Конспект занятия "Вода-волшебница"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ВОДА – ВОЛШЕБНИЦА»

 

Образовательные задачи

            Продолжать формировать представления детей о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней и т.д.) и показать разнообразие состояний воды; учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности; продолжать приобщать к миру художественного искусства;  упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать учить строить развернутые высказывания; создавать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.

 

 Развивающие задачи

            Развивать поисково-познавательную деятельность детей, экологическую культуру, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику.

 

Воспитательные задачи

            Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.  Эмоциональное и осознанное отношение к природе, умение услышать, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, переданные в картинах художников.

 

Здоровьесберегающие задачи

            Закреплять умение сохранять правильную позу при  рисовании.

 

Материалы

          Для опытов: стаканы, вода, лед. 

          Для рассматривания: репродукции пейзажей в разное время

года – Ю. Клевер «Закат в еловом лесу»,  С. Жуковский «Зимняя дорога».

        

 

 

 

Предварительная работа

             Опытническая деятельность в группе; наблюдения за природными явлениями: туман, иней, гроза, роса, град, снегопад.                            

             Беседы на темы «Где начинается река», «Что такое снег».                  

             Отгадывание загадок, чтение художественной  литературы, заучивание стихотворений о воде, инее, дожде, снеге: «Град»  Е. Серовой,  «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима. 

             Просмотр мультфильма  «Ёжик в тумане».

             Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки».

 

 

Ход занятия

 

            Воспитатель.  Ребята, сегодня мы с вами, как настоящие ученые, будем проводить опыты. Но сначала отгадайте загадку.

 

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я,

Кто такая?

 

           Дети. Вода.

 

          Воспитатель.  Правильно, вода. А что вы представляете при слове «Вода»?

 

(Ответы детей.)

 

         Воспитатель.  Сегодня мы с вами поговорим о воде. Проведем опыты и узнаем много интересного о самой обыкновенной воде, которая так необходима нам каждый день. Так для чего же человеку нужна вода?

 

(Ответы детей.)

 

        Воспитатель. Значит, что такое вода?

 

        Дети. Это жидкость.

 

        Воспитатель.  Вот и первый вывод: вода – это жидкость. Это обычное, привычное для нас состояние воды. А вы знаете, что вода бывает очень разной. Она, как  волшебница, умеет превращаться.  Давайте подойдем к столу и посмотрим, что лежит в блюдцах.

 

 

 

 На столе в блюдцах лежат разные по размеру кусочки льда.

Воспитатель предлагает потрогать кусочки льда руками, чтобы ощутить влажность и прохладу льда, обращает внимание детей на то, что размеры кусочков разные, и предлагает запомнить это, чтобы заметить, что произойдет с кусочками льда через некоторое время. Для продолжения эксперимента воспитатель предлагает поместить кусочки льда в импровизированную лабораторию – на поднос.

 

       Воспитатель.  Ребята, как вы думаете, а можно ли воду нарисовать?

 

(Ответы детей.)

 

      Воспитатель. Предлагаю вам рассмотреть картины.

 

(Ответы детей.)

 

·     Беседа по вопросам

---  Какое время года изображено на этих картинах?

---  Как вы это поняли?

---  Есть ли на этих картинах изображение воды?

---  Одинаково ли на них изображена вода?

---  Какие краски используют художники для изображения воды?

---  Как мы называем такие цвета?

      (Холодные.)

      Воспитатель. Действительно,  вода несет нам прохладу в жаркую погоду, утоляет жажду. А теперь проведем еще один очень сложный опыт. Для этого нам нужно подойти всем к столу. (Дети подходят к столу, на котором стоит чайник с теплой водой.)  Для чего необходим чайник?

(Ответы детей.) Я включаю чайник. Что происходит с водой?

 

      Дети.  Вода  закипает.

 

     Воспитатель. Что выходит из носика чайника?

 

     Дети. Пар.

  

     Воспитатель. Посмотрите внимательно: у меня в руках обычное стекло. Я подношу его к носику чайника, немного подержу. Обратите внимание, что появилось на стекле?

 

     Дети. Капельки воды.

 

     Воспитатель. Значит, какой мы с вами можем сделать вывод?

 

     Дети. Пар – это тоже вода.

 

     Воспитатель. Правильно, вода имеет еще одно состояние – в виде пара, или парообразное. Теперь вернемся к нашим кусочкам льда.

(Дети подходят к столу с подносом, где оставляли блюдца с кусочками льда.) Что произошло?

 

     Дети. Лед  растаял.

 

     Воспитатель. Какой мы можем сделать из этого вывод?

 

     Дети. Лед – это тоже вода.

 

     Воспитатель.  А какие  кусочки  льда растаяли  быстрее?

                                                                                              

     Дети. Маленькие кусочки льда растаяли быстрее, чем большие.

 

     Воспитатель. Ребята мы с вами сегодня были настоящими учеными и провели сложнейшие эксперименты с водой. Какие опыты вам особенно запомнились? (Ответы детей.) А можно ли называть воду волшебницей? Почему? (Ответы детей.) А сейчас я расскажу вам стихотворение о воде.

 

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в  водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!  

                                           Н. Рыжова

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_voda-volshebnitsa.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ВОДА – ВОЛШЕБНИЦА»

Образовательные задачи

            Продолжать формировать представления детей о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней и т.д.) и показать разнообразие состояний воды; учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности; продолжать приобщать к миру художественного искусства;  упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать учить строить развернутые высказывания; создавать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.

 Развивающие задачи

            Развивать поисково-познавательную деятельность детей, экологическую культуру, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику.

Воспитательные задачи

            Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.  Эмоциональное и осознанное отношение к природе, умение услышать, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, переданные в картинах художников.

Здоровьесберегающие задачи 

            Закреплять умение сохранять правильную позу при  рисовании.

Материалы

          Для опытов: стаканы, вода, лед.  

          Для рассматривания: репродукции пейзажей в разное время

года – Ю. Клевер «Закат в еловом лесу»,  С. Жуковский «Зимняя дорога».

         

Предварительная работа

             Опытническая деятельность в группе; наблюдения за природными явлениями: туман, иней, гроза, роса, град, снегопад.                            

             Беседы на темы «Где начинается река», «Что такое снег».                  

             Отгадывание загадок, чтение художественной  литературы, заучивание стихотворений о воде, инее, дожде, снеге: «Град»  Е. Серовой,  «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима.  

             Просмотр мультфильма  «Ёжик в тумане».

             Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки».

Ход занятия

            Воспитатель.  Ребята, сегодня мы с вами, как настоящие ученые, будем проводить опыты. Но сначала отгадайте загадку.

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я,

Кто такая?

           Дети. Вода.

          Воспитатель.  Правильно, вода. А что вы представляете при слове «Вода»?

(Ответы детей.)

         Воспитатель.  Сегодня мы с вами поговорим о воде. Проведем опыты и узнаем много интересного о самой обыкновенной воде, которая так необходима нам каждый день. Так для чего же человеку нужна вода?

(Ответы детей.)

        Воспитатель. Значит, что такое вода?

        Дети. Это жидкость.

        Воспитатель.  Вот и первый вывод: вода – это жидкость. Это обычное, привычное для нас состояние воды. А вы знаете, что вода бывает очень разной. Она, как  волшебница, умеет превращаться.  Давайте подойдем к столу и посмотрим, что лежит в блюдцах.

 На столе в блюдцах лежат разные по размеру кусочки льда.

Воспитатель предлагает потрогать кусочки льда руками, чтобы ощутить влажность и прохладу льда, обращает внимание детей на то, что размеры кусочков разные, и предлагает запомнить это, чтобы заметить, что произойдет с кусочками льда через некоторое время. Для продолжения эксперимента воспитатель предлагает поместить кусочки льда в импровизированную лабораторию – на поднос.

       Воспитатель.  Ребята, как вы думаете, а можно ли воду нарисовать?

(Ответы детей.)

      Воспитатель. Предлагаю вам рассмотреть картины.

(Ответы детей.)

  • Беседа по вопросам

---  Какое время года изображено на этих картинах?

---  Как вы это поняли?

---  Есть ли на этих картинах изображение воды?

---  Одинаково ли на них изображена вода?

---  Какие краски используют художники для изображения воды?

---  Как мы называем такие цвета?

      (Холодные.)

      Воспитатель. Действительно,  вода несет нам прохладу в жаркую погоду, утоляет жажду. А теперь проведем еще один очень сложный опыт. Для этого нам нужно подойти всем к столу. (Дети подходят к столу, на котором стоит чайник с теплой водой.)  Для чего необходим чайник?

(Ответы детей.) Я включаю чайник. Что происходит с водой?

      Дети.  Вода  закипает.

     Воспитатель. Что выходит из носика чайника?

     Дети. Пар.

   

     Воспитатель. Посмотрите внимательно: у меня в руках обычное стекло. Я подношу его к носику чайника, немного подержу. Обратите внимание, что появилось на стекле?

     Дети. Капельки воды.

     Воспитатель. Значит, какой мы с вами можем сделать вывод?

     Дети. Пар – это тоже вода.

     Воспитатель. Правильно, вода имеет еще одно состояние – в виде пара, или парообразное. Теперь вернемся к нашим кусочкам льда.

(Дети подходят к столу с подносом, где оставляли блюдца с кусочками льда.) Что произошло?

     Дети. Лед  растаял.

     Воспитатель. Какой мы можем сделать из этого вывод?

     Дети. Лед – это тоже вода.

     Воспитатель.  А какие  кусочки  льда растаяли  быстрее?

         

     Дети. Маленькие кусочки льда растаяли быстрее, чем большие.

     Воспитатель. Ребята мы с вами сегодня были настоящими учеными и провели сложнейшие эксперименты с водой. Какие опыты вам особенно запомнились? (Ответы детей.) А можно ли называть воду волшебницей? Почему? (Ответы детей.) А сейчас я расскажу вам стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в  водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!  

                                           Н. Рыжова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....