конспект НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Фролова Марина Валентиновна

Итоговое занятие по теме "Перелетные птицы Ивановской области"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема: «Перелётные птицы Ивановской области»

Возраст 6-7 лет

ОО: «Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

                                             

                                              Воспитатель первой категории

                                          МБДОУ "Детский сад №76"

                                                Фролова Марина Валентиновна

 

                                                     Иваново  2015 г

Тема: "Перелетные птицы"

"Познавательное развитие"

Подготовительная группа (6-7 лет)

Место НОД в изучении темы: итоговое занятие по теме: "Перелетные птицы"

Цель :

Расширение, систематизация  и закрепление знаний о перелётных птицах на примере птиц Ивановской области .

Задачи  приоритетной образовательной области:                                                  "Познавательное развитие":

Научить классифицировать  перелетных птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания, закрепляя умения устанавливать причинно-следственные связи.          Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

"Социально- коммуникативное развитие":

Развивать стремление детей   проявлять  инициативу с целью получения новых знаний.

Воспитывать бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения договариваться, помогать друг другу                                                                  

"Речевое развитие":

Развить речевую активность,  зрительное восприятие и внимание,  творческое воображение.

Продолжать обогащать словарь детей новыми словами: орнитолог, клацающие звуки, чечевица, насекомоядные, зерноядные, «мелюзга», грачиха.

Пополнить литературный багаж детей стихотворением Е.Благининой  "Улетают, улетели".

"Художественно-эстетическое развитие ":

Воспитать желание участвовать в совместной творческой деятельности.

Радоваться результатам коллективного труда.

"Физическое развитие":

Профилактика нарушений осанки и зрения.

Экспериментальная деятельность :

Доказать опытно-экспериментальным путем особенности перьевого покрова водоплавающих птиц;

Развивать наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

Формировать бережное отношение к окружающей среде;

Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

 Цель применения ИКТ в НОД:

Формирование учебной мотивации воспитанников.

Активизировать познавательную активность.

Материалы и оборудование:

 Мультимедийное оборудование, ноутбук, аудиозапись пени про осень, видео с YouTube «Голоса птиц», музыка Чайковского «Октябрь», подборка видеоматериала «Перелетные птицы», предметные картинки с изображением птиц;

На бумаге подготовлен фон, аппликация деревьев; приготовлены вырезанные по трафарету птицы, скворечник  для дальнейшей художественной деятельности;

Для экспериментальной деятельности: перья, емкости с водой,  халаты или фартуки,  увеличительные стекла,  клейстер, подкрашенный черной гуашью, моющее средство, перчатки, салфетки.

Предварительная работа:

1.Чтение художественной литературы о птицах.

2. Рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц».

3.Работа над понятием «орнитолог» (совместно с родителями).

4. Рассказ педагога о  перелетных птицах  в свободной деятельности, почему их называют перелетными.

5. Рассматривание с детьми слайдов, видеофильма «Перелетные птицы».

6.Наблюдение за птицами во время прогулок.

7.Приготовление фона, вырезание по трафарету птиц, деревьев, листьев из бумаги.

Планируемые результаты НОД:

Ребенок проявляет инициативу в познавательно- исследовательской деятельности, активно взаимодействует как со сверстниками, так и со взрослыми, проявляет любознательность, интересуется причинно- следственным связями. Умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции, умение оценивать свою работу. 

Содержательная часть.

Конспект занятия.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть (3 мин.)

Цель этапа: стимулирование  интереса детей к предстоящей деятельности, мотивирование их на образовательную деятельность

Цель: включение в образовательную деятельность

Звучит  аудиозапись с «Осенней песенкой»

дети входят в группу

 Воспитатель включает аудиозапись пения ласточки и слайд №1

 (http://ok.ru/video/5049681368)

 Послушайте, какие чудесные звуки раздаются, как вы думаете, кто так поет?

 Ответ детей: пение птицы

Воспитатель говорит:

А может эта та птичка, которую мы видели на прогулке, хотите узнать, кто это?

Предлагаю всем пройти на ковер.

Посмотрите на картинки, найдите эту птичку.

Ответы детей

Проходят на ковер

Узнают птицу по голосу (ласточка)

                                                                    Основная часть (25 мин)

Цель этапа: научить классифицировать  перелетных птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания, закрепляя умения устанавливать причинно-следственные связи. Продолжать обогащать словарь детей новыми словами: орнитолог, клацающие звуки, чечевица, насекомоядные, зерноядные, «мелюзга», грачиха.

               

Цель: проявлять  инициативу с целью получения новых знаний

Воспитатель говорит:

Ребята, а как называются люди – ученые,  изучающие птиц?

Орнитологи.

Ответ детей: орнитологи.

Воспитатель говорит:

Сейчас я произнесу волшебные слова, а вы повторяйте за мной и хлопайте в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять,

хотим орнитологами стать!

А теперь, ребята, предлагаю вам сесть  на стульчики.

Дети произносят слова

Садятся на стульчики

На экране демонстрируются слайды с фотографиями птиц.

2 слайд

 Воспитатель говорит:

Кто знает, что за птица?

Правильно, это белый аист.

Белый аист  крупная болотная птица  нередко гнездится возле человеческого жилья.
Излюбленной пищей аиста являются лягушки, жабы, ужи и гадюки, а также крупные кузнечики и саранча.

А издает аист клацающие звуки, послушайте.

Воспитатель ставит аудиозапись  с голосом (аистаhttp://videobox.tv/video/29892395/)

3 слайд

Кто знает, что за птица?

Зяблик, а назвали ее так, потому что перед дождем она всегда хохлится, будто зябнет и тихонько выговаривает «рюм- рюм».              В народе говорят: зяблик рюмит к дождю. 

Зяблик подбирает семена, щиплет ростки, поедает жуков и гусениц.

Аудиозапись с голосом зяблика (http://www.dailymotion.com/video/x31l85m)

4 слайд

Это что за пестрая птица?

Кукушка

Давайте ее послушаем

Аудиозапись  с голосом кукушки  (http://go.mail.ru/search_video?gp=789723)

5 слайд

Это что за красавец?

Черный дрозд

А как вы думаете, почему ему дали такое название?

Аудио запись с голосом дрозда (https://www.youtube.com/watch?v=Jr8NDuvWUKg)

6 слайд

Большинство этих птиц  держится возле воды отдельными семьями или небольшими стайками; гнездятся   на земле или в дуплах. В отличие от большинства мелких птиц по земле передвигается не прыжками, а бегом?

Трясогузка

Она питается исключительно насекомыми, в том числе и стрекозами, которых ловят на лету. Охотясь за насекомыми, трясогузки быстро бегают по земле назад и вперёд и во время остановок покачивают вверх и вниз своим удлинённым хвостом (трясут гузкой). Последняя особенность объясняет название трясогузок

Аудиозапись  с голосом трясогузки (https://www.youtube.com/watch?v=yUVvQKh292U)

7 слайд

Кто узнал, что за птица?

Скворец, правильно

Скворцы имеют длинный, сильный, прямой клюв  прямой короткий хвост.
Гнездится в дуплах. Питается   крупными насекомыми гусеницами и кузнечиками. Потребляет также виноград, вишни, черешни и плоды других плодовых деревьев.

Они охотно селятся в специально устраиваемых для них «скворечниках»,  В неволе скворец скоро привыкает к растительной пище.

Особенность его в том, что скворец легко заучивает отдельные слова и простые мотивы. Он может пролаять как собака, или мяукать, как кошка.

На зиму скворцы улетают в Африку.

Аудиозапись с колосом скворца

(https://www.youtube.com/watch?v=bF10ReJ2f0A)

Дети называют птицу

Ответ детей : зяблик.

Ответ детей: кукушка.

Ответ детей: черный дрозд.

Ответы детей :

черное оперение

Ответ детей: трясогузка.

Ответ детей: скворец.

Воспитатель говорит:

Ребята, все эти птицы – перелетные.

А почему все-таки многие птицы улетают?

Давайте порассуждаем.

Предположения  детей:  становится холодно, нет корма

Воспитатель говорит:

Птицы, которые питаются насекомыми, как  называются?

Скажем вместе «насекомоядные»

Воспитатель говорит: 

Возьмите картинку с насекомыми  и выложите на мольберте рядом с насекомоядной птицей.

Воспитатель спрашивает:

-А чем еще питаются птицы?

-Где больше всего семян и зерен?

Да, в полях, на огородах.

Воспитатель спрашивает:

Птицы, которые питаются зернами как называются? Правильно,

Зерноядные

Воспитатель говорит: 

Возьмите картинку и выложите на мольберте.

Давайте еще вспомним, чем питаются птицы?

Травой, ряской

Правильно, эти птицы живут на водоеме и называются… водоплавающие

Воспитатель говорит: 

Возьмите картинку и выложите на мольберте рядом с водоплавающей птицей.

