Опытно- экспериментальная деятельность в детском саду мини- лаборатория «Любознайка» (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_6.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида
№ 38 «Колобок» г.Туапсе муниципального образования Туапсинский район
Перед человеком к разуму три пути:
путь размышления- самый благородный,
путь подражания- самый легкий,
путь личного опыта- самый тяжелый путь.
Конфуций
Опытно- экспериментальная
деятельность в детском саду
мини- лаборатория
«Любознайка»
(старший дошкольный возраст)
Туапсе
2015
Цель экспериментальной деятельности :
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
- развитие представлений о свойствах;
- развитие элементарных математических представлений;
- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
-Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
-Развитие у детей умственных способностей.
-Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
Актуальность:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
План работы
детской лаборатории
«Любознайка»
с детьми старшего дошкольного возраста
месяц | Тема занятий- экспериментов | |||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвертая неделя | |
октябрь | 1.Какая бывает вода? | 2.Вода-растворитель Очищение воды | 3.Сила тяготения | 4.Упрямые предметы |
ноябрь | 5.Волшебные стеклышки | 6.Почему предметы движутся? | 7.Хитрости инерции | 8.Что такое масса? |
декабрь | 9.Воздух | 10.Солнце дарит нам тепло и свет | 11.Почему дует ветер? | 12.Почему не тонут корабли |
январь | - | 13.Путушествие капельки | 14.Чем можно измерить длину | 15.Все обо всем? |
февраль | 16.Твердая вода. Почему не тонут айсберги?!☺ | 17.Откуда взялись острова? | 18.Как происходит извержение вулкана? | 19.Как появляются горы? |
март | 20.Испытание магнита | 21.О «дрожалке» и «пищалке» | 22. Как сделать звук громче? | 23почему поет пластинка? |
апрель | 24.Как образуются метеориты и кратеры? | 25.Почему в космос летают на ракете? | 26.Секретные записки | 27.Что такое молния? |
май | 28.Почему горит фонарик? | 29.Электрический театр | 30.Радуга в небе | 31.Забавные фокусы |
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Мною разработано перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:
* Экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
* Познавательное занятии с элементами экспериментирования;
* Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
* Долгосрочные наблюдения - эксперименты.
В группе создана мини - лаборатория «Любознайка» для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности. Там есть различные материалы для исследований:
– образцы песка, глины, чернозёма;
– полезные ископаемые нашего края: известняк, ракушечник;
– камни – галька, гравий, керамзит, гранит; железо, уголь, мел, резина;
– семена цветов, образцы деревьев: шишки, жёлуди, крылатки;
– зерновые культуры.
• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Для активизации детской исследовательской деятельности я использую оборудование: разнообразные трубочки, воронки, сито, тарелочки, стаканчики, песочные формочки, ложки, шприцы, пипетки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я использую – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.
С помощью увлекательных исследований «Удивительная почва» дети выделили, сравнили свойства песка и глины, выяснили, что в почве есть условия для жизни живых организмов. Опыты с воздухом помогли детям понять, почему дует ветер, почему появляются волны, что воздух легче воды. Так в экспериментально-исследовательской работе «Ах, картошка, картошка» дети самостоятельно смогли получить из картофеля крахмал, а потом исследовать его свойства: белый, при нажатии хрустит, если сварить получится кисель, прополоскать бельё – станет жёсткой ткань.
Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли), а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней.
Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. Денис, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде.
В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:
· наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;
· для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
· чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»; решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляла по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала; «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»; «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?» и т.д.
Ожидаемые результаты:
* Сформированность положительной мотивации на природу.
* Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
* Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
* Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
* Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и значение опытно-экспериментальной деятельности для формирования познавательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста
Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Федеральный з...
Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...
Опытно-экспериментальная деятельность по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №45» Конспект непосредственно образоват...
Проектная деятельность в детском саду: работа с детьми старшего дошкольного возраста.
Учебно-методический материал...
«Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «Оригами»
Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами» Возраст детей: 5-6 лет.Образоват...
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательнойактивности детей старшего дошкольного возраста»...