Долгосрочный проект самообразования по опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt_samoobrazovaniya_po.docx | 59.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»
Долгосрочный проект самообразования по
опытно – экспериментальной деятельности старших
дошкольников.
Воспитатели: Е.А. Былинкина
Л.В. Землякова
2013-2014 учебный год
Тип проекта: исследовательско - творческий
Исполнители: воспитатели, дети, родители. | ||
Продолжительность: сентябрь – апрель |
Актуальность. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Цели:
Повысить профессиональный уровень.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Развивать наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы.
Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность.
Создавать предпосылки для формирования практических и умственных действий.
Задачи:
- Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности в познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.
- Расширять познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, умение анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
- Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Новизна:
Новизной является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования и характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
Принципы:
Принцип научности:
Принцип целостности:
Принцип систематичности и последовательности:
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
Принцип доступности:
Принцип активного обучения:
Принцип креативности:
Принцип результативности:
ФОРМЫ :
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.
Структура экспериментов:
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов.
Этапы реализации проекта
Этап | Содержание деятельности | Сроки | Форма предоставления результатов |
1.Организационно – диагностический | 1. Анализ научной и методической литературы. 2. Мониторинг на начало учебного года 3.Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. 4.Разработка программы кружка «Юный эколог» 5. Организация предметно – развивающей среды.
6.Подготовка анкет, 7. Обзор интернет ресурсов 8. Изучение методов работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 9. Организовать поход в лес «Мы - туристы». | Сентябрь Сентябрь Сентябрь Сентябрь В течение года Сентябрь-май Постоянно сентябрь | Самореализация Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга. Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности, перспективный план работы с родителями Программа кружка Создание условий для детского экспериментирования.
Анкетирование родителей Разработка конспектов НОД с элементами экспериментирования Родительская встреча (консультация для родителей на тему «Экологическая культура детей») |
2.Формирующий | 1. Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
| Сентябрь-май
| Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория) Работа с детьми: образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций, мультфильмов. Работа с родителями: Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные бюллетени, беседы, презентация проектов, Выставка «Дары природы» |
3.Заключительный | 1.Мониторинг на конец учебного года 2.Сравнительный анализ результатов 3.Презентация проекта 4.Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети . 5.Выступление на педсовете | Сентябрь-апрель | Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года
|
Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие ,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- Обогатить предметно – развивающую среду в мини-лаборатории
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
Литература
- Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
- Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
С.Н.Николаевка «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
3. ОВ. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников 2011 г.
4. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.
5.М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение(Интегрированные занятия).2006г.
6. С.Н.Николаева «Юный эколог».2002г.
7. Л.А.Пенькова «Под парусом. Лето плывёт по Земле».2006г.
Диагностика
№ | Фамилия имя ребенка | Умение видеть и выделять проблему | Умение принимать и ставить цель | Умение решать проблемы | Умение анализировать объект или явление | Умение выделять существенные признаки и связи | Умение сопоставлять различные факты | Умение выдвигать гипотезы, предположения | Умение делать выводы | |||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||
24 | ||||||||||||||||||||
25 |
1 умение видеть и выделять проблему
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
2.Умение принимать и ставить цель
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. |
3. Умение решать проблемы
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. |
4. Умение анализировать объект или явление
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. |
5.Умение выделять существенные признаки и связи
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. |
6.Умение сопоставлять различные факты
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. |
7. Умение выдвигать гипотезы, предположения
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. |
8.Умение делать выводы
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. |
Таблица сводных данных
низкий уровень | средний уровень | высокий уровень | |||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. |
Перспективный план работы по опытно- экспериментальной деятельности
месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
сентябрь | «Росток» Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. | «Песок» Цель. Рассмотреть форму песчинок | «Песчаный конус» Цель. Установить свойства песка. | «Рассеянный песок» Цель. Установить свойство рассеянного песка. |
октябрь | «Своды и тоннели» Цель. Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми. | «Мокрый песок» Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка. | «Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). | «Живая вода» Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды. |
ноябрь | «Испарение» Цель. Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое. | «Агрегатные состояния воды» Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. | «Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. | «Воздух сжимается» Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. |
декабрь | «Воздух расширяется» Цель: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр). | Вода при замерзании расширяется» Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется | «Жизненный цикл мушек» Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек. | «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу» Цель. Установить, почему звезды движутся по кругу |
январь | «Зависимость таяния снега от температуры» Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. | «Как работает термометр» Цель. Посмотреть, как работает термометр | «Может ли растение дышать?» Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. | «Есть ли у растений органы дыхания?» Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании. |
февраль | «Нужен ли корешкам воздух?» Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями | «Что выделяет растение?» Цель. Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений | «Во всех ли листьях есть питание?» Цель. Установить наличие в листьях питания для растений. | «На свету и в темноте» Цель. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений |
март | «Кому лучше?» Цель. Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. | «Где лучше расти?» Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу. | «Лабиринт» Цель. Установить, как растение ищет свет | «Как образуется тень» Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения |
апрель | «Что нужно для питания растения?» Цель. Установить, как растение ищет свет. | «Что потом?» Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений. | «Как обнаружить воздух» Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. | «Для чего корешки?» Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения |
май | «Как увидеть движение воды через корешки?» Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции | «Как влияет солнце на растение» Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение. | Как устроены перья у птиц» Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация долгосрочный проект самообразования по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
деятельность детей по опытной деятельности...
Долгосрочный проект "Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности".
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познани...
Долгосрочный проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Эксперементирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого обьекта , а так же обогощает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы , включает в себя активные пои...
Долгосрочный проект «Профессию выбираю с детства». Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительное рядом».
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. Мир вокруг ребенка разнообразен. Экспериментирование является одним из эффективны...
Долгосрочный проект «Профессию выбираю с детства». Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительное рядом».
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. Мир вокруг ребенка разнообразен. Экспериментирование является одним из эффективны...
Долгосрочный проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активны...
Долгосрочный проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Научные забавы"
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя ...