Наблюдения на прогулке. Осень
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_na_progulke._osen.docx | 44.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Осень: Знакомимся с осенними цветами
Цель - познакомить детей с названиями цветов — ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия "высокий — низкий" (цветок), "короткий — длинный" (стебель).
Ход прогулки
Наблюдение
Обратить внимание детей на осенние цветы, растущие на клумбах, узнать, какие из цветов знакомы детям, познакомить с новыми. Спросить, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Закрепить понятия "цвет", "высота", "длина". Помочь старшим детям выделить основные части растений, предложить им провести пальцем и назвать: "Стебель, листья, цветок". Объяснить, что эти цветы растут только одно лето, поэтому их называют однолетними. Но есть и многолетние цветы (пионы, флоксы, золотой шар), их корни зимуют в почве.
Стихи по теме:
Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст.
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...
А. Майков
Загадки
А. Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.
(Цветы)
Как называются цветы,
Когда в руке их держишь ты?
(Букет)
Чистоговорки
А любили ли лилипуты лилии?
Дидактическая игра
А. "Какой цветок?" — описать предложенный цветок. Развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.
Упражнение
У этого цветка четыре лепестка, а сколько лепестков у двух таких цветков?
Цель - закрепить навыки счета.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
"Составь цветок" — составление цветка на песке из разноцветных пробочек.
Пальчиковая гимнастика "Цветы"
Наши алые цветы Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки.
Распускают лепестки. Перед лицом, затем раскрывают в видечаши.
Ветерок чуть дышит, Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки.
Лепестки колышет.
Наши алые цветки Кисти рук наклоняются вправо и влево.
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
В. Волина
Труд и индивидуальные физические упражнения
Собрать семена растений.
Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг клумбы.
Подвижная игра "Вейся, венок!".
Цель - научить детей водить хоровод.
Материал: веночки с цветами и лентами.
Ход игры: Дети, выбирая ободок-веночек, называют цветок, его окраску. Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли цветы (дети). Все вместе отбирают цветы по названиям. Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. Приходит девочка и говорит:
"Вейся, венок!
Завивайся, венок!"
Дети должны образовать круг. Вместе с воспитателем малыши водят хоровод, поют любую песенку. Игра повторяется 2—3 раза.
Многообразие осенних листьев
Цель - показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие — "листопад".
Ход прогулки
Наблюдение Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья — все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю — это листопад. Рассмотреть со старшими детьми листья разных деревьев. Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у листьев от разных деревьев разная (у березы — шершавая, у клена — гладкая и т. д.).
Стихи по теме:
Падают, падают листья —
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят...
М. Ивенсен
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
Е. Головин
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...
Е. Тутнева
Загадки
Падают с ветки золотые монетки.
{Листья)
Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют.
{Листья)
Летают, кружатся,
На землю ложатся.
С земли не встают
И тут пропадут.
(Листья)
Пословицы
Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.
Дидактические игры и упражнение
"Найди самый красивый листок" — дети выбирают из предложенных наиболее понравившийся. Цель - закрепить названия цвета, научить составлять сложносочиненные предложения.
"Узнай дерево по листочку" — детям предлагается листок дерева, которому он принадлежит. Дети называют дерево. Цель - закрепить названия деревьев.
"Сдуй листок со стола" — на столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети стоят на коленях или садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде воспитателя дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3—4 раз. Цель - развивать речевое дыхание.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
"Составь узор" — составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.
Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.
Пальчиковая гимнастика "Осенние листья".
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики, начиная с больтого.
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. "Шагают" пальчиками. Н. Нищева
Труд и индивидуальные физические упражнения
Собрать букет.
Перепрыгнуть дорожку из листиков.
Подвижные игры
"Листопад"
Цель - закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие "листопад".
Ход игры: Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками:
Листопад! Листопад! Действия выполняют дети с желтыми листьями.
Листья желтые летят!
Кружатся красивые
желтые листочки!
Кружатся красивые Действия выполняют дети с красными листьями.
красные листочки!
Сели! Уселись и замерли. Не шевелятся.
Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют.
Поднялись листья, Разбежались.
разлетелись в разные стороны.
Закружились, Кружатся.
закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья. Игра повторяется 2—3 раза.
"Поймай листок".
Цель - развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.
Что нам подарила осень?
Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.
Цель - закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.
Ход прогулки
Наблюдение: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т.д.) Назвать 3—4 плода, их величину и цвет. Старшие дети могут сказать, на что похожи облако, листья, солнце. Назвать 5—6 плодов, уточнить их запах и вкус. Рассмотреть строение гриба, объяснить понятие "хрупкий". Рассказать, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится.
Стихи по теме:
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Е. Благинина
Загадки
А. Желтый, а внутри он бел,
Даст пучок зеленых стрел.
Лишь порежь его — тотчас
Слезы выступят из глаз.
(Лук)
Само с кулачок,
Круглый бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко.
(Яблоко)
Бела, рассыпчата, вкусна
И на столе всегда она.
(Картошка)
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков...
(горох).
В шкуре золотистой,
Сладкий и душистый.
(Апельсин)
В шкуре желтой, кислый он,
Называется...
(лимон).
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)
Желтая курица
Под тыном дуется.
(Тыква)
Летом вырастают,
А осенью опадают.
(Листья)
Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
Желтая, пушистая,
Нежная, душистая,
Боится мороза,
Зовется...
(мимоза).
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта как мед,
А вкус не тот.
(Репа)
На поляне у дорожки —
Красные горошки.
Кто мимо пройдет — в рот к себе кладет.
(Земляника)
Пословицы
Осень — запасиха, зима — подбериха.
Дидактическая игра и упражнения
"Назови одним словом" — подобрать обобщающие слова к предложенным примерам. Цель - закрепить обобщающие слова: "овощи", "фрукты", "ягоды", "цветы".
"Урожай".Цель - развить координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы: "соберем", "натаскаем", "накопаем", "срежем", "нарвем".
В огород пойдем,
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный,
очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Н. Нищева
Идут по кругу, взявшись за руки.
"Таскают".
"Копают".
"Срезают".
Показывают круг руками — 3 раза.
"Рвут".
Идут по кругу, взявшись за руки.
"Овощи". Цель - развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.
Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше,
прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
В. Волина Разбегаются, приседают, водящий ищет.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
"Игры с песком" — "печем" пироги с морковкой, картошкой.
Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла".
Хозяйка однажды с базара пришла,"Шагают" пальчиками.
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальнику.
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику.
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке Ладони складывают крестнакрест.
Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальчику.
Петрушка и свекла. Ох!.. Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! "Едят" суп.
Ю. Тувим
Труд и индивидуальные физические упражнения
Собрать и засушить красивые листья для поделок.
Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку.
Подвижные игры
"У медведя во бору". Цель - научить действовать согласно словам текста, развить быстроту и ловкость. Ход игры: Дети подходят к "спящему медведю" со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл! На последние слова убегают от "медведя".
"Огуречик, огуречик". Цель- научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь. Ход игры. Ребенок ("мышка") сидит ("спит"), дети тихонько идут и читают стихотворение:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет. "Мышка" догоняет детей.
Осень: Наблюдаем за солнцем
Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.
Цель - познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием "продолжительность дня".
Ход прогулки
Наблюдение: Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. У малышей спросить: "Где солнышко? Какое оно?" Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером. Детям старшей группы можно дать задание понаблюдать: утром — когда встает солнышко, вечером — когда солнышко садится. (Дни заметно уменьшаются, вечером рано темнеет.)
Стихи по теме:
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки,
Очень рады солнышку.
А. Барто
Солнце землю осмотрело,
Каждый луч оставил след.
В мире нет важнее дела,
Чем дарить тепло и свет.
В. Нестеренко
Загадки
Светит, сверкает,
Всех согревает.
(Солнце)
Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся.
(Солнце)
Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается,
А в улыбке лучи
Очень горячи.
{Солнце)
Дидактическая игра
"Ласковые слова" — образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
"Выложи сам" — из камней выложить солнышко.
Труд и индивидуальные физические упражнения
Подмести участки, освещенные солнцем.
Бросить мяч вверх к солнышку и поймать.
Подвижная игра "Горелки"
Цель - научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры: Дети стоят в колонне парами. Перед ними — линия, на ней — водящий.
Говорят хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети из последней пары бегут вдоль колонны (один слева, другой справа), берутся за руки в начале колонны. Водящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети возьмутся за руки.
