Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Хлеб - богатство России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бирюкова Светлана Алексеевна

Цель: Обогащать и систематизировать знания детей.

Задачи: Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб - богатство нашей страны.

Развивать, активизировать речь детей, побуждать их вступать в диалог;

Продолжать развивать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием;

Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         МДОУ ЦРР д/сад №11»Буратино»  корпус №2 «Звёздочка»

       Патриотическое воспитание дошкольников.

           КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

         в подготовительной группе

 «ХЛЕБ – БОГАТСТВО РОССИИ».        

        Воспитатель: БИРЮКОВА С.А.

                            Октябрь 2009 год.

Цель:  Обогащать и систематизировать знания детей

Задачи:

Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны.

Развивать, активизировать речь детей, побуждать их вступать в диалог; Продолжать развивать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием;

Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

Наглядный материал:

Картины с изображением поля, различных полевых работ, колоски пшеницы и ржи.

Раздаточный материал:

По 3 квадрата разного цвета – чёрного или коричневого, зелёного, жёлтого.

Зёрна ржи и пшеницы на подносах.

Ход занятия.

- Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

- Какие слова вы можете сказать о России? Какая она?

(Ответы детей).

- Очень часто говорят, что Россия – страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит?

(Предположения детей)

Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых – угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. У русского народа много пословиц про хлеб. Вспомните их.

 (Дети называют пословицы, с которыми они знакомы).

- « Без хлеба и медом сыт не будешь»

- «Без хлеба и у воды жить худо»

- «Без хлеба куска везде тоска»

- «Был бы хлеб, а каша будет»

- «Голодной куме все хлеб на уме»

- Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай».

- Как вы поняли эту пословицу?

(Рассуждения детей).

- Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток.

Вы, наверное, слышали такое выражение: «Заработать на хлеб».

Или иногда говорят: «Он дал ему хлеб» – то есть обеспечил доход. Или «Отнять у кого- то хлеб» - это обозначает лишить места работы.

- Хлеб получить трудно.

Расскажите, что вы знаете о том, как выращивают хлеб.

А помогут вам цветные квадратики.

Чёрный квадрат обозначает вспаханное поле.

- Как вы думаете, что обозначает зелёный квадрат?

(Появление ростков).

А кто догадался, что обозначает жёлтый квадрат?

(Созревшую рожь или пшеницу)

- А теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью.

(Сначала землю разрыхляют, каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужна вода, солнечный свет и воздух. Летом, поливают, если долго нет дождя, пропалывают, удобряют. Осенью – убирают урожай. «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» - комбаин. Он срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному, длинному рукаву – бункеру – высыпаются в грузовые машины. Потом зёрна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука.)

- Чтобы получить муку для выпечки разных изделий нужно вырастить много пшеницы и ржи. У вас на подносах лежат зёрна. Рассмотрите их внимательно.

- Посмотрите, все зёрна одинаковые? (Ответы детей).

На одном подносе лежат зёрна пшеницы, а на другом зёрна ржи.

Зёрна пшеницы круглые.

Покажите их. (Дети берут в руки зёрна пшеницы).

А зёрна ржи длинные. (Берут в руки, рассматривают).

Рожь и пшеница – хлебные растения, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

- А как выглядят эти растения.

Кто-нибудь видел? (Показ).

Это колоски пшеницы и ржи.

Давайте рассмотрим. Они, как и зёрна тоже разные.

Что вы можете сказать про этот колосок? (Рожь). Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Зёрна у ржи длинные, колосок тоже длинный. Запомнили?

- А что вы можете сказать о колоске пшеницы, какой он?

(Он короче и толще, а усики у него длиннее и зёрнышко круглее).

- Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова – хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Предположения детей).

- Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю).

- А какой должна быть земля? Какая техника выходит на поля первой?

        Овсом не кормят,

        Кнутом не гонят,

        А как пашет –

        Семь плугов тащит.

- Вспомнили? Да, это трактор. (Воспитатель выставляет картину с изображением работающих тракторов).

- На распаханное поле выходят другие машины – сеялки.

Послушайте, как об этом пишет Е. Трутнева:

        По земле сырой, не жёсткой,

        Там, где тракторы прошли,

        Неглубокие бороздки

        В тёмной пашне пролегли.

        И до вечера и позже,

        До полночи с темнотой,

        Зёрна сыпались, как дождик,

        Точно дождик золотой.

- Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зёрна сыпались до полночи? (Ответы детей).

Это значит, что люди работают до поздна. А почему?

Потому что растения нужно посадить в определённый срок и, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут не вырасти. Вот люди торопятся посеять зёрна вовремя.

- Но вот взошли зелёные росточки, потом выросли колосья.

        Был крупинкой золотой –

        Стал зелёною стрелой –

        Солнце летнее светило

        И стрелу позолотило.

                                (Колос).

- Что это? Кто знает отгадку? Как вы догадались?

- Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на картину.        (М. Шишкина «Рожь»).

- Хлебное поле ещё называют, словом «нива».

Повторите это новое для вас слово. (Хором).

Нива – от слова низ, то есть поле находится низко – низко. Послушайте, как Ю. Ждановская написала о поле. Смотрите на картину М. Шишкина и слушайте стихотворение.

        Нива моя, нива, нива золотая!

        Зреешь ты на солнце, колос наливая;

        По тебе, по ветру, словно в синем море,

        Волны так и ходят, ходят на просторе …

- Колосья созрели. Что же делают дальше? Какая техника сейчас приходит на помощь людям?

Послушайте загадку:

        Шумело на просторе

        Золотое море

        Пароход пришёл –

        Выпил и ушёл.  (Комбаин).

- Что же это за пароход?

(Выставляется картина с изображением работающего комбаина).

- А какое море он выпил? (Убрал пшеницу или рожь).

- Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь. Работа эта долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда относились бережно.

Послушайте рассказ об этом.

        «Прости меня, хлеб».

(Чтение рассказа).

- Почему мужчина сказал

        - «Прости меня, хлеб»?

(В заключении занятия угостить сушками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: « Наш дом - Россия».

Конспект занятия по патриотическому воспитанию .Тема "Наш дом -Россия.Прививаю любовь к родному краю ....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по патриотическому воспитанию "Россия - Родина моя".

Работа предназначена для педагогов ДОО, в которой представлен план - конспект открытого занятия с презентацией для познавательного развития дошкольников....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Наша Родина-Россия!»

Наша Родина-РоссияЦель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение ...