"Чай, чай, русский чай!"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Программные задачи:
- углублять и систематизировать знания детей о чае (его происхождении, месте произрастания, видах сортов чая);
- наши бабушки и прабабушки, о традициях чаепития на Руси;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- активизировать словарь за счет слов: чайный сервиз, сахарница, масленка, заварочный чайник, молочник; прилагательные: малиновый, клубничный, вишнёвый;
- воспитывать уважение и интерес к истории, своей культуре;
- учить согласовывать свои действия с действиями товарищей;
- чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д. Хармс «Иван Иванович Самовар»); беседы о тульском самоваре и пряниках; рассматривание иллюстраций; оформление выставки фотографий на тему «все о чае»; подготовка костюмов; заучивание стихотворений, песен; отгадывание загадок; подбор посуды и угощений для чаепития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_chay.docx | 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Курортный район
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 17 комбинированного вида
197706, Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, 17 Лит.А
т. 437-39-72, ф. 437-69-18
КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ЧАЙ, ЧАЙ, РУССКИЙ ЧАЙ»
Автор:
Воспитатели ГБДОУ № 17:
Карташева Ирина Владимировна
Петрова Ольга Фёдоровна
Санкт-Петербург
2015 год
КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
«ЧАЙ, ЧАЙ, РУССКИЙ ЧАЙ»
Цель:
Формирование уважительного отношения к национальным традициям.
Программные задачи:
- углублять и систематизировать знания детей о чае (его происхождении, месте произрастания, видах сортов чая);
- наши бабушки и прабабушки, о традициях чаепития на Руси;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- активизировать словарь за счет слов: чайный сервиз, сахарница, масленка, заварочный чайник, молочник; прилагательные: малиновый, клубничный, вишнёвый;
- воспитывать уважение и интерес к истории, своей культуре;
- учить согласовывать свои действия с действиями товарищей;
- чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д. Хармс «Иван Иванович Самовар»); беседы о тульском самоваре и пряниках; рассматривание иллюстраций; оформление выставки фотографий на тему «все о чае»; подготовка костюмов; заучивание стихотворений, песен; отгадывание загадок; подбор посуды и угощений для чаепития.
Оборудование:
- Фланелеграф, фигуры к сказке – теневому театру, лампа;
- Петрушка из театра би-ба-бо;
- Ларец с мешочками в которых лежит чай;
- Различные сорта чая для экспериментирования, тарелочки, лупы, по кол-ву детей, 2 стеклянных чайника, чайник с горячей водой;
- Костюмы для хозяюшек, 2 стола и стулья с хохломой, поднос, чашки, блюдца, чайные ложки по количеству детей, скатерть, салфетки;
- Угощения (пряники, сушки, печенье, конфеты).
Ход занятия:
Дети входят в группу под музыку.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся:
Скажем «здравствуйте» - руками.
Скажем «здравствуйте» - глазами.
Скажем «здравствуйте» - мы ртом,
Станет радостно кругом.
( На руке у воспитателя Петрушка – би-ба-бо)
Петрушка:
- Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки, вы меня узнали? (ответ детей)
- Правильно, меня зовут петрушка, я веселая игрушка, и у меня для вас сюрприз, он в ларце. (Воспитатель показывает ларец.)
Воспитатель:
- Ой, а здесь маленькие мешочки. Возьмите их, потрогайте, понюхайте, но не открывайте.
- Что же в них лежит.
Петрушка:
- А пусть детки отгадают! (догадки детей).
Воспитатель:
- Петрушка, подскажи нам:
Загадка: - Есть цейлонский, есть зелёный,
- Есть цветочный – выбирай
- Хоть горячий, хоть холодный
- с наслажденьем выпьем…. (Ответ: чай)
Петрушка:
- Молодцы, действительно, это чай очень полезный и прекрасный напиток, вы отгадали ребятки. (шепчет на ухо воспитателю).
Воспитатель:
- Ребята Петрушка хочет рассказать Вам сказку о том, как люди открыли напиток чай, давайте сядем и послушаем его.
Теневой театр: «СКАЗКА О КИТАЙСКОМ ИМПЕРАТОРЕ» (автор И.В. Карташева)
Петрушка из-за ширмы:
- Кто слушал внимательно сказку? В какой стране выпили первую чашку чая? (в Китае ответы детей).
Воспитатель:
-Петрушка, давай мы расскажем детям все, что мы знаем о напитке.
Призентация со слайдами:
-Слайды.
Воспитатель:
- ребята, Петрушка приглашает Вас в лабораторию, мы будем с Вами исследователями (садятся за столы, перед каждым ребенком стоит тарелка с сухим чаем, лупы).
- Мы с вами исследуем чай, пододвиньте к себе тарелочки, возьмите лупы и посмотрите.
- Что Вы видите? (ответ детей).
- Отличается ли чай по цвету? – Чем пахнет? (в этой тарелке чай черный, а в этой зеленый), а еще бывает красный и желтый чай. Это самый дорогой сорт чая.
- Ой, а наш Петрушка, что-то загрустил. Давайте развеселим его и поиграем в игру, которая называется «Чай, чай на вопросы отвечай».
- Если завариваем чай с листками земляники, мы его называем? (земляничным).
- С веточками малины?
- С ягодами клубники?
- А если с веточками вишни?
- В чай добавляют кусочки фруктов, то чай будет?
- Кусочки яблок?
- ломтики лимона?
- Чай с цветками ромашки?
- Если добавляют листики мяты? Листья жасмина?
- Посмотри петрушка, какие молодцы ребята, вот сколько сортов чая назвали, а теперь скажите ребята какой чай Вы любите пить в Вашей семье? (дети отвечают)
- Какие традиции существуют в Вашей семье? А что такое традиции? Как вы понимаете это слово? (традиции это то, что передается из поколения в поколение).
- К Нам в гости пришли наши мамы, они сейчас нам расскажут, как они дома вместе с вами пьют чай (рассказы мам из собственного опыта; как они готовятся к приёму гостей, их любимые скатерти, сервизы, чем любят подчевать гостей).
- Петрушка, а дети еще одну игру знают, давай поиграй вместе с ними.
Разминка (под музыку):
Вот большой стеклянный чайник,(одна рука на поясе другая изогнута)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки (пружинка)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются (кружатся рисуя круг)
Вот серебряные ложки
И пластмассовый поднос, он посуду нам принес. (руки вверх вытянуты, большой круг руками)
Воспитатель:
- А где же поднос?
- Петрушка помоги нам его найти. Вот он, сколько посуды стоит на нем. Хозяюшки в русских сарафанах, накройте нам столы к чаепитию (девочки сервируют столы)
- Какой у нас богатый стол получился. Чего тут только нет.
-Сахар лежит в (сахарнице)
-Конфеты (в конфетнице)
-Масло (в маслёнке)
- Сухари (в сухарнице)
-Хлеб, лежит (в хлебнице) Молодцы ребята.
Музыка:
Стук в дверь. Под музыку входит самовар, здоровается.
Воспитатель:
_- Здравствуйте Самовар-Самоварович!
Самовар:
- Я Вам сладости к столу принес, угощение – вот баранки, вот печенье, вот и сладкое варенье.
Дети:
Спасибо тебе самовар (дети говорят Спасибо!) За тем образуют круг, самовар в центре круга.
Хоровод:
Самовар, самовар – толстячок
Вот мой носик, (показывают нос)
Вот бочок (руки на бок)
Чашки не дают спокойно жить:
Подавай им пить, да пить
Пей, пей, пей…
Самовар чашку налей!
Очень вкусный чай!
Самовар, пляску начинай! (Самовар танцует)
Воспитатель:
- Сядем, посидим и гостей пригласим, а в память о нашем чаепитии я дарю Вам детки волшебные мешочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе
В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Духовно-патриотический праздник для старших дошкольников и учеников начальных классов "Мы -русские! С нами Бог! Мы Русские! Русские идут!"
Сценарий праздника по духовно-патриотическому воспитанию....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...
Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...