конспект НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Итоговое занятие по теме "Перелетные птицы Ивановской области"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 46.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема: «Перелётные птицы Ивановской области»
Возраст 6-7 лет
ОО: «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатель первой категории
МБДОУ "Детский сад №76"
Фролова Марина Валентиновна
Иваново 2015 г
Тема: "Перелетные птицы"
"Познавательное развитие"
Подготовительная группа (6-7 лет)
Место НОД в изучении темы: итоговое занятие по теме: "Перелетные птицы"
Цель :
Расширение, систематизация и закрепление знаний о перелётных птицах на примере птиц Ивановской области .
Задачи приоритетной образовательной области: "Познавательное развитие":
Научить классифицировать перелетных птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания, закрепляя умения устанавливать причинно-следственные связи. Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
"Социально- коммуникативное развитие":
Развивать стремление детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Воспитывать бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.
Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения договариваться, помогать друг другу
"Речевое развитие":
Развить речевую активность, зрительное восприятие и внимание, творческое воображение.
Продолжать обогащать словарь детей новыми словами: орнитолог, клацающие звуки, чечевица, насекомоядные, зерноядные, «мелюзга», грачиха.
Пополнить литературный багаж детей стихотворением Е.Благининой "Улетают, улетели".
"Художественно-эстетическое развитие ":
Воспитать желание участвовать в совместной творческой деятельности.
Радоваться результатам коллективного труда.
"Физическое развитие":
Профилактика нарушений осанки и зрения.
Экспериментальная деятельность :
Доказать опытно-экспериментальным путем особенности перьевого покрова водоплавающих птиц;
Развивать наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Формировать бережное отношение к окружающей среде;
Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Цель применения ИКТ в НОД:
Формирование учебной мотивации воспитанников.
Активизировать познавательную активность.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, ноутбук, аудиозапись пени про осень, видео с YouTube «Голоса птиц», музыка Чайковского «Октябрь», подборка видеоматериала «Перелетные птицы», предметные картинки с изображением птиц;
На бумаге подготовлен фон, аппликация деревьев; приготовлены вырезанные по трафарету птицы, скворечник для дальнейшей художественной деятельности;
Для экспериментальной деятельности: перья, емкости с водой, халаты или фартуки, увеличительные стекла, клейстер, подкрашенный черной гуашью, моющее средство, перчатки, салфетки.
Предварительная работа:
1.Чтение художественной литературы о птицах.
2. Рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц».
3.Работа над понятием «орнитолог» (совместно с родителями).
4. Рассказ педагога о перелетных птицах в свободной деятельности, почему их называют перелетными.
5. Рассматривание с детьми слайдов, видеофильма «Перелетные птицы».
6.Наблюдение за птицами во время прогулок.
7.Приготовление фона, вырезание по трафарету птиц, деревьев, листьев из бумаги.
Планируемые результаты НОД:
Ребенок проявляет инициативу в познавательно- исследовательской деятельности, активно взаимодействует как со сверстниками, так и со взрослыми, проявляет любознательность, интересуется причинно- следственным связями. Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение оценивать свою работу.
Содержательная часть.
Конспект занятия.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть (3 мин.) | |
Цель этапа: стимулирование интереса детей к предстоящей деятельности, мотивирование их на образовательную деятельность | Цель: включение в образовательную деятельность |
Звучит аудиозапись с «Осенней песенкой» | дети входят в группу |
Воспитатель включает аудиозапись пения ласточки и слайд №1 (http://ok.ru/video/5049681368) Послушайте, какие чудесные звуки раздаются, как вы думаете, кто так поет? | Ответ детей: пение птицы |
Воспитатель говорит: А может эта та птичка, которую мы видели на прогулке, хотите узнать, кто это? Предлагаю всем пройти на ковер. Посмотрите на картинки, найдите эту птичку. | Ответы детей Проходят на ковер Узнают птицу по голосу (ласточка) |
Основная часть (25 мин) | |
Цель этапа: научить классифицировать перелетных птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания, закрепляя умения устанавливать причинно-следственные связи. Продолжать обогащать словарь детей новыми словами: орнитолог, клацающие звуки, чечевица, насекомоядные, зерноядные, «мелюзга», грачиха.
