Организация и значение опытно-экспериментальной деятельности для формирования познавательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме
Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации». Государство, школа, дошкольное учреждение и родители решают задачу чрезвычайной необходимости: чтобы ребёнок вырос здоровым и крепким, сознательным членом общества, но и — способным на творческий подход к делу, инициативным, думающим.
Остро стоит вопрос о повышении качества образования и воспитания подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы. Одна из важнейших задач — социализация личности воспитанника и формирование у него активной жизненной позиции, умения самостоятельно принимать решения в отношениях со сверстниками и взрослыми. Личностно — ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, веру в его творческие возможности и развитие потенциальных способностей.
Одним из решений этой задачи является внедрение в воспитательно-образовательный процесс детского сада детского экспериментирования.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребёнком, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Исследовательская, поисковая активность – их естественное состояние, они настроены на освоение окружающего мира и хотят его познать. Внутреннее стремление детей к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для психического развития как процесса саморазвития и самореализации. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность.
Все помнят китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Если ребёнок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. На этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику автора.
В своих исследованиях академик Н.Н.Поддъяков в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении дошкольного возраста, ведь только в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Исходя из потенциальных возможностей и перспектив использования опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, определена ее цель: создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности.
Цель реализуется в следующих задачах:
- расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод;
- создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий;
- развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов;
- привлекать родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;
- воспитывать эмпатию, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Опытно-экспериментальная деятельность распределена по направлениям:
- Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
- Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
- Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Ведущие принципы развития дошкольников при организации деятельности:
- принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов);
- принцип природосообразности (развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
- принцип дифференцированного подхода (эффективная помощь воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные возможности воспитанников);
- принцип деятельности (ребёнок включается в познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
- принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);
- принцип интеграции (интегративность всех процессов, которые реализуются в образовательном пространстве).
Структура экспериментирования:
- выделение и постановка проблемы, которую необходимо решить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Для результативной и качественной работы организована предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов воспитанниками. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы и уголка экспериментирования в группе, оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Почемучки», в котором находится детская исследовательская лаборатория. В ней представлены различные материалы для исследования (приборы-помощники; разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы, технические материалы; разные виды бумаги).
В ходе этой работы у детей развиваются не только интеллектуальные способности, но и умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция с другими видами детской деятельности включает в себя наблюдения на прогулке, чтение, игровую деятельность, это позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Конечно, ни одну образовательную или воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй, полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. И как сказал В. А. Сухомлинский «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Систематическая работа по данному направлению позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения с взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Литература:
1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год
2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009
3. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005
5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.
7. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. – Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
8. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. – Педагогический вестник, 2010, № 1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 52.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация и значение опытно-экспериментальной деятельности для формирования познавательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста»
Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации». Государство, школа, дошкольное учреждение и родители решают задачу чрезвычайной необходимости: чтобы ребёнок вырос здоровым и крепким, сознательным членом общества, но и — способным на творческий подход к делу, инициативным, думающим.
Остро стоит вопрос о повышении качества образования и воспитания подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы. Одна из важнейших задач — социализация личности воспитанника и формирование у него активной жизненной позиции, умения самостоятельно принимать решения в отношениях со сверстниками и взрослыми. Личностно — ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, веру в его творческие возможности и развитие потенциальных способностей.
Одним из решений этой задачи является внедрение в воспитательно-образовательный процесс детского сада детского экспериментирования.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребёнком, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Исследовательская, поисковая активность – их естественное состояние, они настроены на освоение окружающего мира и хотят его познать. Внутреннее стремление детей к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для психического развития как процесса саморазвития и самореализации. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность.
Все помнят китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Если ребёнок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. На этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику автора.
В своих исследованиях академик Н.Н.Поддъяков в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении дошкольного возраста, ведь только в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Исходя из потенциальных возможностей и перспектив использования опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, определена ее цель: создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности.
Цель реализуется в следующих задачах:
- расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод;
- создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий;
- развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов;
- привлекать родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;
- воспитывать эмпатию, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Опытно-экспериментальная деятельность распределена по направлениям:
- Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
- Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
- Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Ведущие принципы развития дошкольников при организации деятельности:
- принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов);
- принцип природосообразности (развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
- принцип дифференцированного подхода (эффективная помощь воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные возможности воспитанников);
- принцип деятельности (ребёнок включается в познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
- принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);
- принцип интеграции (интегративность всех процессов, которые реализуются в образовательном пространстве).
Структура экспериментирования:
- выделение и постановка проблемы, которую необходимо решить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Для результативной и качественной работы организована предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов воспитанниками. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы и уголка экспериментирования в группе, оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Почемучки», в котором находится детская исследовательская лаборатория. В ней представлены различные материалы для исследования (приборы-помощники; разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы, технические материалы; разные виды бумаги).
В ходе этой работы у детей развиваются не только интеллектуальные способности, но и умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция с другими видами детской деятельности включает в себя наблюдения на прогулке, чтение, игровую деятельность, это позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Конечно, ни одну образовательную или воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй, полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. И как сказал В. А. Сухомлинский «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Систематическая работа по данному направлению позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения с взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Литература:
1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год
2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009
3. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005
5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.
7. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. – Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
8. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. – Педагогический вестник, 2010, № 1.
Для результативной и качественной работы в данном направлении автором разработана следующая система.
Критерии, которые необходимо учесть при выборе темы:
- Тема интересна ребёнку, должна увлекать его.
- Поставленные по теме задачи должны быть выполнимы, их решение принесет реальную пользу участникам исследования (воспитанник должен раскрыть свой интеллект, получить новые знания, умения, навыки).
- Тема оригинальна, присутствует элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
На втором этапе задачи, которые будут мной решаться:
- Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
- Создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий.
- Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
Можно выделить три уровня овладения детьми навыками экспериментирования:
- низкий: педагог ставит проблему и начинает её решение, дети осуществляют решение проблемы вместе с воспитателем.
- средний: педагог ставит проблему, дети самостоятельно, но при поддержке взрослого находят решение и осуществляют эксперимент.
- высокий: постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно. Навыки экспериментирования определяются не возрастом, а условиями, в которых ребёнок воспитывается.
В статье раскрываются особенности организации опытно-экспериментальной деятельности и ее значение для формирования познавательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Закон РФ «Об образовании» ст.17 указывает, что педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации». Государство, школа, дошкольное учреждение и родители решают задачу чрезвычайной необходимости: чтобы ребёнок вырос здоровым и крепким, сознательным членом общества, но и — способным на творческий подход к делу, инициативным, думающим.
Остро стоит вопрос о повышении качества образования и воспитания подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы. Одна из важнейших задач — социализация личности воспитанника и формирование у него активной жизненной позиции, умения самостоятельно принимать решения в отношениях со сверстниками и взрослыми. Личностно — ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, веру в его творческие возможности и развитие потенциальных способностей.
Одним из решений этой задачи является внедрение в воспитательно-образовательный процесс детского сада детского экспериментирования.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребёнком, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Исследовательская, поисковая активность – их естественное состояние, они настроены на освоение окружающего мира и хотят его познать. Внутреннее стремление детей к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для психического развития как процесса саморазвития и самореализации. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность.
Все помнят китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Если ребёнок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. На этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику автора.
В своих исследованиях академик Н.Н.Поддъяков в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддъяков, 1995), ведь «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Исходя из потенциальных возможностей и перспектив использования опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, автором определена цель: создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности.
Цель реализуется в следующих задачах:
• Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод.
• создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
• Развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов;
• Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;
• воспитывать эмпатию, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Опытно-экспериментальная деятельность распределена по направлениям:
1. Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
2. Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Организуя деятельность, автор опирается на ведущие принципы развития дошкольников:
• принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов);
• принцип природосообразности (развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
• принцип дифференцированного подхода (эффективная помощь воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные возможности воспитанников);
• принцип деятельности (ребёнок включается в познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
• принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);
• принцип интеграции (интегративность всех процессов, которые реализуются в образовательном пространстве).
Структура экспериментирования:
• выделение и постановка проблемы, которую необходимо решить;
• целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
• выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
• проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
• анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
• формулирование выводов.
Для результативной и качественной работы автором предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов воспитанниками. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы и уголка экспериментирования в группе, оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Почемучки», в котором находится детская исследовательская лаборатория. В ней представлены различные материалы для исследования (приборы-помощники; разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы, технические материалы; разные виды бумаги).
В ходе этой работы у детей начинают развиваться не только интеллектуальные способности, но и умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция с другими видами детской деятельности включает в себя наблюдения на прогулке, чтение, игровую деятельность, это позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Конечно, ни одну образовательную или воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй, полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. И как сказал В. А. Сухомлинский «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Систематическая работа по данному направлению позволила мне сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Литература
1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год
2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009
3. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005
5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.
7. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. – Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
Уникальность по етст 40%
В статье раскрываются особенности организации опытно-экспериментальной деятельности и ее значение для формирования познавательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Закон РФ «Об образовании» ст.17 указывает, что педагоги дошкольных учреждений должны переориентировать образовательный процесс на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации». Государство, школа, дошкольное учреждение и родители решают задачу чрезвычайной необходимости: чтобы ребёнок вырос здоровым и крепким, сознательным членом общества, но и — способным на творческий подход к делу, инициативным, думающим.
Остро стоит вопрос о повышении качества образования и воспитания подрастающего поколения на всех уровнях образовательной системы. Одна из важнейших задач — социализация личности воспитанника и формирование у него активной жизненной позиции, умения самостоятельно принимать решения в отношениях со сверстниками и взрослыми. Личностно — ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, веру в его творческие возможности и развитие потенциальных способностей.
Одним из решений этой задачи является внедрение в воспитательно-образовательный процесс детского сада детского экспериментирования.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Практические действия, осуществляемые ребёнком, выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Исследовательская, поисковая активность – их естественное состояние, они настроены на освоение окружающего мира и хотят его познать. Внутреннее стремление детей к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для психического развития как процесса саморазвития и самореализации. В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Она развивает все познавательные способности, наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуациях, помогает развивать творческую личность.
Все помнят китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Если ребёнок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. На этом основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику автора.
В своих исследованиях академик Н.Н.Поддъяков в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддъяков, 1995), ведь «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Исходя из потенциальных возможностей и перспектив использования опытно-экспериментальной деятельности в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, автором определена цель: создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности.
Цель реализуется в следующих задачах:
• Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать вывод.
• создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
• Развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов;
• Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;
• воспитывать эмпатию, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Опытно-экспериментальная деятельность распределена по направлениям:
1. Живая природа: характерные особенности сезонов разных климатических зон, многообразие организмов и их приспособленность к окружающей среде.
2. Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
3. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Организуя деятельность, автор опирается на ведущие принципы развития дошкольников:
• принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов);
• принцип природосообразности (развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием);
• принцип дифференцированного подхода (эффективная помощь воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные возможности воспитанников);
• принцип деятельности (ребёнок включается в познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);
• принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);
• принцип интеграции (интегративность всех процессов, которые реализуются в образовательном пространстве).
Структура экспериментирования:
• выделение и постановка проблемы, которую необходимо решить;
• целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
• выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
• проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
• анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось);
• формулирование выводов.
Для результативной и качественной работы автором предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов воспитанниками. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционного уголка природы и уголка экспериментирования в группе, оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Почемучки», в котором находится детская исследовательская лаборатория. В ней представлены различные материалы для исследования (приборы-помощники; разнообразные сосуды из различных материалов; природные материалы, технические материалы; разные виды бумаги).
В ходе этой работы у детей начинают развиваться не только интеллектуальные способности, но и умение работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция с другими видами детской деятельности включает в себя наблюдения на прогулке, чтение, игровую деятельность, это позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Конечно, ни одну образовательную или воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй, полного взаимопонимания между родителями и педагогами. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремление ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. И как сказал В. А. Сухомлинский «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Систематическая работа по данному направлению позволила мне сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи.
Литература
1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. — Издательство: Учитель, 2009год
2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. — Издательство: Учитель, 2009
3. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009
4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство. Аркти, 2005
5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности — к педагогике развития»
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2004.
7. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. – Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
8. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. – Педагогический вестник, 2010, № 1.
По Адвего Уникальность текста 23% / 1%. Неуникальный текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
Опыт работы...
Доклад «Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.Исходя из этой цели...
Обобщение и распространение педагогического опыта работы на тему: "Значение опытно – экспериментальной деятельности в интеллектуальном развитии детей с ОНР"
Цель педагогической технологии Создание условий для формирования основ целостного мировидения у детей средствами физического эксперимента....
Значение опытно-экспериментальной деятельности в воспитании дошкольников.
Значение опытно-экспериментальной деятельностив воспитании дошкольников....
"Значение опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников"
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего отв...
Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка
Значение опытно-экспериментальной деятельности в развитии ребенка...
Презентация "Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"
Организация познавательно — исследовательской деятельности, развитие умственной работоспособности, формирование познавательной активности — важнейшие направления работы педагогов ДОО....