"Загадки зимнего леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Н.Н. Хакимова
Зимнее занятие для дошкольников 5-6 лет. Конспект непосредственно образовательной деятельности о жизни лесных зверей зимой.
Тема: «Загадки волшебного зимнего леса».
Цель: закрепление знаний по формированию естественно-научных представлений.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей об образе жизни лесных зверей зимой, способах защиты (белка, заяц, волк, медведь, лось, ёж, лиса).
- Совершенствовать умения детей выстраивать «живые цепочки» в лесу, аргументировать свои ответы, закрепить понятия хищники и травоядные.
Развивающие:
Развивать самостоятельность мышления, логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес у детей, гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
Формы и виды детской деятельности:
- пальчиковая игра;
- игровая ситуация;
- познавательно- исследовательская деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- продуктивная деятельность — художественный труд.
Форма организации: групповая.
Словарная работа: «нора», «дупло», «хищник», «травоядное».
Предварительная работа:
- чтение рассказов о диких животных из книги «знакомим дошкольников с миром животных»;
- отгадывание загадок;
- чтение стихотворений о животных леса;
- рассматривание иллюстраций;
- чтение В. Тасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы».
Материал и оборудование:
- панно «Лес»;
- модели живых организмов;
- снежинки;
- дидактические игры: «Что ты знаешь о правилах в природе?», «Живые цепочки», «Поссорились — помирились», игра — кубик «Угадай, чей хвост?»;
- модели: «Что необходимо для жизни живых организмов», «Признаки живых организмов», «Приспособление животных к зимним условиям»;
- материалы для творчества детей (бумага, ножницы, клей, кисти, салфетки);
- корзинка с орешками.
Ход
Воспитатель радостно встречает детей, предлагает вместе поиграть в пальчиковую игру «Волк».
Волк — серьезный грозный зверь с недовольной, злою миной Зайцу уши натрепал и ещё пообещал:
— То ли будет впереди, ну, зайчик, погоди!
Звучит музыка, у детей в гостях появляется Лесная Фея. Просит детей угадать, откуда она пришла.
Загадывает загадку:
Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой, снимет шубу с плеч долой. (Лес.)
Лесная Фея: «Я — лесная Фея. По просьбе своих друзей — зверюшек я пришла пригласить вас в сказочное путешествие в волшебный мир леса. Хотите ли вы познакомиться с загадками зимнего леса?»
Дети: «Да!»
Лесная Фея: «Сейчас зима, поэтому попасть в лес нам помогут волшебные снежинки».
Фея вместе с детьми подходят, становятся на снежинки, произносят волшебные слова:
Снежинки — пушинки, мои вы друзья!
Летите, летите скорей за поля
И в сказочный лес нас скорей привезите! (Звучит музыка).
Воспитатель: «Ребята, смотрите, по волшебному пути в сказку можем мы войти!».
Все: «Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Расскажи нам, кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи, ты же видишь: мы — свои».
Лесная Фея: «Ребята, наше путешествие будет проходить по лесной тропинке, и чтобы оно было необычайно интересным, я придумала для вас разные задания».
1 задание. «Что такое лес?»
Лес — это жилище для животных, птиц, насекомых, деревьев, растений, цветов, ягод, грибов. Лес для животных дом и кормилец, а для человека — друг. Спасает от зноя и холода, дает природное богатство, очищает воздух.
Вопрос: «Что необходимо для жизни растений и животных в лесу?».
Дети показывают модели (конверты с моделями у каждого ребёнка).
Модель: «Что необходимо для жизни живых организмов» (свет, тепло, вода, воздух, питание, доброе, бережное отношение).
2 задание. «Правила в природе»
Воспитатель: «Ребята, мы в лесу с вами гости, поэтому должны соблюдать правила поведения, чтобы не нарушить жизнь леса и его обитателей. Давайте вспомним запрещающие (с красным ободком) и природоохранительные (с зеленым ободком) знаки для поведения человека в лесу».
Дети находят знаки и помещают на пирамиду.
3 задание. «Назови признаки живых организмов»
Воспитатель: «Ребята, в лесу мы можем встретить множество объектов живой и неживой природы. Они между собой взаимосвязаны. По каким признакам отличаются объекты живой природы от неживой?»
Модель: «Признаки живых организмов» (дышат, двигаются, питаются, размножаются).
4 задание. Игра — кубик «Угадай, чей хвост?»
Воспитатель: «Ребята, с наступлением зимы многое изменилось в жизни леса, да и животные по-разному приспособились к зиме, а как нам поможет узнать вот этот замечательный кубик» (на гранях изображены хвосты разных животных, покров ежа).
Воспитатель говорит слова: «Кубик, кубик, повернись, на бочок ложись». По порядку дети рассказывают, как животные (медведь, заяц, белка, волк, лиса, ёж) приспособились к зиме.
В процессе рассказа на большом панно «Лес» выставляются модели:
- медведь — помещается в берлогу;
- заяц — меняет шубку, помещается рядом с кустиком;
- белка — меняет шубку, помещается в дупло;
- волк — помещается среди деревьев;
- лиса — линяет, меняет шубку на более тёплую, охотится на животных, помещается на полянке;
- ёж — спит, помещается в нору.
5 задание. Игра «Живые цепочки»
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, связаны ли между собой в живой природе деревья, птицы, звери и насекомые? В природе все между собой взаимосвязано, и существует подвижное равновесие между численностью животных и растений. Чтобы нам лучше это узнать, давайте составим «живые цепочки».
Дети присаживаются за стол, выполняют задание.
Индивидуальные вопросы:
— Кто останется голодным. Если исчезнут все животные? Деревья? Цветы? (Человек.)
— Можно ли включить человека в «живые цепочки»?
— Если убрать картинку. На которой изображен человек, что — либо изменится? (Нет.)
6. Динамическая пауза. Игра «Зайка»
Лесная Фея: «Ребята, путешествие наше увлекательное, предлагаю вам немного отдохнуть, поиграть в игру».
Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал (руки перед грудью, прыжки на двух ногах).
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки (указательным и средним разведенным пальцами дети изображают ушки).
Шорох тихий раздается: кто-то по лесу крадётся (дети пугливо оглядываются).
Заяц путает следы, убегает от беды (делают большой прыжок в сторону, «сворачиваются» в клубок).
Прыгнул в бок и обернулся, и под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок — чтоб никто найти не смог.
7 задание. Игра «Поссорились — помирились»
Воспитатель: «Все животные в волшебном лесу очень дружны, но однажды на тропинке встретились олень и волк. Как вы думаете, почему они поссорились?»
Дети рассматривают картинки.
Делают выводы:
— поссорились (олень — крупное животное, волк — меньше; олень — травоядное животное, волк — хищник; у оленя — есть рога, копыта, у волка — нет; у оленя в лесу нет дома, у волка есть дом — логово);
— помирились (олень и волк — дикие животные, их общий дом — лес, зимой они не залегают в спячку).
8 задание. Мастерская. Изготовление кормушек для птиц
Воспитатель: «Зверей в лесу подкармливают лесники. Заготавливают для них сено, зерно, и закладывают в специальные кормушки в лесу. Ребята, предлагаю и вам разместить кормушки с сеном для животных и поддержать птиц в холодный зимний период. Что для этого необходимо сделать?»
Дети: «Изготовить кормушки».
Лесная фея и воспитатель приглашают детей в мастерскую.
Выполненные кормушки дети с помощью воспитателя размещают на панно «Лес».
Лесная фея: Молодцы, ребята, вы выполнили все мои задания.
Понравилось ли вам в волшебном лесу? Мои друзья белочки очень щедрые на подарки. Они приготовили для вас угощение — орешки.
Лесная фея дарит детям орешки в корзинке.
Дети благодарят Лесную Фею и прощаются с лесом:
Лес дремучий, до свидания! Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!
Звучит музыка. Дети возвращаются в детский сад на волшебных снежинках.
Рефлексия
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Что понравилось больше всего?
- Что было трудно?
- Как вы думаете, почему вам удалось справиться с поставленным заданием, помочь поддержать птиц в холодный период?
— Благодарим вас за работу. Каждый из вас много потрудился, очень старался, был внимательным. Много рассказали Лесной Фее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки родного леса
Интегрированное мероприятие...
«Загадки родного леса» Конспект занятия в средней группе.Образовательная область Познание.
Цель:Познакомить детей с представителями живой природы:насекомыми,дикими животными,растительностью.Задачи:Ввести понятие лекарственные растения:мать-и-мачеха,цветы липы,лист подорожника и т.д.Фо...
НОД Тема: Загадки зимнего леса
НОД по познавательному развитию...
Конспект экскурсии в зимний лес «Красота зимнего леса»
Цель: расширять представления детей о лесе в зимний период, воспитывать любовь к природе.Задачи:Образовательные: учить детей называть зимние признаки, обогащать словарь прилагательными.Развивающие: ра...
Сценарий развлечения «Зимние забавы» в старшей группе «Б» (игровая конкурсная программа) «Письмо из зимнего леса» »
Дети помогают спасти зимний лес от происков Госпожи Метелицы...
Сценарий зимнего развлечения "В зимнем лесу" для детей младшего возраста
Развлечение "В зимнем лесу" предназначено для детей младшего возраста, как итоговое мероприятие по теме "Зима"...
квест- игра экологической направленности "Загадки из зимнего леса"
Технологическая карта Квест-игры экологической направленности "Загадки из зимнего леса"...