НОД «Река времени» родного города Качканара с применением ИКТ( по ФГОС )
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Путешествие «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kachkanar.docx | 39.14 КБ |
reka_vremeni.docx | 237.86 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Река времени» родного города Качканара с применением ИКТ по ФГОС.
Воспитатель: Лямина Светлана Сергеевна
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру, к родному краю; развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
- Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с историческим прошлым и настоящим родного города
- Систематизировать и углублять знания детей о достопримечательностях города Качканара
2. Развивающие:
- Упражнять детей в умении составлять предложения, короткие рассказы, используя полученные ранее знания и представления; совершенствовать навыки связной и последовательной речи
- Способствовать развитию исследовательской деятельности посредством путешествия по реке времени, вызвать у детей эмоциональный отклик.
3. Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к родному городу, первостроителям Качканара, чувство гордости за их труд и подвиг.
- Формировать чувство патриотизма, любви к малой родине.
Предварительная работа: целевые экскурсии по городу, собрана информация об истории города Качканара, подобраны фотографии и сделаны макеты старого и современного города, организована фотовыставка, выставка книг о городе, работа с родителями по изготовлению альбомов «Мой горд»
Форма организации: занятие с применением технологии «река времени» с использованием ИКТ.
Форма совместной деятельности: фронтальная.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.
Средства:
Литературные - стихотворения про Качканар.
Мультимедийные – презентация «Мой город Качканар», видео фильм «Мой Качканар».
Музыкальные – аудиозапись песни «Прекрасное далеко»
Материалы и оборудование: экран, проектор, макеты, фото
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сл.1 Заставка тема НОД
Сл.2 Видео с музыкой о городе с экскурсиями детей.
Сл. 3 Где дети (вот такие мы дружные ребята)
Звучит аудиозапись песни о городе.
Воспитатель. - Дорогие, ребята! Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся, а гости улыбнутся нам в ответ.
Воспитатель: Сегодня нас ждут увлекательные игры и интересные истории. Но, сначала предлагаю послушать отрывки из стихотворений, которые расскажут нам ребята, а мы внимательно послушаем их.
Сл. 4 Фото Качканара с горами.
Сергей
Вокруг тайга, повсюду горы,
А между ними стоит город.
Он не большой, но он прекрасен,
Он словно розы средь берез
И я влюблен в него до слез.
Сл.5 Фото Качканара
Полина
Эх, Качканар, я красотой твоей любуюсь
И о судьбе твоей волнуюсь.
Зимой ты словно белая пушинка,
Зависший между небом и землей,
А летом, словно яркая картинка,
Такой же пестрый и живой.
Воспитатель: Вы, наверное, догадались о чем мы сегодня поведем разговор?
Ответ детей: «Сегодня мы будем беседовать о нашем городе Качканаре».
Сл. 6 Фото города
Воспитатель: Совершенно верно! На свете очень много больших и малых городов. А говорить мы будем - о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом. Качканар – город, в котором мы родились - это наша с вами малая Родина! Мы расскажем нашим гостям, что уже знаем о ней и, думаю, что все вместе узнаем еще много интересного.
Вопросы:
- Ребята, а кто знает сколько лет нашему городу Качканару? Ответы детей: 58 лет.
- Когда наш город празднует свой день рождения? Ответы детей: 27 мая 1957 года
Сл. 7 Фото ключ качканарский
Воспитатель: - Многое можно вспомнить и рассказать о городе, в котором вы родились. Ребята, а хотите рассказать друг другу и гостям, какими достопримечательностями богат наш город?
Дети: Да! Пожалуйста, кто начинает?
Высказывания детей:
- В нашем городе есть музей, много школ.(Вилена)
Сл. 8 музей и школа
- Большой и интересный дворец спорт, стадион
Сл. 9 Наш спортивный город (сергей)
4) В нашем городе есть хорошая горнолыжная трасса (Полина)
Сл. 10 Горнолыжная трасса
5)В нашем городе есть санаторий «Зеленый мыс»(Даша)
Сл. 11 Зеленый мыс
Сл. 12 Фото города
Воспитатель: А как вы думаете, наш город всегда был таким? Нет.
- Что было раньше на месте города? Тайга, лес, горы
- А вы хотите по - больше узнать, как построили наш город, почему его назвали Качканар? Да.
Сл. 13 Фото река
Воспитатель: Дети, предлагаю вам отправится в необычное путешествие по реке времени, где мы будем отмечать далекое прошлое города, его возведение, современный город (показываю на реку времени и заготовку для макетов, показываю метки). Ребята, а что бы нам в путешествии было интересно и увлекательно, мы с вами возьмем с собой хорошее настроение.
- А путешествовать мы с вами будем на «машине времени», где имеются волшебные кнопки.
Показываю модель «Машина времени».
- Предлагаю вам пройти к ней!
Сл. 14 Слайд с музыкой «Прекрасное далеко» анимашка полета (1)
-Итак, нажимаю кнопку «Прошлое», под фонограмму «Прекрасное далеко» говорю слова:
Машина времени,
Неси нас сквозь года.
Передвигаемся к столам где находятся вывеска, фото, макеты – прошлого стол № 1 , где лежит «ПРОШЛОЕ»
Сл: 15 Тайга, горы.
Воспитатель: – Чудо свершилось! Мы с вами очутились в прошлом, в тайге, в многочисленных горах.
Подходим к столам и смотрим.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами знаем о прошлом нашего города?
Сл. 16 Первая комплексная бригада
Катя Ж. На том месте, где сейчас стоит наш город, много лет назад не было ни одного дома. Были только горы и непроходимая тайга. Но вот к Уральским горам пришли сильные и храбрые люди – геологи. Они нашли у подножия горы Качканар месторождение железной руды. Из этой руды выделяют железо, которое переплавляют в металл, необходимый для изготовления различных машин.
Сл. 17 Палаточный город
Лиза: Чтобы добывать железную руду, из многих городов, сел и деревень нашей огромной страны приехали сюда, в суровый необжитый край, люди. Вначале они разбили палаточный город (демонстрирует фотографию).
Воспитатель: Молодцы девочки!
Воспитатель: Представьте, как холодно, неуютно и опасно было жить в палатках. Ведь вокруг только горы и леса, а в лесу – дикие звери.
Сл. 18 Подготовка путей Качканара1957 год
Сл. 19 Посмотрите как проходило строительство станции Качканара
-Ребята, вы поможете мне разметить эти фотографии на реке времени?
-Предлагаю вам посмотреть на наш экран и отгадать видео загадку.
Сл. 20 Загадка - видео Парк «Строитель»
Сл 21 Памятник
Воспитатель: Парк «Строитель» - это излюбленное место отдыха горожан.
В конце августа 1998 года в парке Первостроителей был открыт памятник погибшим при выполнении воинского долга. На его плитах выбиты фамилии ребят, чьи жизни оборвались в бою. Они погибли за Россию.
Здесь есть замечательный мемориал, посвященный первостроителям Качканара: каменные палатки.
Вот мы и поставим макет палаток, которые мы с вами смастерили для реки времени. Дети ставят макеты.
Ребята, а Коля знает замечательный отрывок из стихотворения про первостроителей, попросим его нам рассказать.
Коля: Была за жизнь с природой схватка
Хвала труду и честь добру:
Тем, кто жил и мерз в палатках,
Кто строил город на ветру…
Воспитатель: Спасибо, Коля!
Воспитатель: Ну, что же ребята возвращаемся к нашей машине времени? – Сейчас мы продолжим путешествие во времени и перенесемся в то трудное, но романтичное время, возведение города. Не забываем взять с собой хорошее настроение.
Сл. 22 Анимашка полета полет к возведению города
Снова используется «Машина времени» и песня «Прекрасное далеко»
Машина времени,
Неси нас сквозь года.
Передвигаемся к столам где находятся вывеска, фото, макеты – прошлого стол № 2 , где лежит «ВОЗВЕДЕНИЕ ГОРОДА»
Сл. 23 Старый город Качканар
Воспитатель: вот мы попали в то время, когда возводился город. Кто может рассказать о его возведении?
Вилена: На смену палаткам пришли одноэтажные бараки, а затем были построены двухэтажные деревянные дома с печным отоплением. (Показ фотографий.) Некрасивым и маленьким был наш город. Но люди упорно работали, добывали железную руду.
Сл. 24 город с горой Андрей: Город рос, строился. «Как же назвать город?» - задумались люди. И назвали его Качканар – город, находящийся у подножия горы Качканар. Затем стали строить кирпичные и панельные дома, больницы, школы, детские сады. (Показ фотографий.)
Сл. 25 Посмотрите, вот это первый техникум, Детские сады Больница
Сл. 26Улица Свердлова
Даша. Самую первую улицу, которая появилась в городе назвали «Магистральная», а сейчас это улица Свердлова, она проходила на протяжении всего города, через площадь.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно рассказываете! Стал наш город большим и красивым.
- Ребята, помогите мне, пожалуйста, расположить фото и макеты, которые мы смастерили (расположить на реке времени).
Сл. 27 Видео - загадка! (дорогие ребята, на каком микрорайоне я сейчас нахожусь, какие здания находятся вокруг этого места) Администрации города, детская поликлиника, взрослая Гоковская поликлиника, магазины)
Сл.28 полик, гостин, админ. Воспитатель: Молодцы ребята! Мы сейчас с вами на видео загадках увидели площадь города, где испокон веков проходили гуляния. Я предлагаю и вам представить, что посреди группы площадь, а шкафы это дома, и мы пришли на гуляние и поиграем в веселую игру.
Сл. 29 ФИЗМИНУТКА Русская народная игра
Воспитатель: Повеселились? Для того народ и придумал игры, что бы жить было веселее. Ну, а как говорит народная мудрость: «Делу время, а потехе – час». Нам с вами пора отправляться в наше прекрасное настоящее.
Сл. 30 Анимашка полета полет к настоящему
Нажав кнопку «Настоящее» на «Машине времени», под фонограмму «Прекрасное далеко» возвращаемся в наше время.
Передвигаемся к столам где находятся вывеска, фото, макеты – прошлого стол № 3 , где лежит «Настоящее»
Сл. 31 – С тех пор прошло много лет, прежде чем наш Качканар стал таким большим, красивым и современным, каким мы видим его сейчас.
Сл 32- 35 ЩЕЛКАТЬ Благодаря огромному труду жителей нашего города возведено, множество зданий и сооружений самого разного назначения. Наш город возмужал, с каждым годом он становится лучше и краше.
Воспитатель: - В Качканаре много детских садов. И, думаю, что для вас самый любимый и родной из них – наш детский сад, д/с Чебурашка.
- Что вы можете рассказать о нем?
Сл. 36 - 39детский сад Настя:
1 наш д/с находится в самом зеленом микрарайоне
2 у нас зимой построеномного горок
3 наша группа светлая и уютная
(Показ фотографий)
- В нашем городе много школ. И вы пойдете учиться в разные школы. Школа 7 4 6
Сл. 40 ВИДЕО Тихонько играет музыка,а воспитатель тихонько рассказывает.
Воспитатель: Качканар хорошеет с каждым днем, потому что его жители любят свой город, следят за чистотой, озеленяют улицы, строят новые дома. Гордятся люди своим городом, городом - тружеником, слагают о нем песни и стихи. Сейчас Лолита расскажет отрывок стихотворения о нашем любимом городе.
Лолита: Милый город, залитый огнем,
Ты шумишь, растешь без передышки.
И за каждым за твоим окном
Подрастают новые детишки.
Воспитатель: Ребята, вот мы и остановимся в нашем, настоящем времени. Качканар сегодня- современный город, который живет не прошлым, а настоящим и имеет все основания чувствовать себя уверенно в будущем.
-Дети, вам понравилось наше путешествие? Если да, то чем?(Да, как мы летали на машине времени), (мы сами составляли как изменялся город), (мы смотрели фотографии)
- Ребята, спасибо вам, мне понравилось с вами путешествовать, вы молодцы! Хочу поблагодарить вас и ваших родителей ещё и за то, что, вы вместе приготовили альбомы, в которых история города, традиции, ваши любимые места, думаю, что эти альбомы пригодятся вам и в школе, в них очень интересная информация о городе. Дети, у кого есть желание посмотреть свои и товарищей альбомы, вы можете взять их и пройти в группу, поделиться впечатлениями друг с другом.
-Занятие окончено. Всем спасибо!
(Попрощаемся с нашими гостями.)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
Путешествие по «реке времени».
Автор этой технологии - Короткова Надежда Александровна.
Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Надежда Александровна предлагает использовать дидактическое пособие – панно «Река времени». Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».
Технология «путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.
Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.
Дидактическое пособие «река времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х18), на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность», «старина», «наше время».
- «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей;
- «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже;
- «наше время» - современный мир, может быть и будущее.
Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.
Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации используются многократно.
Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Можно делать прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.
Технология строится на следующих принципах:
- Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
- Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
- Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Возможно использовать следующие методы:
1.Словесный метод.
- Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
- Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод.
- Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
- Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
- Составление и оформление макетов.
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод.
- Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
4. Игровой метод.
- Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Знакомство детей с рекой времени начинается с чтения произведения «Путешествие дядюшки Тик-Так» английского писателя Дональда Биссета.
Надежда Александровна предлагает в первый год использовать тематику путешествий на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например, каким я был сейчас, каким я буду в будущем.
Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»
- Обсуждение реального или вымышленного события
- Постановка цели исследования (узнать)
- Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
- Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
- Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
- Вывешивание таблицы на стене группового помещения
- Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник конспектов по ознакомлению дошкольников с родным городом Качканар
В сборнике представлены конспекты различным мероприятий в разных формах по ознакомлению дошкольников с родным городом во всех возрастных группах от 3 до 7 лет.....
НОД «Река времени» родного города Качканара с применением ИКТ по ФГОС.
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру, к родному краю; развитие коммуникативных навыков.Задачи: 1. Образовательные:- Продолжа...
Практическая консультация для педагогов "Особенности применения технологии «Путешествие по реке времени» в образовательном процессе"
практическая консультация для педагогов ДОУ...
Конспект познавательного занятия по ознакомлению с родным краем «Наш район в прошлом, настоящем и будущем (с использованием «Путешествие по реке времени»)»
Цель: Закрепление знаний детей об историческом прошлом Курьинского района и его современной жизни.Задачи: 1. Развивать у детей любознательность, интерес к ...
Перспективный план "Расширение кругозора детей подготовительной группы посредством применения культурной практики "Река времени" Н.А.Коротковой
Дидактические игры на расширение кругозора детей....
Авторская дидактическая игра на сортировку логического мышления по родному городу Благовещенск с применением ИКТ
Авторская дидактическая игра на сортировку логического мышления по родному городу Благовещенск...
Применение педагогической технологии «Река времени» в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Игры-путешествия по «Реке времени» направлены на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивают целостное восприятие мира,...
Комментарии
Очень интересно!
Очень интересно!