"Организация и проведение дидактических игр с дошкольниками"
методическая разработка по окружающему миру на тему
Данный материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций. В нем раскрыта структура дидактической игры. Материал содержит примеры дидактических игр, которые развивают дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultats_did_igra.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация и проведение дидактических игр
с детьми дошкольного возраста»
Т.А.Булгакова, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26» г.Воркуты |
Структурные компоненты дидактической игры
1. Обучающая задача – основной элемент, которому подчинены все остальные. Для детей она формируется как игровая. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Часто, игровая задача заложена в названии самой игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и т.д
2. Игровые действия – это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором. Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Важно помнить, что развивающий эффект игры прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны игровые действия, выполняемые ребёнком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, её воспитательно – образовательная ценность пропадает!
3. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участник игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Они направляют поведение и познавательную деятельность детей. Определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание. Запрещающие правила усиливают контроль ребёнка за своим поведением, что повышает произвольность последнего.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Принципы осуществления словарной работы в дидактических играх
1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности.
2. Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей.
3. Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.
Дидактические игры – широко распространённый метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекая детей от игры пояснениями, показом, что ведёт к разрушению детской игры.
Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых для него условиях. Подбор материала дидактических игр определяется задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта. Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал. Одним из условий чёткого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.
Приложение
Дидактические игры
«Домино» |
Дидактическая задача. Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. |
Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями. |
Игровые привила. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки |
Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз – это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет, игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст – пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. Вариант. Игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название не верное, ход пропускается. |
«Лото» |
Дидактическая задача. Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. |
Материалы. Большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов донной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями. |
Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы на своей карте. |
Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка. Вариант. Игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения. |
«Найди пару» |
Дидактическая задача. Закрепить представления об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи. |
Материал. Прямоугольные карточки, разделенные на две клеточки: одна с элементами узора, другая – пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары к рисункам на полосках. |
Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто первым подберет пары всех элементов на своих карточках. |
Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках. Варианты.
Если название дано не верно, карточка не засчитывается.
подходит, игрок кладет ее вниз колоды и пропускает ход.
получает двойные карточки, другая – парные картинки. По команде игрок одной группы должен найти участника из другой группы с такой же карточкой, чтобы образовать пару. Парами игроки подходят к воспитателю, который проверяет правильность выбора. Образует «ручеек».
маленькие перемешаны и разложены на столе изображением вниз. Взяв маленькую карточку, играющий закрывает ею свободную клетку; если элемент подходит – пара найдена Кроме того, он получает право взять следующую карточку из колоды; если карточка не подходит, передает ее дальше, т.е. пропускает ход. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические особенности организации и проведения дидактических игр со старшими дошкольниками
Разновидности дидактических игр....
Игровая технология ЛЭПБУК - современный подход к организации и проведению дидактических игр по развитию речи дошкольников с ОВЗ
Данная презентация отражает современные требования ФГОС ДО к организации и реализации такой игровой технологии, как ЛЭПБУК....
Конспект открытого занятия «Организация и проведение дидактической игры" - Тихие и громкие звоночки
Цель: развивать звуковысотный слух у детей.Задачи: продолжать учить детей различать тихое и громкое звучание музыки и играть на инструменте в соответствии; развивать внимательность, умение работать в ...
Методические особенности организации и проведения дидактических игр со старшими дошкольниками
Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Для педагога же она является одним из наиболее эффективных методов работы с детьми, поскольку ей присущи ценные качества, которые благоприятно сказы...
Консультация для педагогов «Организация и проведение дидактических игр по обогащению словаря»
Особое внимание стоит уделить дидактической игре. Использование ее на каждом занятии способствует развитию речи: ребенок легко усваивает трудные лексико-грамматические категории русого языка, постепен...
Конспект организации и проведения дидактической игры в подготовительной группе на тему "Кто быстрее"
Дидактическая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием. Игра являе...
Конспект организации и проведения дидактической игры с детьми дошкольного возраста (4-7) лет на тему «Мир на ощупь»
Конспект организации и проведения дидактической игры с детьми дошкольного возраста....