем первую банку. Что в ней? (Нет ничего, кроме воздуха.) Правильно, она пустая, поэтому и лёгкая.
Воспитатель (спрашивает, слегка встряхивая банку с водой). А что же во второй банке?
В ней что-то булькает, плещется. Вы догадались, что это? (Ответы детей.) Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой.
Дети выполняют, выбирая любой предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.
Воспитатель помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие «прозрачная». Воспитатель: А если мы наклоним банку с водой, что произойдёт? (Ответы детей.) Правильно, она выльется, потому что вода жидкая.
Если вода жидкая, я налью её вам в стаканчики, и вы сами попробуйте, как водичка льётся.
2. Вода – волшебница
Воспитатель: Ребята, что у нас сегодня интересного, ну-ка, посмотрим. Так (показывая детям), три одинаковые бутылки. С чем они? Догадались? Конечно, это вода.
Какая она? (Чистая, прозрачная.) Вот она - чистая и прозрачная вода! (Оставляет на столике одну бутылку.) А хотите, научу вас делать фокус? (Ответы детей.) Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льётся водичка, а всё потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая в нем вода? Прозрачная. А сейчас я открою эту баночку с краской красного цвета. Где на участке вы видите красный цвет? (Цветы, божьи коровки.) Так, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю красную краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три! (Размешивает кисточкой краску.) Посмотрите! Водичка стала красного цвета. Давайте, проверим, прозрачная она или нет. (Опускает ложечку в стакан). Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная. Вот какая вода - волшебница, взяла и растворила густую краску.
Предоставляется возможность всем желающим детям повторить фокус. Воспитатель: Я хочу вам показать ещё один фокус, как вода может менять свой цвет и вкус. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью воду в стаканчик (наливает). Какая вода в стаканчиках? (Прозрачная.) Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус? (Вода как вода, без вкуса.) Понюхайте, чем пахнет? Ничем? А сейчас каждый из вас положит себе в стакан немного кофе. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Какая стала вода? (Она стала коричневой и пахнет кофе.) Поменяла вода цвет, растворила кофе.
А теперь попробуйте, какая стала на вкус? (Горъкая.) Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой? (Положить сахар)
Возьмём сахар. (Педагог предлагает каждому ребёнку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой.) Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится всё меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте. Какого вкуса стала вода? Сладкого. Значит, вода может и запах поменять, и цвет, и вкус. Волшебница, да и только!
3. Что в пакете?
Воспитатель: Что в этих пакетах?
Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты. Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы пакет стал упругим.
Воспитатель. А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, какой он стал упругий. Что же там? Откройте, мы посмотрим.
Воспитатель открывает пакет, в нём ничего нет.
Воспитатель обращает внимание детей, что теперь пакет перестал быть упругим. Так что же в нём было?
Воспитатель: В пакете был воздух, он прозрачный (невидимый, лёгкий). Поэтому нам казалось, что пакет пустой.
4. Игра с соломкой
Воспитатель: Раздаёт всем детям трубочки для коктейля.
Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.)
Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, и при выдохе его можно не только почувствовать (как вы чувствовали ветерок из трубочки), но и увидеть. Ребята опустить конец трубочки в воду и подуйте (налить детям воду в стаканчики, они дуют). Вы видите? Откуда появляются пузырьки и куда они исчезли?
Они вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.
5. Игры с воздушным шариком и соломинкой
Воспитатель приносит с собой два шарика: один надут полностью, другой - наполовину. Воспитатель: ребята, посмотрите, какие шарики я вам принесла! Хотите поиграть?
Дети играют с тем и другим шариком и выясняют, с каким шариком играть удобнее и почему (с тем, который надут больше, так как легко отбивается, «летает», плавно опускается вниз и пр.).
Ребята обсуждают вместе с воспитателем причину различия в свойствах шариков: один упругий, потому что он сильно надут, другой - мягкий.
Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть? (Побольше надуть.) Что находится внутри шарика? (Воздух). Как он попал в шарик? (Его туда выдыхают.)
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух.
Воспитатель: ребятки давайте вдохнем и выдохнем воздух. (На выдохе предлагает подставить ладошку под струю воздуха.) Откуда берётся воздух внутри человека? (Его вдыхают.)
Воспитатель организует игры со вторым шариком: надувает его так, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.
В конце игры воспитатель предлагает детям повторить опыт самим. Раздаёт всем по соломинке, через которую можно надуть шарик.
6. Выдувание мыльных пузырей
Воспитатель (приглашая детей на прогулку, сообщает), Ребята, поторопитесь, сегодня на участке у нас интересные дела.
Дети с воспитателем приходят на веранду, где на столике стоит большой поднос.
Воспитатель (обращает внимание детей на поднос).
Какой большой поднос! На него можно много яблок положить, помидоров, можно поставить бокалы с соком. А что бы вы на него положили?
Ответы детей.
Воспитатель. Я сегодня налью на этот поднос воду, только не простую, а мыльную (с мыльным порошком). А на середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу. Теперь накрою её прозрачной воронкой. Пуговка спряталась под воронкой как под прозрачным колпаком. А сейчас я сделаю для нашей красивой пуговки ещё один колпачок: возьму соломинку, опущу в трубочку воронки и подую в соломинку вот так.
Над воронкой надувается мыльный пузырь (над пуговицей).
Воспитатель (продолжает). Ну, вот и получился ещё один колпачок - мыльный пузырь, внутри него находится воздух. А как он туда попал? (Ответы детей.) Правильно, я выдохнула его из себя. Хотите
сами попробовать надуть мыльные пузыри? Дети сами
надувают мыльные пузыри, играют с ними. Воспитатель
обращает внимание детей на то, что одни пузыри большие –
значит, в них больше воздуха, другие меньше размером – это потому что в них мало воздуха.
7. Ветер по морю гуляет.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем все к нашему бассейну, я вам всё покажу и объясню, только возьмите с собой вот эти маленькие парусники.
Дети берут бумажные парусники и подходят к бассейну (к ёмкости с водой).
Поставьте свои парусники на воду, а теперь подуйте на их паруса. Вот видите, поплыли! Ребята, вы догадались, откуда взялся ветер? (Ответы детей.) Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули. Если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, направляя его струю на парус, то кораблик поплывёт быстрее.
Далее дети самостоятельно запускают свои лодочки.
Можно провести соревнования в парах «Чья лодочка доплывёт скорее?».
8. Плавает- тонет Воспитатель: (говорит, обращаясь к детям). Ребята, давайте поиграем в морской бой на воде. Вместо корабликов я взяла разные предметы: палочки, проволочку, пенопласт, металлическую тарелочку. И некоторые из этих «корабликов» сразу утонули. Почему? Никак не могу понять.
Правильно, они тяжёлые. Почему плавает кораблик-палочка? (Потому что лёгкий.)
Дети самостоятельно экспериментируют с предметами (плавает - тонет).
Воспитатель уточняет их представления, опрашивая детей.
9. Горячо – холодно.
На участке дети вместе с воспитателем находят чумазую куклу Настю.
Воспитатель. Настенька, наверное, долго гуляла? Играла в песке, вся перепачкалась: ручки грязные, ножки тоже, лицо чумазое. Сначала ее надо умыть.
Ребята, какой водой умываться лучше: тёплой или холодной? (Ответы детей.) Правильно, тёплой. Где у нас есть вода? (В ёмкости, в бутылочках, стоящих в тени.)
Давайте попробуем, какая вода в нашем бассейне (в ёмкости для воды). (Дети трогают, отвечают, что тёплая.) А в бутылочках? (Холодная.) Почему? (Ответы детей.) Да, вы правы, бассейн стоит на солнечной стороне, солнышко согрело в нём воду. А бутылочки лежат в тени, там прохладно, поэтому вода них холодная
Дети купают куклу в бассейне, девочки вытирают её и укладывают спать. Внимание мальчиков воспитатель обращает на игрушки (совочки, формочки, ведёрки), лежащие в песочнице. Выясняет, что все игрушки очень горячие, их тоже согрело солнце.
Воспитатель предлагает сложить игрушки на поднос и облить их холодной водой. Что произошло? Игрушки быстро остыли. Воспитатель обсуждает это с детьми.
10. Чудесный мешочек.
На прогулке вместе с воспитателем дети рассматривают различные мелкие предметы, сделанные из дерева, стекла (зеркало, флакончики из-под духов), называют их, определяя из чего они сделаны. Складывают предметы в чудесный мешочек.
Затем воспитатель предлагает детям доставать из мешочка предметы по одному. «Холодные» предметы складывают вместе и выясняют, что они сделаны из железа. Аналогично дети достают предметы «тёплые» и определяют, что они сделаны из дерева. Оставшиеся предметы (из стекла) - средние по теплоте.
Вывод: металлические предметы самые холодные, деревянные - теплее.
11. Песочные струйки.
Воспитатель (обращается к детям). Ребята, я знаю, что вы любите играть с песком. Я интересную игру вам придумала , «Песочные струйки» называется. Хотите, научу?
Надо взять бутылочку с отверстием в крышке, насыпать через воронку песок (показывает). Видите, как песок сыплется через воронку, как вода струйкой течёт. Сухой песок - сыпучий. Теперь, когда моя бутылка наполнилась песком, я закрою её крышкой, в которой есть отверстие, переверну бутылочку. Ой, песочек высыпается струйкой. Им можно рисовать, например, солнышко, домик (показывает). А теперь вы тоже попробуйте.
Дети экспериментируют с сухим песком.
12. Чудесные фигурки.
Воспитатель. Ребята, давайте попробуем сделать из сухого песка фигурки. Ну, что получается у вас или нет? (Ответы детей.) Да из сухого песка нельзя сделать фигурки, потому что он сыпуч, надо налить воды в песок и перемешать лопаткой? Давайте попробуем.
Дети носят воду ведёрками из ёмкости, смачивают песок. Затем все вместе делают песочные «пирожные», используя формочки, колобки и лепёшки, прихлопывая ладошками.
Воспитатель. Почему же сырой песок не сыплется?
Это происходит потому, что вода склеила между собой частички песка. У сухого песка все частички - отдельно друг от друга.
13. Узнаем, какая глина.
Воспитатель. Ребята, мы с вами очень любим играть в песочнице с песком. Но, посмотрите, в песочнице лежит какой-то коричневый комок. Может быть, это камень? Проверим? (Роняет комок на землю.) Что с ним стало? Правильно, разбился. Значит, это не камень. А если опустить отколовшийся кусочек в ведро с водой?
Дети собирают кусочки глины и опускают их в ведро с водой. Постепенно глина размокает.
Воспитатель. Куда делись комочки? Они размокли? Да, они размокли. Потому что это был не камень, а комок глины. Давайте закроем ведро крышкой и оставим его так до завтра, а завтра мы с вами посмотрим, что произойдет.
14. Глиняные шарики.
Дети, поторапливаются на прогулку, скорее хотят посмотреть, что стало с глиной, которую мы опустили в ведёрко с водой.
На прогулке дети ищут ведёрко, находят точно такое же, открывают, а в нём поделки из глины, сделанные воспитателем (уточка, чашечка, мячик, палочки).
Ребята рассматривают. И интересуются, из чего они сделаны?
Воспитатель. Всё это сделано из глины. А ведёрко, которое вы искали, вот. (Достаёт с полки ведёрко с глиной, открывает его.) Вы тоже, если захотите, можете сделать для себя глиняные палочки или шарики. Вот так (показывает). Хотите попробовать?
Дети берут глину из ведёрка, стараются скатать шарик, палочку и др.
Когда работа закончена, все изделия выкладывают на просушку.
Воспитатель: (говорит, любуясь работой детей). Какие замечательные поделки можно сделать из глины! А всё потому, что глина мягкая, пластичная. А ещё она хрупкая. («Нечаянно» роняет слою глиняную палочку.) Кусочек глины разбился, его надо положить в воду, он размокнет, и из него можно будет снова лепить поделку.
15. Что в коробке?
Рассматривая на прогулке игрушки, воспитатель обращает внимание детей на коробку.
Воспитатель. Странно, что это такое? (Рассматривает «месте с детьми.) Может быть, в коробке что-нибудь лежит? (Встряхивает её, раздаётся стук.) Хотите узнать, что там внутри?
Ответы детей.
Дети обнаруживают в коробке прорезь. Заглядывают то очереди в неё.
Воспитатель. Чтобы это могло быть? Что там? Ничего не видно? Темно?
Это потому что там нет света. А если мы откроем прорезь посильнеё, то в коробку попадёт свет, и всё сразу станет видно. Попробуем?
Дети выражают согласие, и опыт проводится до конца.
Воспитатель. В коробке стало светло - туда попали солнечные лучики. А если в доме темно, что надо сделать? (Включать свет.) Да, без света было бы темно, страшно, ничего не видно. Хорошо, что он есть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...
»ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПО ПРОГРАММЕ«НАШ ДОМ ПРИРОДА»
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ...
"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"
1. Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа » с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа»....
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...