Непосредственная образовательная деятельность для детей 4-5 лет с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Времена года»
методическая разработка (средняя группа)
Непосредственная образовательная деятельность для дтей 4-5 лет с использованием элементов ТРИЗ технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda.docx | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность для детей 4-5 лет
с использованием элементов ТРИЗ технологии.
Тема: «Времена года»
Подготовила и провела:
Фабрикова Ирина Павловна-
воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад №216»
Задачи:
- Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.
- Развивать умение решать задачи на противоречие.
- Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
- Формировать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
Обогащение словаря: «гололед», « морозно», « ситуация».
Активизация словаря: «белая», « холодная», « снежная», « красочная».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье» «Музыка», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».
Материал: иллюстрации «Зима» и «Лето», мяч, снежинки из бумаги
Методы и приемы:
Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
Поисковая игра «Вопрос - ответ».
Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».
Предварительная работа:
- пальчиковые игры «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик»;
- рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»;
- наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете;
- малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило»;
- дидактические игры с элементами ТРИЗ: «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».
Логика образовательной деятельности
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Предполагаемый результат |
Мотивационно-целевой | Игра «Приветствие». Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. К детям приходит Знай-ка. Здоровается с ребятамии сообщает, что он очень любит зиму. | Дети берутся за руки и улыбаются друг другу. Дети здороваются со Знай-кой. | Активизировать позитивное настроение у детей. Ориентирование на интерес к образовательной деятельности. |
Содержательно-деятельност-ный | Педагог сообщает Знай-ке: - Не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. Ребята за что вы любите зиму? Педагог спрашивает у ребят: - Неужели все хорошо зимой? А у меня есть знакомый, который не любит зиму. Ребята, как вы думаете, за что? Игра «Что бывает летом, а что бывает зимой». Летом - жарко, а зимой…. (холодно) Летом на деревьях листья, а зимой ….. (листьев нет) Летом день длинный, а зимой …… (короткий) Летом солнце высоко, а зимой …… (низко) Летом гуляют на улице много, а зимой …… (мало) Летом рябина кислая, а зимой …. (сладкая) Летом птицам сытно, а зимой ….. (голодно) Летом земля покрыта травой, а зимой ….. (снегом) Физминутка «Морозная зима» (взята с Международного образовательного портала http://www.maam.ru) Солнце землю греет слабо По ночам трещит мороз. Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос В речке стала вдруг вода не подвижна и тверда Вьюга, злится, снег кружится Заметает все вокруг белоснежным серебром.
Пальчиковая гимнастика «Лето» (взята с интернет-портал Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru) Вот и лето наступает Всех на отдых приглашает. Будем плавать, загорать, И на даче отдыхать. Педагог сообщает детям, что сейчас поиграем с мячом, - Я называю слово, а вы, ребята,рассказываете, что оно из себя представляет. Игра «Вопрос - ответ» Снег – зима, снеговик, снежки. Новый год – елка, праздник подарки. Варежки – гулять, руки, тепло. Лето – море, радуга, солнце. Цветок – бабочка, трава солнце. Мороз – холодно, зима, Дед Мороз. Игра «Подбери признаки». - Мяч передавай – слова, признаки называй. Зима, какая? - холодная, морозная, снежная, веселая. Лето, какое? - жаркое солнечное, веселое, красочное. Снежинка, какая? - легкая, колючая, нежная холодная, красивая. Артикуляционная гимнастика «Зимушка-зима» - Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе? Как завывает вьюга? - УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса). Как морозным днем хрустит под ногами снег? - ХР-ХР-ХРХР! Как дворник сметает с порога снег? - Ш-Ш-Ш-Ш! Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи? - С – С - С - С! Дыхательное упражнение «Снежинка» (взята с интернет-портала Логопед.ру http://www.logoped.ru) - Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть Теперь на варежку упало несколько снежинок
Проблемная ситуация Знай-ка сообщает детям: - Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация – мне надо помочь бабушке и дедушке, а один я не справлюсь. Вы, ребята, поможете мне Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные. - Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу им письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята! | Дети отвечают на вопрос педагога Дети отвечают на вопрос педагога Дети отвечают на вопросы -Дети руками обнимают свои плечи -топают -руками изображают круглую голову,круглое туловище - руками изображают нос длинный -руки на пояс приседают -кружатся вокруг себя -садятся на стульчики - пальчики на правой руке поочередно загибаются корточки - пальчики на левой руке поочередно загибаются Дети встают по кругу и ловят мяч, а затем отвечают Дети ловят мяч и отвечают Дети отвечают и стараются повторять за воспитателем Д ети делают вдох носом и короткий сильный выдох вдох носом и медленный выдох через сомкнутые губы Дети отвечают | Активизировать знания детей о зиме. Развивать умение анализировать и сравнивать Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе Развивать умение решать задачи на противоречие Обогащать и активизи-ровать словарный запас по теме Развивать координа цию движений, внимание. Снятие напряжения с мышц рук и ног Массаж мелкой моторики пальцев Активизировать и развивать словарный запас детей Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными Массаж мышц языка и снятие напряжения с мышц рта.Развитие звуковой культуры речи Укрепление органов дыхания и снятие напряжения с мышц щёк Формировать навыки групповой работы в режиме «Мозгового штурма». Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других. |
Оценочно-рефлексивный | Педагог подводит итоги деятельности и предлагает ребятам вспомнить, о чем говорили и ответить на вопросы: -что бывает зимой? -что бывает летом? -за что вы любите лето? -за что вы любите зиму? | Дети садятся в круг и отвечают по желанию на вопросы | Обобщение и закрепление полученных знаний в ходе деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию речи: "Рассматривание картины с использованием элементов ТРИЗ - технологий".
В этом конспекте непосредственно организованной образовательной деятельности показано, как можно использовать элементы ТРИЗ - технологий на младшем возрасте....
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием И К Т. Тема: "В поисках за сокровищами".
Увлекательное путешествие - занятие по островам, где дети выполняют разные,забавные задания и поучают часть ключа. Собрав весь ключ дети находят сокровища....
Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми, имеющими ТНР(заикание) с использованием элементов ТРИЗ-технологии. Тема: Необыкновенная посуда для бабушки Федоры.
Предлагаю вашему вниманию конспект, разработанный для групп компенсирующей направленности. В данном материале использованы здоровьесберегающие технологии: логоритмика, релаксация, психогимнастика. На ...
План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»
Задачи:1. Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2. Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....
План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»
Задачи:1. Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2. Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....
Конспект образовательной деятельности для детей 6-7 лет с использованием здоровье - сберегающих технологий. Тема: «Страна Здоровья».
Формирование представления детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни....