Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста
консультация по окружающему миру (младшая группа) на тему
В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.
Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_igra_1.docx | 19.47 КБ |
didakticheskaya_igra_1.pptx | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста»
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Существует определенная классификация игр детей дошкольного возраста:
- самодеятельные: игры-экспериментирования, сюжетные,
- игры с правилами: обучающие (дидактические, подвижные), досуговые,
- народные: обрядовые, тренинговые, досуговые
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.
Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.
Дидактическая игра используется при решении задач образовательных областей:
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Речевое развитие»
ФГОС дошкольного образования предполагает формирование …первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях)
Все это является неотъемлемой часть сенсорного развития малышей и основой умственного развития. Сегодня я хочу более подробно остановиться теме сенсорного развития детей раннего возраста и использования дидактических игр.
Виды дидактических игр
- для развития мелкой моторики и речи
- восприятия формы и величины
- для формирования цветового восприятия
- для слухового развития
- для развития тактильных ощущений и обоняния
- для художественно – творческого развития
- для элементарного экспериментирования
- для развития интеллектуальных и конструктивных способностей
Опираясь на положительный опыт работы педагогов нашего детского сада и свой личный я использую дидактические игры в совместной деятельности с детьми, и в индивидуальной работе. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, что является основой воспитания детей раннего возраста.
Развивающая предметно-пространственная среда группы насыщена игровыми пособиями, способствующими развитию сенсорных эталонов малышей, это: пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаики, шнуровки, наборы разноцветных геометрических фигур, сенсорные коврики.
С помощью дидактических игр знакомлю детей с цветом, формой, величиной. Для этого предлагаю игры: «Лото- цвета», «Подбери чашки к блюдцам по цвету», «Что бывает такого цвета? », «Цветные кубики», «Геометрическая мозаика», «Вкладыши», «Найди такой же» и др. Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка». Я стараюсь постоянно разнообразить дидактический материал Использую игры-самоделки: « Подбери пару», « Разноцветные странички» , «Сосчитаем дырки в сыре» . « Разноцветные колпачки», « Город цветных человечков» «Воздушные шары», «Подарим куклам бусы», «Нарядим солнышко», «Дождик для тучки», и др., с помощью которых развивается не только сенсорное восприятие, но и память, внимание, мышление, речь.
Для развития различных анализаторов : слуховых, тактильных, также использую дидактические игры. Вначале обращаю внимание детей при рассматривании предметов на меру тяжести, на качество поверхности, температуру, запахи, предлагаю потрогать и сравнить материал из которого изготовлены игрушки.
Для определения и сравнения предметов на вес использую игру « Легкий –тяжелый», для развития тактильных ощущений «Определи на ощупь». Но здесь возникли определенные трудности. Так в игре « Легкий- тяжелый» дети не могли сконцентрироваться на своих ощущениях, любопытство одолевало их, им непременно хотелось развязать ленточки и заглянут в мешочки- что же лежит внутри. И когда мы вместе посмотрели, что же в них находится, малыши потрогали камушки, желуди , вату, металлические шайбы, и тогда ,опять убрав по своим мешочкам эти
А игра « Определи на ощупь» вызвала такие интересные ассоциации у детей –я была приятно удивлена: раздала детям карточки с наклеенными на них различными по фактуре кусочками ткани, попросила потрогать их, приложить к щеке и высказать свои ощущения, а ответы детей: « у меня зайчик», « а у меня кошечка», « у меня –ежик». Такие ответы детей вызвали большое количество эмоций - дети смеялись, пробовали и сравнивали, не верили и утверждались в правоте других.
Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их. К играм-забавам относятся такие известные, как "Поймай зайчика", «Бабочки», «Игры с опавшими листьями», "Жмурки с колокольчиком" (определение направления по звуку), "Кто скорее соберёт картинку" (на координацию движений) в таких играх привлекаю внимание ребёнка к окружающим предметам, учу называть их.
Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне. В результате дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классификация игр детей дошкольного возраста
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей
Дидактическая игра используется при решении задач образовательных областей: «Познавательное развитие », «Социально-коммуникативное развитие », « Художественно-эстетическое развитие », « Речевое развитие »
ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование …первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.):
6 Умственное развитие Сенсорное развитие
Виды дидактических игр -для развития мелкой моторики и речи -восприятия формы и величины -для формирования цветового восприятия -для слухового развития -для развития тактильных ощущений и обоняния -для художественно – творческого развития -для элементарного экспериментирования -для развития интеллектуальных и конструктивных способностей
Игры для формирования сенсорных эталонов
Игры на восприятие цвета
Игры на восприятие формы
Игры на восприятие величины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности использования «пальчиковых» игр в развитии детей раннего возраста в детском саду и семье.
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I Психолого-педагогические особенности игровой деятельности ребенка – дошкольника………………..…………….. 1.1 Генетические корни игры…………..……………………………… 1.2 Игра – ведущий вид де...
«Использование игр-драматизаций в развитии детей раннего возраста»
Игра драматизация – особый вид деятельности детей дошкольного возраста.Игра—драматизация основана на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем проводить игру – драматизацию, дети должны понят...
Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста
Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста...
Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста
Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста...
Консультация для родителей «Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста»
Консультация для родителей «Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста»...
19.12.23 Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста
Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста...
Статья Использование дидактических игр в деятельности детей раннего возраста.
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных дейст...