Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Портрет Земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шалыгина Наталья Александровна

конспект занятия по познавательному развитию "Портрет Земли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon porttret_zemli.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«МБДОУ № 65 комбинированного вида»

города Махачкалы Республики Дагестан

Воспитатель МБДОУ № 65

Эминова И. Л.

Махачкала-2015 г

Дата проведения: 28.10.2015 г

Место проведения: МБДОУ № 65 г. Махачкалы 

Возрастная группа:  подготовительная

Тема занятия: «Портрет земли» (образовательная область «Познавательное  развитие»)

Интеграция образовательных областей: образовательная область «Речевое развитие», образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», образовательная область «Социально-коммуникативное  развитие», образовательная область «Физическое  развитие»,

Программное содержание:

Образовательные задачи: Продолжать знакомить с глобусом и географической картой. Учить различать на карте и глобусе природные зоны Земли (по цвету), условные обозначения (озеро, река, город и т.п.). Учить находить на карте  Каспийское море, Кавказские горы, город Махачкала.  Дать представление о главных географических направлениях (восток, запад, север, юг). Пополнить знания  о местах обитания разнообразных живых организмов.

Развивающие задачи: Развивать у детей способность наблюдать, сравнивать и описывать различные факты и явления.

Воспитывающие задачи: Воспитывать бережное отношение к планете Земля

Словарная работа: глобус, карта, север, юг, восток, запад, модель, суша, полушария, компас, 1/4 часть суши,

Материал и оборудование. Глобус,  физическая карта полушарий, карта материков; карточки с буквами (по 2 одинаковых), 4 карточки для раскрашивания (горы; моря и реки; пустыни; леса); на каждого ребенка - бумажный круг («модель земного шара»), ножницы, цветные карандаши. Проектор и экран. Плакат на тему «Охрана пресной воды», материалы для игры «Очистим озеро от мусора», шапочки для инсценировки «Спор карты и глобуса», вырезанные животные для игры «Рассели животных на карте»

Предварительная работа. Ознакомление с глобусом, картой, условными обозначениями на карте разных природных зон; занятие по математике (деление целого на части); дидактические игры «Найди предмет», «Найди место на карте», «Отгадай, какой это условный знак»; составление простых планов-карт: групповой комнаты, раздевалки и т.п.

Ход занятия.

 Воспитатель:  Ребята, сегодня мы будем говорить о  нашей любимой  планете Земля. Послушайте стихотворение.

       Ребёнок:    Наш дом родной, наш общий дом –

                          Земля, где мы с тобой живём!

                          Чудес нам всех не перечесть,

                          Одно у них названье есть:

                          Леса, и горы, и моря –

                          Всё называется Земля!

                          А если в космос ты взлетишь,

                          То из окна ракеты

                          Увидишь шар наш голубой,

                          Любимую планету!

(на экране показывается планета Земля из космоса)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот какой наша планета выглядит из космоса. Земля, на которой мы живём, - это гигантский шар. А это модель нашей Земли, только уменьшенная во много – много раз. (Показывает глобус.)

-Что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода-моря, океаны, реки и т.п.)

 -Какие еще цвета вы видите? (Зеленый, желтый, коричневый, белый.)

- Что обозначают эти цвета? (Коричневый- горы, желтый- пустыни и т.п.) - Сейчас я быстро покручу глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.)

- Как вы думаете, что это значит? (На нашей планете больше всего воды.)

           В древности люди назвали свою планету Землей, но когда научились строить большие корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) гораздо меньше, чем воды. Оказалось, что суша занимает только четверть поверхности планеты. Чтобы представить это, возьмите «модель земного шара» и вырежьте ножницами 1/4 часть.

(Дети выполняют задание.)

- Покажите «сушу» и «воду». Сравните их по величине. Чего больше? (Воды.)

 - а как вы думаете, человек может жить без воды? (Ответы детей.)

- Кому еще нужна вода? (Растениям, животным - всему живому на Земле.)

 - Как вы думаете, можно ли пить воду из моря или океана или поливать ею растения?  Почему? (Нельзя, потому что она соленая.)

- Какую воду можно пить? (Пресную.)

-  Вопрос: откуда берут пресную воду? (Из рек, озер, родников и т.п.)

 Посмотрите на глобус. Как вы думаете, где больше воды - в океанах или реках и озерах? (В океанах больше.) Вы заметили, ребята, что  пресной воды на земле не так много, поэтому ее нужно…. беречь. А как нужно беречь воду? (закрывать краны, не  бросать в реки мусор, напрасно не лить воду, не мыть в реках машины…)                    (рассматривание плаката «Охрана пресной воды»)

Воспитатель: Молодцы. Вы знаете, как нужно беречь воду. А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы очистить озеро от мусора. обратите внимание, сколько мусора в этом озере. Давайте мы его очистим от мусора.

