«Исследуем листья в лаборатории Почемучек»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия №1
по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе
«Исследуем листья в лаборатории Почемучек»
Цель: Обогащать представления о мире природы посредством экспериментально-исследовательской деятельности с листьями.
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе.
- Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
- Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
- Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
- Формировать умение планировать свою деятельность.
- Формировать желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Обогащать словарный запас детей
- Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать эстетические чувства, формировать чувство цвета, ритма при создании узора.
- Формировать представление о художественном образе.
Образовательная область "Физическое развитие"
- Развивать координацию движений, ловкость.
- Развивать крупную и меткую моторику.
Материалы :
- Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам;
- Листья крупные и мелкие, разной формы.
- Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев.
- Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев.
- Альбомные листы, зеленые листы.
- Цветные карандаши.
- Емкости с водой, небольшие камушки
Предварительная работа:
- На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
- Сбор листьев разной формы и окраски.
- П/игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки»
Ход занятия:
Организационный момент
Листопад, листопад,
Дождик золотистый.
Всё летят, всё летят
Листья, листья, листья!
Листики разные,
Листики резные,
Жёлтые, красные -
Выбирай любые.
По тропинке в листопад
На прогулку вышли.
И букеты у ребят:
«Вот какие!» — вышли.
Листики разные,
Яркие букеты.
Долго будем вспоминать
Листопад мы этот!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо от Почемучки. Давайте его прочитаем.
Почемучка пишет: Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. А почему листья желтеют, краснеют и падают?
Воспитатель: Ребята, а вам интересно, почему листья облетаю с деревьев, почему листья меняют свой цвет?(ответы детей)
Воспитатель: Так давай же отправимся в лабораторию Почемучек и узнаем ответы на все вопросы.
Исследование строения листа с помощью лупы
Воспитатель: Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка? Ответы детей.
Динамическая пауза
«Мы листики осенние»
Мы листики осенние ,
На ветках мы сидели ,
Плавное покачивание руками вверху над головой.
Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
Руки в стороны, махательные плавные движения, бег.
И на землю тихо сели.
Медленно присесть на корточки.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Встать, руки в стороны.
Закружились, полетели
Бег с плавными махательными движениями.
И на землю снова сели,
Присесть.
Эксперимент №1"Могут ли листья дышать?"
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, зачем дереву листья? Ответы детей .
Листья не только украшают дерево, благодаря им дерево дышит.
Давайте опустим листья, которые только упали с дерева в емкость с водой, прижмем их небольшими камушками и оставим на некоторое время.
Эксперимент №2 «Как листья опадают»
Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Динамическая пауза «Мы листики осенние»
Мы листики осенние ,
На ветках мы сидели ,
Плавное покачивание руками вверху над головой.
Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
Руки в стороны, махательные плавные движения, бег.
И на землю тихо сели.
Медленно присесть на корточки.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Встать, руки в стороны.
Закружились, полетели
Бег с плавными махательными движениями.
И на землю снова сели,
Присесть.
Дидактическое упражнение «Ветер и листочек»
Воспитатель: Перед вами зеленые листы бумаги, изображающие землю с травой. Возьмите желтый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Теперь внимательно слушайте и выполняйте:
Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги.
Подул ветерок и листок перелетел влево.
Снова подул ветерок и перенес листочек в вправо.
Ветер закружил листочек по кругу.
Ветер перенес листочек в верхний правый угол.
А теперь листочек полетел в нижний левый угол.
Листочек снова перенесся в центр.
Сдуйте листочек сильным выдохом, не надувая щеки.
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. А теперь помните наш листочек через ткань (для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Что вы видите?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель: Это зеленое вещество из листочка . Когда наступает осень и становится холодно и меньше солнечного цвета, зеленое вещество в листочке постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью?
Дети : Оранжевые, красные, коричневые.
Воспитатель: Ребята, а вы сможете определить с какого дерева листочек? Сейчас проверим.
Динамическая пауза «С какого дерева листок»
На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем).
Воспитатель: А почему бы и нам не помочь нашим деревьям? Тем более, что грабли у нас имеются. Займемся этим на прогулке, а сейчас у нас еще много интересных заданий.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вернуться к нашему первому эксперименту. Что же мы увидим, если посмотрим на воду с листочками. (ответы детей)
Дети: Появились пузырьки.
Воспитатель: Молодцы, на поверхности воды появились пузырьки -это воздух, которым дышат растения.
Рисование "Осенний ковер"
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат белые альбомные листы. Давайте превратим их в разноцветный осенний ковер!
Что же нам для этого может понадобиться?
Дети: Листики с разных деревьев.
Воспитатель: Правильно, возьмите листочки и обведите их на своем листе. А затем раскрасьте карандашами в осенние цвета.
Ребята, давайте разложим вместе все работы и полюбуемся на наш осенний ковер!
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, у вас получились замечательные работы .
А что нового вы сегодня узнали в лаборатории Почемучек?
Какой эксперимент вам понравился больше всего?
Ответы детей, обмен впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»»
Обобщать знания об осенних изменениях в природе....
Лаборатория почемучек исследуем растения
Конспект проведения исследовательской деятельности в старшей группе....
Конспект исследовательской деятельности "Лаборатория Почемучек. Исследуем растения. "
Цели:В результате опытов и наблюдений показать детям: как растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как красители, применяться в приготовлении косметических средств.Учить детей самост...
Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствуе...
«Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»
Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе....
Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует форм...
Учебно – методическая разработка «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет». ...