Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «История вилки и ложки» (с применением ИКТ)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: познакомить детей с историей возникновения ложки и вилки;
активизировать познавательную деятельность детей;
вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Материалы и оборудование:
Проектор, ноутбук, ложки деревянные. железные и пластмассовые, вилки железные и пластмассовые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «История вилки и ложки» (с применением ИКТ)
Цель: познакомить детей с историей возникновения ложки и вилки;
активизировать познавательную деятельность детей;
вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.
Материалы и оборудование:
Проектор, ноутбук, ложки деревянные. железные и пластмассовые, вилки железные и пластмассовые.
Ход занятия.
В комнате стоит сервированный стол, но без ложек и вилок.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, как красиво накрыт стол, можно приглашать к столу гостей? Посмотрите, все ли в порядке? (Ответы детей)
-Правильно, не хватает ложек и вилок. А для чего они нужны (Ответы детей). Чтобы есть суп, кашу, мясо.
У меня в волшебном мешочке лежит предмет, как он называется, узнаете отгадав загадку:
Если я пуста бываю,
Про меня все забывают,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.(ложка)
-Правильно, ложка. Ребята, это очень важная вещь, но было время, когда ложек не было совсем. Вот послушайте:
В то время человек жил в глухой пещере,
На огне варил обед, ну а чем же ел он?
Как ни странно, человек пищу ел руками.
Проходил так целый век вы представьте сами
Как же трудно было есть жидкий суп и кашу.
Но, подумав: «Выход есть», -
Сделал ложку нашу.
Ложка гораздо старше вилки.
Воспитатель:
-Давайте посмотрим фильм и послушаем историю ложки:
Когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, еду готовили на кострах и не знали, что такое суп и борщ. Ели они руками жареное мясо, растения и ягоды. Однажды человек взял в руки очень горячее мясо и уронил его, мясо упало на острую палочку. Человек поднял мясо и увидел, что в нем торчит палочка, он понял, что так есть удобней. С тех пор люди начали пользоваться палочками. Позже люди начали делать ложки. Самая первая ложка была вытесана из камня, была она очень тяжелая и неровная. Затем человек придумал смастерить ложку из кости животного и морской раковины, она была удобнее, легче, более гладкая, чем предшественница. Прошло еще много лет, и человек сделал деревянную ложку, он решил, что она будет удобнее. Липа оказалась самым подходящим деревом для изготовления ложки. Ложка получилась на славу – красивая, легкая, и что важно не нагревалась от горячей пищи, как каменная. Русские простые люди с давних пор ели кашу и щи деревянными ложками. Знатные, богатые люди на Руси – бояре и князья за стол садились с серебряными ложками, эти ложки были очень дорогими, очень долго служили, а у деревянной ложки стачивались быстро края, потому что ими задевали дно посуды. Кушали люди так: ставили на стол одну на всех миску или чугун с кашей, щами. Тарелок не было, а если глиняные у кого – то и были, то их ставили только на праздники, стоили они очень дорого! Каждому давали кусок хлеба и ложку. Самый первый опускал ложку в чугун дед, а если кто – то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из – за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!». Кто сколько ложек успеет съесть, тот тем и сыт будет. А если в щах – мясо, то его можно брать только спросив разрешения. Потом человек научился раскрашивать ложки цветами и ягодами. Получались яркие, красивые ложки, невозможно было глаз отвести!
Позже появились более практичные алюминиевые ложки (демонстрация ложки). Эти ложки гнулись и ломались, темнели от горячего. Современные люди придумали делать ложки из нержавейки – металла прочного и блестящего (сравнение ложки алюминиевой и металлической).
Но деревянные ложки можно и сейчас увидеть в домах, они украшают дом, а некоторые хозяйки до сих пор их используют.
- Скажите, ребята, а еще деревянную ложку для чего можно использовать?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Конечно, еще деревянные ложки можно использовать как музыкальный инструмент. В России музыканты – ложечники, постукивая ложками друг о друга, выстукивают мелодию плясовую и задорную. Вот такая интересная история возникновения ложки. Вам понравилось?
Продолжим после игры.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая - изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни - разобьются. ( рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
Воспитатель:
- Ребята, вместе с ложкой всегда рядом- вилка. Без нее нам тоже не обойтись.
Вы меня узнали сразу,
Вилкой все меня зовут.
Если есть за стол садятся,
То меня с собой берут.
Вилка раньше была совершенно другой. Первая вилка, которую сделал человек, была обычной рогатиной, которой он переворачивал мясо на костре. Затем человек вырезал из полена вилку, у которой было два зуба. Но и она была не удобной, она часто ломалась и могла сгореть в костре. Со временем человек придумал металлическую вилку, у которой было четыре зуба. Знаете ребята, вилки бывают разные и для рыбы, и для мяса. Посмотрите, какие у вилки острые зубья, поэтому с ней нельзя баловаться, нужно быть осторожнее.
-Ребята, в наше время, кроме деревянной и металлической посуды люди придумали и посуду из другого материала- из пластмассы. Еще она называется- одноразовой. Она очень легкая и не бьется.
А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Что чем едят?».
Перед вами карточки с изображением руки, ложки, вилки и вилки с ножом, а также изображения различных блюд. Необходимо подобрать блюда и соответствующие им приборы. Подведение итогов.
Ребята, что вы сегодня узнали нового? Что вначале было у человека вместо ложки и вилки? (палочка). Затем какие были ложки и вилки? (деревянные, не раскрашенные). А потом какие? (деревянные, раскрашенные) А потом? (металлические, такими мы едим теперь) Все правильно, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по ознакомлению с окружающим миром к проекту "История одежды"
Конспект к презентации "Как появилась одежда" (средняя группа)...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром (Окружающий мир) в первой младшей группе на тему "Как мы дружно все живем"
Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга.Задачи: закреплять знания детей о родственных отношениях; развивать умение называть ближайших р...
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"
Конспект по ознакомлению с окружающим миром "В мире стекла"...
Ознакомление с окружающим миром. Подготовительная группа. История создания книги (20.04-24.04.2020)
Краткая история книгопечатния от древнейших времён до наших дней с иллюстрациями....
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: " Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы (животный и растительный мир) через дидактические игры.
quot;Путешествие с зайчиком на волшебном паровозе"...
Конспект по ознакомление с окружающим миром на тему: "В мире пластмассы"
Конспект по ознакомление с окружающим миром на тему: "В мире пластмассы"Цель: формировать представление детей о свойствах и качествах предметов из пластмассы....
занятие по ознакомлению с окружающим миром по теме " История жилища человека"
Конспект занятия по теме " История жилища человека" по технологии Н. Коротковой ( Путешествие по реке времени)...