Перспективный плана образовательной работы по ознакомлению детей средней группы с природой
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Меленскова Марина Ивановна

план организации образовательной деятельности с использованием разнобразных форм работы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный   плана    образовательной работы по ознакомлению  детей средней группы  с природой

месяц

тема

задачи

ФОРМЫ РАБОТЫ

сентябрь

«Дары осени: фрукты, овощи»

Конкретизировать и закреплять знания детей о фруктах, уметь находить их сходство и различие. Усвоить названия основных овощей и фруктов, их цвет, форму и вкус; обобщающее слово фрукты, овощи; где они растут.

Ноод «Что нам осень принесла?»

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» № 1

  • Рассматривание настоящих овощей и фруктов: их сравнение  
  • Д/и:   «Что растет на грядке», «Фрукты, овощи, ягоды», «Ботаническое лото», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Загадки с грядки- «Что, где растет» - формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи , фрукты, цветы.«Вершки и корешки» -закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых съедобны и вершки и корешки. «Четвертый лишний»(овощи) – учить замечать ошибки , развивать наблюдательность. «Что сажают в огороде» - учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту их произрастания) «Собери в лукошко», «Какой? Какая? Какое?», «Приготовим обед».
  • Работа с схемами « Расскажи про овощ ( фрукт)»
  • Экспериментирование  «Узнай по запаху», «Определи на вкус» - упражнять в определении вкуса овощей и фруктов(сладкий, кислый, соленый, горький)

- Решение проблемных ситуаций «Как разделить яблоко, грушу поровну?», «Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?»

- Беседы: Закрепить знания об овощах и фруктах: где растут, как выращивают; в чем различие между ними, их польза

* «Прогулка по саду»

* «Прогулка по огороду»

* «Назови сказки, где герои – овощи»

- Чтение Ю. Аким «Яблоко», У. Рашид «Наш сад», «Мешок яблок»  В.  Сутеев, Барто A. Морковный сок Бжехова Я. Помидор. Квитка Л. Осень. Кочан. Кончаловский H. Показал садовод. Коркин B. Что растет на нашей грядке? Полякова T. Рано солнышко встает...Сапгир Г. Цветы на картошке. Трутнева E. Урожай, урожай!Чиарди Дж. На этот раз пойдет рассказ... Ю. Тувим  «Овощи»

- Просмотр мультфильма по сказке «Яблоко»

октябрь

«ОСЕНЬ В ЛЕСУ»

  Развивать умение, замечать и называть изменения в природе осенью (похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды, птицы улетают на юг).

Формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (прохладно, исчезли бабочки  и т. д). Закрепить знания о растительном мире леса. Побуждать называть 3-4 вида деревьев.

- Ноод «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» 

О.А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений» № 2 с. 10

  • Наблюдение за погодой: сезонные изменения
  • Наблюдение за деревьями осенью: березой; рябиной, кленом, елью  и др., за осенним листопадом; за цветами в цветнике
  • Прохождение экологической тропы
  • Внесение репродукций  «Осень в парке» «Дети осенью на прогулке» ,«В лесу»

 «Улетают птицы»

- просмотр презентаций « Осень в лесу», « Краски осени»

  • Работа с графической моделью «Дерево»
  • Утренние встречи: беседа об осенних  изменениях в природе
  • Рассказ педагога о лесных ягодах   поспеваемых осенью
  • Д/и «Назови одним словом», «Найди  ошибку» (знание примет осени), «С какого дерева лист», «Найди листочек», «Какое время года? «Какое время года?», «Признаки осени», «Во что оденем куклу?». «Раз, два, три – дерево назови» (береза, дуб, клен, ель, рябина) – закреплять название деревьев.«К дереву беги» - ,закреплять знания о деревьях которые растут на участке; учить быстро ориентироваться в них находить нужное дерево.
  • Сбор гербария
  •  Работа с  календарем  природы
  • Чтение книги «Приметы осени», Сказка «Осень на пороге» Н. Сладков, И. Бунин. «Листопад» (отрывок);

-  Решение проблемных ситуаций «Как зайке не промокнуть под дождем?»

ноябрь

«Домашние животные и их детёныши»

Расширять представления о домашних животных и домашних птицах, их внешнем виде, особенностях поведения, об условиях,  необходимых для их жизни. Расширять представления  о способах ухода за  домашними животными. Воспитывать  желание заботиться о них.

 Ноод  Беседа о домашних животных и птицах.

О.А. Соломенникова «Занятия по форм-ю элементарных экологических предс-тавлений» № 4 с. 16

- Беседа: «Домашние животные и птицы» «Как правильно заботиться о своих питомцах», «Чем питаются домашние животные»

  • Наблюдение за собакой, кошкой; кроликом в уголке природы
  • Рассматривание модели «Домашнее животное», «Кролик»
  • Просмотр презентации «Домашние животные»
  • Рассматривание альбомов «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы»
  • Рассматривание наборов картинок «Какие разные кошки», «Какие разные собаки»
  • Просмотр презентаций « Домашние птицы», « Домашние животные»
  • Д/и «Чем угостишь домашнее животное?»,  «Подбери название», «Что за птица?», «Скажи наоборот», «Скажи ласково», «Загадки и отгадки», «Кто как кричит?», «Где чья мама?». «У кого кто?», «Кто,  где живет», «Чей домик», « Рассели животных» «На птичьем дворе» - Учить детей узнавать и называть домашних птиц. (утка, курица, петух, индюк, селезень) «Чьи детки»  - учить называть животных и  их детёнышей.
  • Чтение сказок р.н.с. «Зимовье», «Петушок и бобовое зернышко», Б. Гримм «Бременские музыканты», чтение басни «Мальчик стерег отец…». Чтение Н. Толстого «Жучка и кошка».

-  работа со схемой « Расскажи про животного»

декабрь

«Птицы-гости нашего участка»

Развивать умение детей замечать и называть изменения в природе: в холодный период времени птицы улетают в теплые края. Наблюдать с детьми за поведением птиц Побуждать детей рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу. Уточнить представление детей о птицах (вороне, воробья, голубя). Дать им определенные знания о том, какое у птиц оперение, как ходят-прыгают. Сравнить птиц по величине. Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым

- ноод «В гости к деду Природоведу»№10, с. 29

О. А. Соломенникова. «Занятия по форм-ю элементарных экологических предс-тавлений» № 4 с. 16

- -Наблюдение за птицами во время прогулки; « Кто прилетит на кормушку»

-Рассказ педагога о птицах, прилетающих к нам на участок;

-Д/и «Какая птичка?»;

-Беседа «Птицы, которые прилетают к нам на участок»;

-Рассматриваем птиц, называем их, чем похожи, чем отличаются? ;

-Рассматривание картинок, иллюстраций «Птицы»;

-составление ,Рассматривание модели «Птица»;

-Д/и. «Что это за птица?», «Птичья столовая», «Третий лишний» « Кто живет у нас зимой» (зимующие птицы) - закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края и их названия. «Кто это?», «Кто какой голос издаёт?», «Перелётные и зимующие», «Что за птица?».

 - рассматривание альбомов  « Птицы», « Как помочь птицам зимой»

- просмотр  презентаций « птицы зимой»,

Чтение сказки М. Горький. «Воробьишко» ;басни Л. Толстого «Хотела галка пить», « Покормите птиц зимой» А Яши

- исследовательская деятельность « Чьи следы»

январь

«ЗИМА»

Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зим ней природы.. Закреплять знания о свойствах снега и льда. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Антарктики.

 - ноод «Почему растаяла Снегурочка?» №8, с. 24

О. А. Соломенникова

-  Рассказ «Зима в нашем городе», «Снегопад», «Такие разные снежинки»

  • Наблюдение за снегопадом
  • Рассказ педагога о зимнем времени года
  • Д/и «Снежинки», «Разноцветные льдинки», «Как сделать лед цветным»

-  Рассматривание альбома «Зима»

  • Экспериментирование «Принесем снег и льдинки в группу и понаблюдаем за ними. Что с ними произойдет?»
  • Просмотр презентаций « Зима в городе», « Зима в лесу»
  • Чтение сказки «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова  Я. Аким. «Первый снег», С. Есенин. «Поет зима — аукает...», И. Суриков. «Зима»,
  • Работа с перфокартой « Зима»
  • Путешествие по экологической тропе
  • Д.и » Составь рассказ», «Загадки и отгадки», «Кто что делает?», «Какое время года?», «Почему так называется?».

«Зимние явления»

Расширять представления детей о зиме, зимних явлениях (снегопад, вьюга, метель).Развивать умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней погоды.

рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами;

-наблюдение за погодой зимой (метель, вьюга, снегопад, деревья в инее), прохождение эко тропы;

-д.и. «Времена года», «Когда это бывает»;

-ведение календаря погоды;

- работа с перфокартой

-чтение В.Берестов «Снегопад». И.Суриков «Зима».И. Никитин «Зашумела, разгулялась в поле непогода…»

«Зимнее чудо: свойства снега, льда, воды»

Расширять представления о свойствах льда, воды, снега; Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом  

экспериментирование «Что со снегом будет в тепле» (зарисовка результатов наблюдений в раскладушке зимних чудес);

-вынос воды на холод;

-изготовление цветных льдинок, зарисовка свойств льда в раскладушке зимних чудес;

-рассматривание через лупу форм снежинок;

-наблюдение за погодой и ведение календаря погоды

- Наблюдения за снегом

1.легкий, пушистый, падает отдельными снежинками.

2.свойства снега в разную погоду (может быть липким, из него можно сделать комочки).

3.рассмотреть снежинку.

- за льдом  свойства льда: гладкий, скользкий, скользить по нему легко.

-заливание водой горки на прогулке;

-обобщение результатов по раскладушке зимних чудес;

-украшение завалинки ледышками

- Энциклопедия «Все обо всем», книги с познавательными иллюстрациями о зиме «Мороз Иванович», «4 желания», «На горке»

- решение проблемных ситуаций « Как слепить снеговика, если мало снега»

- чтение А.Барто «Снег»

Февраль

«Комнатные растения»

Расширять представления детей о комнатных растениях, их пользе и строении, различать комнатные растения по внешнему виду.

- Ноод «Мир комнатных растений» О.А. Соломенникова, стр.55

-беседа «Как растут растения»; « Что растет на окошке»

-рассматривание комнатных растений в групповой комнате «Как развивается растение?» (росток –растение -цветок);

-наблюдения: «Движение растения в сторону света»;

-работа в уголке природы «Для чего нужно поливать и мыть растения?»;

-составление схем «Рост растений и уход за ними»;

-составление схемы «Строение растения»; перфокарты « Комнатные растения»

- Составь растение из карточек» «Где у растения …?»

-д/и «Собери цветок из частей», «Угадай чего не стало», «Собери цветок»,  «Назови 2 комнатных растения» (использовать мяч),  «Собери картинку»; Д/и «Кто где растет?» «Какие части есть у растения?» Составь растение из карточек» «Где у растения …?», « 4 лишний»

-наблюдение: развитие растений. Выяснить, какие изменения произошли.

-экспериментирование:  «Зачем растения вертятся?»; « Условия необходимые для роста и развития растений»

- Решение проблемных ситуаций « Как полить растение, если нет лейки» , « Как вырастить красивое комнатное растение»

- Помоги зеленым друзьям (совместный уход за комнатными растениями); 

Уход за растениями уголка природы.

 Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии.         

- Опыт: «Влияние света, тепла и воды на жизнь растений». - Опыты из серии «Стебель»  «Как дышат растения?»

- Рассматривание комнатных растений со стеблями разного вида

-

 «Дикие животные»

Обогащать знания детей о поведении диких животных, их охране в природе.

- рассматривание альбома «Дикие животные» (животные севера, жарких стран и наших лесов);

-знакомство с красной книгой и дикими животными, занесенными и охраняемыми;

-д.и. «Назови длинным словом» (белый медведь, тюлень, морж-северные животные); «Что умеют делать звери?», «Кто где живёт?», «Где чья мама?», «Поезд», «Какой? Какая? Какие?», «Скажи наоборот», «Подбери название».

-беседа о нужности всех животных в природе, об условиях для жизни

- решение «Почему заяц зимой белый» – формировать представление о приспособленности зверей к трудной зимовке.

«Уголок водного царства»

Знакомить детей с обитателями уголка природы (аквариумными рыбками), их внешнем видом и способах передвижения. Научить рассказывать о рыбах, развивать умение наблюдать, воспитывать отзывчивость

- НООД «Наблюдение за рыбками аквариума»

- -Беседы о жителях водного царства

-Рассматривание иллюстраций с обитателями аквариума

-Макет «Аквариум»

-Д⁄ и «Поймай  рыбку», «Кто где живет»  

-Наблюдение за рыбками в аквариуме

  - Рассматривание муляжей рыбок: их сравнение составление модели «Рыбы».

апрель

«Весна»

Выделять признаки весны (солнце стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, насекомые). Наблюдать за посадкой и всходами семян.

- ноод  «Экологическая тропа весной»  

О.А. Соломенникова, стр. 64 

- Д/и «Когда это бывает», «Собери цветок»;

-Опыт «Сравнение веток, опавших после ветра и срезанных»;

-Посев семян для цветника;

-Беседы: «Признаки Весны», «Грачи прилетели на крыльях весну принесли», «Жизнь диких зверей весной»;

-Целевая прогулка «Путешествие в весенний лес»;

-Рассматривание альбома «Весна»;

- путешествие по экологической тропе « Признаки весны»

-  худ пр-ния Е.Баратынского «Весна, весна!», С.Вангели «Подснежники», Е.Серова «Одуванчик», Майков «Ласточка», Маршак «Весенняя песенка», Толстой «Пришла весна», В.Бианки «Лесная газета», «Последняя льдинка»,  Аким «Апрель», И.Беляков «Подснежник проснулся» Н.Сладков «Птицы».