Осень: Наблюдаем за ветром
Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.
Цель - конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.
Ход прогулки
Наблюдение: С детьми младших групп слушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко. С детьми старших групп в ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиками. Обратить внимание, что ветер стал холоднее. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый — слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный — качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья). Почему так неспокойно ведут себя деревья?
Стихи по теме:
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет голый лес.
Н. Некрасов
Ветрено, ветрено,
Вся земля
Проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету...
И. Токмакова
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
Я. Аким
Дуют ветры, ветры буйные.
Ходят тучи, тучи темные.
А. Кольцов
Загадки
Без рук, без ног,
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Щука хвостом махнула,
Лес погнула.
(Ветер)
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его.
(Ветер)
Дидактическая игра "Какой ветер?"
Дети рассуждают о ветре, описывают его.
Цель - научить подбирать относительные прилагательные.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
"Выложи сам" — выкладывание круга из осенних листиков.
Пальчиковая гимнастика "Осень"
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих
Вот дубовый, руках.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой.
Вот последний лист
с осинки
Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки.
Н. Нищева
Труд и индивидуальные физические упражнения
Собрать разлетевшиеся от ветра листья.
Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев.
Подвижные игры
"Самолеты".
Цель - научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение.
Ход игры: Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке.
"Море волнуется".
Цель - развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.
Ход игры: После слов: "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!" дети замирают в задуманном образе, водящий пытается отгадать.
Осень: Знакомимся с деревьями
Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.
Цель - уточнять понятия "дерево", "куст". Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятия "гладкий", "колючий", "тяжелый", "легкий", "длинный", "короткий", "толстый", "тонкий".
Ход прогулки
Наблюдение: Сходить с детьми в парк. Обратить внимание на деревья, кусты, показать ствол, ветки, листья. У деревьев стволы тонкие и толстые. Как это узнать? Предложить детям собрать веточки, рассмотреть их и определить, длинная или короткая, толстая или тонкая, на что похожа. Обратить внимание на то, что на деревьях осталось мало листьев. Старшим детям предложить рассмотреть семена деревьев и кустарников. Сравнить их между собой, определить, с какого они дерева. Изучить шишки хвойных деревьев: ели, сосны или лиственницы, сравнить их, отогнуть чешуйки шишек, рассмотреть семена. Определить, какая из двух шишек тяжелее. Сравнить камешек и шишку, определить поверхность. Показать рябину, дать попробовать ягоды. Предложить ответить, почему по-прежнему рябина нарядная. Спросить, какие на вкус ягоды. Рассказать, что эти ягоды любят снегири.
Стихи по теме:
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
А. Твардовский
Печальны лес и дол завялый,
Проглянет день — и уж темно,
И, будто путник запоздалый,
Стучится буря к нам в окно...
А. Пушкин
Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость.
С. Есенин
Октябрь уж наступил —
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей...
А. Пушкин
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой...
И. Бунин
Загадки
Жаль озябшего бедняжку —
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Лес)
Его весной и летом
Все видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Лес)
На горе шумит,
А под горой молчит.
(Лес)
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)
Платье потерялось — пуговки остались.
(Рябина)
Одна нога — много рук.
(Дерево)
Скороговорки
У пеньков опять пять опят.
Дидактические игры
"Найди дерево" — воспитатель показывает дерево, имеющееся на участке, дети находят его. Цель - закрепить названия деревьев.
"Сравни" — дети сравнивают веточки разных деревьев. Цель - найти и назвать веточки разной длины и толщины.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук "Угадай" — угадать на ощупь, что положили в ладошки камешек, шишку, травинку или палочку).
Пальчиковая гимнастика "Осень"
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал: Загибают по одному пальчику на обеих
Вот дубовый, руках.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой.
Вот последний лист
с осинки
Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на коленки.
Н. Нищева
Труд и индивидуальные физические упражнения
Собрать и разложить по коробочкам природный материал.
Метание шишек в дерево правой и левой рукой.
Подвижная игра "Поймай грибок".
Цель - упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации.
Ход игры:
Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап.
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох!
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Воспитатель: "Кто нашел его, друзья?"
Дети: "Это я, я, я!"
Дети - "грибники" (стоят в парах лицом друг к другу, взявшись за руки) ловят "грибы" (заключить в свой круг).
Осень: Наблюдаем за дождливой погодой
Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.
Цель - познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени — дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.
Ход занятия
Наблюдение: В дождливую погоду наблюдение из окна. Предложить послушать, как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, пасмурная), что дожди идут часто, холодные, моросящие, на земле образовались лужи. Детям старших групп в дождливую погоду предложить посмотреть на землю: она стала темной, уплотненной, липкой, мокрой. Обратить внимание на одежду людей (плащи, резиновые сапоги, в руках зонты). Почему люди так одеты?
Стихи по теме:
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице — смотри, смотри! —
Он пускает пузыри.
3. Александрова
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
А. Плещеев
Дождик, дождик, что ты льешь,
Погулять нам не даешь?
{Русская народная потешка)
Загадки
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадает.
И никуда я не пойду,
Покуда он гуляет.
{Дождь)
Кто всю ночь по крьпие бьет,
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает?
{Дождь)
Кто там топает по крыше?
Топ, топ, топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ, топ, топ.
Я теперь усну едва ли —
Топ, топ, топ.
Может, кошек подковали?
Топ, топ, топ.
{Дождь)
Шел долговяз, в сыру землю увяз.
(Дождь)
Целый день он шлепал, шлепал,
Ямы лужами заштопал.
(Дождь)
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил.
(Дождь)
Дидактическая игра "Придумай предложение"
Дети составляют предложения со словом "дождь". Цель - научить составлять предложения с задан- ным словом.
Упражнение "Как шумит вода?".
Цель - закрепить произношение звуков [с], [ш]. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой звук издает вода, сочащаяся из крана. Дети произносят звук [с]. Затем дети вспоминают, какой звук производят волны, набегающие на берег, — звук [ш].
Упражнения на развитие мелкой моторики рук "Графический диктант"
Задача — нарисовать, как идет дождь из тучки. Рисование на мокром песке.
Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять".
Раз, два, три, четыре, пять,Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая — начиная с мизинца, правая — с большого пальца.
Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары.
Шел неспешно no привычке,"Шагают" средним и указательным пальцами.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками.
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько: "Ох!"Часто и ритмично бьют в ладоши.
И ушел. Газон засох. Ритмичные хлопки по коленям.
Труд и индивидуальные физические упражнения
Опрыскивать комнатные цветы.
Ходьба по ребристой дорожке.
Подвижная игра "Удочка".
Цель - научиться перепрыгивать через скакалку. Ход игры. Водящий в центре круга ведет скакалку, дети должны перепрыгнуть через нее, кто не успел — становится водящим.
Осень: Знакомимся с работой дворника
Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.
Цель - познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитать уважение к людям труда, желание помогать.
Ход прогулки
Наблюдение: Обратить внимание детей на дворника. Спросить, цяя чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Понаблюдать и наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки. Спросить у старших детей, что было бы, если бы дворника не было.
Стихи по теме:
Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет.
В. Степанов
Загадки
Голичок на длинной ножке
Пляшет прямо на дорожке,
Убирает все дотла.
А зовут меня...
{метла).
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет.
{Метла)
Зубасты, а не кусаются.
{Грабли)
Дидактическая игра "Что делает?"
Задача — описать работу дворника. Цель - научить подбирать глаголы к существительному "дворник".
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
"Сделай сам" — сделать из сухой травы веник.
Собрать мелкие камешки в корзину.
Труд и индивидуальные физические упражнения
Собрать крупный мусор.
Научить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.
Подвижная игра "По ровненькой дорожке".
Цель - научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры:
По ровненькой дорожке, "Пружинка" на двух ногах с продвижением вперед.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам,
по камешкам
В ямку — бух! Присесть на корточки.
Вылезли из ямы. Поднимаются.
(Игра повторяется.)
Осень: Изучаем увядшие растения
Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.
Цель - уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле.
Ход прогулки
Наблюдение: Перед заморозками можно увидеть еще не расцветшие растения: астры, гвоздики и другие. Предложить выкопать их и пересадить в ящики, где они будут цвести до декабря. Обратить внимание на торчащие былинки, которые остались от однолетней травы. Отцвели цветы. Отметить, как нарушают красоту увядшие цветы, собрать семена цветов. Обратить внимание старших детей на белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы, — это иней. От солнца он тает, почва становится твердой. Осенью часто стелется туман, это охлажденные капельки воды повисли в воздухе.
Стихи по теме:
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
А. Плещеев
Наш воробушек качаться захотел,
В гости к тоненькой былинке прилетел.
М. Познанская
Загадки
Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
(Туман)
И. Токмакова
Дидактическая игра "Наоборот"
Задача — подобрать противоположные по значению слова к заданным. Цель - научить подбирать антонимы к словам.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
"Выложи узор" — выложить узор из сухих травинок.
Нарисовать что-либо по желанию на влажной земле.
Труд и индивидуальные физические упражнения
Убрать сухую траву граблями.
Отбивание мяча от земли.
Подвижные игры
"Мой веселый звонкий мяч". Цель - научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Ход игры:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
А. Барто
"Мы веселые ребята". Цель - научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость.
Ход игры.
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три — лови!
Ловишка ловит детей.
Осень: Наблюдаем за домашними животными
Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.
Цель - научить различать характерные признаки внешнего вида животных. Познакомить с особенностями поведения этих животных. Уточнить, как называют их детенышей.
Ход прогулки
Наблюдение: Выйдя на прогулку, можно встретить проходящих мимо домашних животных (кошку, собаку). Закрепить названия частей тела животного, как называют детенышей. Обратить внимание на то, что шерсть стала гуще. Летняя шерсть линяет, и животные покрываются более густой и теплой шерстью. Выяснить, боятся дети животных или нет. Можно ли близко подходить к ним, почему? Почему нельзя дразнить собак? Детей старшего возраста попросить найти общие признаки и отличия между кошкой и собакой.
Стихи по теме:
Вот собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Зубы острые — ай-ай!
Шерстка пестрая. Гав! Гав!
С. Федорченко
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
С. Михалков
Целый день у нас работа:
Ищем мы кота Федота.
Не пришел к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?
Г. Лагздынь
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.
А. Барто
Вот он крутится волчком,
Тузик, Тузик, хвост крючком.
Вот летит во весь опор
То на речку, то во двор,
То дежурит у ворот —
Словом, дел невпроворот.
А. Прокофьев
Загадки
Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается.
(Собака)
Глазищи, усищи, хвостище,
Когтищи, а моется всех чаще.
(Кошка)
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка)
Дидактическая игра
"Назови собачку (кошку)" — подобрать кличку для животного. Цель - активизировать в речи клички животных.
Упражнение "Как кричат?"
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет домашнее животное, ребенок, поймавший мяч, произносит соответствующее звукоподражание. Цель - научить регулировать силу голоса, громкость голоса, проговаривать отдельные звуки.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
Покрошить хлеб для животных.
Пальчиковая гимнастика "Новые кроссовки".
Как у нашей кошки Загибают по одному пальчику.
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так, вот так, "Шагают" пальчиками.
Новые кроссовки.
Н. Нищева
Труд и индивидуальные физические упражнения
Покормить животных.
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Подвижные игры
"Мыши водят хоровод". Цель - научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко, на носках, стараясь не попадаться ловящему.
Ход игры:
Выбирается водящий "кот Васька", остальные — "мыши". Воспитатель говорит: "Ля-ля-ля! "Мыши" не слушаются, бегают, пищат.
На печурке дремлет кот.
Ля-ля-ля!
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!
Вот проснется Васька-кот —
Разобьет ваш хоровод!
Вот проснулся "Кот" бегает за "мышами".
Васька-кот,
Разбежался хоровод!"
Игра повторяется 2—3 раза.
"Кошка и мышки". Цель - научить имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать легко, как мышки.
Ход игры: Выбираюти"кошку", остальные дети — "мышки".
На скамейке у дорожки "Мышки" выбегают из домика, бегают.
Улеглась и дремлет кошка, пищат.
Кошка глазки открывает
И мышат всех догоняет: "Мышки" убегают в домик.
"Мяу! Мяу!"
Осень: Наблюдаем за птицами
Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.
Цель - закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.
Ход прогулки
Наблюдение: Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, скворцов, белобоких сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Закрепить названия частей тела. Обратить внимание детей старших групп на подготовку птиц к отлету. В первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые остаются. Какие птицы остаются на зиму?
Стихи по теме:
Журавлики-журавли
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавлики-журавли.
М. Шпак
Скворец! Смотрите, вон он!
Ему пора на юг,
А он перед отлетом
Домой вернулся вдруг.
К нам прилетела птица
Проститься.
А. Барто
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!
Е. Благинина
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны...
Я Рубцов
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
К. Бальмонт
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели...
Я Некрасов
Загадки
Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сам мал,
А за морем бывал.
{Ласточка)
Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим буду.
{Кукушка)
В болоте плачет,
А из болота не идет.
{Кулик)
По поднебесью веревка протянулась.
{Журавли)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
(Утка)
Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы.
{Сорока)
Дидактическая игра
"Назови одним словом" — дети подбирают обобщающие слова к предложенным группам слов. Цель - закрепить обобща- ющие слова.
Упражнение "Кто как поет?"
Задача — дети произносят звукоподражательные слова, передающие звуки различных птиц. Цель - закрепить звукопроизношение голосов птиц.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
Покрошить хлеб для птиц.
Пальчиковая гимнастика "Птички".
Эта птичка — соловей, Загибают по одному пальчику.
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — совушка,
сонная головушка,
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — злой орлан. Машут сложенными крест-накрест ладонями.
Птички, птички, по домам. Машут обеими руками, как крыльями.
{Русская народная потешка)
Труд и индивидуальные физические упражнения
Покормить птиц.
Прыжки с пенечков.
Подвижные игры
"Воробушки и автомобиль".
Цель - научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Ход игры: Начинать движение и менять его сигналу воспитателя, находить свое место. Дети делятся на две команды: одна — "автомобили", другая — "воробушки". По сигналу "Автомобили!" "автомобили" двигаются по дорожке. "Воробушки" сидят на обочине. По сигналу "Воробушки!" "автомобили" останавливаются и начинают "летать" "воробушки".
"Птички летают".
Цель - научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучить детей помогать друг другу.
Ход игры: На сигнал "Птички летают!" дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал "Кот!" "птички" "улетают" в свои домики.
"Перелет птиц".
Цель - научить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
Ход игры:Дети-"птицы" собираются на одной стороне площадки. По сигналу "Полетели!" "птицы" "разлетаются" по всей площадке. По сигналу "Буря!" — "летят" к "деревьям".
"Филин и пташки".
Цель - упражнять в беге врассыпную.
Ход игры. Играющие выбирают "филина". Он уходит в свое гнездо. Дети "летают" по площадке, подражая крику той птицы, которую выбрали. На сигнал "Филин!" все птицы "улетают" в свои гнезда. Если "филин" успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманная становится "филином".
Осень: Изучаем транспорт
Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.
Цель - научить различать и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части легковых машин.
Ход прогулки
Наблюдение: Рассмотреть замеченный стоящий поблизости автомобиль. Определить цвет, посчитать колеса. Объяснить, для чего нужно запасное колесо. Спросить, зачем нужны фары. Посчитать, сколько дверей и зачем такое количество. Вспомнить, какой общественный транспорт они знают. Со старшими детьми уточнить, где ездят машины. Как переходить улицу. С какой стороны у машины руль. Познакомить с профессией водителя.
Стихи по теме:
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове — важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!
К. Чолиев
Отойдите! Я — машина!
И внутри меня — пружина!
И с утра всегда она
На весь день заведена.
Э. Мошковская
Загадки
Пьет бензин как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней.
{Машина)
В. Степанов
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... {автомобиль).
В. Орлова
На такси, на самосвале,
На пожарной и на "скорой" —
Вы, конечно, их узнали —
Трудятся весь день... {шоферы).
Н. Нищева
Дидактическая игра "Угадай по описанию"
Задача — по плану, предложенному воспитателем, ребенок составляет описание транспорта, не называя его. Цель - научить детей составлять описательный рассказ.
Упражнение "Как гудит машина?"
По заданию воспитателя дети изображают гудение машины, произнося отработанные ранее согласные звуки. Цель - закрепить произношение согласных звуков. Отработка силы, громкости голоса.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
"Нарисуй" — нарисовать колесо на песке палочкой или на асфальте мелом.
"Выложи из камней" — выложить из камней машинку.
Пальчиковая гимнастика "Есть игрушки у меня".
Есть игрушки у меня: Хлопают в ладоши и ударяют кулачками попеременно.
Паровоз и два коня, Загибают по одному пальчику.
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран —
Настоящий великан.
Сколько вместе? Хлопают в ладоши и ударяют кулачками.
Как узнать? Помогите сосчитать.
В. Волина
Труд и индивидуальные физические упражнения
Очистить дорожки для автомобилей.
Пройти по кривой дорожке (ходьба по ограниченной поверхности).
Подвижные игры
"Поезд". Цель - научить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группами. Сначала держась друг за друга, затем не держась, приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу. Ход игры: Дети встают в колонну, держась друг за друга, и двигаются по команде.
"Такси". Цель - приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движения, быть внимательными к партнеру по игре. Ход игры: Дети становятся внутри обруча — один водитель, другой пассажир, перемещаются по площадке.
"Светофор". Цель - закрепить знание цветов, умение соблюдать правила дорожного движения. Ход игры: Водящий стоит посередине площадки, называет цвет. Дети, у которых есть такой цвет в одежде, переходят на другую сторону площадки, а у кого нет этого цвета, должны перебежать. Водящий ловит их, кого поймает — тот становится водящим.
Осень: Первый снег
Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3—7 лет.
Цель - закрепить знание признаков поздней осени. Уточнить, почему тает первый снег.
Наблюдение: Понаблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной коркой. Обратить внимание на то, что иногда идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег. Рассказать старшим детям о поздней осени, определить отличия ранней осени от поздней. Ноябрь — последний месяц осени, скоро настанет зима. Заметить, что реки покрылись льдом.
Стихи по теме:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
3. Александрова
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
М. Познанская
Снежинки пуховые
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
А. Липецкий
Загадки
Скатерть бела
Всю землю одела.
(Снег)
Бел, а не сахар,
Ног нет, а идет.
{Снег)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Что за звездочки такие
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?
(Снежинки)
Е. Благинина
Дидактическая игра "Доскажи фразу"
Ребенку предлагается закончить фразу, ответив на вопросы "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?". Цель - научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук
"Выложи сам" — выложить снежинку из палочек или спичек на столике.
Пальчиковая гимнастика "Снежок".
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок лепили. "Лепят снежок".
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальником.
Раз — подбросим. "Подбрасывают".
Два — поймаем. Приседают, "ловят".
Три — уроним. Встают, "роняют".
И... сломаем. Топают.
Н. Нищева
Труд и индивидуальные физические упражнения
Очистить дорожку от снега.
Метание в цель снежков.
Подвижные игры
"Перебежки". Цель - упражнение в быстроте и ловкости. Ход игры. Водящий — в середине площадки. Игроки перебегают из одного "дома" в другой. Водящий ловит игроков.
"Зайка беленький сидит". Цель - приучить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, научить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.
Ход игры:
Зайка беленький сидит Дети, присев, складывают ладошки на голове, изображая уши, шевелят ими.
И ушами шевелит —
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, Встают.
Надо лапочки погреть —
Хлоп, хлоп, хлоп, Хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать —
Скок, скок, скок, Прыгают.
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку испугал.
Зайка прыг — и ускакал. Убегают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдения на прогулке осень старшая группа
Данная разработка включает в себя наблюдения на каждый день на прогулке для детей страшей группы осенью: сентябрь, октябрь и ноябрь....
Наблюдения на прогулке осень подготовительная группа
Данная разработка включает в себя наблюдения на прогулке на каждый день для детей подготовительной группы осенью: сентябрь, октябрь и ноябрь....
Организация наблюдений на прогулке осенью (картотека)
Наблюдение за листопадом(вторая младшая группа) Задачи:обучающие: формировать представления о сезонных и погодных явлениях в природе; познакомить с понятием «листопад»;развивающие: ра...
Наблюдения на прогулке. Осень
Наблюдения на прогулке. Осень...
Наблюдения на прогулках. Осень. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).
Наблюдения на прогулках для воспитателей. Осень. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). По программе дошкольного образования "От рождения до школы"....
Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком. Сказка для малышей.
Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком(подготовительная к школе группа) Цель - развитие речевого творчества. Задачи:систематизировать знания детей о временах года и об изменения...
наблюдения на прогулке. Осень.
В данном материале представлены наблюдения на прогулке в осенний период по неделям в соответствии с тематическим планированием....