Дикие животные и их детёныши наших лесов.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект о жизни диких зверей и их детёнышей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром природы «Дикие животные и их детёныши наших лесов».

(в старшей группе).

Познавательное развитие. Расширить знания детей о диких животных и их детёнышей наших лесов, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

Социально-коммуникативное развитие.  Воспитывать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, и наблюдению за повадками животных.

Речевое развитие. Работа по словообразованию по теме «Дикие животные и их детёныши наших лесов»: волк-волчонок-волчата, белка-бельчонок-бельчата, заяц-зайчонок-зайчата, лис-лиса-лисёнок-лисята, медведь-медведица-медвежонок-медвежата, и т.д.

Предварительная работа: Разучивание загадок, считалок по теме «Дикие животные».

Дидактические игры: «Кто где живёт», «Дикие животные».

Рассматривание иллюстраций: Забота человека о диких животных, зоопарк.

Методические приемы.

Заучивание: Е. Трутнева «Белкина кладовка», В. Степанов «Как живёте? Что жуёте?», И. Токмакова «Медведь», А.Блок «Зайчик».

Чтение русских народных сказок: «Лиса и волк», «Заяц-хваста», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», П.Воронько «Хитрый ёжик».

Разучивание пальчиковой гимнастики «Заяц», «Сидит белка на тележке».

Разучивание физкультминуток «Дикие животные», «Звериная тропа».

Подвижные игры: «Заяц Егорка», «Зайка беленький сидит».

Материалы к занятию: фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей, картинки на которых изображены дикие животные и их детёныши.

Организационный момент.

  Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные-это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие-это мы сейчас узнаем.

Я вам предлагаю совершить мысленное путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес.

Заслушиваются рассказы детей.

                       

Беседа по содержанию.

«Как животные готовятся к зиме»

 Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке-летом.

(белка)

Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки?

Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей.

(воспитатель демонстрирует иллюстрации.)

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своём дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло. А вы знаете, что ещё? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных  кладовочках - в пустых дуплах, под  мхом, у старых пеньков. Так что голодать белочке зимой не приходиться.

А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, а потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

(Дети высказывают своё мнение).

А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов-лисы и волка.

А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

А вот и главные враги зайчишки – лиса и волк.

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

(Лиса)

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть.

На овцу готов напасть.

(Волк)

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становиться гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.

Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают своё мнение.)

«Животные, которые впадают в спячку»

Воспитатель. А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой: медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Пробуждается от сна.

(Медведь)

Физкультминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Шевелитесь, пальчики-

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише-

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходит медведь по лесу,

Топтался и рычал

Хотел он очень меда

А где достать - не знал.

«Рассказы детей о диких животных»

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь.

Для того чтобы очерёдность детей, можно провести игру «Волшебный мячик».

Дети становятся в круг, берётся мяч небольшого размера. Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы.

Правила игры: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч.

Остальные могут выразить свое согласие с его высказыванием хлопками в ладоши своё несогласие топая ногами.

План:

Название животного

Что умеет делать?

Чем питается?

Как называется его детёныш?

Как называется его жилище?

Ребенок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана.

Итог.

Давайте вспомним, о каких зверях мы сегодня говорили (ответы детей).

А что вы узнали интересного? (Ответы.)

А кто из вас знает пословицы о животных, о природе?

А ещё мы узнали, как нелегко зверям жить зимой, поэтому их нельзя обижать.

Приложение.                                                                   

Дидактические игры:

«Кто что делает?»

Воспитатель: Волк

 … охотится, воет, грызёт, злится.

Воспитатель: Медведь.

 …спит, переваливается, сосёт лапу, лакомится.

Воспитатель: Лиса

…крадётся, петляет, лакомится, заметает следы.

Воспитатель: Заяц

 …прыгает, прячется, скачет, дрожит.

Воспитатель: Ёж

… копается, ползёт, сворачивается в клубок.

Воспитатель: Белка

…скачет, запасает, грызёт.

-У одного из этих зверей не было домика. У кого? (У зайца)

-А у остальных зверей домики имели свое название. Какой у кого домик?

«Чьё жилище?»

Воспитатель: У медведя…

 …берлога.

Воспитатель: У лисы

 …нора.

Воспитатель: у белки

Дети: …дупло.

Воспитатель: у волка

 …логово.

Воспитатель: у ежа

…нора.

-В этих уютных домиках появились на свет детёныши.

Д/И: «У кого кто?»

У белки – бельчонок, бельчата.

У медведя – медвежонок, медвежата.

У волка – волчонок, волчата.

У лисы – лисёнок, лисята.

У зайца – зайчонок, зайчата.

Д/И «Назови маму»

Медвежонок – у медведицы.

Волчонок – у волчицы.

Зайчонок – у зайчихи.

Ежонок – у ежихи.

Бельчонок – у белки.

Д/ «Назови, кто кем стал?»

Бельчонок стал белкой.

Медвежонок стал медведем.

Волчонок стал волком.

Лисёнок стал лисой.

Зайчонок стал зайцем.

Ежонок стал ежом.

Д/И «Кто, что ест?»

Воспитатель: Медведь ест…

Дети: … рыбу, мёд.

Воспитатель: Волк ест …

Дети: …мясо, кости.

Воспитатель: Лиса ест …

Дети: …курочку, рыбу.

Воспитатель: Заяц ест …

Дети: … морковь, капусту.

Воспитатель: Белка ест …

Дети: …орешки, грибы.

Д/И «Какой? Какая?»

Лиса – она рыжая, хитрая.

Белка – она ловкая, трудолюбивая.

Заяц – трусливый, мягкий, добрый.

Физкультминутка:” Звериная зарядка».

Раз – присядка. (Присесть).

Два – прыжок. (Подпрыгнуть).

Это заячья зарядка «Ушки на макушки» - зайчики.

А лисята как проснулись. (Потереть кулачком глазки.)

Любят долго потянуться. (Потянулись.)

Обязательно зевнуть. (Повороты туловища.)

Рыжим хвостиком вильнуть. (Движения бёдрами вправо – влево.)

А волчата спинку выгнуть. (Наклоны вперёд.)

И легонечко подпрыгнуть. (Прыжок вверх.)

Ну а мишка косолапый. (Согнуть руки в локтях.)

Широко расставив лапы. (Ноги на ширине плеч.)

То двумя то всеми вместе. (Переступание с ноги на ногу.)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало. (Руки развести в стороны.)

Начинайте всё сначала.

Загадки по теме:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц.)

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну конечно это …. (Белка.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пышный хвост – краса.

Кто это? (Лиса.)

В густом лесу под ёлкой,

Осыпанной листвой,

Лежит мешок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж.)

Кто зимой холодной

Бродит злой голодный? (Волк.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект по окружающему миру на тему:"Дикие животные и их детёныши"

занятие по окружающему миру,очень понравилось легко проводить....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ /СРЕДНЯЯ ГРУППА/ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ЛЕС. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»Коррекционно-образовательные цели. Закрепление и ...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром природы "Дикие животные и их детёныши наших лесов"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром природы "Дикие животные и их детёныши наших лесов" о жизни диких животных и их детёнышей в наших лесах с использованием дидактических игр....

«Дикие животные (и их детёныши) наших лесов»

Конспект занятия «Дикие животные (и их детёныши) наших лесов»  Цель и задачи:Коррекционно-образовательные1. Совершенствовать навыки словообразования.2. Совершенствовать навыки опре...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию Ознакомление с окружающим миром Тема: «Дикие животные и их детёныши наших лесов»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи.Задачи:Образовательные: Систематизировать знания детей о жизни диких животных, уметь поддерживать беседу об и...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ для детей младшего дошкольного возраста "Дикие животные и их детёныши (Российских лесов)"

Проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест. Главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры ч...