Занятие по исследовательской деятельности на тему "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство детей со свойствами воздуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_issledovatelskoy_deyatelnosti_v_starshey_gruppe_tema_vozduh.docx | 294.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Воздух».
Цель: Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность.
Задачи образовательной области: «Познавательное развитие».
- Развивать познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования.
- Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, (прозрачный, невидимый, чистый воздух не имеет запаха, переносит запахи, безвкусный издает звук при колебании), способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.
- Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.
Задачи образовательной области: «Речевой развитие».
- Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков символов на листе (собираем секреты).
- Научить детей рассказывать о воздухе с помощью знаков-символов. Задачи образовательной области: «Здоровье».
- Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей, путем выполнения упражнений дыхательной гимнастики.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
1. Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости, желание помочь героям: мудрой сове, лисёнку и ёжику в разгадывании загадки.
2. Воспитание культуры поведения и общения.
Предполагаемый результат.
Ребенок
*сформирует первичные представления о воздухе, его *свойствах и роли в жизни человека.
*будет уметь: решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.
*сформирует умение: делать несложные выводы на основе полученных знаний и экспериментирования.
*научится рассказывать о воздухе, опираясь в ответе на знаки-символы.
*получит практический опыт проведения экспериментов.
Мотивация: Найти ответ к загадке, узнать секреты воздуха.
Игровая сюжетная линия: Переписка с героями: лисёнком, мудрой совой, ёжиком.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, тарелочка с водой, стакан, листы бумаги, карточки символы, листы бумаги.
Методы, приемы, формы.
Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые), пояснения, педагогическая оценка.
Наглядные: показ способа действий, знаки-символы.
Практические: опыты и эксперименты.
Игровые: игровая ситуация, загадка.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Ход занятия.
Вводная часть.
Мотивация и включение детей в деятельность.
В: Ребята сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого оно и что в нем написано?
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Мудрая сова. Лисенок, ежик и я сейчас находимся в стране знаний. Профессор страны знаний загадал нам загадку, а отгадать нам её никак не удается. Просим вас помочь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой.
В: Ребята, вы догадались, что это?
В: В загадке говориться о невидимом веществе которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека.
Основная часть.
Открытие нового знания.
Воспитатель достает мешочек.
В: - Что находиться в мешочке?
Д: Он пустой.
В: Попробую наполнить мешочек тем невидимым, что находиться вокруг меня.
- Что теперь в мешочке? Какой он стал?
Д: Упругий, мешочек наполнился.
В: Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется - воздух.
Включение нового понятия «воздух» в систему знаний детей и изучение свойств воздуха.
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, проведем ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть его секреты.
Знаками - символы будем обозначать всё, что мы узнаем о воздухе.
Предлагаю детям обозначить воздух с помощью знака – символом.
В: Ребята, а везде ли есть воздух?
Выслушиваю версии детей.
Предлагаю детям наполнить мешочки во всех местах комнаты.
-А теперь выпустите воздух. Где теперь воздух?
Д: Он снова вокруг нас.
В: Что мы сейчас узнали о воздухе?
Вывод: воздух есть повсюду, он нас окружает.
Предлагаю изобразить, то, что мы сейчас узнали, детям с помощью символа.
В: И я тоже его не вижу. Значит воздух, какой? Какими словами можно его назвать?
Д: Невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно.
Это качество воздуха обозначим символом, чтобы про него не забыть.
В: Ребята, а вы хотите увидеть воздух. Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыт. Для этого нам понадобится стакан, вата и вода. Ко дну стакана я приклею кусочек ваты. Потрогайте, она сухая или мокрая (дети трогают и говорят, что она сухая).
-Как вы думаете, в стакане кроме ваты еще что нибудь есть?
Выслушать предположения детей. Предлагаю детям проверить их ответы. Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его в миску с водой, обратив внимание детей на то, что держать его нужно очень ровно.
В: Ребята, как вы думаете, какой стала вата?
Д: Вата стала мокрой.
(в-ль предлагает детям потрогать).
Д: Вата осталась сухой.
В: Если вата осталась сухой значит туда не попала вода. Как вы думаете, что помешало воде намочить вату?
Выслушиваю предположения детей.
В: Правильно, ей помешал воздух, который находиться в стакане.
Вывод: Воздух, который находиться в стакане не пускает туда воду.
А как вы думаете, если опуская стакан в воду, я слегка наклоню его, что тогда произойдет?
Дети высказывают свое мнение.
В: - А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду).
-Что появляется в воде? (Пузырьки). Откуда они появились?
В: Это воздух выходит из стакана и его место заняла вода.
В: - Посмотрите, вата стала мокрой. Как вы думаете, почему?
В:- Воздух вышел, а его место заняла вода.
- С помощью опыта мы увидели пузырьки воздуха.
В:- Ребята, вы любите яблоки? Какое яблоко на вкус?
Ответы детей.
В:- Ребята, а у воздуха есть вкус?
Как мы можем это проверить? Ответы детей.
В:- Наберите ртом воздух, у него есть вкус? Ответы детей.
Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный.
Обозначение на листе секретов.
В:- Ребята, а как вы думаете, у воздуха есть запах?
-Как мы можем это проверить?
-Вдохните воздух носом.
-Что вы чувствуете?
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха.
Обозначение на листе секретов.
-А сейчас? (воспитатель распыляет в сторону освежитель воздуха).
Д:- Воздух пахнет цветами.
В:- Почему?
Д: Вы распылили освежитель воздуха.
В: Но ведь я распылила его не на вас, а в сторону окна, почему же вы смогли почувствовать запах?
Д:- Воздух передал.
В: Значит, какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей.
Вывод: воздух передает запах.
Обозначение на листе секретов.
В:- А что нам нужно сделать, чтобы воздух в нашей комнате снова стал чистым?
Д: Открыть окно и проветрить группу.
Физ. Минутка с элементами дыхательной гимнастики. «Самолет».
Мы отважные пилоты
За штурвалом самолета. (Руками изображают, как крутят штурвал).
Самолетик-самолет (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох).
Отправляется в полет (задерживается дыхание).
Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, выдох).
Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание).
Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).
И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание).
Ж-ж-ж (опускаем руки вниз, плавный выдох).
Мы летаем высоко (руки поднять вверх).
Мы летаем далеко! (Ладошки складывают, как если бы человек смотрел в бинокль).
Мы летали, утомились
И на стульчики приземлились! (Присесть).
В:- Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете?
Д:- Дыхание.
В:- Как вы думаете, что использует человек для дыхания?
В: Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.
В:- Ребята, а как вы думаете, воздух можно услышать?
- Вы что нибудь слышите?
Вывод: Воздух не имеет звука.
В:- Ребята, предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха. Приложим к губам край листа тонкой бумаги и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук.
-Что происходит с бумагой?
Д:- Она дрожит.
В:- Край бумаги дрожит и заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук.
-Приложите край листа бумаги и скажите па - па. Губы ощущают дрожание.
-Что происходит с краем листа бумаги?
-Он дрожит и заставляет дрожать, колебаться воздух.
Приложите пальцы к горлу и скажите, ощущаете дрожание горла.
Голосовые связки, которые находятся у нас в горле, заставляют дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи. Вывод: Благодаря воздуху человек говорит. Звук рождается тогда, когда дрожит воздух.
Заключительная часть занятия.
Пишем письмо с ответом. Дети рассказывают все, что узнали про воздух, опираясь на символы, обозначающие свойства воздуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные образовательные ресурсы. Презентация. Методика проведения тренировочного занятия по исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Презентация направлена на знакомство с общей схемой исследовательской деятельности. ...
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...
Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"
Занятие по исследовательской деятельности "Ходит Капелька по кругу"...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""
На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....
"Карлсон в гостях у ребят" Конспект занятия по исследовательской деятельности в средней группе
Занятие знакомит детей со свойствами воздуха, формирует представление о значении воздуха для всего живого....