Организованно–образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Первоцветы».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Скобелева Марина Ивановна

Организованно образовательная деятельность для детей старшей группы, составлено в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Программное содержание: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; уточнить и расширить представление и знания детей о первых цветах весны. Закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, знакомить с красной книгой. Прививать навыки экологически грамотного поведения в лесу. Воспитывать любовь к природе, способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Организованно–образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Первоцветы».

Пояснительная записка к организованно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе.

Организованно образовательная деятельность для детей старшей группы, составлено в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой.

К ООД разработана презентация в виде слайд – шоу.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

- принцип непрерывности (Занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя, и детей).

- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

- принцип психологической комфортности.

Задачи:

- создать атмосферу психологического комфорта на протяжении всего занятия;

- побуждать детей к выполнению поставленных задач.

ООД построено в проектном режиме.

Для достижения цели использованы такие методы и приемы:

-наглядный метод (презентация);

- наглядно - практический метод (пальчиковая гимнастика «Здравствуй солнышко»; физкультминутка «Наши алые цветки»).

Программное содержание: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; уточнить и расширить представление и знания детей о первых цветах весны. Закреплять знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, знакомить с красной книгой. Прививать навыки экологически грамотного поведения в лесу. Воспитывать любовь к природе, способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка.


Материал: аудиокассета с легкой тихой музыкой; цветок, ваза; компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды весенних первоцветов; нитки, ковролин.


Место проведения: групповое помещение.

Словарная работа: первоцветы, лекарственные растения, ландыш, мать-и-мачеха, медуница, проталины.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций цветов и трав, растущих в Чувашии;
  • чтение стихов о первоцветах;
  •  чтение рассказа-сказки Валентины Чаплиной «Юля и цветы»;
  • наблюдения за весенними изменениями в природе: цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна;
  • рассматривание первых весенних цветов;
  • посещение детской библиотеки, где познакомились с Красной книгой;
  • дидактические игры;
  • пальчиковая гимнастика.

Ход занятия

Дети входят в группу. Их встречает воспитатель с цветком в руке.

– Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Ребёнок:

Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел.
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел,
И повсюду тишина...
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.

- Ребята, какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы.(Ответы детей).

- Правильно. Весна бывает разная. В марте – это весна света. Почему? (Небо с каждым днем голубеет, становится выше; солнце пригревает ласковей, горячей.)
- В апреле – это весна воды. Как вы думаете, почему?
(Тает снег, бегут ручьи, весёлые, звонкие, разговорчивые; с крыши капают сосульки – это капель.)
- А в мае весна зелёной травы. Почему?
(Появляется зелёная трава, первые цветы, распускаются листья...)

- Какой сейчас идет весенний месяц?

- Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег и появятся первые проталины.)
-Самые первые цветы так и называются – первоцветы.

- В конце апреля в лесу начинают расцветать первоцветы. Какие вы знаете первые цветы? (Пролеска, ветреница, гусиный лук, медуница, мать-и-мачеха, подснежник, ландыш).         Дети, а можно рвать первоцветы? (Нет) Почему?

Чтение стихотворения Т. Собакиной хором.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок...

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ,

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

- А, вот цветок вам говорит так: стихотворение Ю. Гагонина

Не рви меня, пожалуйста,

Я только день живу.

Дай наглядеться вволю мне

На солнце и весну. (Ставит цветок в вазу).

- Ребята, мы с вами ходили в детскую библиотеку и там вас Весна познакомила с удивительной книгой. Кто скажет, как она называлась? (Красная книга).

- А для чего она нужна?

Дети: Ученые создали Красную книгу и занесли в нее названия редких и исчезающих растений, и животных.

- Чем же книга необычная? (в этой книге страницы не белые, а цветные. Первые страницы красные.) Почему? (На них указаны растения и животные, которых надо спасать немедленно, без малейшего промедления.) А какие редкие растения Чувашии вам известны? (Клюква, ковыль, кувшинка белая, морошка, подснежник, ландыш и др.)

Следующие страницы в книге желтые. Желтые страницы напоминают нам о том, что этих растений и животных становится мало, - их надо спасать! Потом мы открываем белые листы. На них знаки - правила поведения в природе: если их не соблюдать, то растения и животные попадут в беду. Дальше идут зеленые страницы. Как вы думаете, что они обозначают? Да, можно порадоваться за растения и животных, которые записаны на этих листах, - их много. Люди вовремя пришли им на помощь. Вот мы и вспомнили все страницы нашей Красной книги. Мы с вами должны охранять все растения и животных, которые в нее попали. Когда мы встретим их в лесу, на лугу или на речке, скажем им: «Мы вас не будем обижать».

- Все пробуждается, оживает благодаря солнышку! Какое солнышко весной? (теплое, ласковое, яркое).Давайте с ним поздороваемся.

Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, красно солнышко – руки вверх
Здравствуй, ветерок –
покачивание рук
Солнечные зайчики, –
взмахи рук перед собой
Быстрый ручеек
– руки внизу, покачивание рук
Здравствуй, спелая трава –
покачивание ладошек
Здравствуй, шумная листва –
трут ладошки
Здравствуйте, мышата –
хлопок за спиной
Здравствуйте, зайчата
– прыжки на месте
Всех приветствуем сейчас –
пальцы соединены в замок
Очень рады видеть вас –
 руки к груди и вперед – в стороны

Стук в дверь, входит Старичек-Лесовичек.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуй, Старичек-Лесовичек. Мы очень рады снова видеть тебя у нас в гостях.

-  Сейчас мы с ребятами говорили о первоцветах.

