«Путешествие в зимний лес» /интегрированное занятие по природному миру и рисованию в старшей группе/
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ванина Елена Александровна
  1. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме: состояние погоды. явления природы, состояние растений, деревьев; установить связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;
  2. Побуждать детей к познавательному обобщению, импровизации: применять экологические знания в изодеятельности, используя при этом нетрадиционные техники рисования;
  3. Совершенствовать умение решать проблемные ситуации, создавая условия для использования на практике информации, полученной от организованной деятельности.
  4. Закреплять правила поведения в лесу, используя модели.
  5. Развивать внимание, речь, память, логическое и наглядно-образное мышление, воображение, фантазию, коммуникативность, эмоциональную сферу общения, мелкую моторику рук.
  6. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

«Путешествие в зимний лес»

/интегрированное занятие по

природному миру и рисованию

в старшей группе/

Подготовила и провела: Воспитатель Ванина Е.А.

Саранск 2016


Путешествие в зимний лес

(комплексное занятие по природному миру и рисованию) Программное содержание.

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о зиме: состояние погоды. явления природы, состояние растений, деревьев; установить связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;
  2. Побуждать детей к познавательному обобщению, импровизации: применять экологические знания в изодеятельности, используя при этом нетрадиционные техники рисования;
  3. Совершенствовать умение решать проблемные ситуации, создавая условия для использования на практике информации, полученной от организованной деятельности.
  4. Закреплять правила поведения в лесу, используя модели.
  5. Развивать внимание, речь, память, логическое и наглядно-образное мышление, воображение, фантазию, коммуникативность, эмоциональную сферу общения, мелкую моторику рук.
  6. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.

Методы - словесный, наглядный, практический.

Приёмы - беседа, загадки, стихотворения, моделирование, дыхательное упражнение, упражнение на развитие речевого дыхания, нетрадиционные приёмы рисования / «выдувание», «солью» /, музыкальная запись, проведение опыта.

Материал: Макеты зимних деревьев, изображение дерева, модели / к стихотворению «Пороша» С.Есенина, модели поведения человека в flecys модели / приспособления зверей к зиме: линька, шерсть, жилище, питание /, непроливайка, кисть, трубочка, гуашь черного цвета, соль, вода, салфетки, музыкальная запись.

Предварительная работа:

-наблюдение в природе, чтение рассказов Е. Чарушина и других писателей о животных;

-рассматривание иллюстраций: «Пришла зима», «Дикие животные», «Береги живое в лесу, на лугу»;

-просмотр телепередачи «В мире животных»;

-чтение и заучивание стихотворений о зиме;

-использование нетрадиционной техники рисования на занятиях и в свободной деятельности.

Словарная работа: клюка, шаль, снежный, снеговик, снежинка, пороша.


Ход занятия: Организационный момент:

В:      Здравствуйте, дорогие ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем изо-экологическом занятии. Давайте вспомним девиз занятия: «С голубого ручейка, начинается река. А занятие - начинается с улыбки».

/Дети проговаривают девиз вместе с воспитателем/

Вводная часть:

В:      Дети, вы любите чудеса?

Тогда я приглашаю вас в лес чудес!

Глазки закрывайте - чудеса начинаются. / звучит музыка А. Лядова «Музыкальная табакерка». Звенит колокольчик/. В:      Раз, два, три! Смотри.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Вот мы и в лесу! А в каком лесу? Догадайтесь сами.

Снег на лесах,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Д:      Зимой.

В:      Да, ребята, мы с вами очутились в зимнем лесу. Ребята, прежде чем зайти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

/ Воспитатель предлагает рассмотреть знаки - модели поведения в лесу/.

В:      Ребята, это знаки разрешающие или запрещающие?

Д:      Запрещающие.

   


В:      Что они запрещают?

Д:     Не ломать ветки, не ловить птиц, не разводить костёр, не забирать

животных домой, не ловить бабочек, не рвать цветы, не трогать гнёзда птиц, не оставлять мусор в лесу.

