Организация и значение опытно-экспериментальной деятельности для формирования познавательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Волкова Светлана Владимировна

Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации». Государство, школа, дошкольное учреждение и родители решают задачу чрезвычайной необходимости: чтобы ребёнок вырос здоровым и крепким,  сознательным членом общества, но и — способным на творческий подход к  делу, инициативным, думающим.

Остро  стоит вопрос о повышении качества образования и воспитания подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы. Одна из важнейших задач —   социализация личности воспитанника и формирование у него активной жизненной позиции, умения самостоятельно принимать  решения в отношениях со сверстниками и взрослыми. Личностно — ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, веру в его творческие возможности и развитие потенциальных способностей.

Одним из решений этой задачи является внедрение в воспитательно-образовательный процесс детского сада детского экспериментирования.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия,  осуществляемые ребёнком,  выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Исследовательская, поисковая активность – их естественное состояние,  они настроены на освоение окружающего мира и хотят его познать. Внутреннее стремление детей к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для психического  развития как процесса саморазвития и самореализации. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные  связи, соблюдать правила безопасности.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность,  любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать  нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность.

Все помнят китайскую  пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Если ребёнок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. На этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику автора.

В своих исследованиях  академик Н.Н.Поддъяков в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении дошкольного возраста, ведь только в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Исходя из потенциальных возможностей и перспектив использования опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, определена ее цель: создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности.

Цель реализуется в следующих задачах:

  • расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод;
  • создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий;
  • развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов;
  •  привлекать родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;
  • воспитывать эмпатию, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Опытно-экспериментальная деятельность распределена по направлениям:

  1. Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
  2. Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
  3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Ведущие принципы развития дошкольников при организации деятельности:

  • принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов);
  • принцип природосообразности (развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
  • принцип дифференцированного подхода (эффективная помощь воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные возможности воспитанников);
  • принцип деятельности  (ребёнок включается  в познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
  • принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);
  • принцип интеграции (интегративность всех процессов, которые реализуются в образовательном пространстве).

 

Структура экспериментирования:

  • выделение и постановка проблемы, которую необходимо решить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
  • формулирование выводов.

Для результативной и качественной работы  организована предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов воспитанниками. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы и уголка экспериментирования в группе, оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Почемучки», в котором находится детская исследовательская лаборатория. В ней представлены различные материалы для исследования (приборы-помощники; разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы, технические материалы; разные виды бумаги).

В ходе этой работы у детей развиваются не только интеллектуальные способности, но и умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция с другими видами детской деятельности включает в себя наблюдения на прогулке, чтение, игровую деятельность, это позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Конечно,  ни одну образовательную или воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй,  полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. И как сказал В. А. Сухомлинский «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Систематическая  работа по данному  направлению  позволила сделать вывод  о  том, что в процессе организации    опытно-экспериментальной    деятельности    у  детей     формируются  такие  интегративные интеллектуальные  и личностные  качества  как    любознательность,  активность, владение  средствами  общения  с взрослыми и  сверстниками, умение  управлять собой  и своим  поведением,  планировать  действия, способность решать  интеллектуальные  задачи.

Литература:

1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год

2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009

3. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009

4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005

5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»

6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.

7. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. – Ребенок в детском саду, 2009, № 3.

8. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. – Педагогический вестник, 2010, № 1.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx52.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация и значение опытно-экспериментальной деятельности для  формирования   познавательной  активности   у  воспитанников  старшего  дошкольного  возраста»

Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации». Государство, школа, дошкольное учреждение и родители решают задачу чрезвычайной необходимости: чтобы ребёнок вырос здоровым и крепким,  сознательным членом общества, но и — способным на творческий подход к  делу, инициативным, думающим.

Остро  стоит вопрос о повышении качества образования и воспитания подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы. Одна из важнейших задач —   социализация личности воспитанника и формирование у него активной жизненной позиции, умения самостоятельно принимать  решения в отношениях со сверстниками и взрослыми. Личностно — ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, веру в его творческие возможности и развитие потенциальных способностей.

Одним из решений этой задачи является внедрение в воспитательно-образовательный процесс детского сада детского экспериментирования.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия,  осуществляемые ребёнком,  выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Исследовательская, поисковая активность – их естественное состояние,  они настроены на освоение окружающего мира и хотят его познать. Внутреннее стремление детей к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для психического  развития как процесса саморазвития и самореализации. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные  связи, соблюдать правила безопасности.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность,  любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать  нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность.

Все помнят китайскую  пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Если ребёнок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. На этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику автора.

В своих исследованиях  академик Н.Н.Поддъяков в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении дошкольного возраста, ведь только в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Исходя из потенциальных возможностей и перспектив использования опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, определена ее цель: создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности.

Цель реализуется в следующих задачах:

  • расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод;
  • создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий;
  • развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов;
  •  привлекать родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;
  • воспитывать эмпатию, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Опытно-экспериментальная деятельность распределена по направлениям:

  1. Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
  2. Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
  3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Ведущие принципы развития дошкольников при организации деятельности:

  • принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов);
  • принцип природосообразности (развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
  • принцип дифференцированного подхода (эффективная помощь воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные возможности воспитанников);
  • принцип деятельности  (ребёнок включается  в познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
  • принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);
  • принцип интеграции (интегративность всех процессов, которые реализуются в образовательном пространстве).

Структура экспериментирования:

  • выделение и постановка проблемы, которую необходимо решить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
  • формулирование выводов.

Для результативной и качественной работы  организована предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов воспитанниками. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы и уголка экспериментирования в группе, оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Почемучки», в котором находится детская исследовательская лаборатория. В ней представлены различные материалы для исследования (приборы-помощники; разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы, технические материалы; разные виды бумаги).

В ходе этой работы у детей развиваются не только интеллектуальные способности, но и умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция с другими видами детской деятельности включает в себя наблюдения на прогулке, чтение, игровую деятельность, это позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Конечно,  ни одну образовательную или воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй,  полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. И как сказал В. А. Сухомлинский «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Систематическая  работа по данному  направлению  позволила сделать вывод  о  том, что в процессе организации    опытно-экспериментальной    деятельности    у  детей     формируются  такие  интегративные интеллектуальные  и личностные  качества  как    любознательность,  активность, владение  средствами  общения  с взрослыми и  сверстниками, умение  управлять собой  и своим  поведением,  планировать  действия, способность решать  интеллектуальные  задачи.

Литература:

1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год

2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009

3. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009

4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005

5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»

6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.

7. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. – Ребенок в детском саду, 2009, № 3.

8. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. – Педагогический вестник, 2010, № 1.

Для результативной и качественной работы в данном направлении автором разработана следующая система.

Критерии, которые необходимо учесть при выборе темы:

  1. Тема интересна ребёнку, должна увлекать его.
  2. Поставленные по теме задачи должны быть выполнимы, их решение принесет реальную пользу участникам исследования (воспитанник должен раскрыть свой интеллект, получить новые знания, умения, навыки).
  3. Тема оригинальна, присутствует  элемент неожиданности, необычности.
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

На втором этапе задачи, которые будут мной решаться:

  1. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  2. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
  3. Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий.
  4. Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.

Можно выделить три уровня овладения детьми навыками экспериментирования:

-        низкий: педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют решение проблемы вместе с воспитателем.

-        средний: педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого находят решение и осуществляют эксперимент.

-        высокий: постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно. Навыки экспериментирования определяются не возрастом, а условиями, в которых ребёнок воспитывается.

В статье  раскрываются  особенности организации опытно-экспериментальной деятельности и ее значение  для  формирования   познавательной  активности   у  воспитанников  старшего  дошкольного  возраста.

Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Закон РФ «Об образовании» ст.17  указывает, что педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации». Государство, школа, дошкольное учреждение и родители решают задачу чрезвычайной необходимости: чтобы ребёнок вырос здоровым и крепким,  сознательным членом общества, но и — способным на творческий подход к  делу, инициативным, думающим.

Остро  стоит вопрос о повышении качества образования и воспитания подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы. Одна из важнейших задач —   социализация личности воспитанника и формирование у него активной жизненной позиции, умения самостоятельно принимать  решения в отношениях со сверстниками и взрослыми. Личностно — ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, веру в его творческие возможности и развитие потенциальных способностей.

Одним из решений этой задачи является внедрение в воспитательно-образовательный процесс детского сада детского экспериментирования.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия,  осуществляемые ребёнком,  выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Исследовательская, поисковая активность – их естественное состояние,  они настроены на освоение окружающего мира и хотят его познать. Внутреннее стремление детей к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для психического  развития как процесса саморазвития и самореализации. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные  связи, соблюдать правила безопасности.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность,  любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать  нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность.

Все помнят китайскую  пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Если ребёнок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. На этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику автора.

В своих исследованиях  академик Н.Н.Поддъяков в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддъяков, 1995), ведь «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Исходя из потенциальных возможностей и перспектив использования опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, автором определена цель: создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности.

Цель реализуется в следующих задачах:

•        Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

•        развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод.

•        создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

•        Развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов;

•         Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;

•        воспитывать эмпатию, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Опытно-экспериментальная деятельность распределена по направлениям:

1.        Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.

2.        Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.

3.        Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Организуя деятельность, автор опирается на ведущие принципы развития дошкольников:

•        принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов);

•        принцип природосообразности (развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);

•        принцип дифференцированного подхода (эффективная помощь воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные возможности воспитанников);

•        принцип деятельности  (ребёнок включается  в познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);

•        принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);

•        принцип интеграции (интегративность всех процессов, которые реализуются в образовательном пространстве).

Структура экспериментирования:

•        выделение и постановка проблемы, которую необходимо решить;

•        целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

•        выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

•        проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

•        анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);

•        формулирование выводов.

Для результативной и качественной работы автором  предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов воспитанниками. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы и уголка экспериментирования в группе, оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Почемучки», в котором находится детская исследовательская лаборатория. В ней представлены различные материалы для исследования (приборы-помощники; разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы, технические материалы; разные виды бумаги).

В ходе этой работы у детей начинают развиваться не только интеллектуальные способности, но и умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция с другими видами детской деятельности включает в себя наблюдения на прогулке, чтение, игровую деятельность, это позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Конечно,  ни одну образовательную или воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй,  полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. И как сказал В. А. Сухомлинский «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Систематическая  работа по данному  направлению  позволила  мне сделать вывод  о  том, что в процессе организации    опытно-экспериментальной    деятельности    у  детей     формируются  такие  интегративные интеллектуальные  и личностные  качества  как    любознательность,  активность, владение  средствами  общения  со взрослыми и  сверстниками, умение  управлять собой  и своим  поведением,  планировать  действия, способность решать  интеллектуальные  задачи.

Литература

1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год

2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009

3. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009

4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005

5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»

6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.

7. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. – Ребенок в детском саду, 2009, № 3.

Уникальность по етст 40%

В статье  раскрываются  особенности организации опытно-экспериментальной деятельности и ее значение  для  формирования   познавательной  активности   у  воспитанников  старшего  дошкольного  возраста.

Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Закон РФ «Об образовании» ст.17  указывает, что педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации». Государство, школа, дошкольное учреждение и родители решают задачу чрезвычайной необходимости: чтобы ребёнок вырос здоровым и крепким,  сознательным членом общества, но и — способным на творческий подход к  делу, инициативным, думающим.

Остро  стоит вопрос о повышении качества образования и воспитания подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы. Одна из важнейших задач —   социализация личности воспитанника и формирование у него активной жизненной позиции, умения самостоятельно принимать  решения в отношениях со сверстниками и взрослыми. Личностно — ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, веру в его творческие возможности и развитие потенциальных способностей.

Одним из решений этой задачи является внедрение в воспитательно-образовательный процесс детского сада детского экспериментирования.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия,  осуществляемые ребёнком,  выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Исследовательская, поисковая активность – их естественное состояние,  они настроены на освоение окружающего мира и хотят его познать. Внутреннее стремление детей к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для психического  развития как процесса саморазвития и самореализации. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные  связи, соблюдать правила безопасности.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность,  любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать  нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность.

Все помнят китайскую  пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Если ребёнок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. На этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику автора.

В своих исследованиях  академик Н.Н.Поддъяков в качестве основного вида ориентировочноисследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддъяков, 1995), ведь «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Исходя из потенциальных возможностей и перспектив использования опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, автором определена цель: создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности.

Цель реализуется в следующих задачах:

•        Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

•        развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод.

•        создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

•        Развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов;

•         Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;

•        воспитывать эмпатию, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Опытно-экспериментальная деятельность распределена по направлениям:

1.        Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.

2.        Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.

3.        Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Организуя деятельность, автор опирается на ведущие принципы развития дошкольников:

•        принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов);

•        принцип природосообразности (развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);

•        принцип дифференцированного подхода (эффективная помощь воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные возможности воспитанников);

•        принцип деятельности  (ребёнок включается  в познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);

•        принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);

•        принцип интеграции (интегративность всех процессов, которые реализуются в образовательном пространстве).

Структура экспериментирования:

•        выделение и постановка проблемы, которую необходимо решить;

•        целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

•        выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

•        проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

•        анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);

•        формулирование выводов.

Для результативной и качественной работы автором  предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов воспитанниками. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы и уголка экспериментирования в группе, оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Почемучки», в котором находится детская исследовательская лаборатория. В ней представлены различные материалы для исследования (приборы-помощники; разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы, технические материалы; разные виды бумаги).

В ходе этой работы у детей начинают развиваться не только интеллектуальные способности, но и умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция с другими видами детской деятельности включает в себя наблюдения на прогулке, чтение, игровую деятельность, это позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Конечно,  ни одну образовательную или воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй,  полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. И как сказал В. А. Сухомлинский «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Систематическая  работа по данному  направлению  позволила  мне сделать вывод  о  том, что в процессе организации    опытно-экспериментальной    деятельности    у  детей     формируются  такие  интегративные интеллектуальные  и личностные  качества  как    любознательность,  активность, владение  средствами  общения  со взрослыми и  сверстниками, умение  управлять собой  и своим  поведением,  планировать  действия, способность решать  интеллектуальные  задачи.

Литература

1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год

2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009

3. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 67 лет. — Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009

4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005

5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»

6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.

7. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. – Ребенок в детском саду, 2009, № 3.

8. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. – Педагогический вестник, 2010, № 1.

По Адвего Уникальность текста 23% / 1%. Неуникальный текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.Исходя из этой цели...

Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"

   Цель педагогической технологии     Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента....

Значение опытно-экспериментальной деятельности в воспитании дошкольников.

Значение опытно-экспериментальной деятельностив воспитании дошкольников....

"Значение опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников"

В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего отв...

Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка

Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка...

Презентация "Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"

Организация познавательно — исследовательской деятельности, развитие умственной работоспособности, формирование познавательной активности — важнейшие направления работы педагогов ДОО....