Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию "Единство времен и поколений".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Белых Анна Владимировна

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию "Единство времен и поколений".

Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, имеет целью формирования представлений об историческом прошлом и настоящем нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_zanyatiya_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение                   города Керчи  Республики  Крым  «Детский  сад № 14 «Кораблик»

 

                     

                         Конспект  НОД  по  патриотическому  воспитанию

                      в  старшей  группе  « Единство  времен  и  поколений»

                                                                                    Подготовила:

                                                                       воспитатель  высшей  категории

                                                                         Белых  Анна  Владимировна

                                                 г.Керчь.2015г.

 Программное содержание:

1.Познавательное развитие

1.1.Способствовать  формированию  интереса  и  желания,  как  можно  больше  узнать  о  Родине, познакомить  с  гербом, флагом, гимном  России.                                     1.2.Формировать  представления  об  историческом  прошлом  и  настоящем  нашей  Родины.                                                                                                                                  1.3.Познакомить  детей  с  географическим  расположением  нашей  страны, используя  карту.  

2.Социально-коммуникативное  развитие

2.1.Воспитывать  любовь  к  Родине, гражданско-патриотические  чувства.   2.2.Способствовать   формированию  уважительного  отношения  к  государственной  символике.                                                                                                                                    2.3.Воспитывать  уважение  к  защитникам  Родины  на  основе  ярких  впечатлений,  конкретных  исторических  фактов,  доступных  детям,  и вызывающих  у  них  сильные  эмоции,  гордость  за  свой  народ,  любовь  к  Родине.    2.4.Формировать  у  детей  умение  слушать  своих  товарищей.

3. Речевое  развитие

3.1.Развивать  диалогическую  и  монологическую  речь  детей.                                                3.2.  Обогащать,  уточнять  и  активизировать  словарь  по  данной  теме,  ввести  в  словарь  слова  и  выражения: «Русь-матушка»,  богатыри, город-герой, защитники, защищать,  могучая, величественная,  Вечный  город,  патриоты,  единство.          3.3.Побуждать  использовать  в  речи  пословицы  и  поговорки.

4.Художественно-эстетическое  развитие

4.1.Воспитывать  интерес  к  устному  народному  творчеству.                                                         4.2.  Формировать  элементарные  представления  о  творческой  деятельности  людей  древней  Руси.    

5. Физическое  развитие

5.1.Способствовать  развитию  интереса  играть  в  народные  подвижные  игры.    5.2.Развивать  у  детей  быстроту,  ловкость,  двигательные  навыки.

                                                           

                                                          Ход  мероприятия:

Воспитатель: 4  ноября  Россия  отмечает  День  Народного  Единства.  Это  праздник  патриотизма,  взаимопомощи  и  единения  всех  российских  народов.  Это  день  спасения  России  от  самой  большой  опасности;  подвига  наших  предков,  которые  сплотились  во  имя  свободы  и  независимости  Родины.  Родина  и  единство.

  1. реб:  С  историей  не  спорят                3  реб:  Врага  он  побеждает,

           С  историей  живут.                                    Встав,  как  один  на  бой.

           Она  объединяет                                        И  Русь  освобождает,

           На  подвиг  и  на  труд.                              И  жертвует  собой.        

       2  реб:  Едино  государство                       4  реб:  Во  славу  тех  героев                

                     Когда  един  народ.                                     Живем  одной  судьбой.

                     Когда  великой  силой                                Сегодня  День  Единства

                    Он  движется  вперед.                                 Мы  празднуем  с  тобой.

Воспитатель:  Ребята,  как  вы  понимаете,  что  такое  единство? ( когда  все  люди  вместе).  Кто  такие  патриоты? ( любят  свою  Родину,  всегда  готовы  встать  на  ее  защиту).

Сильна  Россия  только  тогда,  когда  она  едина!  Когда  каждый  ее  гражданин  ЗНАЕТ,  ПОМНИТ  И  ЧТИТ  каждую   страничку  ее  истории.  И  сегодня  мы  попробуем  пере-листать  несколько  таких  страниц.  Сейчас  мы  с  вами  отправимся  в   необычное  путешествие  в  прошлое,  в  нашу  историю.  История – это  увлекательное  путешествие  во  времени.  Чтобы  попасть  в  далекое  прошлое.  Нужно  пройти  через  « Ворота  времени».  Проходите  и  представьте,  что  мы  перемещаемся  во  времени  в  прошлое.

                          (  Дети  проходят  через  ворота  и  садятся  на  стулья).

Воспитатель:  Первая  остановка : «Русь –матушка».  Есть  у  меня  чудесное  блюдечко  с  наливным  яблочком.  Катись,  катись,  яблочко  по блюдечку,  покажи  Русь – матушку. Древние  предания  рассказывают :  1000  лет  назад  на  прекрасной  земле,  где  было  много  лесов,  рек,  долин,  давным – давно  жили  славяне.  Это  славный,  достойный,  красивый  и  храбрый  народ.  Славяне  воспитывали  детей,  выращивали хлеб,  зани-мались  ремеслами.  Охотились,  берегли  свою  землю.  Чтобы  понять,  как  жили  сла-вяне,  давайте  поиграем  в  игру :  « Прошлое  и  настоящее».

                                              Игра : « Прошлое  и  настоящее»        

                                (На  ватмане  картинки,  соединить  их  стрелкой)

Пары  слов: лапти – ботинки, изба – коттедж, печка – электрическая  плита,  лавка – диван,  чугунок – кастрюля, сундук – шкаф, лучина – электрическая  лампочка.

Воспитатель: А  еще   русский  народ  любил  играть,  в играх  свою  мудрость  показать.  Солнце  разгорается,  игра  начинается.

                                                   Игра : «  Игра  с  бубном»

   Ты  катись,  веселый  бубен,

  Быстро,  быстро  по  рукам.  

  У  кого  веселый  бубен –

  Тот  загадку  скажет  нам.

Воспитатель:  Также  Русь  славилась  своими  мастерицами – рукодельницами.

                                                            Игра : « Веретено»

Правила  игры: кто  быстрее  намотает  нить  на  веретено.

Воспитатель:  У  России,  у  русской  земли  есть  много  своего  особенного,  того  что  люди  называют   « русским».  Подумайте  и  скажите,  про что  можно  сказать  « русское»,  «  русские»,   « русская».

                                     Упражнение :  «  Что называем  русским?»

- русская  зима                                                   -  русская  песня

-  русский  характер                                          -  русские  люди

-  русская  душа                                                  - русская  природа

- русский  характер                                            -  русские  сказки

- русские  солдаты                                             - русские  морозы

-  русский  костюм                                             - русская  матрешка

-  русская  смекалка                                           -  русский  танец

Воспитатель: Любили  на  Руси  пословицы  сказывать.  Предлагаю  вам  поиграть  в  игру :                « Доскажи  пословицу».  Я  начну  , а  вы  заканчивайте.

                                                  Игра : « Доскажи  пословицу»

-  не  красна  изба  углами                                     ( а  красна  пирогами)

-  без труда  не  выловишь  и                                 (  рыбку  из  пруда)

-  делу  время,  а                                                        (  потехе  час)

-  нет  земли  краше                                                  (  чем  Родина  наша)

-  тот  герой                                                                  ( кто  за  Родину  горой)

-  Родина  любимая  все  равно                              (  что  мать  родимая)

-  человек  без  Родины                                            (  что  птица  без  крыльев)

-  если  дружба  велика                                            (  будет  Родина  крепка)

 --хлеб,  соль  да  вода                                              ( то  российская  еда)

-  где  лодырь  ходит                                                 (  там  земля  не  родит)

Воспитатель:  Русский  народ  испокон  веков  славился  своей  удалью,  ловкостью  молодецкою.  И  были  всегда  на  Руси  эдакие  силачи  с  добром  в  сердце  и  чистою  душой – защитники  нашей  Родины  в  древности.  А  кто  они,  вы  скажите,  отгадав  загадку:

Силен,  как  сильный  ветер,                                                                                                                                   Могуч,  как  ураган.                                                                                                                                                                  Он  защищает  землю                                                                                                                                                       От  злобных  басурман!                                                                                                                                                            Он  силой  доброю  богат,                                                                                                                                              Он  защищает  стольный  град,                                                                                                                                Спасает  бедных  и  детей,                                                                                                                                                И  стариков  и  матерей!                                   (  богатыри).

Воспитатель:  Когда  богатыри  собирались  вместе,  они  становились  такими  сильными.  Что  победить их  было  невозможно. У  нас  тоже  есть  богатыри  и  они  знают  посло-вицы  о  смелости  и  отваге:

-  Кто  смел,  тот  на  коня  сел.

-  Не  родом богатырь  славен,  а  подвигом.

-  Лучше  того  дела  нет.  Чем  родную  землю  от  врага  защищать.

                                                 Танец : « Богатырская  сила» ( с  мячами)

Воспитатель:  В  древней  Руси  родовым  деревом  считался  дуб.  Уходя  в  поход,  подходили  к  дубу  богатыри  .  брали  с  собой  листок  и  горсть  землицы.  Давайте,  добры  молодцы  встанем  около  дубка,  попросим  у  него  силы  и  отваги.

                                                        Физминутка : « У  нас  рос  дубок»

У  нас  рос  дубок  вот  таков                 ( сидя  на корточках, подниматься,  руки  вверх)                          Корень  да  его  вот  так глубок            ( наклон  вперед  к  носкам  ног, показ  корней)                          Листья  его  вот  так  широки                ( развести  руки  в  стороны)                                                         Ветки  да  его  вот  так  высоки .            ( руки  поднять  вверх,  опустить)                                                                                            Ах,  ты  дуб –дубок,  ты  могуч  .            (медленно  поднимать  сцепленные  в  замок  руки  вверх)    Наверху,  ты,  дубок,  скрипуч.              ( покачать  руками)                                                                              Дай  мне  силы,  отваги,  добра,           ( правая  рука  на  сердце)                                                                    Чтоб  землю  родную                                                                                                                                  Защищать  от  врага.

Воспитатель:  Сейчас  наши  богатыри  будут  собираться  в  поход,  рассказывать,  какие  доспех  и  оружие  брали  с  собой.

-  Я  возьму  с  собой  кольчугу – железную  рубаху. Она  защитит  меня  от  копий  и  стрел.                  -  Я  возьму  с  собой  шлем – железную  шапку. Она  защитит  мою  голову  от  меча  врага.                 -  Я  возьму  с  собой  щит  с  мечом. Кто  с  мечом  придет,  тот  от  меча  и  погибнет.

Воспитатель:  А сейчас  настал  час  проверить  силу,  ловкость  наших  богатырей.

                                                    Подвижная  игра : « Богатыри»  

Правила  игры :  на  доске ,  по  два  человека,  руки  за  спиной,  толкаются  плечом  о  плечо,  кто  кого  скинет  с  доски).

                                           Подвижная  игра : « Перетягивание  копья»

Правила  игры :      сидя  на  полу  лицом  друг  к  другу,  упор  ногами  в  ноги  соперника,  руками  держаться  за  палку. Кто  кого  перетянет.  

Воспитатель: Пришла  пора  совершить  вторую  остановку  в  истории  России.

                              ( дети  проходят  через  «Ворота  времени»,  садятся  на  стулья. Стук  в  двери.  Строевым  шагом  под  музыку  входит  строевым  шагом  солдат)

Солдат:  Здравия  желаю,  ребята  и  гости.  Я  принес  вам  донесение  из  штаба.

