«Проект «Лесные помощники» с учетом требований к организации проектной деятельности в ДОУ»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект предполагает добывание знаний о животных и растениях, особенностях их существования в условиях экосистемы леса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.zip | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1. Актуальность проблемы.
2. Цель проекта.
3. Задачи.
4. Участники проекта.
5. Проблема для участников проекта.
6. Тема.
7. Планируемый образовательный результат.
8. Пояснительная записка.
9. Схема реализации проекта.
10. Этапы реализации проекта.
11. Приложение.
12. Список использованных источников.
Актуальность проблемы.
Актуальность темы исследования обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе в канун XXI века. Кризисная ситуация в обществе привела к искажению взаимоотношений человека с природным окружением как средой его жизнедеятельности, что в конечном счете изменило природное, социальное и культурное окружение. Природо-личностная взаимосвязь естественным образом повлияла и на внутренний мир человека, разрушая его ценностные ориентиры, установки, потребности. Кризисное состояние Земли — это результат неразвитости экологического сознания и мышления, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения. Однако все больше людей осознают необходимость перемен в сознании людей, понимают важность формирования экологического сознания.
Наиболее сензитивным периодов для формирования экологического сознания является дошкольный, так как в это время у детей происходит становление картины мира, осознание себя и понимание своего места в этом мире.
Цель проекта:
Создать творческую работу на тему «Лесные помощники» .
Задачи проекта:
- изучить информацию о сообществе растений и насекомых, населяющих лес средней полосы;
- инициировать самостоятельный поиск интересующей информации.
Проект:
(по Киселевой Л.С.) исследовательско — творческий, краткосрочный, групповой.
Участники проекта:
дети подготовительной к школе группы, педагоги (заместитель заведующего по ВМР, воспитатель, музыкальный руководитель), родители воспитанников.
Проблема для участников проекта.
Проблема для детей: чем мы можем помочь живой природе?
Проблема для педагогов: инициировать детей к поиску информации по теме проекта, подводить к правильным выводам.
Проблема для родителей: помочь детям добыть информацию по теме проекта из разных источников.
Тема проекта:
«Лесные помощники».
Планируемый образовательный результат:
сознательное и гуманное отношение детей к окружающей природе.
Пояснительная записка.
Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов. Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных. Проект предполагает добывание знаний о животных и растениях, особенностях их существования в условиях экосистемы леса.
Знания, добытые детьми и полученные в ходе совместной деятельности с педагогами, уточняются и закрепляются в трудовой, продуктивной и игровой деятельности, в процессе экскурсий и прогулок. Чтобы активизировать экологические знания, совместно с музыкальным руководителем мы организовали презентацию «Планеты зелёное платье, давайте друзья сохраним!».
В ходе работы над проектом мы использовали разные формы и методы экологического воспитания детей в комплексе, оптимально сочетая их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Наиболее важным условием формирования экологического сознания у детей является деятельностный подход на всех этапах реализации, который в полной мере проявил себя в проектной деятельности.
Схема реализации проекта.
Разделы программы | Виды совместной деятельности |
Социально — нравственное воспитание | Беседы индивидуальные и групповые «Лес», «Кто живет в лесу», «Насекомые леса», «Пернатые обитатели леса». Оформление выставки совместных с родителями творческих работ «Мы - лесные жители». Трудовая деятельность в уголке природы, на участке детского сада. |
Познавательно - речевое развитие | Составление “Сказок из мусора”, рассказов о растениях и животных леса, отгадывание загадок. Работа с плакатом «Лесные птицы средней полосы», «Животные леса». Чтение книг В.Зотов “Лесная мозайка”,Ю.Дмитриев “Здравствуй, белка”, Л.Колвин “Живой мир”, “Окно в мир” (экологический атлас), Н.Романова “Муравей-красная точка”, И.Соколов – Микитов “Весна в лесу”, В.Бианки “Кто чем поет”, “Приключения муравьишки”, Д.Мамин-Сибиряк “Про Воронушку-черную головушку и желтую канарейку”, В.Даль “Старик – годовик”, рассматривание иллюстраций. Развивающие игры «Да и нет», «Плохо-хорошо», «Что было бы, если...», «На этой картинке» и т.д. Экскурсии в лес, целевые прогулки. Просмотр отрывков из телепередачи “АБВГДейка”. Интервьюирование лесника. |
Художественно — эстетическое развитие | Разучивание танца «Труд муравьев» муз. Д.Шостаковича для презентации. Прослушивание музыки и танцевальные импровизации. Рисование по прочитанным книгам. Рассматривание пейзажных (В.Поленов, И.Левитан, И.Шишкин, В.Беликов и др.) и анималистических картин и иллюстарций (Е.и Н. Чарушины, В. Серов). |
Этапы реализации проекта.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Деятельность родителей |
Подготовительный этап. | ||
1. Формулирование проблемы. | 1. Помогает детям сформулировать проблему. | - |
1.Формулирование проблемы | ||
1. Осознают и личностно воспринимают проблему. | 1. Формулирует гипотезу: помогая лесной природе, мы помогаем себе. | 1. Осознают и личностно воспринимают проблему экологического воспитания детей. |
2. Целеполагание | ||
1. Объединение детей в рабочие группы. | 1. Помощь в планировании действий. | |
3. Практический | ||
1. Сбор информации, работа с папкой исследователя. 3. Работа с плакатами. 4. Представление совместных с родителями рисунков для выставки. 5. Интервьюирование лесника. 6. Развивающие игры «Да и нет», «Плохо-хорошо», «Что было бы, если...», «На этой картинке» и т.д. 7. Рассматривание пейзажных (В.Поленов, И.Левитан, И.Шишкин, В.Беликов и др.) и анималистических картин и иллюстраций (Е.и Н. Чарушины, В. Серов). 8. Музыкально-танцевальные импровизации. 9. Участие в беседах «Лес», «Кто живет в лесу», «Насекомые леса», «Пернатые обитатели леса». 10. Составление “Сказок из мусора”. 11. Рисование на тему «Мы – лесные жители». | 1. Составление объявления для родителей. 2. Организация экскурсии в лес. 3. Создание плаката «Животные леса». 4.Организация выставки совместных с родителями работ «Мы – лесные жители», книжной выставки. 5. Подготовка интервью с лесником. 6. Чтение книг В.Зотов “Лесная мозайка”, Ю.Дмитриев “Здравствуй, белка”, Л.Колвин “Живой мир”, “Окно в мир” (экологический атлас), Н.Романова “Муравей-красная точка”, И.Соколов – Микитов “Весна в лесу”, В.Бианки “Кто чем поет”, “Приключения муравьишки”, Д.Мамин-Сибиряк “Про Воронушку-черную головушку и желтую канарейку”, В.Даль “Старик – годовик”. 7. Подбор музыки. 8. Беседы индивидуальные и групповые «Лес», «Кто живет в лесу», «Насекомые леса», «Пернатые обитатели леса». 9. Знакомство детей со “Сказками из мусора”(по Н.Козлову). 10. Подготовка письменных консультаций “Экология и мы”, “Правила поведения в природе”. | 1.Совместное с детьми художественное творчество. 2. Помощь детям в поиске информации, иллюстраций. 3. Экскурсия в лес. 4. Повышение информированности посредством консультаций “Экология и мы”, “Правила поведения в природе”. |
4.Презентация | ||
1. Организация выставки творческих работ «Лесные помощники». | 1. Разработка конспекта презентации. 2. Оформление выставки творческих работ. | 1. Презентация проекта. |
5. Итоговый | ||
1. Обсуждение результатов. | 1. Подведение итогов. | 1. Обсуждение результатов. |
Список используемых источников.
- Ашиков В.И., Ашикова С.Г. “Семицветик”, программа и руководство по культурно – экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М, 1998г.
- Брагин В. “В стране дремучих трав”. М.:Знание, 1992.
- Большая энциклопедия знаний. М:ЭКСМО, 2012.
- Природа. Удивительная энциклопедия. М: ЭКСМО, 2013.
- Чарушин Е. Медведь – рыбак. С-П: АМФОРА, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...
Проект на тему "Организация проектной деятельности в детском саду"
ДокДошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятель...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
Итоговая работа по теме: «Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». (Проект «Дорожная азбука»)
В данной работе представлен проект по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. (Проект «Дорожная азбука»)...
Проект «Формирование ценностного отношения к объектам живой природы, посредством организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Образец проекта - как можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста ценностное отношение к объектам живой природы, через организацию проектной деятельности. В проекте дан алгоритм составлен...
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности. Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»
Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные ...
Проект «Развитие билингвального образования и воспитания посредством организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»
Проект одержал победу в республиканском гранте "Лучший билингвальный детский сад 2022"...