Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Хлеб - богатство России"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Обогащать и систематизировать знания детей.
Задачи: Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб - богатство нашей страны.
Развивать, активизировать речь детей, побуждать их вступать в диалог;
Продолжать развивать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием;
Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Хлеб - богатство России" | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР д/сад №11»Буратино» корпус №2 «Звёздочка»
Патриотическое воспитание дошкольников.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
в подготовительной группе
«ХЛЕБ – БОГАТСТВО РОССИИ».
Воспитатель: БИРЮКОВА С.А.
Октябрь 2009 год.
Цель: Обогащать и систематизировать знания детей
Задачи:
Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны.
Развивать, активизировать речь детей, побуждать их вступать в диалог; Продолжать развивать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием;
Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.
Наглядный материал:
Картины с изображением поля, различных полевых работ, колоски пшеницы и ржи.
Раздаточный материал:
По 3 квадрата разного цвета – чёрного или коричневого, зелёного, жёлтого.
Зёрна ржи и пшеницы на подносах.
Ход занятия.
- Ребята, как называется страна, в которой мы живём?
- Какие слова вы можете сказать о России? Какая она?
(Ответы детей).
- Очень часто говорят, что Россия – страна очень богатая. Как вы думаете, что это значит?
(Предположения детей)
Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много полезных ископаемых – угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. У русского народа много пословиц про хлеб. Вспомните их.
(Дети называют пословицы, с которыми они знакомы).
- « Без хлеба и медом сыт не будешь»
- «Без хлеба и у воды жить худо»
- «Без хлеба куска везде тоска»
- «Был бы хлеб, а каша будет»
- «Голодной куме все хлеб на уме»
- Послушайте вот такую пословицу: «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай».
- Как вы поняли эту пословицу?
(Рассуждения детей).
- Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток.
Вы, наверное, слышали такое выражение: «Заработать на хлеб».
Или иногда говорят: «Он дал ему хлеб» – то есть обеспечил доход. Или «Отнять у кого- то хлеб» - это обозначает лишить места работы.
- Хлеб получить трудно.
Расскажите, что вы знаете о том, как выращивают хлеб.
А помогут вам цветные квадратики.
Чёрный квадрат обозначает вспаханное поле.
- Как вы думаете, что обозначает зелёный квадрат?
(Появление ростков).
А кто догадался, что обозначает жёлтый квадрат?
(Созревшую рожь или пшеницу)
- А теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью.
(Сначала землю разрыхляют, каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужна вода, солнечный свет и воздух. Летом, поливают, если долго нет дождя, пропалывают, удобряют. Осенью – убирают урожай. «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» - комбаин. Он срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному, длинному рукаву – бункеру – высыпаются в грузовые машины. Потом зёрна везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука.)
- Чтобы получить муку для выпечки разных изделий нужно вырастить много пшеницы и ржи. У вас на подносах лежат зёрна. Рассмотрите их внимательно.
- Посмотрите, все зёрна одинаковые? (Ответы детей).
На одном подносе лежат зёрна пшеницы, а на другом зёрна ржи.
Зёрна пшеницы круглые.
Покажите их. (Дети берут в руки зёрна пшеницы).
А зёрна ржи длинные. (Берут в руки, рассматривают).
Рожь и пшеница – хлебные растения, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
- А как выглядят эти растения.
Кто-нибудь видел? (Показ).
Это колоски пшеницы и ржи.
Давайте рассмотрим. Они, как и зёрна тоже разные.
Что вы можете сказать про этот колосок? (Рожь). Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Зёрна у ржи длинные, колосок тоже длинный. Запомнили?
- А что вы можете сказать о колоске пшеницы, какой он?
(Он короче и толще, а усики у него длиннее и зёрнышко круглее).
- Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова – хлеб и работа. Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Предположения детей).
- Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю).
- А какой должна быть земля? Какая техника выходит на поля первой?
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит.
- Вспомнили? Да, это трактор. (Воспитатель выставляет картину с изображением работающих тракторов).
- На распаханное поле выходят другие машины – сеялки.
Послушайте, как об этом пишет Е. Трутнева:
По земле сырой, не жёсткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В тёмной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зёрна сыпались, как дождик,
Точно дождик золотой.
- Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зёрна сыпались до полночи? (Ответы детей).
Это значит, что люди работают до поздна. А почему?
Потому что растения нужно посадить в определённый срок и, если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут не вырасти. Вот люди торопятся посеять зёрна вовремя.
- Но вот взошли зелёные росточки, потом выросли колосья.
Был крупинкой золотой –
Стал зелёною стрелой –
Солнце летнее светило
И стрелу позолотило.
(Колос).
- Что это? Кто знает отгадку? Как вы догадались?
- Хлебное поле очень красивое. Его изображали многие художники. Посмотрите на картину. (М. Шишкина «Рожь»).
- Хлебное поле ещё называют, словом «нива».
Повторите это новое для вас слово. (Хором).
Нива – от слова низ, то есть поле находится низко – низко. Послушайте, как Ю. Ждановская написала о поле. Смотрите на картину М. Шишкина и слушайте стихотворение.
Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе …
- Колосья созрели. Что же делают дальше? Какая техника сейчас приходит на помощь людям?
Послушайте загадку:
Шумело на просторе
Золотое море
Пароход пришёл –
Выпил и ушёл. (Комбаин).
- Что же это за пароход?
(Выставляется картина с изображением работающего комбаина).
- А какое море он выпил? (Убрал пшеницу или рожь).
- Сегодня мы с вами вспомнили, как выращивают пшеницу и рожь. Работа эта долгая и трудная, поэтому к хлебу в России всегда относились бережно.
Послушайте рассказ об этом.
«Прости меня, хлеб».
(Чтение рассказа).
- Почему мужчина сказал
- «Прости меня, хлеб»?
(В заключении занятия угостить сушками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: « Наш дом - Россия».
Конспект занятия по патриотическому воспитанию .Тема "Наш дом -Россия.Прививаю любовь к родному краю ....
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по Гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: « Наш дом - Россия».
Занятие воспитывает любовь и уважение к стране ,родному городу и детскому саду...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по патриотическому воспитанию "Россия - Родина моя".
Работа предназначена для педагогов ДОО, в которой представлен план - конспект открытого занятия с презентацией для познавательного развития дошкольников....
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи на тему:"Россия - родина моя"
Нравственное воспитание дошкольников "Любовь к родине"...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Наша Родина-Россия!»
Наша Родина-РоссияЦель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение ...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Хлеб — наше богатство»
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу...