«Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Печенкина Татьяна Ивановна

Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon laboratoriya_pochemuchek.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и изодеятельности в старшей группе, тема:
  2. «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»
  1. Цель:

Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе.

Задачи:

Исследовать с детьми строение листа, опытным путем, сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Закрепить знания детей о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
Развивать у детей творческие способности через нетрадиционное рисование.

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Развивать внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.

Воспитывать любознательность.

Словарь: черешок, кромка.

  1. Оборудование:

Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья зеленые и других цветов.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.

Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев.

Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев.

Листы бумаги зеленого цвета.

Кисточки, краски, альбомный лист по количеству детей.

  1. Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, сегодня у нас занятие в Лаборатории Почемучек. Мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр. Но сначала послушайте историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада.

В одном детском саду вышли дети утром на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили:

-Что случилось

-Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала воспитательница.На дворе осень.

-А и правда! - расстроено сказал один мальчик.

- Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер...

- Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему! И они начали разговор про осень...

А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете. (Если дети затрудняются, воспитатель использует наводящие вопросы: « А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?)

Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

  1. Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Верхняя поверхность листа. вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

  1. Динамическая пауза «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
(Руки в стороны, махательные плавные движения)

И на землю тихо сели.
(Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встать, руки в стороны)

Закружились, полетели
(Бег с плавными махательными движениями)

И на землю снова сели,
(Присесть)

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

  1. Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.

Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается и наконец пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Но вернемся к нашей истории.

Все что вы рассказали про осень, очень интересно, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха.

А тем временем сильным порывом ветра во дворе подняло в воздух пыль и опавшие листья.

- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил.

А когда ветер успокоился, воскликнул:

- Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.

  1. Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному? Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

- Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик. - И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?

И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок.

А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.

  1. Динамическая пауза «С какого дерева листок»

На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем)

Что же было дальше в истории про детей:

- Смотрите, как много опавших листьев, - заметила одна девочка. - Это сколько же времени нам понадобится, чтобы прикрепить все листья?

- Не тратьте время зря, - посоветовала детям воспитательница. - Ведь наклеенные листья не помогут деревьям согреться. Более того, деревья вовсе не боятся холода. Но помочь им можно. Хотите узнать как?

- Конечно хотим! - обрадовались дети.

- Возьмите грабли и соберите сухую листву в кучу вокруг ствола дерева. За зиму листва сгниет и станет удобрением для дерева. Весной, перед началом цветения дерева удобрение будет кстати.

Дети так и сделали. А потом пожелали деревьям хорошо перезимовать.

  1. Дидактическое упражнение «Ветер и листочек»

Перед вами зеленые листы бумаги, изображающие землю с травой. Возьмите желтый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Теперь внимательно слушайте и выполняйте:

Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги.

Подул ветерок и листок перелетел влево.

Снова подул ветерок и перенес листочек в вправо.

Ветер закружил листочек по кругу.

Ветер перенес листочек в верхний правый угол.

А теперь листочек полетел в нижний левый угол.

Листочек снова перенесся в центр.

Сдуйте листочек сильным выдохом, не надувая щеки.

  1. Пальчиковая гимнастика «Осень»

Осень, осень,
(Трем ладошки друг о друга)

Приходи!
(Зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень,
(Трем ладошки друг о друга)

Погляди!
(Ладони на щеки)

Листья желтые кружатся,
(Плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.
(Ладонями поглаживаем колени)

Солнце нас уже не греет,
(Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,
(Синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу птицы полетели,
(«Птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.
(Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем
(Имитируем по тексту)

И ботинки обуваем
(Топаем ногами)

Знаем месяцы осенние:
(Ладонями стучать по коленям)

Сентябрь,  Октябрь,  Ноябрь.
(Кулак, ребро, ладонь)

А вы, ребята, знаете что с помощью осенних листьев можно создавать разные красивые рисунки? Давайте с вами попробуем нарисовать с помощью наших листиков разных животных.

  1. Рисование «Осенний лес».

Чтобы нарисовать листиком, нам нужно взять кисточку макнуть ею в краску нужного цвета и намазать наш листик. Теперь приложите намазаный листик к листу бумаги, прижмите его. Продолжайте делать дальше, чтобы у вас получился рисунок.

Рефлексия

Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»»

Обобщать знания об осенних изменениях в природе....

Лаборатория почемучек исследуем растения

Конспект проведения исследовательской деятельности в старшей группе....

Конспект исследовательской деятельности "Лаборатория Почемучек. Исследуем растения. "

Цели:В результате опытов и наблюдений показать детям: как растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как красители, применяться в приготовлении косметических средств.Учить детей самост...

Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствуе...

Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует форм...

«Исследуем листья в лаборатории Почемучек»

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе...

Учебно – методическая разработка «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет». ...