| Цель: проявлять инициативу с целью получения новых знаний |
Воспитатель говорит: Ребята, а как называются люди – ученые, изучающие птиц? Орнитологи. | Ответ детей: орнитологи. |
Воспитатель говорит: Сейчас я произнесу волшебные слова, а вы повторяйте за мной и хлопайте в ладоши. Раз, два, три, четыре, пять, хотим орнитологами стать! А теперь, ребята, предлагаю вам сесть на стульчики. | Дети произносят слова Садятся на стульчики |
На экране демонстрируются слайды с фотографиями птиц. 2 слайд Воспитатель говорит: Кто знает, что за птица? Правильно, это белый аист. Белый аист крупная болотная птица нередко гнездится возле человеческого жилья. А издает аист клацающие звуки, послушайте. Воспитатель ставит аудиозапись с голосом (аистаhttp://videobox.tv/video/29892395/) 3 слайд Кто знает, что за птица? Зяблик, а назвали ее так, потому что перед дождем она всегда хохлится, будто зябнет и тихонько выговаривает «рюм- рюм». В народе говорят: зяблик рюмит к дождю. Зяблик подбирает семена, щиплет ростки, поедает жуков и гусениц. Аудиозапись с голосом зяблика (http://www.dailymotion.com/video/x31l85m) 4 слайд Это что за пестрая птица? Кукушка Давайте ее послушаем Аудиозапись с голосом кукушки (http://go.mail.ru/search_video?gp=789723) 5 слайд Это что за красавец? Черный дрозд А как вы думаете, почему ему дали такое название? Аудио запись с голосом дрозда (https://www.youtube.com/watch?v=Jr8NDuvWUKg) 6 слайд Большинство этих птиц держится возле воды отдельными семьями или небольшими стайками; гнездятся на земле или в дуплах. В отличие от большинства мелких птиц по земле передвигается не прыжками, а бегом? Трясогузка Она питается исключительно насекомыми, в том числе и стрекозами, которых ловят на лету. Охотясь за насекомыми, трясогузки быстро бегают по земле назад и вперёд и во время остановок покачивают вверх и вниз своим удлинённым хвостом (трясут гузкой). Последняя особенность объясняет название трясогузок Аудиозапись с голосом трясогузки (https://www.youtube.com/watch?v=yUVvQKh292U) 7 слайд Кто узнал, что за птица? Скворец, правильно Скворцы имеют длинный, сильный, прямой клюв прямой короткий хвост. Они охотно селятся в специально устраиваемых для них «скворечниках», В неволе скворец скоро привыкает к растительной пище. Особенность его в том, что скворец легко заучивает отдельные слова и простые мотивы. Он может пролаять как собака, или мяукать, как кошка. На зиму скворцы улетают в Африку. Аудиозапись с колосом скворца (https://www.youtube.com/watch?v=bF10ReJ2f0A) | Дети называют птицу Ответ детей : зяблик. Ответ детей: кукушка. Ответ детей: черный дрозд. Ответы детей : черное оперение Ответ детей: трясогузка. Ответ детей: скворец. |
Воспитатель говорит: Ребята, все эти птицы – перелетные. А почему все-таки многие птицы улетают? Давайте порассуждаем. | Предположения детей: становится холодно, нет корма |
Воспитатель говорит: Птицы, которые питаются насекомыми, как называются? Скажем вместе «насекомоядные» Воспитатель говорит: Возьмите картинку с насекомыми и выложите на мольберте рядом с насекомоядной птицей. Воспитатель спрашивает: -А чем еще питаются птицы? -Где больше всего семян и зерен? Да, в полях, на огородах. Воспитатель спрашивает: Птицы, которые питаются зернами как называются? Правильно, Зерноядные Воспитатель говорит: Возьмите картинку и выложите на мольберте. Давайте еще вспомним, чем питаются птицы? Травой, ряской Правильно, эти птицы живут на водоеме и называются… водоплавающие Воспитатель говорит: Возьмите картинку и выложите на мольберте рядом с водоплавающей птицей. | Дети повторяют: «Насекомоядные» Правильно ответивший ребенок прикрепляет карточку с насекомыми рядом со скворцом или трясогузкой на мольберт. Ответы детей: зерном Ответы детей: на поле, на огороде. Дети повторяют: «Зерноядные» Правильно ответивший ребенок прикрепляет картинку с пшеницей рядом с грачом на мольберт. Ответы детей: травой. Дети повторяют: «Водоплавающие». Правильно ответивший ребенок прикрепляет картинку с ряской рядом с уткой на мольберт. |
8 слайд: ласточка, грач, утка. Воспитатель спрашивает: А давайте сравним этих птиц, чем они отличаются? Правильно, оперением, клювом. -Вы сами летом бабочек и стрекоз ловили? -Чем вы их ловили? Воспитатель говорит: - Вот и у ласточки клюв работает как сачок, он очень широко раскрывается, не промахнешься.
-У птиц, питающихся семенами клюв какой, как вы думаете? Да, очень крепкий. А устроен он, как хлеборезка, края очень острые и работают как ножницы. -У утки по краям клюва есть мелкие роговые зубчики. Когда клюв закрыт эти зубчики образуют самое настоящее сито. Сначала утка открывает клюв, набирает в него воду, потом выдавливает воду языком, вода выходит через сито, а все водные растения остаются. 9 Слайд -У водоплавающих птиц есть перепонки на лапках. На что они похожи? Действительно, на ласты, чтобы легче было плавать в воде. | Ответы детей: размером. окраской. клювом. Предполагаемые ответы детей: «сачком». Дети рассматривают слайд. Дети отвечают: острый, крепкий. Ответы детей: на ласты |
Экспериментальная деятельность | |
Цель: развивать наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; | Цель: доказать опытно- эксперимен- тальным путем особенности перьевого покрова водоплавающих птиц. |
Ребята, скажите, а чем покрыто тело птиц? - А вы когда-нибудь рассматривали птичье перо? - Я приглашаю вас пройти в лабораторию, чтобы ещё раз сделать это. Воспитатель надевает халат, говорит: «Уважаемые исследователи! Рада приветствовать вас в лаборатории. Прошу надеть одежду для проведения опытов! » «Теперь можете приступать к исследованиям! » Воспитатель говорит: - Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. - Что вы видите? – Да, это перья. Расскажите, какие они? - Молодцы! Возьмите каждый по блюдцу с пером. И, чтобы лучше рассмотреть перо, займите места за лабораторными столами. - Теперь рассмотрим перо утки через увеличительное стекло. Что вы видите? - Ребята, а что будет с пером, если опустить его в чистую воду? Я думаю, что мы с вами сможем найти ответ на этот вопрос, проведя опыт. Опыт. - Опускайте перо в воду. - Что произошло с пером? -Теперь выньте перышко из воды. Что вы видите на поверхности пера? - Если его встряхнуть? -Перо сохранило форму, осталось чистым? - Ребята, вы знаете, что есть водоемы, куда попадают различные вредные вещества. Некоторые из них очень опасны для водоплавающих птиц. Как вы думаете, чем? Я вам предлагаю провести следующий опыт, но для этого нам нужно надеть защитные перчатки. - На каждом столе стоит моющее средство, с помощью которого ваши мамы убирают квартиру. - Добавим в воду моющее средство, добавим черной липкой жидкости, похожей на машинное масло, перемешаем деревянной палочкой и опустим туда перья птицы. - Что с ними стало? - Почему? - Загрязненная вода проникает между крючочками пера, оно становится мокрым, тяжелым, оно вязнет в липкой воде и тонет. - Что стало бы с уткой, если бы она плавала в таком водоеме? - На самом деле тело утки становится тяжелее, ей сложнее передвигаться и она становится легкой добычей для хищника. Другими словами грязные водоемы опасны для водоплавающих птиц. - Ребята, я вас благодарю за старание и любознательность. Вы большие молодцы! | Предполагаемый ответ детей: перьями Дети подходят к столу для экспериментирова-ния, надевают фартуки.
