НОД Тема: Загадки зимнего леса
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Жигалова Фаина Валерьевна

НОД по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД по познавательному развитию29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Стриговский детский сад»

Технологическая карта структуры организованной образовательной деятельности.

Тема: Загадки зимнего леса.

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интегрируемые образовательные области: речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшая-подготовительная группа

Воспитатель: Жигалова Фаина Валерьевна

Цель образовательной деятельности: Расширение и углубление представлений о диких животных и птицах зимующих в лесу.

Задачи:

- Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о диких животных и птицах, о их жилищах, о том, чем они питаются, как готовятся к зиме, их особенностях жизни в зимних условиях.  Словарь: нора, логово, дупло, пушистый, клыкастый, ловкая, проворная, мохнатый, проворный, долбит.  

- Развивающие: Формировать предпосылки поисковой деятельности у детей, развивать связную речь (составление мини – рассказов о животных, птицах),  зрительное внимание, логическое мышление.

 - Воспитательные: воспитывать бережное отношения к природе, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Форма проведения: беседа

Форма организации– фронтальная.

Методы и приёмы: демонстрация, игра, проблемная ситуация, прослушивание музыки.  

Оборудование: Дид. игры: "Снежинки", "Пазлы", "Правила поведения в лесу", желуди, сосновая шишка,  мелодии на флешке (медленная композиция С.С.Прокофьев вальс "Метель"и звуки птиц), следы на белой бумаге, картина с изображением зимнего леса, рукописная книга "Зимующие животные и птицы леса", "Следы зверей", книги о животных, компьютер,  снежные комочки, коробка, карта, письмо, посылка.

Дифференциация: по уровню развития детей, по возрасту.

Предварительная работа: знакомство с дикими животными и птицами на занятиях по ознакомлению с окружающем миром через дидактические игры, проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок, через подвижные игры, имитации движений животных. рассматривание иллюстраций с дикими животными и птицами зимующими в лесу, слушание песенок про животных и птиц.

п.п.

Время

Название этапа

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

3-4 мин.

Вводно-организационный

Дыхательное упражнение "Снежинки".

Прослушивание музыки

Сконцентрировать внимание детей; настроить детей на работу.

Установить эмоциональный контакт.

Педагог  раздает детям снежинки, читает стихотворение:

"Кружатся снежинки в воздухе морозном
Падают на землю кружевные звезды"
(Н. Нищева)

- Много снегу намело. Настоящая метель началась. Закройте глаза и послушайте метель.

Педагог включает музыку, эмоционально настраивая детей на предстоящую деятельность.

(Предварительно в группе педагог выставляет картину зимнего леса, оформляет группу).

Педагог задаёт вопросы:

- Посмотрите, куда мы попали?
- Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. А кто в этом лесу живет?

Дети подходят к воспитателю, берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.

Дети закрывают глаза и слушают грамзапись.

Дети отвечают на вопросы.

2.

2 мин.

Мотивационный

"Чьи  следы?"

"Правила поведения в лесу".

Формировать предпосылки поисковой деятельности у детей.

(Предварительно перед НОД педагог раскладывает на полу следы животных). Педагог задаёт вопрос:

- Ребята,  посмотрите, чьи это следы на снегу?

-Почему вы так решили? Давайте проверим. Где мы можем посмотреть информацию? Посмотрите, я с собой взяла сумку, а в ней книги, энциклопедии про диких животных и зимующих птиц. Как вы думаете заяц от кого-то убегал или просто прыгал по своим заячьим делам?  А как заяц готовился к зиме? Чем он питается зимой? Что вы еще знаете про зайца?

Педагог предлагает прочитать наизусть стихотворение про зайца.

-Ребята,  а это чьи следы ? Но медведь зимой спит. А где мы можем посмотреть следы животных и проверить, правы ли мы? Что вы еще знаете о нем? А как медведь готовился к зиме? Чем он питается зимой?  

-Ребята, как вы думаете, почему медведь не спит зимой? Кто-то очень громко кричал и разговаривал в лесу и  разбудил его. Сон у медведя чуткий, скорее дрема, а не сон. Медведя очень легко побеспокоить во время сна, он быстро просыпается. Правда, бывает очень недоволен тем, что разбудили. Таких медведей называют шатун. Разбуженный медведь очень опасен.

-Чтобы такого больше не повторилось, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Педагог показывает картинки.

Дети отвечают на вопрос. (На снегу следы лисы, зайца, медведя).

Дети смотрят энциклопедии и книги, сравнивают следы.

Дети отвечают на вопрос.

Дети читают выученные стихи.

Дети отвечают на вопрос.

Дети смотрят энциклопедии и книги, сравнивают следы.

Дети читают выученные стихи.

Дети отвечают на вопрос.

Дети по картинкам вспоминают правила поведения в лесу.

3.

18-20 мин.

Основной

Беседа

Игра "Найди клад по карте".

Игра "Пазлы".

Проблемная ситуация.

Игра "Угадай, кто поет?"

Уточнить и расширить знания детей о диких животных и птицах, о их жилищах, о том, чем они питаются, их особенностях жизни в зимних условиях.  

