Долгосрочный проект самообразования по опытно – экспериментальной деятельности старших дошкольников.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Землякова Людмила Владимировна

проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt_samoobrazovaniya_po.docx59.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Долгосрочный проект  самообразования по

опытно – экспериментальной деятельности старших

дошкольников.

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-07/1279169185_opyty.jpg

                                             

Воспитатели:   Е.А. Былинкина

                                                                                                          Л.В. Землякова

2013-2014 учебный год

Тип проекта: исследовательско -  творческий

Исполнители: воспитатели, дети, родители.

Продолжительность: сентябрь – апрель

Актуальность. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

 

Цели:

Повысить профессиональный уровень.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Создать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Развивать наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес  детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы.

Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность.

Создавать предпосылки для  формирования   практических и умственных действий.

Задачи:

  1. Помочь ребёнку воспринять и усвоить знания в результате возникшей у него потребности в познании и получении этих знаний, умений через самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность.
  2. Расширять познавательные способности детей через поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализацию знаний, умение  анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
  3. Через наблюдения, опыты, эксперименты, подводить детей делать самостоятельные выводы, обобщения, умозаключения.
  4. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  6. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для  возникновения удивления по отношению к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
  7. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
  8. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Новизна:

Новизной является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования  и характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.  

Принципы:

Принцип научности:

Принцип целостности:

Принцип систематичности и последовательности:

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

Принцип доступности:

Принцип активного обучения:

Принцип креативности:

Принцип результативности:

ФОРМЫ :

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.

Структура экспериментов:

1.  постановка проблемы;

2.  поиск путей решения проблемы;

3.  проведение наблюдения;

4.  обсуждение увиденных результатов;

5.  формулировка выводов.

Этапы реализации проекта

Этап

 Содержание деятельности

Сроки

Форма предоставления результатов

1.Организационно – диагностический

1. Анализ научной и методической    литературы.

2.  Мониторинг на начало учебного года

3.Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

4.Разработка программы кружка «Юный эколог»

5. Организация предметно – развивающей среды.

 

6.Подготовка анкет,
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

7. Обзор интернет ресурсов

8. Изучение методов работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми

9. Организовать поход в лес «Мы - туристы».

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь


Сентябрь

В течение года  

Сентябрь-май

Постоянно

сентябрь

Самореализация

Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.

Перспективный план опытно-экспериментальной деятельности, перспективный план работы с родителями

 Программа кружка

 Создание условий для детского экспериментирования.

 

 Анкетирование родителей

Разработка конспектов НОД с элементами экспериментирования

Родительская встреча (консультация для родителей на тему «Экологическая культура детей») 

2.Формирующий

1. Реализация перспективного плана работы с  детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

     

 

Сентябрь-май

 

Организация предметно – развивающей среды  (мини-лаборатория)

 Работа с детьми:

 образовательные ситуации,  опыты, эксперименты,  экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и  в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций, мультфильмов.    

Работа с родителями:

Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные бюллетени, беседы, презентация проектов,  Выставка  «Дары природы»

3.Заключительный

1.Мониторинг на конец учебного года

2.Сравнительный анализ результатов

3.Презентация проекта

4.Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети .

5.Выступление на педсовете

Сентябрь-апрель

Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года

 

 Ожидаемые результаты:

     - Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие ,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

- Обогатить предметно – развивающую среду в мини-лаборатории

- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.

         

Литература

  1. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
  2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

С.Н.Николаевка «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
3. ОВ. Дыбина «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников 2011 г.
4. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.
5.М.А.Рунова.,А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение(Интегрированные занятия).2006г.
6. С.Н.Николаева «Юный эколог».2002г.
7. Л.А.Пенькова «Под парусом. Лето плывёт по Земле».2006г.

        

Диагностика

Фамилия имя ребенка

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1 умение видеть и выделять проблему

 низкий уровень

 средний уровень

высокий уровень

 

2.Умение принимать и ставить цель

низкий уровень

 средний уровень

высокий уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

3. Умение решать проблемы

низкий уровень

 средний уровень

высокий уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

4. Умение анализировать объект или явление

низкий уровень

 средний уровень

высокий уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

5.Умение выделять существенные признаки и связи

низкий уровень

 средний уровень

высокий уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

6.Умение сопоставлять различные факты

низкий уровень

 средний уровень

высокий уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

7. Умение выдвигать гипотезы, предположения

низкий уровень

 средний уровень

высокий уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

8.Умение делать выводы

низкий уровень

 средний уровень

высокий уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Таблица сводных данных

низкий уровень

 средний уровень

высокий уровень

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Перспективный план работы по опытно- экспериментальной деятельности

 

месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

сентябрь

«Росток»

Цель.

 Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

«Песок»

Цель.

Рассмотреть форму песчинок

«Песчаный конус»

Цель.

Установить свойства песка.

«Рассеянный песок»

Цель. 

Установить свойство рассеянного песка.

октябрь

«Своды и тоннели»

Цель. 

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

«Мокрый песок»

Цель.

 Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

«Свойства  воды»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

«Живая вода»

Цель.

Познакомить детей с животворным свойством воды.

ноябрь

«Испарение»

Цель.

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

«Агрегатные состояния воды»

Цель:        Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

«Свойства воздуха»

Цель.

Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

«Воздух сжимается»

Цель.  Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

декабрь

«Воздух расширяется»

Цель:

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр).

Вода при замерзании расширяется»

Цель:        

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется

«Жизненный цикл мушек»

Цель. Понаблюдать за жизненным циклом мушек.

«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель.

 Установить, почему звезды движутся по кругу

январь

«Зависимость таяния снега от температуры»

Цель.        

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

«Как работает термометр»

Цель.

 Посмотреть, как работает термометр

«Может ли растение дышать?»

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

февраль

«Нужен ли корешкам воздух?»

Цель. Выявит причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями

«Что выделяет растение?»

Цель.

 Установит, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений

«Во всех ли листьях есть питание?»

Цель.

Установить наличие в листьях питания для растений.

«На свету и в темноте»

Цель. 

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

март

«Кому лучше?»

Цель.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.

«Где лучше расти?»

Цель. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

«Лабиринт»

Цель. Установить, как растение ищет свет

«Как образуется тень»

Цель:        Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

апрель

«Что нужно для питания растения?»

Цель.

 Установить, как растение ищет свет.

«Что потом?»

Цель.

Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

«Как обнаружить воздух»

Цель:

Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

«Для чего корешки?»

Цель.

 Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения

май

«Как увидеть движение воды через корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции

«Как влияет солнце на растение»

Цель:

Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Как устроены перья у птиц»

Цель:

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности".

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познани...

Долгосрочный проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Эксперементирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого обьекта , а так же обогощает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы , включает в себя активные пои...

Долгосрочный проект «Профессию выбираю с детства». Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительное рядом».

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. Мир вокруг ребенка разнообразен. Экспериментирование является одним из эффективны...

Долгосрочный проект «Профессию выбираю с детства». Опытно-экспериментальная деятельность «Удивительное рядом».

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка. Мир вокруг ребенка разнообразен. Экспериментирование является одним из эффективны...

Долгосрочный проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активны...

Долгосрочный проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Научные забавы"

 Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя ...