Программа экологического кружка "Фантазёры"
рабочая программа по окружающему миру по теме
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_kruzhok.docx | 94.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад «Буратино» с. Чунояр
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
по экологическому воспитанию
КРУЖОК « Фантазёры»
Возраст детей: от 3 – 7 лет
Срок реализации:4 год
Составитель: Банщикова Марина Станиславна
воспитатель первой
квалификационной категории
Пояснительная записка
Кружок «Фантазеры» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
- Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
- Программно - методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «В мире природы» являются Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог».
- Цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней.
- Задачи экологического кружка «В мире природы»:
- Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
- Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
- Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
- Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
- Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
- Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
- Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
- Основные направления экологического кружка «В мире природы».
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов).
Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
∙ Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
∙ Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
∙ Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
∙ Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
∙ Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
∙ Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
- Организация деятельности и режим экологического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю – понедельник, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.00 – 15.20 продолжительностью 20 минут.
Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы в средней группе с детьми 4-5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
- Методы, используемые для реализации работы кружка:
∙игровые ситуации;
∙ наблюдение,
∙ беседа,
∙ исследовательская деятельность,
∙ экспериментальная деятельность,
В качестве подведения итогов планируется провести открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, развлечения, экологические вечера…
- Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Содержание программы
Рассмотрев и проанализировав программы экологического воспитания, выделила основные задачи в каждой возрастной группе. Вот эти задачи:
Младшая группа (3-4 года)
-Формировать у детей представления о растениях, животных, о человеке.
-Учить различать по внешним признакам и называть домашних, диких животных, насекомых, растения.
-Формировать элементарные представления о состоянии погоды, знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года.
-Знакомить детей с трудом человека в природе.
-Включать детей в посильную деятельность по уходу за растениями и животными уголка природы.
-Воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее красоту.
-Воспитывать любопытство, любознательность, эстетическое восприятие.
Средняя группа (4-5 лет)
-Расширить представления детей о многообразии природных явлений.
-Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
-Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды.
-Расширить представления о животных, их детенышах.
-Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов – двигаются, питаются, дышат, растут.
-Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, рыб, птиц…)
-Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за растениями, животными, цветника, огорода (поливка, рыхление, посадка, размножение растений, кормление рыб и животных…).
-Воспитывать любознательность по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
-Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
Старшая группа (5-6 лет)
-Конкретизировать имеющиеся у детей представления о природе, показывать многообразие признаков, свойств объектов и явлений природы, систематизировать и обобщать их.
-Систематизировать представления о временах года и частях суток.
-Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
-Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов в ц. Науки и природы”.
-Расширять и уточнять представления о растениях, животных и человеке – многообразие внешнего строения, основные жизненные функции, строение органов и их функции.
-Обогащать представления детей о потребностях конкретных растений, животных и людей в условиях среды, о различных средах обитания и их основных факторах (климатические зоны).
-Дать представление о росте и развитии живых существ.
-Дать представление о стадиях роста и развития знакомых растений.
-Расширять знания детей о природе с учетом их интересов, в доступной форме знакомить с космосом, звездами, луной, солнцем.
-Воспитывать элементы экологического сознания – о роли человека в природе – о сохранении и охране природы, о правилах поведения в ней.
-Поощрять стремления детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации.
-Поощрять стремления детей делиться впечатлениями об окружающем мире (телепередачи, экскурсии, путешествия).
Подготовительная группа (6-7 лет)
-Систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе.
-Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
-Обобщать и систематизировать знания детей о животных: звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные.
-Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных.
-Знакомить детей с нашей планетой и солнечной системой (земной шар, материки, полюса, Солнце, планеты, кометы…)
-Формировать представления о взаимосвязи в природе – пищевые цепочки…
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности – отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в рисовании, лепке и аппликации.
-Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
На их основе был разработан тематический план работы кружка «фантазёры», программа которого рассчитана на четыре года обучения и построен в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями детей.
Занятия экологического кружка проводятся один раз в неделю, чаще всего во вторую половину дня, когда дети занимаются свободной или совместной с воспитателем деятельностью.
Основными методами работы были выбраны:
• экскурсия,
• наблюдение,
• беседа,
• исследовательская деятельность,
• экспериментальная деятельность,
• работа с энциклопедической литературой.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Экологическая лаборатория»
Здесь представлены:
наборы для исследования:
- микроскопы,
- увеличительные стекла,
- пробирки,
- сыпучие продукты (крупа, опилки, стружка, песок, земля, пенопласт…)
Центр
«Песка и воды»
Здесь в наличии:
- две большие ванны (одна для песка, другая для воды),
- различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки;
- воронки;
- спринцовки;
- природный материал (шишки, камни, куски древесины)
- металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы,
- игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…),
- экологические зоны «Пруд», «Пустыня», «Лес», «Антарктида» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания)
центр
«Огород на подоконнике»
В группе оборудованы:
- уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностями; подписаны)
- мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; для выгонки растений в раннее весеннее время)
- уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
центр
центр «Искусство»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами;
-В центре «Искусство» детям предложены различные материалы:
• для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…),
• для лепки (пластилин, глина, соленое тесто),
• для аппликации (ц/бумага, ткань, клей, ножницы, трафареты…).
-Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Опытный участок»
Центр организован на территории детского сада в специально отведенном огороженном месте.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Тематический план.
В тематический план экологического кружка «Фантазёры» входят четыре раздела. Первый раздел – основная тема месяца, второй – познавательные и речевые задачи, третий – формы работы, четвертый – презентация результатов работы над темой.
Младший возраст:
месяц,
основная тема
основные задачи раздела
формы работы
презентация
Октябрь
«ДАРЫ ОСЕНИ»
ПЗ: Сформировать у детей представления об овощах и фруктах.
РЗ: Обогащение пассивного словаря (название овощей и фруктов, прилагательные обозначающие качества – цвет, размер), классификация овощей и фруктов.
*Беседа с детьми о дарах осени – овощи, фрукты.
* Дидактические игры:
«Угадай по вкусу»,
«Угадай по запаху», «Лото. Парочки»
ВЫСТАВКИ ДЕТСКИХ РАБОТ:
Лепка «Картошечка»,
Рисование «Солим помидоры».
Ноябрь
«Я – ЧЕЛОВЕК»
Пз: Сформировать у детей представления о человеке.
РЗ: Закрепление названий частей тела человека, называние действий (глаголы).
*Рассматривание иллюстраций о человеке (дети, взрослые).
*Беседы по темам «Кто я?» (имя, пол, возраст), «Части тела» (руки – поднять, опустить, работать, лепить, рисовать, держать)
«Ноги» (ходить, стоять, бегать, топать, пинать)
«Мое лицо» (глаза, нос, рот, брови, ресницы …)
Кукла – самоделка
«ЧЕЛОВЕК» (работа с родителями)
Декабрь - Январь
«ЖИВОТНЫЕ»
ПЗ: Сформировать у детей представления о животных.
Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших.
РЗ: Закрепление названий частей тела животных, названия детенышей.
*Беседы с использование иллюстраций и игрушек по теме «Животные и их детеныши».
Чтение народных сказок о животных «Заюшкина избушка», «Сказка о глупом мышонке»…
Игра – театрализация «Заюшкина избушка»
ФОТОВЫСТАВКА «МОЙ ДОМАШНИЙ ДРУГ»
Февраль
«ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»
ПЗ: Включать детей в посильную деятельность по уходу за растениями.
РЗ: Обогащение словаря (названия растений, части растений)
Экспериментирование в центре «Огород на подоконнике (правила пользования лопаткой, лейкой) *Посадочные работы:
лук.
травы для кошки МУСЬКИ.
* «ПЕРВЫЙ УРОЖАЙ» (наблюдение за луком)
Выставка изготовленных совместно с родителями работ «ЧИПОЛИНО – мальчик лук».
Март
«КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
ПЗ: Познакомить детей с правилами и приемами ухода за комнатными растениями.
РЗ: Обогащение словаря детей за счет названий растений и их частей.
1.Знакомство с комнатными растениями.
2.Протирка комнатных растений
3. Полив комнатных растений
Презентация домашнего задания о комнатном растении «ЦВЕТОК И ЕГО ОПИСАНИЕ»
Апрель
«АКВАРИУМ»
ПЗ: Познакомить детей с аквариумным миром, учить уходу за его обитателями.
РЗ: Учить детей поддерживать беседу.
Знакомство с аквариумом «Наш аквариум».
*Работа с иллюстрациями о обитателях аквариума «Золотая рыбка».
*Экскурсия в зоомагазин.