Воспитатель: Как  хорошо,  что  ты  пришел,  солдат.  Кто,  как  не  ты  сможешь  помочь  рассказать  нашим  будущим  защитникам  о  солдатской  взаимопомощи,  смелости,  храбрости, подвиге  солдата  в  годы  Великой  Отечественной  войны.  

Солдат:    Я,  ребята,  на  войне                                                                                                                                  В  бой  ходил,  горел  в  огне.                                                                                                                                  Мерз  в  окопах  под  Москвой.                                                                                                                              Но,  как  видите – живой.                                                                                                                                           Я  живой.  Но  народ  помнит  тех,  кто  погиб,  защищая  свой  город,  Родину  от  фашистских  захватчиков.

Воспитатель:  Как  же  народ  помнит  о  своих  защитниках?

-  слагает  песни;                                                                   -  слагает  стихи;                                                                  -  возводит  памятники;                                                      -  возлагает  цветы  к  памятникам;                        -  поздравляет  ветеранов;                                                 -  создают  фильмы;                                                                -  ведут  раскопки  в  местах  боев;                                  -  дают  имена  улицам,  школам;                                            -  ухаживают  за  памятниками  и  захоронениями.

Воспитатель:  Уходят  ветераны,  свидетели  и  участники  военных  сражений.  Но  в  каждой  семье  до  сих  пор  живут  воспоминания  о  том  страшном  лихолетье.

Мы  собрали  книгу  Памяти                                                                                                                                                   Героев  семей  нашей  группы .                                                                                                                                            В  военные  годы  отважно в  окопах                                                                                                                                     На  фронте,  в  тылу.                                                                                                                                                                  Вы  все,  как  могли  ,                                                                                                                                                                       Защищали  прекрасную  землю  свою.  

  1. реб:  Стоят  на  страницах  альбома                                                                                                                                         Друзей  фотографии  в  ряд .                                                                                                                                                      Вы  сделали  все  для  Победы :                                                                                                                                           рабочий,  колхозник,  солдат.
  2. Реб:  Знаем:  совсем  не  просто                                                                                                                                   Он  пришел  к  нам  - День  Победы.                                                                                                                       Этот  день  завоевали                                                                                                                                           Наши  прадеды  и  деды.
  3. Реб:  Мой  прадед  воевал  давным  давно   ,                                                                                                        По  фото  я  узнал  все  про  него.                                                                                                                               Медали,  сохранившись  на  века                                                                                                                                Как  жаль,  что  не  дожил   дед  до  правнука.

Воспитатель:    Вот  они  наши  герои.

1  реб:   Мой  прадедушка – Гузанов  Николай  Николаевич. Для  него  война  началась  в  1938  году  на  Ханхилголе. В  годы  Великой  Отечественной  войны  дед  служил  танкистом  в  звании  старшины.  Был  ранен.  Его  награды: ордена  « Отечественной  войны»,  « Красного  знамени», медаль  «За  освобождение  Ханхилгола»,  благодарности  от  Верховного  Главнокомандующего.

  1. реб:  Наш  прадедушка  Пирогов  Иван  Иванович. Война  его  застала  во  время  службы  в  армии  в  1941  году.  Наш  дедушка  освобождал  Румынию  и  Венгрию.  В  боях  за  Венгрию  получил  два  ранения.  Он  имеет  медаль  имени  Жукова.  Мы  всегда  будем  помнить  наших  дедов.

Воспитатель:  Не  у  всех  смогли  сохраниться  фотографии  и  хоть  какие – нибудь  сведения  о  погибших  родственниках.  Лишь  скупые  строчки  похоронки, вместо  письма –треугольника. Но  им  пишут  их  праправнуки.

