Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми 4-5 лет "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая группа) на тему
Конспект занятия по ознакомлению детей 4-6 лет о происхождением дымковской игрушки .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_dlya_detey_4-6_let_dymkovskaya_igrushka.docx | 108.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 625
с углубленным изучением математики Невского района Санкт-Петербурга
имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
с детьми 4-6 лет
«Дымковская игрушка».
Материал подготовила
воспитатель Климович И.В.
Санкт-Петербург
2015
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
( Ознакомление с предметным окружением)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Дымковская игрушка».
Цель: продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить и расширить представления детей о происхождении дымковской игрушки;
- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;
- учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
- закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи при украшении заданной формы;
- совершенствовать речь как средство общения;
- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.
Развивающие:
- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;
- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора; развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;
- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками;
- развивать всесторонние познавательное и творческие способности детей.
Воспитательные:
— воспитывать у детей уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа;
— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Предварительная работа: сбор произведений устного народного творчества; чтение книг, стихов, потешек; рассматривание иллюстраций, эскизов, игрушек; знакомство с декоративными приемами рисования; используя шаблоны.
Оборудование: компьютерная презентация, фонограммы с записями русской народной музыки, дымковские игрушки, силуэты фигурок (из бумаги), материалы для продуктивной деятельности (кисти нескольких размеров, гуашь, салфетки).
CD –плеер, мультимедийный проектор.
Интеграция образовательных областей: художественное – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Используемые технологии: игровые, обучающие
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Воспитатель: Сегодня мы совершим с Вами путешествие в сказочный мир красоты, добра, в мир ярких красок и удивительных творений народных умельцев – мастеров Дымковской игрушки.
Откуда же такое удивительное название Дымковская игрушка? (Слайд 1)
Давным-давно, отсюда и не видно как далеко, на берегу реки стояла деревенька. Поначалу и названия у неё не было. Жили в той деревеньке люди добрые и весёлые. Летом они в поле работали, песни пели. А зимой на печи лежали, пироги да баранки жевали, на санях катались, от души баловались! (Слайд 2)
А ещё в той деревеньке глина была красная. И, научились люди из неё игрушки лепить – оленей, индюков, нянек с младенцами и барынь в пышных юбках. Но особенно любили мастера лепить свистульки в виде птичек. Вылепленные игрушки зимой обжигали в печи. И над всей деревенькой стелился дым из печных труб. Со временем эту деревеньку так и прозвали – Дымково. А игрушку назвали – Дымковской. (Слайд 3)
Берет мастер кусок глины и начинает лепить из нее фигурку. А глина мягкая. Мягче, чем пластилин! (Слайд 5,6) Слепят игрушки и в печь, обжигать (Слайд 7,8)
После обжига игрушку белили мелом, который разводили на молоке - и она становилась белой. (Слайд 9). И стали мастера думать и спорить, какими красками расписать игрушку. Долго они думали и спорили, до самой весны! А весной зазвенела капель, застучали по крышам капельки дождя, затем выглянуло солнышко, и в небе над деревенькой появилась радуга. Так и повелось расписывать Дымковскую игрушку яркими полосками, весёлой клеткой, украшать кружочками и точками, используя яркие краски радуги – синюю, красную, зелёную, жёлтую. Полюбились мастерам и другие цвета – особенно малиновый и розовый.(Слайд 10,11,12)
А весной в Дымково народ отмечал праздник – «Свистопляску». Все – от мала до велика, свистели в свистульки, пели песни, шутили, веселились, дарили друг другу игрушки и угощали сладостями. И я предлагаю Вам посмотреть на весёлые Дымковские игрушки, созданные волшебными руками мастеров. (Слайд 14-21)
Физминутка:
Воспитатель: Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?
Дети: игрушки делали из глины
Воспитатель: но глина красная не красивая, как же игрушки получились такие веселые, нарядные?
Дети: покрывали белой краской и расписывали.
Воспитатель: посмотрите какие элементы росписи использовали мастера для игрушки?
Дети: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки
Воспитатель: как вы думаете, что означали элементы, которыми расписывали игрушки?
Ребята как вы думаете что, по вашему мнению, мог означать круг? (Солнце), а как вы думаете, что могла означать волнистая или ломаная линия? (Воду). А что же могла означать клетка? (Поле)
Каждое изображение, используемое в дымке это передача природы окружающей человека.
Воспитатель: какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?
Дети: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.
Воспитатель: а как одним словом можно сказать про эти цвета краски?
Дети: теплые, яркие, нарядные, веселые, праздничные.
Воспитатель: А как вы думаете, почему сначала покрывали игрушку белой краской?
Дети: На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно! Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?
Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Если они любили такие яркие цвета то, какие люди были по характеру?
Дети: веселые, задорные.
Воспитатель: да, они любили повеселиться и изображали это в игрушках.
Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, индюк, медведь, барышня.
Воспитатель: и они очень яркие и нарядные, например, козёл мог быть одет в смешные штаны, дымковский конек необычный, сказочный.
Мы встречаем наиболее распространённые сюжеты:
барыня, барышня, водоноска, модниц в шляпках, под зонтиками, разряженные няни с младенцами на руках, и даже карусель. Весной в Дымково народ отмечал праздник – «Свистопляску». Все – от мала до велика, свистели в свистульки, пели песни, шутили, веселились, дарили друг другу игрушки и угощали сладостями.
Я предлагаю вам повеселиться и сыграть в веселую игру «Карусель».
Игра «Карусель»
Рефлексия
Продуктивная деятельность.
Воспитатель: предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки. ( Дети выбирают трафарет по желанию и приступают к его росписи).
Готовые работы выкладывают на общий стол, дети их рассматривают. Воспитатель хвалит детей, отмечает что все «игрушки» получились очень разные, не похожие друг на друга.
Все игрушки – не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года) по сенсорному воспитанию Тема: "Игрушки"
познакомить детей с новой формой – шар;-закрепить знания цветов (красный, синий, желтый, зелёный), побуждать называть цвета;-закрепить знания геометрических фигур;-закрепить понятия большой - ма...
«Игрушка-погремушка». Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы
«Игрушка-погремушка». Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы«Игрушка-погремушка»Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой млад...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы в технологии ситуация по теме «Игрушки»
Формирование умения подбирать слова, более точно отражающие особенности игрушек (цвет, форму., величину)...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте "Спички детям не игрушки"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте «Спички детям не игрушки»Дать детям понятие какую опасно...
"Игрушки" Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы.
"Игрушки" Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "История одной игрушки"
Конспект к презентации...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Описание игрушки»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Описание игрушки»...