Дети описывают перья. Дети по двое подходят к блюдцам с перьями. Дети через лупы рассматривают перья, рассказывают, что видят. Предполагаемые ответы детей (перышко состоит из мелких перышек, они соединяются маленькими крючочками, и т.д.) Дети озвучивают свои версии. Дети опускают перышки в блюдце с водой Предполагаемые ответы детей (оно плавает, не тонет) Предполагаемые ответы детей (покрылось капельками) Дети отряхивают перья, говорят, что произошло. Предполагаемые ответы детей (капельки упали) Ответы детей. Да Высказывают свои предположения : мазут. нефть Надевают Дети добавляют в воду средство, клейстер, перемешивают деревянной палочкой и опускают перья Дети говорят: перо утонуло. Высказывают предположения Возможные ответы детей: утка могла бы утонуть. Дети снимают фартуки |
Воспитатель говорит: Вы славно потрудились, а теперь пришло время физкультминутки. Воспитатель проводит физкультминутку | |
Цель: переключение детей на двигательную деятельность, снятие напряжение, восстановление умственной работоспособности. | Цель: повторение стихотворения, выполнение движений |
Скачет шустрая синица
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Тири- тири,
| Дети выполняют упражнения Прыжки на месте на двух ногах Прыжки на месте на левой ноге Прыжки на месте на правой ноге. Кружатся на месте. Присели Встали, наклоны головы влево- вправо Прыжки на месте на левой ноге. Прыжки на месте на правой ноге Прыжки на месте на двух ногах.) |
Теперь вернемся на стульчики. Ребята, как вы думаете, птицы в один день улетают, все вместе? Кто первый, как вы думаете? Сначала насекомоядные, почему?
Кто второй? Потом улетают зерноядные, т.е. те, которые питаются плодами и семенами растений, на полях уже нет зерен. Кто самый последний? А позже всех улетают гуси и утки, они собираются в путь, когда замерзают водоемы. Воспитатель говорит: А сейчас займите удобное место перед экраном Видеозапись «Перелетные птицы» (2 мин) | Проходят на стулья Предположения детей Ответы детей: становится холодно. насекомые прячутся. Птицы, которые питаются зернами. Смотрят видеозапись |
Во время перелета птицы придерживаются строгого порядка. На экране демонстрируются слайды. Слайд 10 Причем у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином; Слайд11 гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу; Слайд12,13 Скворцы, дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят: летят, беспорядочно. | |
Воспитатель говорит: Ребята, предлагаю вспомнить и прочесть стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели» Скоро белые метели Снег подымут от земли. Улетают, улетели, Улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще, И скворечник опустел. Аист крыльями полощет – Улетает, улетел. Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходят грач с грачихой черной В огороде, по гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели, Улетели и грачи. | Вместе с воспитателем читают стихотворение. |
Стихотворение очень красивое мы его учили, я предлагаю выложить это стихотворение на картине. На прошлом занятии, мы приготовили заготовки, а сейчас мы вместе будем завершать нашу картину. Воспитатель вносит заготовки. 15 Слайд (фоном звучит музыка Чайковского «Октябрь») Воспитатель говорит: -Как летят журавли? -Правильно, клином -Силуэты журавлей мы вырезали из бумаги, и будем располагать на листе клином. -Возьмите вырезанный скворечник и прикрепите туда, где, по-вашему, жил скворец. -Силуэт аиста расположите сами. -А это силуэты грача и грачихи. Расположите их в огороде. | Дети отвечают: клином Дети приклеивают силуэты журавлей клином. Приклеивают скворечник к дереву на картинке. Приклеивают силуэт аиста, Силуэты грача и грачихи. |
Заключительная часть (2 мин.) | |
Цель: уточнить уровень достижения целей и задач НОД; получение обратной связи. заинтересовать детей на самостоятельную дальнейшую деятельность в вне рамок НОД. | Цель: ответить на вопросы воспитателя, выделив интересные моменты НОД. |
Воспитатель спрашивает: - О чем мы сегодня говорили? - Что нового вы сегодня узнали? - Что больше всего понравилось? - Ребята, что нового вы узнали о свойствах птичьих перьев? - Вам нравится работа, которая у вас получилась? | Слушают, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение по поводу того, что было интересно, что нового узнали. |
Информационные ресурсы:
1. Аудиозапись песни про осень http://mp3.cc/m/36580-Detskaya_Pesenka/24540500-Osen._Padayut_listya./
2. Видео с You tube голоса птиц.
3. Презентация "Перелетные птицы" https://www.google.com/search?q
4. Запись музыка Чайковского «Октябрь» https://www.youtube.com/watch?v=f8LXdSr0qV0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....