  1. реб:  Дорогой  прапрадедушка!  Пишет  тебе  Роман,  твой  праправнук.  Я  знаю,  что  ты  защищал  нас  от  врагов  и  пропал  без  вести.  Огромное  спасибо  тебе  за  свободную  страну  и  мирное  небо  над  головой!  Я  обязательно  познакомлюсь  с  тобой  и  твоими  товарищами  на  уроках  истории.  Я  помню,  я  горжусь!    

Воспитатель:  Сегодня  везде  стоят  обелиски  с  именами  тех,  кто  погиб  за  свободу  и  независимость  нашей  многонациональной  Родины.

                                                          Инсценировка : « Обелиск»            

Воспитатель:  Никогда  не  забудем  тех  солдат,  которые  не  вернулись  с  войны.  Всегда  будет  гореть  огонь  памяти  в  наших  сердцах.  Мы  склоняемся   низко-низко  у  обелиска,  где  горит  Вечный  огонь  и  лежат  живые  цветы.  Давайте  в  честь  тех,  кому  мы  обязаны  жизнью,  зажжем  « Свечу  Памяти»  и  почтем  их  подвиг  минутой  молчания.

                                                   ( Зажигается  свеча – звучит  метроном).  

Воспитатель:  Наши  солдаты  отличались  не  только  беспримерной  храбростью.  Героизмом,  стойкостью,  но  и  веселым  характером  и  удалью…  А  какими  стали  их  правнуки?  Давайте,  проверим.

                                    Игра –соревнование : « Поднеси  снаряд»

                                     Игра – соревнование : « Дорога  жизни»

Воспитатель:  В  любом  бою  бывают  и  раненые. Кто  помогал  раненым  солдатам  на  фронте?  ( медсестры).  Давайте  проверим,  умеют  ли  наши  медсестры  перебинтовывать  раны?

                                           Игра – соревнование : « Санитарки»

                                              Игра : « Расшифруй  донесение»    

Воспитатель:  Нас  ждет  третья  остановка,  последняя  в  путешествии  по  истории.

                                            ( Дети  проходят  в  « Ворота  времени»,  садятся  на  стулья)

Воспитатель:  Родина -  слово  большое – большое!                                                                                                           Пусть  не  бывает  на  свете  чудес.                                                                                                                                                                                 Если  сказать  это  слово  с  душою,                                                                                                                                                                           Глубже  морей  оно,  выше  небес!        Т.Бокова.

Ребята,  что  вы  понимаете   под  словом  Родина? (  место,  где  ты  родился.  Это  твоя  улица,  твой  дом,  твой  садик).

Воспитатель:  Верно,  но  не  всегда  человек  остается  в  том  месте,  где  родился,  поэтому  Родина _ это  не  только  твой дом,  в  котором  ты  живешь.  Твой  двор,  улица,  город.  Это  твоя  страна.  Как  называется  наша  страна?  (  Россия).

Россия – могучая  и  величественная  страна,  самая  большая  страна  в  мире.  Когда  в  одной  ее  части   наступает  ночь,  то  в  другой  начинается  день.  В  одной  части  идет  снег,  то  в  другой  светит  солнце. В  России  более  1000  городов,  сел  и  деревень.  Она  богата  нефтью,  газом  и  лесом.  Давайте  найдем  ее  на  карте  и  обведем  границы.

                                                        Задание : « Границы  России»    

Воспитатель:  один  из  российских  городов  и  наш  город.  Где  мы  живем.  Как  он  называется? ( Керчь).Наш  славный  город  богат  историей.  У  него  много  званий:  город – герой,  вечный  город.  Ворота  Крыма.  Почему  Керчь  так  называют?

-  Город – герой  -  звание  за  подвиг  во  время  ВОВ                                                                                                          -  Вечный  город -  возраст  города  26  веков,  он  самый  древний  город  России                                                         -  Ворота  Крыма – Через  Керчь  проходит  путь  с  материковой  зоны  в  Крым.

Воспитатель:  Покажите  на  карте,  где  находится  наш  город.      ( показ).  А  как  называется  самый  главный  город  России -  ее  столица?  (  Москва)  .Найдите  Москву  на  карте.  Каждая  страна  мира  имеет     столицу,  символы,  традицию  и  историю.  Людей,  прославивших  ее. Кто  назовет  символы  нашей  страны?  ( Флаг,  герб,  гимн).Расскажите  о  российском  флаге.  Какие  на  нем  цвета  и  что  они  обозначают?    

-  верхняя  полоса – белая,  как  чистый  снег

-  средняя  полоса – синяя,  как  ясное  небо

-  нижняя  полоса -  ярко-красная ,  как  солнышко  на  рассвете.

Воспитатель:  Герб  -  еще  один  символ  России.

1  реб:  У  России  величавой                                                                                                                                                        На  гербе  орел  двуглавый,                                                                                                                                                                          Чтоб  на  Запад  -  на  Восток                                                                                                                                                               Он  смотреть  бы  сразу  мог.                                                                                                                                                             Сильный,  мудрый  он  и  гордый    -                                                                                                                                                           Он  России  дух  свободный.      

Воспитатель:  Я  предлагаю  вам  собрать  пазл  « Герб  России»

                                                           Игра : « Собери  пазл»

Воспитатель:  Ребята,  а  ведь  есть  еще  один  символ.  Какой? ( Гимн).  Что  это  такое?

-  торжественная  песня

-  когда  ее  исполняют  или  слушают,  то  нужно  встать

-  гимн  играют  на  военном  параде,  спортивных  соревнованиях,  приветствуют  президента.

Воспитатель:  Гимн,  флаг  и  герб -  это  символы,  которые  есть  у  каждого  государ-ства.  Это  символы,  которые  объединяют  всех граждан  России. У  меня  в  руках  клубочек  ниток,  передавая  его  друг  другу,  и  разматывая  ниточку.  Называйте  по  одному  слову  про  нашу  Родину - Россию.

- могучая, величавая,  мирная,  богатая,  родная,  мужественная,  милая,  героическая,  необъятная,  любимая,  непобедимая,  неповторимая.

Воспитатель:  Посмотрите,  нитка  нас  всех  объединила  так  же,  как  объединяет  нас  наша  страна. Все  мы  -  ее  дети,  ее  граждане,  которые  ЗНАЮТ,  ПОМНЯТ, ЛЮБЯТ  И  ЧТЯТ    каждую  страничку  ее  истории.  Вот  и  закончилось  наше  путешествие  во  времени.

Берегите  Россию!                                                                                                                                                                        Без  нее  нам  не  жить.                                                                                                                                     Берегите  ее,                                                                                                                                                                              Чтобы  вечно  ей  быть.                                                                                                                                                               Нашей  правдой  и  силой,                                                                                                                                                                         Всею  нашей  судьбой!                                                                                                                                                                                           Берегите  Россию!                                                                                                                                                                           Нет  России  другой!

                                      ( Дети  под  музыку  выходят  из  зала)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в средней группе на тему «Город и село».

Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе на тему «Город и село»....

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "Я поведу тебя в музей"

Занятие направлено на воспитание у детей патриотических чувств, любви к своей Родина, закрепление простейших знаний о России....

конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в младшей группе

конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в младшей группе...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему« История создания русской матрешки»

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе  на тему    « История создания русской матрешки»...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию детей                 средней группы.Воспитатель: Алейник...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наш дом –Россия»

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наш дом –Россия» Программное содержание:1.   Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, городу, де...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. МБДОУ «Детский сад №69 «Мальвина». Тема : «Россия — Родина моя» Воспитате

Обобщение и систематизация знаний детей о России; формирование патриотических чувства к своей Родине, закрепление знаний детей о государственной символике  РФ, о географическом расположении нашей...