- Решение проблемных ситуаций  «Как перейти через лужу»

- составление схемы « Весна»

- поисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы»

- Опыты из цикла «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

- Наблюдения за тенью, сезонными изменениями в природе

май

Луга нашей Родины.

Расширять знания детей о травянистых растениях, знакомить с названиями растений экотропы, закреплять строение трав.

-Д/игры «Трава, кусты, деревья», «Найди растение по описанию»,  «Сложи цветок», «Узнай по части», «Посади луговой и садовые цветки»,   «Назови лишний цветок»; «Поставь цветы в вазу», » Что сначала, что потом?»,  «Собери цветок и назови его»,   «Садовые и полевые», «Скажи ласково», «Какой? Какая? Какие?», «Подбери слово», «Загадки и отгадки».

-создание пробл.сит. «Пришли дети на луг и стали бегать, кричать, рвать цветы, ловить насекомых… Правильно ли они себя вели?»,  «Мальчик Паша бегал по лугу и поймал бабочку,  как вы думаете, что с ней произошло?»;

-Беседа «Условия, необходимых для растений луга», «Значение растений в природе и жизни человека»;

-Экскурсия по экотропе «Назови знакомые растения»;

-Наблюдения  за одуванчиками (распускаются с появлением солнца, если пасмурная

погода, то они не распускаются);

- коллекционирование открыток «Растения луга»,

- рассматривание энциклопедия «Удивительные растения».

- Решение проблемных ситуаций: «Сломано дерево на участке», «Следы вчерашнего ветра», «Как чувствуют себя цветы после выходных»

- Дидактические игры: «Найди растение», «Найди такую же и назови», «От какого растения листья», «Найди цветок (траву… Сравни», «Когда это бывает? », «Собери цветок», «Назови правило»

- Коллекции: открытки «Растения   леса»

- просмотр презентаций « Этот цветной мир», « На лугу»

- Беседы: «Луговые цветы», «Растения – земли украшение»

- чтение В. Стародумов «Подснежник и багульник», «Как Таню цветы выручили» (сказка) А. К. Толстой «Колокольчики мои»

«Насекомые»

Расширять представления детей о многообразии насекомых. Учить различать насекомых по внешнему виду и называть. Формировать желание наблюдать за насекомыми.

- ноод «В гостях к хозяйке луга» №38, стр.21 Соломенникова

рассматривание энциклопедии о насекомых. Наблюдение за движением муравьев к муравейнику, за божьей коровкой, бабочками

 -д.и. «Узнай по описанию» «Кто знает, пусть продолжает) – учить подбирать слова к обобщающему слову (насекомые – это…)«Кто, где живет» (насекомые) – закреплять знания о насекомых (бабочке, муравье, пчеле, червяке) месте их обитания. Кто где живёт?», «Отбери насекомое», » Составь картинку и расскажи о ней»,

 -загадки о насекомых, М.Пришвин «Пень-муравейник»; А.Клыков «От кого польза, от кого вред»;

 Йованович-Змай «Мальчик и мотылек»

 - Просмотр презентаций  « Это удивительный мир природы»

-  Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»  Д/и «Что растет на лугу?» «Кто живет на лугу?»

- Чтение Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки» «Удивительный мир шестиногих» «Катя и божья коровка»        

-Цикл наблюдений за насекомыми.  

- коллекции муляжей «Насекомые»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Примерное перспективное планирование логопедической работы в средней группы для детей с ЗПР по всем направлениям коррекционной работы....

Перспективное планирование работы с родителями средней группы на 2012-2013 гг

планирование работы с родителями на каждый месяц....

Перспективное планирование работы с детьми средней группы по образовательной области «Музыка»

Перспетивное планирование работы с детьми средней группы по образовательной области "Музыка" по програме "Детство"...

Перспективный план работы по ознакомлению детей с природой

Перспективный план работы старшая группа....

перспективный план работы конкурс "В гармонии с природой"

перспективный план работы по экологическому воспитанию в старшей группе...

Перспективный план работы мини-музея «В мире природы» средней группы

Перспективный план работы мини-музея  «В мире природы» средней группы комбинированной направленности №9 «Маргаритка»...

Перспективный план работы на методическую неделю «Мир природы»

Способствовать пониманию значений слов «домашние» и «дикие» применительно к некоторым широко известным животным. ...