« Мы – лесные помощники».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие для детей старшей группы « Мы – лесные помощники»
Задачи:
1. Формировать знания детей о лесе, растениях и животных - лесных обитателях, о способах расселения семян деревьев, о взаимосвязи растений, животных с условиями, в которых они обитают.
2. Развитие познавательной активности, экологических представлений, умений и навыков экспериментальной деятельности детей
3. Воспитывать бережное отношение к природе, закрепить правила поведения в лесу.
Оборудование: Куклы – рукавички «Лесные звери»; картинка «Лес красивый»; макет «Лес погибающий»; стаканы, воронки, бумажные фильтры на каждого ребёнка; вода, смешанная с песком в специальной фляжке; записи: «Шум ручья», «Шум ветра в лесу», «Голоса леса»; шишки; игрушки для построения макета «Красивый лес» - ёлочки; лиственные деревья; семена берёзы, клёна, ясеня; чудесный мешочек, в котором лежат вырезанные из картона, гриб, ягода, цветок; картинки «Правила поведения в лесу».
Ход занятия.
Ребята, сегодня к нам в гости пришли лесные зверушки и принесли с собой шишки и какую-то фляжку с водой, но они какие – то грустные, по-моему, у них что-то случилось.
Звери рассказали мне, что жили в красивом, богатом, весёлом лесу. Вот фотография нашего прежнего леса. Показ картинки «Лес красивый». Но однажды пришёл к ним в лес один странный мальчик Незнайка с большим сачком, и всё стало меняться. Незнайка всё время ловил насекомых, обижал зверей, разбрасывал фантики от конфет, ломал деревья, загрязнял воду в речке. И в лесу стало всё меняться. Сначала исчезли насекомые, у птиц не осталось еды, и они улетели из леса. Полноводная прозрачная речушка превратилась в грязный ручей. Стала сохнуть трава и гибнуть деревья. Очень плохо жить в таком лесу зверям, вот они и пришли к нам за помощью.
- Что будем делать, ребята? Ответы детей.
Надо отправляться в лес. Ну, что же, вперёд!
Раз, два, три – мы в лесу уже, смотри!
Показ макета «Лес погибающий». Дети рассматривают. Да. Лес совсем не такой, как на фотографии зверей.
- А что в нём не так?
- Хотелось бы вам, ребята, пойти в такой лес? Почему?
- А что мы можем сделать?
- Когда дома грязно, что мы делаем? А лес - это дом для зверей.
- А как прибрать лес? Ответы детей.
- Куда деть мусор? В речку? Можно? Ответы детей. Нет. Надо закопать. Дети собирают мусор, разбросанный на макете, «закапывают» его.
- А что же делать с речкой? Крупный мусор мы убрали, а что же делать с мелким? Если дети затрудняются с ответом, воспитатель даёт наводящие вопросы. Ребята, вспомните, что делает мама, когда заваривает чай, чтобы заварка не попала в чашку? Правильно процеживает.
Опыт «Фильтрование воды». Детям предлагается профильтровать воду, смешанную с песком, которую принесли с собой лесные жители. Дети самостоятельно выполняют задание. Итог: Какая чистая стала вода, даже зажурчала включить запись: «Шум ручья».
Чистая вода появилась в лесу, на макете чёрная «речка» заменяется на голубую. Значит можно посадить деревья. Для этого нам и понадобятся шишки, которые принесли с собой лесные жители.
- Как нам могут помочь шишки? Ответы детей.
Воспитатель: Между чешуйками в шишках прячутся семена. Ветер разносит их по всему лесу. Так и происходит расселение деревьев в лесу. Сегодня мы с вами попробуем стать ветерком и поможем деревьям расселиться.
Самостоятельная деятельность детей – они раскачивают шишки над макетом, семена падают. Ну, вот мы и посадили лес. В настоящем лесу деревья растут очень медленно, а в нашем волшебном лесу – быстро. Поставьте на макет игрушечные ёлочки, которые уже выросли из разлетевшихся семян.
Кроме хвойных деревьев, в лесу растут и лиственные деревья. Они тоже появляются из семян. Воспитатель демонстрирует детям семена берёзы, клёна, ясеня. На макет дети добавляют модели (игрушки) лиственных деревьев и кустарников. Какие замечательные деревья выросли в нашем волшебном лесу. Обрадовался этому и лёгкий тёплый ветерок. Послушайте, как он шумит. Включить запись: «Шум ветра в лесу»
Под пологом высоких деревьев в лесу растут и другие растения. Какие? Ответы детей: цветы, ягоды. ( Растущие в лесу грибы не являются растениями.)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Опусти руку в мешочек, на ощупь определи какой-то один предмет (гриб, ягода, цветок) и помести его на макет. Дети достраивают макет.
Полюбуйтесь, ребята, что у нас получилось. Как вы думаете, смогли ли мы с вами помочь лесным зверятам. Ответы детей.
Обрадовались лесные жители большие и маленькие. Присаживайтесь на полянку и послушайте радостный хор благодарных лесных жильцов. Прослушивание записи «Голоса леса».
Ну, а теперь пора напомнить Незнайке, как себя надо вести в лесу, чтобы не вредить лесным жителям.
Дети рассматривают карточки «Правила поведения в лесу» и объясняют, что на них изображено.
Итог – рефлексия: Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проект «Лесные помощники» с учетом требований к организации проектной деятельности в ДОУ»
Проект предполагает добывание знаний о животных и растениях, особенностях их существования в условиях экосистемы леса....
Конспект мероприятия в средней группе " Лесные помощники".
Формирование у детей экологически грамотного и безопасного поведения в природе....
Грибок- лесной помощник.
К ребятам в гости приходил непросто гриб, а грибок- лесной помощник. Грибок помог ребятам познакомиться с правилами поведения в лесу, рассказывая те случаи, которые он сам наблюдал в лесу. Из од...
Спектакль «Лесные помощники» ля детей 5-6 лет (старшая группа) (авторская разработка)
Спектакль «Лесные помощники»Для детей 5-6 лет (старшая группа)...
Спектакль "Лесные помощники 2" (авторская разработка)
Спектакль "Лесные помощники 2" (авторская разработка)...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Лесные помощники»
Формирование математических представлений детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр....