Конспект занятия о планете Венера
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рюмина Галина Анатольевна

Познакомить детей с планетой Солнечной системы – Венерой, предложить провести опыты с песком и глиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon venera_-_planeta_bogini_krasoty.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация дошкольного образования

«Планета детства «Лада»

Конспект занятия

по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

 «ВЕНЕРА – ПЛАНЕТА

БОГИНИ  КРАСОТЫ»

Составитель:

воспитатель высшей категории

Рюмина Г.А.

г. Тольятти

детский сад №115 «Салют»

2015 год.

Цель: Познакомить детей с планетой Солнечной системы – Венерой, продолжать развивать способность сравнивать вещества, дать знания о новых неизвестных свойствах песка и глины, развивать логическое мышление детей, познавательную активность, расширить кругозор и словарный запас детей.

Ход занятия:

- Ребята, а сегодня на занятии я хочу познакомить вас с самой яркой планетой Солнечной системы, которую считают сестрой нашей Земли. Ей название вы узнаете, если сможете расшифровать.

                                       1        2         3         4        5         6

В

Е

Н

Е

Р

А

        

5 – 2 =        Н                          5 + 1 =        А

7 – 2 =        Р                           2 + 2 =        Е

4 – 3 =        В                           6 – 4 =        Е

- Правильно, это Венера. Венера – вторая от Солнца планета. Она ближе к Солнцу, чем Земля. На Венере свистят и завывают ураганы, а поверхность её жёлто-коричневого цвета. Как вы думаете почему?

Загадки:

«Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже»

                                   (песок)

«Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги

Чтобы сделать миску, вазу

Она понадобится сразу»

                              (глина)

- Верно, Венера покрыта толстым слоем песка и частичек глины.

- А что такое песок?

ОПЫТ №1

Рассмотреть через лупу песок.

- Как выглядят песчинки?

- Похожи ли песчинки одна на другую?

- Чем отличаются?

- Можно ли сосчитать все песчинки?

Вывод: Песок состоит из очень большого количества мелких зернышек, которые не похожи друг на друга.

- Ребята, вы знаете, а на Венере мы бы не смогли рассмотреть состав песка, потому что над Венерой так много облаков, что она кажется укутанной в белую вату. Сквозь плотные облака не пробивается свет Солнца, поэтому на планете вечная ночь.

- Ребята, как вы думаете, если бы нам нужно было выкопать нору, чтобы спрятаться там от космических врагов, в каком месте это лучше сделать – в песчаной или глинистой почве? Какая нора будет самой прочной?

ОПЫТ №2

Предложить сделать отверстие во влажном песке и глине.

Вывод: Во влажном песке легче и быстрее делать нору, чем в глине, потому что он рыхлый. Но в глинистой почве нора будет прочнее, чем в песчаной, потому что песок осыпается.

- На Венере, как и на Земле, есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа и настолько ядовита и плотна, что если бы мы там оказались, давила бы на нас своей тяжестью так же сильно, как давил бы слой воды толщиной в один километр. И дождь на Венере выпадает в виде серной кислоты, которая сжигает всё живое на своём пути.

- Ребята, а как вы считаете, почему мы дорожки на огороде посыпаем песком, а не глиной?

ОПЫТ №3

Пропустить воду через слой песка и через слой глины. Помять в руках песок, глину. Что очищается с рук  легче и быстрее?

Вывод: Через песок вода просачивается быстрее и не остаётся на поверхности, а через глину вода проходит с большим трудом, часть её остаётся сверху. Песок очищается легче и быстрее руки становятся чистыми. Огородные дорожки посыпаем песком, чтобы грязь и лужи после дождя с огорода не разносить на обуви по территории садика.

- А вот на Венере мы бы не смогли найти ни мокрого песка, ни глины. Знаете почему?

- Потому что хотя на планете вечная ночь, но тепло Солнца, которое проникает сквозь облака, не может уйти обратно – облака удерживают его, как это бывает в парнике, и температура растёт. Такое явление называют парниковым эффектом. А поверхность Венеры сильно раскалена, поэтому песок там вечно сухой.

- Ребята, как вы думаете, а изменится ли свойства сухого песка, если его просеять?

ОПЫТ №4

Взять 2 лотка. В одном разровнять площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности насыпать песок через сито, аккуратно положим на поверхность песка какой-нибудь тяжёлый предмет, например, ключ. Второй лоток с песком встряхнуть.  Пусть песок в нём будет лежать кое-как, навалом, положить туда также ключ. Обратить внимание на глубину следа, оставшегося от предметов в песке.

Вывод: Отпечаток тяжёлого предмета заметно более отчётлив на набросанном песке, чем на насеянном. Насеянный песок заметно плотнее.

- Ребята, как вы считает, а песок вес имеет?

Взвесить на весах.

- Тогда почему своим весом он не раздавливает животных и насекомых, которые в него зарываются?

ОПЫТ №5

В трубочку, склеенную из тонкой бумаги, вставляем карандаш. Затем трубочку с карандашом осторожно засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу. Вытаскиваем карандаш. Повторяем опыт, меняя положение трубочки: вертикальное, горизонтальное, наклонное.

Вывод: Трубочка остаётся несмятой, потому что песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя, целыми и невредимыми.

- Ребята, а вы знаете, почему у верблюдов и сайгаков, которые обитают в пустынях и полупустынях такие необычно большие носы?

Показ иллюстраций (см. Приложение №1)

- Вы уже знакомы со свойством сухого песка – сыпучестью? Что это такое? Верно, это когда песчинки двигаются. Во время песчаных бурь, ветер поднимает песок, и он попадает в нос животным. Внутри большого горбатого носа, как в противогазе, воздух фильтруется, песок оседает и не попадает в лёгкие.

- А у меня в коробочке находится предмет, в работе которого, люди использовали это свойство песка. Догадались, что это? (песочные часы)

- Существуют  разные  песочные  часы – 1-минутные,  3-минутные,                5-минутные. В каких из них больше всего песка? Почему?

- Существуют ли часовые песочные часы? Почему? Удобны ли они были? Почему?

Игра «Кто больше звёзд нарисует на небе за 1 минуту»

- А на Венере земные часы были бы совершенно бесполезные. Учёные узнали, что эта планета ленива и неповоротлива по сравнению с Землёй. Земля успевает обернуться вокруг своей оси 117 раз, а Венера – только раз. Земные часы убеждали бы нас, что прошло 5 суток, а на самом деле не истёк один венерианский час! С Земли Венера кажется необыкновенно красивой планетой. Она появляется на небосклоне только утром или вечером, и люди её называют кто Утренней звездой, кто Вечерней. Она сияет мягким белым светом. Венера сама не светится, а только отражает солнечный свет, поэтому кажется серебристым, блестящим шаром. Ни одна звезда не может сравниться с красивым блеском Венеры. Люди назвали эту планету Венерой по имени богини красоты и сложили о ней красивые сказки. Им казалось, что это прекрасная девушка едет по небу на серебряной колеснице, запряжённой белоснежными конями.

- Ребята, а как вы считаете, может ли этот некрасивый невзрачный кусок глины стать прекрасным? Что для этого нужно?

ОПЫТ №6

Натереть кусок глины на мелкой тёрке (рассмотреть в лупу). Глина состоит из мелких частичек, которые немного меньше песчинок. Залить всё водой. Рассмотреть через лупу сырой комок глины.

Вывод: Частички как будто тесно встали друг к другу, они  прилипли друг к другу. Глина стала плотной, вязкой, пластичной. Предложить детям что-нибудь слепить из комочка.

- Почему глину сравнивают с пластиком? Во что прекрасное может превратиться кусок глины? (в посуду, в игрушки)

Д/и «Что бывает…» или игра «Разрезные картинки».

Детям предлагается сложить разбитую глиняную посуду.

Глиняные: игрушки, чашки, бусы.

глиняная – тарелка, чашка, посуда, лошадка, ваза;

глиняный – кувшин, горшок;

глиняное – кашпо, блюдо.

- А ещё женщины используют голубую глину в косметических средствах, чтобы стать такой же красивой и прекрасной как Венера. Много тайн хранит в себе эта планета. Много вопросов «почему?» озадачивают учёных. Например, почему она такая ленивая? Почему у Венеры нет спутника, как у нашей Земли? Не торопится Венера дать на них ответы, но я надеюсь, что, может быть, мы об этом когда-нибудь узнаем.

Приложение №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Дети планеты земля"

Конспект занятия в старшей группе "Дети планеты земля"...

Конспект занятия о планете Марс

В конспекте даны сведения для осознания детьми знаний о Марсе и подборка опытов с металлами....

конспект занятия "Живая планета"

Конспект занятия целью является уточнить  представления детей о Солнечной   системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь; имеются все условия: вода, воздух, тепло, необходимые живы...

Конспект занятия "Берегите Планету"

Конспект занятия "Берегите Планету"...

Конспект занятия "Бережем планету вместе!"

Цель: дать детям представление о первоцветах, растущих в нашей местности, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми, обогащать словарь (мать-и мачеха, л...