Презентация альбома «В гости к рубкам» (фото)
Май
«ВЕСНА – КРАСНА»
ПЗ: Формировать элементарные представления о весне, ее особенностях.
РЗ: Активизировать словарь детей в соответствии с темой «Весна»; заучивание стихов, потешек, закличек
*Наблюдение за насекомыми в природе.
стенд «Здравствуй весна»
Экскурсия «Путешествие в весенний лес» (фото + высказывания и комментарии детей)
Средний возраст:
месяц
разделы
основные задачи раздела
формы работы
презентация
Сентябрь «В саду ли в огороде…»
ПЗ: Закрепить представления о фруктах и овощах.
Учить обобщать и классифицировать.
РЗ: Обогащение словаря за счет описательных прилагательных
* Дидактические игры,
*Экскурсия в огород,
*Работа на «Опытном» участке.
*Приготовление салатов из овощей и фруктов.
Фотовыставка «Овощи. Фрукты»
Октябрь
«В лес по грибы»
ПЗ: Познакомить с внешним видом, пользой и вредом грибов.
РЗ: Учить образованию названий грибов от названий деревьев и мест их произрастания
* Экскурсия в лес,
*Рассматривание муляжей грибов,
*Лепка «Грибы»,
* чтение рассказов и сказок «Под грибом» В.Сутеев, «Война грибов».
Коллективная работа – коллаж «На лесной опушке…»
Ноябрь
«Точка, точка, запятая…»
ПЗ: Познакомить со схемой внешнего строения тела человека.
Дать представления об органах чувств человека (слух, зрение, обоняние, осязание, тактильные навыки)
РЗ: Учить правильно, называть части тела человека. Развивать слуховое внимание – неречевые звуки.
* Работа с энциклопедической литературой «Моя первая энциклопедия о человеке», «Кто я, какой я?» и т.д.
*Рисование «Человек».
*Наблюдение за людьми на прогулке,
* Рассматривание своего изображения в зеркале,
* Разучивание стихов, потешек, физминуток по теме.
Автопортрет в полный рост (совместная работа с родителями)
Декабрь «Зимние забавы»
ПЗ: Дать дошкольникам представления о здоровом образе жизни.
Развивать гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
Познакомить детей с различными видами зимнего спорта.
РЗ: Разучивание «слов» для подвижных игр.
*Рассматривание сюжетных картин и иллюстраций по теме,
*Разучивание подвижных игр с детьми,
*Знакомство с зимними видами спорта – лыжи, сани.
Фотовыставка «Мы здоровыми растем»
Январь «Сказки о животных»
ПЗ: Познакомить детей с русскими народными сказками о животных.
РЗ: Развитие связной речи средствами пересказа и театрализации сказок о животных.
* чтение и пересказ сказок о животных,
*составление рассказов описаний,
*игры – театрализации по сказкам,
*рассматривание иллюстраций к сказкам.
Выставка детских работ «В гостях у сказки».
Февраль «Летают, бегают, плавают»
ПЗ: Познакомить с многообразием животного мира, средой их обитания и особенностями строения.
РЗ: Развитие связной речи средствами рассказа с использованием схем.
* Экскурсии в зимний лес,
* Изучение следов на снегу,
*Наблюдение за птицами на участке,
* Наблюдение за обитателями аквариума.
Авторские книжки – малышки о животных, рубах, птицах родного края (совместная работа с родителями)
Март «Аленький цветочек»
ПЗ: Познакомить детей с многообразием цветущих растений.
РЗ: Обогащение словаря за счет существительных – названий цветов.
*Работа с энциклопедисткой литературой, «красной книгой Сибири»,
* Рисование с применением различных материалов,
*Изучение гербариев цветущих растений.
*посев семян цветов для рассады.
*наблюдение за рассадой.
Выставка детских работ «Цветы»
Апрель «Деревья»
ПЗ: Познакомить со строением дерева, его основными частями.
Познакомить с понятием «Пейзаж»
РЗ: Обогащение словаря – названия деревьев, его частей.
Разучивание стихотворения «Пейзаж»
*Экскурсия в парк, ботанический сад,
* Рассматривание пейзажей известных художников,
*Лепка, рисование «Дерево»,
*Работа с энциклопедической литературой.
Макет «Лес» с применением природных материалов – коллективная работа.
Май «Бабочки»
ПЗ: Дать представление о многообразии мира насекомых, их внешним видом., строением их тела.
РЗ: Обогащение словаря за счет описательных прилагательных.
*Наблюдение в природе за насекомыми,
*Работа с энциклопедической литературой,
* Рисование различными способами «Бабочки»
*Конструирование из бумаги по типу оригами.
Выставка детских работ «Бабочки»
Старший возраст:
месяц
разделы
основные задачи раздела
формы работы
презентация
октябрь
«Огородники»
ПЗ: Дать представления о стадиях роста некоторых растений.
Познакомить с приемами работы различными инструментами.
РЗ: Развитие связной речи – составление предложений о предметах труда и действиях с ними.
*Работа на опытном участке,
*экскурсия в огород,
*составление рассказов из личного опыта «Как я помогал на даче…».
Чтение рассказа Н.Носова «Огурцы»
Выставка газет с рассказами детей «Огородники».
Октябрь «Унылая пора, очей очарованье…»
ПЗ: Закрепить основные признаки временных изменений в природе.
РЗ: Познакомить детей со средствами выражения и описания красоты природы (переносный смысл, эпитеты)
Составление рассказов с подбором эпитетов,
*Полихудожественное занятие по мотивам стихов и музыкальных произведений об осени,
*Разучивание стихов,
*Рассматривание пейзажей.
Выставка детских работ «Пейзаж»
Ноябрь «Дикие и домашние животные»
ПЗ: Познакомить с различием диких и домашних животных.
РЗ: учить образованию притяжательных прилагательных.
*Беседы о животных,
*Наблюдение за домашними животными,
*Рисование, лепка, конструирование из природных материалов,
*Работа с энциклопедической литературой.
Авторские книги «Домашний любимец»
Декабрь «Всегда лето. Африка»
ПЗ: Познакомить с картой.
Познакомить с особенностью климата в Африке (теплых странах).
Дать представление о приспособлении людей и животного мира к особенностям климата теплых стран.
РЗ: Обогащение словаря по теме.
*Работа с энциклопедической литературой,
*Работа с картой,
*Видео материалы «Африка».*Составление рассказов описаний.
Макет «Африка»
Январь «Всегда зима. Полюс»
ПЗ: Познакомить с особенностью климата холодных странах.
Дать представление о приспособлении людей и животного мира к особенностям климата холодных стран.
РЗ: Обогащение словаря по теме.
*Работа с энциклопедической литературой,
*Работа с картой,
*Видео материалы.*Составление рассказов описаний.
Макет «Полюс»
Февраль «Вода и суша»
ПЗ: Познакомить детей с картой, глобусом и основными условными обозначениями.
РЗ: Обогащение словаря по теме, работа с понятиями – глобус, карта, суша, океан, горы, пустыня…
*Работа с картой, глобусом, атласом.
*Видео материалы.
* Беседы по теме.
Коллективная работа «Земной шар»
Март «Весна идет»
ПЗ: Закрепить основные приметы весны. Учить сравнивать времена года.
РЗ: Познакомить с народными приметами – фольклор.
*Рассматривание иллюстраций и картин о весне,
*Наблюдение за природой (капель, прилет птиц…),
*Разучивание народных закличек, примет о весне,
*Наблюдение за распусканием листьев на ветвях (экспериментальная работа).
Альбом наблюдений по итогам экспериментальной работы в группе.
Апрель «Как работает город?»
ПЗ: Познакомить детей с промышленностью большого города, приносимым ею вредом.
Воспитание экологического сознания.
РЗ: Развитие связной речи – составление сложно подчиненных предложений с использованием союза: потому что.
*Видео материалы,
*Экскурсии к реке, к железной дороге, к ТЭЦ,
*Беседы по теме.
Выставка плакатов «Природа в опасности!»
Май «Поможем цветку»
ПЗ: Закрепить правила работы с инструментами – лопата, грабли, лейка.
Познакомить с правилами посадки и ухода за растениями.
РЗ: Составление технологических карт – правил посадки и ухода за растениями на опытном участке – закрепление последовательности действий.
*Работа на опытном участке (посадка, уход за цветами),
*Наблюдение за растениями.
Фотовыставка «Наша клумба» (этапы работы)
Подготовительный возраст:
месяц
разделы
основные задачи раздела
тема занятий
презентация
сентябрь
«дары осени»
ПЗ: Уточнить представления детей о фруктах и овощах: форма, цвет, вкусе, запахе; развивать речь, сенсорные способности, формировать умение объединять плоды по сходному признаку.
РЗ: Тренировать умение согласовать существительные с прилагательными в роде, числе.
*беседа с детьми
*посещение кафе
*обсуждение презентации домашнего задания
*дидактическая игра
«угадай по вкусу»
«угадай по запаху»
* придумывать загадки о фрукте и овоще.
Презентация для детского сада
«Дары осени»
Октябрь
«Осенний лес»
ПЗ: Провести наблюдение за осенней природой, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание.
РЗ: Учить связно, высказывать свои мысли, учить подбирать прилагательные к существительным.
*Стихи и произведения об осени
*сбор гербария
*Кроссворд «Осень»
* Книжка – малышка «ОСЕНЬ»
* Беседа: для чего растениям нужны семена.
Макет осеннего леса.
НОЯБРЬ
«Царица – водицы»
ПЗ: Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, океаны)
РЗ: Обогащение словаря детей за счет существительных и глаголов настоящего времени по лексической теме.
*игра «земля, вода огонь воздух»
*работа в лаборатории
*беседа о том кому нужна вода
Опыт с фильтрованием воды
Опыты «Свойства воды»
Декабрь
«Как звери в лесу зимуют»
ПЗ: Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образ их жизни.
РЗ: Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; подбирать прилагательные (качественные, описательные, притяжательные)
*кукольный театр с персонажами
*чудесный мешочек
*пословицы о природе
*загадки
*открытки с изображением диких животных
Кукольный спектакль
Январь
«Мы-
Друзья природы»
ПЗ: Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях меньших.
РЗ: Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.
*картины
*игра «лото»
*дидактические игры
*музыка «волшебный лес»
КВН
Февраль
«Зимние явления в неживой природе»
ПЗ: Развивать творческую фантазию и воображение
Развивать игровой замысел.
РЗ: Тренировать умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; подбирать прилагательные и антонимы.
* встреча со снеговиком
*беседа о свойствах снега
*игра «снежки»
*отгадывание загадок
*прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского.
Лепка снеговиков на улице.
Изготовление поделок, коллажей с использованием ваты.
Март
«Комнатные растения»
ПЗ: Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом
Обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями.
РЗ: Обогащение словаря детей за счет названий растений и их частей.
*игра «назовите растения»
*беседа о строении растений
*беседа о правилах ухода за растениями
*пальчиковая игра
*эксперименты
Посадка комнатного растения «бегония»
«герань»
«плющ»
Апрель
«Наш огород»
ПЗ: Закрепить знания детей об овощных культурах и их семян
Учить выращивать рассаду из семян.
РЗ: Развитие связной речи через умение рассказывать об особенностях растений; учить согласованию числительных с прилагательными.
*беседа о времени года
*загадки
*игра «волшебные экранчики»
*рассматривание семян
*посев семян для выращивания рассады
*коллективный труд
*знакомство с приемами посадки рассады
Высадка рассады на грядку
Май
«Весна-красна»
ПЗ: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе.
Учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе.
РЗ: Закрепить названия времен года; развивать память (заучивание стихов, потешек, закличек)
*наблюдение признаков наступления весны в природе
*чтение рассказов: «Три весны» «Лесной хор» и т. д.
*чтение стихов Ф. Тютчева А. Плещеева
*заучивание закличек, потешек, загадок
*беседа с использованием картин
КВН «Времена года»
*ПЗ: – познавательные задачи
РЗ: – речевые задачи
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.
Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят посещающих наше дошкольное учреждение.
Диагностическое обследование.
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью педагогической диагностики три раза в течение учебного года, основанной на наблюдениях за детьми, заполнив следующие диагностические карты:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
КРИТЕРИИ
сентябрь
январь
май
имеет представления о характерных особенностях некоторых времен года и их связи с человеком (одежда)
1.зима
2.лето
3.осень
.4 весна
5.знает о некоторых природных явлениях (дождь, снег, гроза)
6.называет 3 представителя растений
7.называет 3 представителя диких животных
8.называет 3 представителя домашних животных
9.называет 3 представителя насекомых
10.правильно называет детенышей
11.включается в посильную деятельность по уходу за растениями и животными живого уголка
12.отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ)
% успешности
экологическое развитие детей средней группы
критерии
сентябрь
январь
май
1. имеет представления о сезонных изменениях в природе (названия и характерные особенности времен года)
2.знает о природных явлениях (дождь, ветер, снег)
имеет представления о многообразии растительного мир. называет по 3 представителя
3.овощей
4.фруктов
5.ягод
6.владеет навыками ухода за растениями (посадка, поливка, рыхление)
имеет представление о многообразии животного мира. называет по 3 представителя
7.диких животных
8.домашних животных
9..диких птиц
10.домашних птиц
11.насекомых
12.правильно называет детенышей
13.знает о существовании различных сред обитания (земля, вода, воздух)
14.отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ)
15.знаком с «правилами поведения» в природе
% успешности
экологическое развитие детей старшей группы
критерии
сентябрь
январь
май
- имеет представления о сезонных изменениях в природе
- знает о природных явлениях
2.дождь
3.град
4.снег
имеет представления о многообразии растительного мир. называет по 3 представителя
5.травянистых растений
6.кустарников
7. деревьев
8.комнатныех
растений
имеет представление о многообразии животного мира. Называет по 3 представителя
9.диких животных
10.домашних животных
11.диких птиц
12.домашних птиц
13.насекомых
14.ры
15.правильно называет их детенышей
16.знаком с понятием «космос» (планеты, солнце, луна, звезды)
имеет представление о нашей планете
17.о суше
18.о воде
19.о климатических зонах (полюс, пустыня, тропические леса…)
20.наком с картой (глобусом)
21.отражает свои впечатления в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ)
22.знаком с «правилам и поведения» в природе
% успешности
экологическое развитие детей подготовительной группы
критерии
сентябрь
январь
май
1.знает понятия «живая» и «неживая природа.
2. понимает взаимосвязь живой и неживой природы.
имеет представления о сезонных изменениях в природе (характеризует времена года)
3.зима
4.весна
5.лето
6.осень
имеет представления о многообразии растительного мира (характеризует)
7.травянистые
8.кустарники
9.деревья
10.комнатные
растения
имеет представление о многообразии животного мира (характерные признаки)
11.звери
12.птицы
13.насекомые
14.рыбы
имеет представление о нашей планете
15.планета земля (глобус)
16.о материках
17.об океанах
18.о климатических зонах
19.отражает свои впечатления о природе в продуктивных видах деятельности (анализ свободных работ)
20.следует «правилам поведения» в природе
% успешности
Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с тремя уровнями развития: низким, средним и высоким.
Данные диаграмм позволят отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.
Кроме того, учителем – логопедом группы, также проводится обследование детей, данные которого заносятся в подобную диаграмму, которая позволяет отследить уровень развитие словаря, связной речи, грамматического строя и т.д.
Литература
«Наблюдения и труд детей в природе», Москва «Просвещение»1976 г.
«Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология», «Учитель» Воронеж 2004 г. Волчкова В. Н. Степанова Н. В.
«Добро пожаловать в экологию!» «Детство-пресс», Воронкевич 2001 г.
«Мир удивительных открытий», М.: Педагогика Ковленько 1972 г.
«Мир природы глазами ребенка», Новосибирск НИПКиПРО, 1996 г. Сигимова М. Н.
«Энциклопедия обучения и развития дошкольника»,СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000 г.
«Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду», Сост. Логинова В. И. СПб.,1996 г.
«Детям о природе», Москва 1989 г. Лунич М. В.
«Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1998 г. Молодова А. П.
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
«Экологические занятия и игры для дошкольников и младших школьников», Гомель 1993
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
«Место игры в экологическом воспитании дошкольников», Москва 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Родничок»
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ«Родничок»...
План - программа экологического кружка "Капелька" подгот. гр.
Разработанный план позволяет педагогу осуществить дополнительную работу по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста....
План - программа экологического кружка "капелька" старш. гр.
В экологическом кружке расширяются знания детей о взаимосвязях в природе. Продолжается работа предшествующего периода средней группы....
Образовательная программа "Экологическая лаборатория в детском саду"
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с...
Программа экологического кружка "Мир природы и ребёнок"
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного в...
Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог" по программе С.Н. Николаевой для разновозрастной группы на 2018-2019 гг
Работа по программе расчитана на дошкольников 3-7 лет разновозрастной группы....