(игра «Очистим озеро от мусора»)

Воспитатель: Молодцы, ребята, я уверена, что  вы будете настоящими жителями планеты Земля. Когда мы рассматриваем глобус, мы видим только часть Земли. А на карте мы видим всю Землю.

 (показывает физическую карту мира.)

- Зачем же людям и карта, и глобус?  Давайте посмотрим.

(инсценировка «Спор карты с глобусом»)

«Однажды поспорили карта и глобус.

-        Глобус. Я лучше тебя, ведь я - точная модель Земли.

Карта. Зато на мне все сразу видно, а на тебе только та сторона, которая повернута к человеку.

- Глобус. Это не страшно, меня и повернуть можно, а на тебе материки и океаны разорваны.

- Карта. Меня хранить удобно и в дорогу взять можно, а ты ни в один чемодан не влезешь».

Воспитатель. Ребята, давайте помирим глобус и карту.

- Кому нужна карта? (Морякам, летчикам, геологам….)

-  А глобус? (Школьникам; всем, кто изучает планету Земля.)

 Без глобуса нельзя представить, что Земля круглая. Кто же из них нужнее? (И карта, и глобус нужны людям.)

(Стук в дверь. Заходит Незнайка, оглядывается рассматривает помещение, видит карту, подходит к ней)

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Куда же я попал?

Дети: В детский сад.

Незнайка: Как хорошо, значит, вы мне можете помочь.

Воспитатель: Незнайка, что случилось?

Незнайка: Я собрался в путешествие, но не знаю, куда идти и что с собой взять. Вот, я взял с собой самые необходимые вещи

 (показывает содержимое своей сумки: игрушка, конфеты, телефон)

Воспитатель: Незнайка, разве ты не знаешь, что,  собираясь в путешествие, ты должен взять с собой карту и  компас?

Незнайка: А разве это нужно?

Воспитатель: Конечно. Присаживайся рядом  с нами, и внимательно слушай.

(Работа с  картой)

Воспитатель:  Ребята, мы уже знаем, что вода на карте обозначена голубым цветом , горы – коричневым, леса – зеленым, пустыня – желтым. Сейчас я проверю, как вы это запомнили. Перед вами карточки, на которых с левой стороны нарисованы горы, реки, пустыни. леса, а с правой -  квадратики, которые вы закрасите тем цветом, каким на карте и глобусе обозначаются эти географические понятия Например: изображены горы – квадратик вы закрашиваете коричневым цветом и т.д

Прошу закрасить ее в соответствии с тем, что на ней изображено. (Дети выполняют задание.) Проверим, все ли правильно выполнили задание. (Показывает карточки, дети проверяют.)

Ребята, для путешествия одной карты мало. Это раньше путешественники ориентировались по звёздам, по солнцу, по своим картам. Но в наше время в путешествие необходимо взять  компас. (показывает компас) Стрелка компаса всегда точно указывает, где Север. Вот здесь, ребята – юг, здесь – восток, а здесь – запад (показывает)

Воспитатель. Давайте  оживим нашу карту

(Игра «Рассели животных на карте»)

Воспитатель. Ребята, вы молодцы, все сделали правильно.

- А  в каком городе мы живем?

- Как нам легче  найти наш город на карте?

- Правильно, сначала нужно найти Каспийское море, Кавказские горы.

- Кто покажет, где находятся Кавказские горы?

- Кто покажет Каспийское море на карте?

- Ребята, наш город находится на побережье Каспийского моря. Сейчас, я вам покажу, где он находится  (показывает, рисует маркером флажок)

- Незнайка, теперь тебе всё понятно?

Незнайка: Теперь я понял, что перед путешествием нужно изучить карту, знать все обозначения, уметь пользоваться компасом. Большое  вам спасибо, вы меня многому научили. А самое главное, я усвоил, что я должен беречь планету. Я думаю, что вы тоже будете  бережно относиться к воде, растениям, животным.

Воспитатель: Незнайка, прими  в подарок этот компас и  карту, которая поможет тебе в путешествии.

Незнайка: Спасибо, до свидания (прощается, уходит)

Воспитатель: На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему : «Водные ресурсы Земли»

Конспект занятия по познавательному развитию в  подготовительной   группе  на тему : «Водные ресурсы Земли»Подготовила воспитатель  Милославская  А.Г.Це...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной логопедической группе Тема занятия: «Профессия повар»

Конспект занятияпо познавательному развитиюв подготовительной логопедической группеТема занятия: «Профессия повар»...

План-конспект занятия по познавательному развитию с элементами геокешинга «Земля просит помощи!» для детей старшей группы

Способствовать усвоению детьми правил поведения в природе, формируя понимание ценности живого, воспитывает желание защитить и сохранить живую природу.Воспитывать положительное отношение ко всем живым ...