Хлеб-богатство России
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формирование ценностного отношения к хлебу и труду хлеборобов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_bogatstvo_rossii_konspekt.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Хлеб – богатство России»
(подготовительная группа)
Составила: воспитатель МБДОУ детский сад № 236
Рябкова Наталья Витальевна
г. Нижний Новгород
2015 г.
Цель:
- формировать представления детей о том, что хлеб – богатство нашей Родины, о том, как его выращивали в старину;
- познакомить с орудиями труда, народными традициями;
- воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
Материал:
- Колоски ржи и пшеницы.
- Иллюстрации с изображением крестьянина-сеятеля, процесса жатвы и молотьбы.
- Репродукция картин А. Венецианова На пашне. Весна», «На жатве. Лето».
- Альбомы «Старинные орудия труда», «Современная техника».
- Картинки с изображением ветряной и водяной мельниц.
Предварительная работа:
- Отгадывание загадок о хлебе.
- Заучивание народных закличек, пословиц и поговорок о хлебе.
- Чтение рассказов М. Глинская «Хлеб»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
- Выставка – дегустация различных видов хлебобулочных изделий.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам надо отгадать загадку:
«Отгадать легко и быстро,
Легкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!»
Дети: (Хлеб).
Воспитатель: Мы с вами привыкли, что каждый день у нас на столе есть хлеб: и черный, и белый, и сладкие булки. Наша страна издавна славится главным своим богатством – хлебом. А как вы думаете, легко ли доставался и достаётся хлеб?
Дети: (Высказывают свои мнения).
Воспитатель: Какие вы знаете растения, из которых получается хлеб?
Дети: (Рожь, пшеница).
Рассмотреть колосья ржи и пшеницы, сравнить.
Воспитатель: Я вам хочу рассказать, как в старину на Руси выращивали хлеб.
Перед тем как начать сеять, крестьяне мылись в бане, одевали чистую одежду, кланялись земле – матушке, просили о богатом урожае.
Тракторов и машин раньше не было и помогала людям лошадь. На ней пахали сохой или плугом, боронили землю, перевозили урожай.
Рассматривание репродукции картины А. Венецианова «На пашне. Весна».
Воспитатель: Сеяли зерно руками: одевали на плечо лукошко с зерном, шли по полю и разбрасывали зерно. Ну и как вы думаете, от чего зависел богатый урожай?
Дети: (от солнца, тепла, дождика).
Физкультминутка.
В землю зёрнышко упало (присесть).
Подрастать на солнце стало (руки над головой).
Дождик землю поливал.
И росточек подрастал (медленно встать).
К свету и теплу тянулся (встать на носки).
И красавцем обернулся.
Воспитатель: А когда созревало зерно, начиналась его уборка – жатва.
Рассматривание репродукции А. Венецианова «На жатве. Лето».
Воспитатель: Женщины брали в руки серпы, срезали колосья и собирали их в снопы. Сжатые колосья молотили цепами, зёрна выпадали и их везли на мельницу, где мололи и получалась мука.
Рассмотреть иллюстрацию мельницы.
Воспитатель: Из муки хозяйки пекли хлеб, а вот резать его должен был мужчина.
С хлебом связано много примет:
- Хлеб клали в колыбель ребёнку, т.к. считалось, что он оберегает от бед.
- Нельзя бросать хлеб, недоедать куски, а то случится неурожай.
- Дорогих гостей встречали хлебом-солью.
Внести хлеб-соль на подносе с полотенцем.
Воспитатель: Как называется этот хлеб?
Дети: (Каравай).
Воспитатель: Может быть кто-то из вас расскажет, как происходит встреча гостей?
Дети: (Рассказывают, если не вспомнят, рассказывает воспитатель).
Воспитатель: Есть такая поговорка, «Хлеб – всему голова». Без него на Руси не садились за стол, а после еды даже крошки собирали и съедали. В наше время, когда человеку помогают машины, вырастить хлеб всё равно очень трудно.
Послушайте стихотворение Я. Акима:
«Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят.
С детства знай, как хлеб растят».
Воспитатель: Мы сегодня в группе тоже с вами говорили о том, как тяжело во все времена доставался людям хлеб. А теперь я приглашаю вас пить чай с мягким, вкусным караваем со старинным пожеланием:
«Дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Тому рожь густа,
Рожь ужимиста.
С колосу осьмина,
С ползерна пирог.
Счастья дай вам Бог!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лепке на тему: «Хлеб – богатство России»
Конспект занятия по лепке на тему: «Хлеб – богатство России»...
Хлеб богатство России
Занятие для старшей группы. Закрепить знание детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб - богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.Народные т...
нод по познавательному развитию в подготовительной группе "Хлеб- богатство России" (набор картинок)
Презентация дл НОД по познавательному развитию...
Хлеб - богатство России
Закрепить знания детей о том, что хлеб - богатство русской земли....
Конспект НОД № 1 по лепке в подготовительной группе на тему: «Хлеб – богатство России»
Закрепить знания дошкольников о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны, самый необходимый продукт питания.Создать доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу для худ...
Конспект НОД «Хлеб – богатство России»
laquo;Хлеб – богатство России» Конспект НОД по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений» в старшей группе. Интеграция образовательных областей: «Познание...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Хлеб - богатство России"
Цель: Обогащать и систематизировать знания детей.Задачи: Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб - богатство нашей страны.Развивать, активизировать речь детей, побуждать их вступать...