Использование проблемно - поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по ознакомлению с окружающим
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
структурное подразделение государственного бюджетного образовательного
учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 5 города
Сызрани городского округа Сызрань Самарской области,
реализующего образовательные программы
дошкольного образования «Детский сад №1»
Выступление на педсовете из опыта работы на тему:
«Использование проблемно - поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по ознакомлению с окружающим»
Составила: воспитатель
Волкова Л.А.
СП «Детский сад №1»
ГБОУ СОШ №5 г. Сызрань
«Использование проблемно - поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по ознакомлению с окружающим»
Дошкольный возраст является тем периодом, в течение которого закладываются основы личности человека, его отношения к окружающему его миру, развиваются познавательные интересы.
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования отмечена необходимость вовлечения дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность, подразумевающую исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, для развития инициативы, любознательности, умения высказывать свою точку зрения и проверять её в ходе наблюдений и практических действий.
Одним из методов познавательного развития дошкольников, при ознакомлении с окружающим миром является такой вид деятельности, как решение проблемно-поисковых ситуаций.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Осознав важность и необходимость мотивации детей для получения ими прочных знаний по ознакомлению с окружающим, я поставила перед собой следующую цель - повысить мотивацию дошкольников на получение знаний по ознакомлению с окружающим через использование проблемно-поисковых ситуаций.
Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:
- создать картотеку проблемно-поисковых ситуаций по ознакомлению с окружающим
- способствовать организации поисковой и исследовательской деятельности, в ходе которой дошкольники самостоятельно (или совместно с взрослым) находят пути решения возникших проблемных ситуаций;
- создать условия для самостоятельного изучения детьми свойств и качеств живых и неживых объектов окружающего мира.
При создании и решении проблемно-поисковых ситуаций применяла следующие методические приёмы:
- подведение детей к противоречию и предложение самим найти способ его решения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же предмет (явление);
- побуждение детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
- эвристические (наводящие, «ключевые») вопросы;
- организация опытно-экспериментальной деятельности;
- подведение детей к самоанализу и выводам.
Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.
Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Сможет ли берёза расти всю зиму в помещении, если за ней ухаживать, как за комнатными растениями?». Рост растений в понимании ребёнка связано с теплом, поливом и т.д. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую схему создания проблемной ситуации:
- Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями)
- Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению)
- Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование)
- Находим решение (радость, восторг)
- Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа)
Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный, неоднотипный. Я считаю, что нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.
Правильно сформулированные вопросы конкретизируют, сужают область неизвестного, что именно следует выяснить для решения проблем, не сообщать ребёнку готовый ответ. Как ни хотелось бы этого сделать. Таким образом, я пыталась достичь того, чтобы ребёнок:
- Действительно почувствовал определённую теоретическую или практическую трудность;
- Уяснил. Что от него хочет воспитатель;
- Захотел решить эту проблему;
- «Смог это сделать».
Одним из условий решения задач поисковой деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Примером такой развивающей среды в моей группе стал уголок опытно-экспериментальной деятельности, оснащенный разнообразным материалом и оборудованием, где дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми поисковую и исследовательскую деятельность. Одна из основных задач уголка - развитие познавательной активности детей, желания и умения самостоятельно искать и находить ответы на возникающие вопросы и предложенные проблемно-поисковые ситуации.
Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. В процессе решения проблемно-поисковых ситуаций у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно- экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Ни одну воспитательную, развивающую, образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного сотрудничества и взаимодействия с семьей и полного взаимопонимания между родителями и воспитателем. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Мною были разработаны консультации для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников», «Упражнения и проблемные ситуации для организации экспериментирования с участием взрослых», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
Картотека проблемных ситуаций, которые можно использовать дома.
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования.
Используя, в развитии познавательных интересов у детей, проблемно-поисковые ситуации я пришла к выводу, что:
- Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
- Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
- Найденное, в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
- Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
- Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
- Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.
- Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.
Список литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ № 1155 от 17 октября 2013г. Министерства образования и науки Российской Федерации.
2.Артёмова JI.B. «Окружающий мир дошкольника».
Москва: Просвещение, 1992г.
3.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом». Москва: ООО ТЦ «Сфера», 2010г.
4.Соловьёва Е.Н. «Как организовать поисковую деятельность детей». Москва: Дошкольное воспитание 2005-№1.
5. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей Е. Емельянова Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
6. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М.: пед. общество России, 2005.
7. Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду» Короткова Т. А. «Дошкольное воспитание», 2003, №3.
8. Паршукова, И. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду Н. Л. Паршукова Дошкольная педагогика, 2006, №
9 Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» Савенков А.И. «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников
Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....
"Использование проблемно-поискового метода в математическом развитии дошкольников"
Сообщение из опыта работы о возможности использования проблемно-поискового метода в работе со старшими дошкольниками по формированию элементарных математических представлений....
Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников»
Опыт работы воспитателя...
Из опыта работы: «Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию»
Из опыта работы:"Использование проблемно-поисковых ситуаций в работе с дошкольниками по социально-коммуникативному развитию"...
Методические рекомендации по использованию проблемно – поисковых методов в работе с детьми с нарушением слуха.
представление опыта работы по использованию проблемно – поисковых методов с дошкольниками с нарушением слуха....
презентация использование проблемно поисковых ситуаций в различных видах музыкальной деятельности
Каждый ребенок по своей природе способен и талантлив, любознателен и полон желания учиться. Все, что ему нужно для развития своих дарований, это умелое руководство и внимание со стороны взрослых.Форми...
«Использование проблемно-поискового метода в работе с детьми до-школьного возраста, имеющими речевые нарушения»
Мною представлен план работы по развитию связной речи при помощи проблемно - поисковых методов: тематика занятий, упражнения, игры, наблюдения. В основе организации занятий лежит комплексный подход, н...