Развивать ориентировку в пространстве, предупредить и снять утомление, повысить активное внимание и работоспособность.

Развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Формировать предпосылки поисковой деятельности у детей.

-Ребята, посмотрите, а  это чьи следы?

Они ведут нас прямо к скамеечке в лесу. Тихонечко садитесь.

Катя с мамой подготовили  мини-проект про лису. Давайте её послушаем.

- Спасибо Кате за такой подробный рассказ о лисе.

Ребята, а что вы еще знаете про лису?

Педагог предлагает прочитать наизусть стихотворение про лису.

Педагог включает компьютер, на экране появляется сорока.

Ребята, это сорока - почтальон, она послала нам письмо, прочитаем его.

"Здравствуйте, ребята! Я узнала, что вы пришли в лес. Посылаю вам посылку с загадкой и отгадкой внутри. А чтобы эту посылку найти, вам нужно воспользоваться картой. Помните, только дружная команда сможет найти её"

 -Ребята, кто же питается желудями?

- А давайте проверим, правильно ли мы отгадали.

Педагог предлагает собрать пазлы одному ребенку, остальные садятся на скамеечку.

 -Правильно, это кабан.

Коля с тетей подготовили  мини-проект про кабана. Давайте его послушаем.

- Спасибо Коле за такой интересный рассказ о кабане.

А что вы еще знаете про кабана?

 

Педагог показывает шишку.

-Ребята, вчера я шла с работы и проходила мимо елей нашла вот такую интересную шишку. Кто же ее погрыз или поклевал? Где вы можете посмотреть информацию? У кого вы можете спросить?

Педагог показывает картинки.

- Посмотрите на эти картинки и подумайте. Здесь шишку погрызла белка, а здесь поклевал дятел. Кто же все таки попробовал эту?

-Правильно, это дятел.

Семен с мамой подготовили  мини-проект про дятла. Давайте его послушаем.

-Спасибо Семену за такой занимательный рассказ про дятла.

-Ребята я хочу немножко дополнить Семена. Я прочитала в этой книге, как дятлы клюют шишки, послушайте.

Педагог читает несколько фраз из книги.

- Ребята, а вы хотите подготовить мини-проект про животного или птицу и рассказать его в следующий раз?

-Где мы можем посмотреть или найти  информацию про животного или птицу? У кого можем спросить?

Педагог включает на магнитофоне пение птиц.

Дети отвечают на вопрос.

Дети проходят и садятся на скамеечку.

Катя рассказывает и показывает мини-проект про лису, составленный по книгам.

Дети читают выученные стихи.

Дети подходят к воспитателю и рассматривают карту, высказывают свои варианты ответа, где находится посылка.

Дети по карте находят посылку - желуди. (Посылка спрятана в большом сугробе).

Дети отвечают на вопрос.

Дети проходят и садятся на скамеечку.

Ребенок на магнитной доске составляют из кусочков картинку.

Коля рассказывает и показывает мини-проект про кабана, составленный по интернету и показанный по компьютеру (Слайды).

Дети читают выученные стихи.

Дети отвечают на вопрос.

Семен рассказывает и показывает мини-проект про дятла, показывает свои картинки.

Дети отвечают на вопрос.

Дети отгадывают птицу по пению, звукам.

4.

2-4

мин.

Заключительный. Рефлексия. Итог.

Воспитывать бережное отношения к природе, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Педагог подводит итог.

- Ребята, в зимнем лесу очень интересно, но нам пора возвращаться.

- Скажите мне, как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу? 
- А как люди должны вести себя в лесу? 

-Вы узнали что-то новое для себя? Если да, то возьмите вот эти снежинки и покружитесь под музыку, так вы окажитесь в детском саду.

Педагог включает музыку.
- Вы порадовали меня и наших гостей  своими ответами, многое  рассказали, были доброжелательны.

 (Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.)

(В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять. Зимой надо подкармливать птиц).

Дети берут снежинки и кружатся.

Уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему: "Чудеса зимнего леса"

Конспект интегрированного занятия "Чудеса зимнего леса" для детей старшей логопедической группы. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» . Соста...

Конспект занятия по развитию речи для детей II младшей группы. Тема: «В зимнем лесу»

Цель:Закрепить знания детей о диких животных и их детенышей, местах их обитания.Активизировать употребление прилагательных в речи детей.Упражнять в правильном произношении звуков  [у], [ф].Развив...

Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе детского сада комбинированного вида. Тема: «Загадки зимних месяцев»

Цели занятия:Упражнение в диалогической речи. Закрепление умения детей самостоятельно задавать вопросы к картине;Совершенствование умения грамматически правильно составлять 4-5-словные предложения;Зак...

Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе.Тема:"Загадки из леса".

В конспекте представлены задания математического содержания для детей средней группы....

Конспект образовательной деятельности Тема: «ЗАГАДКИ ИЗ ЛЕСА»

quot;Загадки из леса"Возрастная группа: средняя.Познавательное развитие...

Конспект НОД Тема: Загадки зимних месяцев

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе....

"Загадки зимнего леса"

quot;Загадки зимнего леса"...