В:      Молодцы, хорошо знаете правила поведения в лесу.

В:      Ребята, а давайте подышим зимним лесным воздухом.

Дыхательное упражнение.

В:      Ребята, а какое у вас стало настроение?

Д:      Бодрое, веселое, радостное.

В:      Ребята, вот у зимы настроение бывает грустное и веселое. Настроение зимы можно выразить музыкой, живописью, стихами.

В:      Ребята, расскажите о зиме стихотворение, используя модели

/чтение стихотворения С. Есенина «Пороша»./

I часть.

В:      Ребята, в какой странный лес мы попали. Здесь никого нет. Снежные поляны вокруг. Ребята, а где же все растения?

Д:      Растения зимой спят, укрытые снегом.

/Выходит заяц и плачет./

Заяц: Здравствуйте, ребята!

В:      Здравствуй, заяц. Скажи нам пожалуйста, куда скрылись жители этого леса?

Заяц: Стало холодно. Солнце реже светит. Животные спрятались.

В:      Ой, подожди заяц, может ребята знают.

/ Дети рассказывают о жизни животных в зимнее время, используя модели./

1        р-к: Белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок. Но зимою

поменялась, в шубку серую оделась. К зиме готовила запас - шишки, орехи, грибы.

2        р-к: У медведя зимой одна работа - крепко спать и весны ждать.


3        р-к: Заяц зимой побелел, шубку новую одел. Зимой еды не хватает, корой

питается.

4        р-к: Лиса зимой живет в норе, охотится на мышей.

Заяц: Только волк зимой ходит по лесу злой, голодный, зайчат ищет.

В:      Не горюй, заяц, мы с детьми тебе поможем.

Упражнение на развитие речевого дыхания

«Укроем деревья снежинками» /Дети рвут полоски белой бумаги и сдувают их с ладоней на деревья/

В:      «Белая, узорчатая звездочка - малютка. Ты слети с моей руки, посидев минутку».

В:      Молодцы, ребята! И зайчику будет легче прятаться от хищников. И деревья теперь не замерзнуть.

Заяц: Спасибо ребята, мне, пора домой к маме. До свидания.

Д:      До свидания, заяц.

В:      Ребята, мы с вами знаем, что деревья и растения спят.

В:      Ребята, а назовите части дерева?

Д:      Корень, ствол, ветки, листья.

В:      Ребята, а зачем необходим корень растению?

/ выслушиваются ответы детей/.

В:      Молодцы, вы очень наблюдательны и внимательны. Давайте проведем небольшой опыт и попробуем выяснить, для чего еще нужны корни всем растениям?

Проведение опыта.

/ Технология проведения опыта: в тарелку с подкрашенной водой опускается веточка с марлей вместо корня. Дети наблюдают, как влага поднимается вверх/.

В:      Ребята, давайте сделаем вывод: зачем дереву нужны корни?

Д:      Так растения через корни «пьют» воду и получает питательные вещества из земли.


В:      Ребята, посмотрите, какое интересное дерево! Чего у него не достает?

Д:      Корней.

В:      Да, ребята, без корня дерево погибнет. Давайте оживим дерево, нарисуем ему корни. А будем мы рисовать приемом «выдувания», используя трубочки.

Самостоятельная работа детей.

В:      Молодцы ребята, теперь наше дерево будет жить, ведь у него прочные, сильные корни. И нам с вами нужно быть сильными, здоровыми и смелыми.

В:      Ребята, а хотите поиграть со снегом?

Упражнение « Зимние забавы».

/Дети имитируют скатывание снежного кома для снеговика/.

В:      Ребята, а что можно слепить из снега? Давайте слепим снеговика. Ребята, по форме комочек какой?

Д:        Круглый.

В:        Какой сначала был снежный ком?

Д:        Маленький.

В:        Что изменилось? Какой он теперь стал?

Д:        Средний. Большой.

В:        Давайте поставим друг на друга!

/Вот какого снеговика мы слепили из снега, а теперь нарисуем его/.

/Дети садятся за столы. На них листы бумаги, соль, баночки с водой, кисть, салфетки/.

В:      Ребята, посмотрите внимательно. Мне кажется, здесь чего-то не хватает. Чего?

Д:      Красок.

В:      А чем же мы будем рисовать? Д:      Солью.


В:      Правильно, мы же с вами волшебники, и будем рисовать снеговика солью.

Самостоятельная работа детей

/Дети сначала наносят на силуэт рисунка воду, а затем посыпают солью. Изображают снег, снежинки, используя кусочки салфетки/.

/звучит фонограмма П.И.Чайковского/.

" В:      Молодцы, ребята! Снеговики у вас получились как настоящие.

        Итог занятия.

В:      А теперь подойдите ко мне. Ребята, давайте вспомним, что случилось с нами в чудесном лесу? Что мы увидели в зимнем лесу?

Д:     Мы увидели, что растения, деревья зимой спят.

Мы узнали, для чего нужен корень растениям.

Мы вспомнили правила поведения в лесу.

Мы узнали о жизни диких животных в лесу.

Помогли зайчику, укрыли деревья, лесные полянки снегом.

Мы были художниками, рисовали снеговика, наблюдали за опытом.

В:      Мы сейчас продолжим волшебство, ведь у нас есть волшебная палочка.

Закройте глазки: раз, два, три.

Ветер подул посильнее.

- Мы гуляли долго, каждый очень рад,

Но пора вернуться в наш любимый сад

Мы за все тебя, лес благодарим

Снова днём погожим, будет встреча с ним.


Литература.

  1. Белавина И., Найденская Н. Планета - наш дом: методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников - М: Издательство «Лайда», 1995г.
  2. Гризик Т. «Познаю мир» Дошкольное воспитание №11, 2002г - с.25
  3. Денисенкова Н. «Ваш ребёнок познаёт мир» - Дошкольное воспитание №2, 2000г.
  4. Иванова Т.С. - экологическое образование в начальной школе: Учебно-методическое пособие - М.: ЦГЛ, 2003г. -56с.
  5. Николаева С. Формирование начал экологической культуры, младший дошкольный возраст. Дошкольное воспитание №8, 1999., с.40.
  6. «Планета- наш дом». Учебник-хрестоматия. Составители Белавина И.Г., Найденская Н.Г. - М.: «Лайда», «Академия», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованиюв подготовительной группе "Светлая Заря - Родина моя!"

Материал основан на применении большого колличества наглядного материала, примененииТСО. Имеется подборка стихов, частушек....

Конспект интегрированного занятия по музыкальной деятельности для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Путешествие в зимний лес»

формировать у детей  привычку к здоровому образу жизни;обогащать музыкальные впечатления детей;развивать общую и мелкую моторику, чувство ритма;учить согласовывать пение с движением...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру для детей старшей группы «Путешествие в страну обуви вместе с Кузей»

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Обувь»Задачи: Закрепить знания о назначении обуви;Провести связь обуви с временами года;Повышать познаватель...

Конспект занятия по природному миру для второй младшей группы на тему: «Деревья, кустарники. Путешествие в лес»

Цель: учить различать деревья и кустарники; уточнить представления о том, что дерево и кустарник – это растения.Задачи:  Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарник...

Конспект интегрированного занятия по природному миру на тему: «Весна пришла»

Закреплять знания детей о сезонных  изменениях весной, о диких животных  и  птиц. Развивать  мелкую  моторику рук. Воспитывать интерес  к  совместной  деятельно...

Конспект интегрированного занятия по природному миру в группе раннего развития "Курочка в гостях у ребят"

Методическая разработка включает в себя дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, подвижную игру, лепку по теме недели "Домашние птицы"....