- Ой, я очень люблю цветы. Ребята, отгадайте мою загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)

– Правильно! Я приглашаю вас в мой лес. Проходите и рассаживайтесь на лесной полянке.

- Послушайте, ребята, еще загадку. О каком весеннем цветке в ней говориться?

На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь.
(Подснежник)

- Да, первый весенний цветок в нашем лесу – это подснежник.

(показ слайд-шоу).

- Красивый цветочек? А чем он вам нравиться?
(Высказывания детей.)

Воспитатель: Старичек-Лесовичек, послушай пожалуйста, стихотворение о подснежнике.

(Ребенок читает стих.)
На лесной проталинке –
Колокольчик маленький.
Краску взял себе с небес
И украсил ею лес.

-Да,необыкновенной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут подснежники.

(Дети рассматривают слайды с изображением подснежников на лесной поляне.)

- Вслед за подснежниками в лесу появляются лесные фиалки.
(Рассматривание слайда.)

Пройдет совсем немного времени, и на смену голубым подснежникам и фиалкам придет еще один из наших любимых лесных цветов. Какой? Догадались? Нет? Тогда слушайте еще одну загадку.

Белые фонарики
На зеленой ножке
Я весной встретила
На лесной дорожке.

Правильно: это ландыши. Поздней весной. Когда солнце щедро посылает свои теплые лучи на землю, а в воздухе звенят голоса птиц, в сырых тенистых уголках леса расцветают ландыши. Маленькие белые фонарики-колокольчики разносят по всему лесу свой аромат.

-А можно ли нарвать букет ландышей и понести его домой? Или надо оставить их в лесу, не трогая, как подснежники?
(Рассуждения детей.)


-Да, ребята, эти цветы лучше тоже оставить в лесу. В вазе ландыши стоят чуть дольше, чем подснежники, но тоже мало. Для букетов выращивают специальные садовые цветы, которые дольше лесных и полевых радуют нас дома. Тем более что ландыши-цветочки появляются не на всех листьях. Корневище ландыша живет примерно 21 год, а цветет он только в возрасте от 7 до 10-13 лет. Вот сорвем мы букетик ландышей. Придем через год на это место, где собирали цветы, а их там уже не будет. Не увидим мы фонариков-колокольчиков! Не разнесется по лесу их запах! Какое настроение тогда будет у вас?
-Так как же лучше поступить с ландышами? Рвать или нет?
(Высказывания детей.)
-Да, пусть цветут ландыши, майский привет весеннего леса.

А знаете ли вы, ребята, что ландыш – лекарственное растение? Это маленький лесной доктор. Но не на поляне в лесу им надо лечиться. Ландыш – ядовитое растение. Листья и особенно плоды ландыша
(слайд) – ядовиты. В аптеке,приготовят из него лекарство, в помощь больному сердцу.

-А, какие лечебные травы вам еще известны? (полынь, мать-и-мачеха, медуница и др.).О каком лекарственном растении говориться в загадке?

Первым вылез из землицы,

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(слайд): мать -и- мачеха.

- А это что за красивый цветок?

Загадка:

Шмель цветку очень рад,

     Ах, медовый аромат!

     И цветки красивые-

      Розовые, синие

      - медуница.

Воспитатель: Правильно, ребята, это медуница.

Вот сколько всего мы с вами увидели интересного.

Физкультминутка под тихую музыку.

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Старичок-Лесовичек: сегодня мы с вами познакомились, только с теми весенними цветами, которые появляются самыми первыми. С каждым теплым солнечным денечком природа будет радовать нас и появятся новые цветы (фиалки, незабудки, медуницы, лютики, купальницы и т.д.).

Цветы – символ прекрасного, улыбка матушки Природы. Но они так беззащитны перед нами, что требуют охраны. Многие из них занесены в Красную книгу. Их нужно беречь, преумножать. Представьте себе мир без единого цветка – это будет печальное зрелище.

И закончить наше занятие мне хочется словами великого сказочника Г. Х. Андерсена «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». «Кто любит цветы, тот не может быть злым».

Все вместе поют песню «Красная книга» (муз. Е. Птичкина, ел. Б. Дубровина).

Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга - Красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига.

Все живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно

Красная книга, Красная книга!

- И я очень надеюсь, что, оказавшись в следующий раз в лесу, вы не вернетесь с охапками цветов, а полюбуетесь ими на месте или сфотографируете их на память.

- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.

- Старичок- Лесовичек, посмотри какие цветы для тебя ребята сделали из ниток. Это тебе на память о нашей встрече.

_ Спасибо, ребята. А сейчас, я вас приглашаю в фито-бар попить лечебного чайку. Ну, а мне пора возвращаться в свой лес. До свидание, ребята! До новых встреч!

Список литературы:

1. Шаяхова Р.К. «Природа и ребенок». Программа экологического воспитания дошкольников. Казань: РИЦ «Школа», 2002.

2. Кудрякова И.Г. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. Учебно-методическое издание.

3. Вострухина Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет – И.: Т.Ц. Сфера 2011.

4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. И.: ВАКО, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с использованием технологии исследовательской деятельности.Тема:"Здравствуй, Осень"

Познакомить детей с временем года, осень.- Совершенствовать представления детей о времени года.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах листьев;-Активизировать понятие ...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе «Здоровое питание – здоровая жизнь"

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе компенсирующей направленности....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе Тема: «Моя малая Родина»

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности "Моя милая Родина"...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и расширению кругозора и патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Моя семья»

Цель: Воспитывать семейные, духовно-нравственные ценности.Задачи: Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; знание детьми ...