Организованно–образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Первоцветы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Организованно образовательная деятельность для детей старшей группы, составлено в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программное содержание: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; уточнить и расширить представление и знания детей о первых цветах весны. Закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, знакомить с красной книгой. Прививать навыки экологически грамотного поведения в лесу. Воспитывать любовь к природе, способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Организованно–образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Первоцветы».
Пояснительная записка к организованно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе.
Организованно образовательная деятельность для детей старшей группы, составлено в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой.
К ООД разработана презентация в виде слайд – шоу.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- принцип непрерывности (Занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя, и детей).
- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
- принцип психологической комфортности.
Задачи:
- создать атмосферу психологического комфорта на протяжении всего занятия;
- побуждать детей к выполнению поставленных задач.
ООД построено в проектном режиме.
Для достижения цели использованы такие методы и приемы:
-наглядный метод (презентация);
- наглядно - практический метод (пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнышко»; физкультминутка «Наши алые цветки»).
Программное содержание: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; уточнить и расширить представление и знания детей о первых цветах весны. Закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, знакомить с красной книгой. Прививать навыки экологически грамотного поведения в лесу. Воспитывать любовь к природе, способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка.
Материал: аудиокассета с легкой тихой музыкой; цветок, ваза; компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды весенних первоцветов; нитки, ковролин.
Место проведения: групповое помещение.
Словарная работа: первоцветы, лекарственные растения, ландыш, мать-и-мачеха, медуница, проталины.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций цветов и трав, растущих в Чувашии;
- чтение стихов о первоцветах;
- чтение рассказа-сказки Валентины Чаплиной «Юля и цветы»;
- наблюдения за весенними изменениями в природе: цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна;
- рассматривание первых весенних цветов;
- посещение детской библиотеки, где познакомились с Красной книгой;
- дидактические игры;
- пальчиковая гимнастика.
Ход занятия
Дети входят в группу. Их встречает воспитатель с цветком в руке.
– Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Ребёнок:
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел,
И повсюду тишина...
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
- Ребята, какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы.(Ответы детей).
- Правильно. Весна бывает разная. В марте – это весна света. Почему? (Небо с каждым днем голубеет, становится выше; солнце пригревает ласковей, горячей.)
- В апреле – это весна воды. Как вы думаете, почему? (Тает снег, бегут ручьи, весёлые, звонкие, разговорчивые; с крыши капают сосульки – это капель.)
- А в мае весна зелёной травы. Почему? (Появляется зелёная трава, первые цветы, распускаются листья...)
- Какой сейчас идет весенний месяц?
- Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег и появятся первые проталины.)
-Самые первые цветы так и называются – первоцветы.
- В конце апреля в лесу начинают расцветать первоцветы. Какие вы знаете первые цветы? (Пролеска, ветреница, гусиный лук, медуница, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш). Дети, а можно рвать первоцветы? (Нет) Почему?
Чтение стихотворения Т. Собакиной хором.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок...
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ,
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты...
И не будет красоты.
- А, вот цветок вам говорит так: стихотворение Ю. Гагонина
Не рви меня, пожалуйста,
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю мне
На солнце и весну. (Ставит цветок в вазу).
- Ребята, мы с вами ходили в детскую библиотеку и там вас Весна познакомила с удивительной книгой. Кто скажет, как она называлась? (Красная книга).
- А для чего она нужна?
Дети: Ученые создали Красную книгу и занесли в нее названия редких и исчезающих растений, и животных.
- Чем же книга необычная? (в этой книге страницы не белые, а цветные. Первые страницы красные.) Почему? (На них указаны растения и животные, которых надо спасать немедленно, без малейшего промедления.) А какие редкие растения Чувашии вам известны? (Клюква, ковыль, кувшинка белая, морошка, подснежник, ландыш и др.)
Следующие страницы в книге желтые. Желтые страницы напоминают нам о том, что этих растений и животных становится мало, - их надо спасать! Потом мы открываем белые листы. На них знаки - правила поведения в природе: если их не соблюдать, то растения и животные попадут в беду. Дальше идут зеленые страницы. Как вы думаете, что они обозначают? Да, можно порадоваться за растения и животных, которые записаны на этих листах, - их много. Люди вовремя пришли им на помощь. Вот мы и вспомнили все страницы нашей Красной книги. Мы с вами должны охранять все растения и животных, которые в нее попали. Когда мы встретим их в лесу, на лугу или на речке, скажем им: «Мы вас не будем обижать».
- Все пробуждается, оживает благодаря солнышку! Какое солнышко весной? (теплое, ласковое, яркое).Давайте с ним поздороваемся.
Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, красно солнышко – руки вверх
Здравствуй, ветерок – покачивание рук
Солнечные зайчики, – взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек – руки внизу, покачивание рук
Здравствуй, спелая трава – покачивание ладошек
Здравствуй, шумная листва – трут ладошки
Здравствуйте, мышата – хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата – прыжки на месте
Всех приветствуем сейчас – пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас – руки к груди и вперед – в стороны
Стук в дверь, входит Старичек-Лесовичек.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуй, Старичек-Лесовичек. Мы очень рады снова видеть тебя у нас в гостях.
- Сейчас мы с ребятами говорили о первоцветах.
- Ой, я очень люблю цветы. Ребята, отгадайте мою загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
– Правильно! Я приглашаю вас в мой лес. Проходите и рассаживайтесь на лесной полянке.
- Послушайте, ребята, еще загадку. О каком весеннем цветке в ней говориться?
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь.
(Подснежник)
- Да, первый весенний цветок в нашем лесу – это подснежник.
(показ слайд-шоу).
- Красивый цветочек? А чем он вам нравиться? (Высказывания детей.)
Воспитатель: Старичек-Лесовичек, послушай пожалуйста, стихотворение о подснежнике.
(Ребенок читает стих.)
На лесной проталинке –
Колокольчик маленький.
Краску взял себе с небес
И украсил ею лес.
-Да,необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники.
(Дети рассматривают слайды с изображением подснежников на лесной поляне.)
- Вслед за подснежниками в лесу появляются лесные фиалки. (Рассматривание слайда.)
Пройдет совсем немного времени, и на смену голубым подснежникам и фиалкам придет еще один из наших любимых лесных цветов. Какой? Догадались? Нет? Тогда слушайте еще одну загадку.
Белые фонарики
На зеленой ножке
Я весной встретила
На лесной дорожке.
Правильно: это ландыши. Поздней весной. Когда солнце щедро посылает свои теплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат.
-А можно ли нарвать букет ландышей и понести его домой? Или надо оставить их в лесу, не трогая, как подснежники? (Рассуждения детей.)
-Да, ребята, эти цветы лучше тоже оставить в лесу. В вазе ландыши стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Для букетов выращивают специальные садовые цветы, которые дольше лесных и полевых радуют нас дома. Тем более что ландыши-цветочки появляются не на всех листьях. Корневище ландыша живет примерно 21 год, а цветет он только в возрасте от 7 до 10-13 лет. Вот сорвем мы букетик ландышей. Придем через год на это место, где собирали цветы, а их там уже не будет. Не увидим мы фонариков-колокольчиков! Не разнесется по лесу их запах! Какое настроение тогда будет у вас?
-Так как же лучше поступить с ландышами? Рвать или нет? (Высказывания детей.)
-Да, пусть цветут ландыши, майский привет весеннего леса.
А знаете ли вы, ребята, что ландыш – лекарственное растение? Это маленький лесной доктор. Но не на поляне в лесу им надо лечиться. Ландыш – ядовитое растение. Листья и особенно плоды ландыша (слайд) – ядовиты. В аптеке,приготовят из него лекарство, в помощь больному сердцу.
-А, какие лечебные травы вам еще известны? (полынь, мать-и-мачеха, медуница и др.).О каком лекарственном растении говориться в загадке?
Первым вылез из землицы,
На проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(слайд): мать -и- мачеха.
- А это что за красивый цветок?
Загадка:
Шмель цветку очень рад,
Ах, медовый аромат!
И цветки красивые-
Розовые, синие
- медуница.
Воспитатель: Правильно, ребята, это медуница.
Вот сколько всего мы с вами увидели интересного.
Физкультминутка под тихую музыку.
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
Старичок-Лесовичек: сегодня мы с вами познакомились, только с теми весенними цветами, которые появляются самыми первыми. С каждым теплым солнечным денечком природа будет радовать нас и появятся новые цветы (фиалки, незабудки, медуницы, лютики, купальницы и т.д.).
Цветы – символ прекрасного, улыбка матушки Природы. Но они так беззащитны перед нами, что требуют охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. Их нужно беречь, преумножать. Представьте себе мир без единого цветка – это будет печальное зрелище.
И закончить наше занятие мне хочется словами великого сказочника Г. Х. Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». «Кто любит цветы, тот не может быть злым».
Все вместе поют песню «Красная книга» (муз. Е. Птичкина, ел. Б. Дубровина).
Охраняется Красною книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Все живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно
Красная книга, Красная книга!
- И я очень надеюсь, что, оказавшись в следующий раз в лесу, вы не вернетесь с охапками цветов, а полюбуетесь ими на месте или сфотографируете их на память.
- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.
- Старичок- Лесовичек, посмотри какие цветы для тебя ребята сделали из ниток. Это тебе на память о нашей встрече.
_ Спасибо, ребята. А сейчас, я вас приглашаю в фито-бар попить лечебного чайку. Ну, а мне пора возвращаться в свой лес. До свидание, ребята! До новых встреч!
Список литературы:
1. Шаяхова Р.К. «Природа и ребенок». Программа экологического воспитания дошкольников. Казань: РИЦ «Школа», 2002.
2. Кудрякова И.Г. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. Учебно-методическое издание.
3. Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет – И.: Т.Ц. Сфера 2011.
4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. И.: ВАКО, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с использованием технологии исследовательской деятельности.Тема:"Здравствуй, Осень"
Познакомить детей с временем года, осень.- Совершенствовать представления детей о времени года.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах листьев;-Активизировать понятие ...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Здоровое питание – здоровая жизнь"
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе компенсирующей направленности....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе Тема: «Моя малая Родина»
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Моя милая Родина"...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и расширению кругозора и патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Моя семья»
Цель: Воспитывать семейные, духовно-нравственные ценности.Задачи: Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; знание детьми ...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе «Новый год у ворот»
Материал предназначен воспитателям ДОУ....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира "История одежды" с детьми старшей группы
Конспект ООД по формированию целостной картины мира "История одежды"...