Дети повторяют: «Насекомоядные»

Правильно ответивший ребенок прикрепляет карточку с насекомыми рядом со скворцом  или трясогузкой на мольберт.

Ответы детей: зерном

Ответы детей: на поле, на огороде.

Дети повторяют: «Зерноядные»

Правильно ответивший ребенок прикрепляет картинку с пшеницей рядом с грачом на мольберт.

Ответы детей: травой.

Дети повторяют: «Водоплавающие».

Правильно ответивший ребенок прикрепляет картинку с ряской рядом с уткой на мольберт.

8 слайд: ласточка, грач, утка.

Воспитатель спрашивает:

А давайте сравним этих птиц, чем они отличаются?

 Правильно, оперением, клювом.  

-Вы сами летом бабочек и стрекоз ловили?

-Чем вы их ловили?

Воспитатель говорит:

- Вот и у ласточки клюв работает как сачок, он очень широко раскрывается, не промахнешься.

 

-У птиц, питающихся  семенами  клюв какой, как вы думаете? Да, очень крепкий. А устроен он, как хлеборезка, края очень острые и работают как ножницы.

-У утки по краям клюва есть мелкие роговые зубчики. Когда клюв закрыт эти зубчики образуют самое настоящее сито. Сначала утка открывает клюв, набирает в него воду, потом выдавливает воду языком, вода выходит через сито, а все водные растения остаются.

9 Слайд

-У водоплавающих птиц есть перепонки на лапках. На что они похожи?

Действительно, на ласты, чтобы легче было плавать в воде.

Ответы детей: размером. окраской. клювом.

Предполагаемые ответы детей: «сачком».

Дети рассматривают слайд.

Дети отвечают: острый, крепкий.

Ответы детей:  на ласты

                                       Экспериментальная деятельность

Цель: развивать наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

Цель: доказать опытно- эксперимен-

тальным путем особенности перьевого покрова водоплавающих птиц.

Ребята, скажите, а чем покрыто тело птиц?

- А вы когда-нибудь рассматривали птичье перо?

- Я приглашаю вас пройти в лабораторию, чтобы ещё раз сделать это.

Воспитатель надевает халат, говорит: «Уважаемые исследователи! Рада приветствовать вас в лаборатории. Прошу надеть одежду для проведения опытов! »

 «Теперь можете приступать к исследованиям! »

Воспитатель говорит:

- Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста.

- Что вы видите?

– Да, это перья. Расскажите,  какие они?  

- Молодцы! Возьмите каждый по блюдцу с пером. И, чтобы лучше рассмотреть перо, займите места за лабораторными столами.

- Теперь рассмотрим перо утки через увеличительное стекло. Что вы видите?

- Ребята, а что будет с пером, если опустить его в чистую воду?  

Я думаю, что мы с вами сможем найти ответ на этот вопрос, проведя опыт.

Опыт.

- Опускайте перо в воду.

- Что произошло с пером?  

-Теперь выньте перышко из воды.

Что вы видите на поверхности пера?

- Если его встряхнуть?

-Перо сохранило форму, осталось чистым?

- Ребята,  вы знаете, что есть водоемы, куда попадают различные вредные вещества. Некоторые из них очень опасны для водоплавающих птиц.

Как вы думаете, чем?

Я вам предлагаю провести следующий опыт, но для этого нам нужно надеть защитные перчатки.

- На каждом столе стоит моющее средство, с помощью которого ваши мамы убирают квартиру.

- Добавим в воду моющее средство, добавим черной липкой жидкости, похожей на машинное масло,  перемешаем деревянной палочкой  и опустим туда перья птицы.

- Что с ними стало?

- Почему?

- Загрязненная вода проникает между крючочками пера, оно становится мокрым, тяжелым, оно вязнет в липкой воде и тонет.

- Что стало бы с уткой, если бы она плавала в таком водоеме?

 - На самом деле тело утки становится тяжелее, ей сложнее передвигаться и она становится легкой добычей для хищника. Другими словами грязные водоемы опасны для водоплавающих птиц.

- Ребята, я вас благодарю за старание и любознательность. Вы большие молодцы!

Предполагаемый ответ детей: перьями

Дети подходят к столу для экспериментирова-ния, надевают фартуки.

 

Дети описывают перья.

Дети по двое подходят к блюдцам с перьями.

Дети через лупы рассматривают перья, рассказывают, что видят. Предполагаемые ответы детей (перышко состоит из мелких перышек, они соединяются маленькими крючочками, и т.д.)

Дети озвучивают свои версии.

Дети опускают перышки в блюдце с водой

Предполагаемые ответы детей (оно плавает, не тонет) Предполагаемые ответы детей (покрылось капельками)

Дети отряхивают перья, говорят, что произошло.

Предполагаемые ответы детей (капельки упали)

Ответы детей. Да

Высказывают свои предположения : мазут. нефть

Надевают

Дети добавляют в воду средство, клейстер, перемешивают деревянной палочкой  и опускают перья

Дети говорят: перо утонуло.

Высказывают предположения

Возможные ответы детей: утка могла бы утонуть.

 Дети снимают фартуки

Воспитатель говорит: Вы славно потрудились, а теперь пришло время физкультминутки.

Воспитатель проводит физкультминутку

Цель: переключение детей на двигательную деятельность, снятие  напряжение, восстановление умственной работоспособности.

Цель: повторение стихотворения, выполнение движений

  Скачет шустрая синица


Скачет шустрая синица,  

Ей на месте не сидится,

 

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.  

 Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,  

 
И с дорожки — на плетень,  

Тири- тири,


Тень-тень-тень!  
(А. Барто)

Дети выполняют упражнения

Прыжки на месте на двух ногах

 Прыжки на месте на левой ноге

Прыжки на месте на правой ноге.

Кружатся на месте.

Присели

Встали, наклоны головы влево- вправо

Прыжки на месте на левой ноге.

Прыжки на месте на правой ноге

Прыжки на месте на двух ногах.)

Теперь вернемся на стульчики.

 Ребята, как вы думаете, птицы в один день улетают, все вместе?

Кто первый, как вы думаете?

Сначала  насекомоядные, почему?

 

 Кто второй?

Потом улетают зерноядные, т.е. те,  которые питаются плодами и семенами растений, на полях уже нет зерен.

   Кто самый последний?

А позже всех улетают гуси и утки, они собираются в путь, когда замерзают водоемы.

Воспитатель говорит: А сейчас займите удобное место перед экраном

  Видеозапись «Перелетные птицы» (2 мин)

Проходят на стулья Предположения детей

Ответы детей:  становится холодно. насекомые прячутся.

Птицы, которые питаются зернами.

Смотрят видеозапись

Во время перелета птицы придерживаются строгого порядка.

На экране демонстрируются слайды.

Слайд 10

Причем у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином;

Слайд11

гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу;

Слайд12,13

Скворцы, дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят: летят, беспорядочно.

Воспитатель говорит:

Ребята, предлагаю вспомнить и прочесть стихотворение

Е.Благининой  «Улетают, улетели»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Вместе с воспитателем читают стихотворение.

Стихотворение очень красивое мы его учили, я предлагаю выложить это стихотворение на картине.

На прошлом занятии, мы приготовили заготовки, а сейчас мы вместе будем завершать нашу картину.

Воспитатель вносит заготовки.

15 Слайд (фоном звучит музыка Чайковского «Октябрь») 

Воспитатель говорит:

-Как летят журавли?

-Правильно, клином

-Силуэты журавлей мы вырезали из  бумаги, и будем располагать на листе клином.

-Возьмите вырезанный скворечник  и прикрепите туда, где, по-вашему, жил скворец.

-Силуэт аиста расположите сами.

-А это силуэты грача и грачихи. Расположите их в огороде.

Дети отвечают: клином

Дети приклеивают силуэты журавлей клином.

Приклеивают скворечник к дереву на картинке.

Приклеивают силуэт аиста,

Силуэты грача и грачихи.

                                    Заключительная часть (2 мин.)

Цель: уточнить уровень достижения целей и задач НОД; получение обратной связи. заинтересовать детей на самостоятельную дальнейшую деятельность в вне рамок НОД.

Цель: ответить на вопросы воспитателя, выделив интересные моменты НОД.

Воспитатель спрашивает: 

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что больше всего понравилось?

- Ребята, что нового вы узнали о свойствах птичьих перьев?

- Вам нравится работа, которая у вас получилась?

Слушают, отвечают на вопросы,  высказывают свое мнение по поводу того, что было интересно, что нового  узнали.

Информационные ресурсы:

1. Аудиозапись песни про осень http://mp3.cc/m/36580-Detskaya_Pesenka/24540500-Osen._Padayut_listya./

2. Видео с You tube голоса  птиц.  

3. Презентация "Перелетные птицы" https://www.google.com/search?q

4. Запись музыка Чайковского «Октябрь» https://www.youtube.com/watch?v=f8LXdSr0qV0

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....