Проект "От маленького семечка до взрослого растения"
проект по окружающему миру на тему
Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_leto_-_kopiya.docx | 272.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29
Проект
«От маленького семечка до взрослого растения»
В старшей подготовительной группе
Воспитатели: Сборнова И.Н.
Орлова Е.В.
г. Кстово,2015
ПРОЕКТ
«ОТ МАЛЕНЬКОГО СЕМЕЧКА ДО ВЗРОСЛОГО РАСТЕНИЯ»
в старшей - подготовительной группе
В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей.
Первый этап. Выбор цели
Цель: Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.
Задачи: Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы. Развивать мелкую моторику рук, связную речь. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности . Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
Ожидаемый результат: развитие у детей умения действовать согласно алгоритму, умения доказательно объяснять результат, полученный в ходе эксперимента по выращиванию гороха, кабачков, свеклы, моркови, и садовых цветов в условиях нашей местности Дети понимают, что от труда и заботы людей зависит красота окружающей природы.
Особенности проекта:
- по составу участников: детско-взрослый, групповой
- по виду: исследовательско-творческий
- по типу: познавательно-развивающий
- по сроку реализации: май-сентябрь
Второй этап. Разработка проекта
Работа воспитателя по подготовке проекта:
- собрать иллюстрации по теме проекта
- подготовить наборы семян для изучения
- отобрать познавательную и художественную литературу по теме
- подготовить занятие «Знатоки семян» с использованием презентации
- подготовить дневник наблюдений за ростом гороха (Приложение 1)
- оформить картотеку дидактических игр (Приложение 2)
- сочинить авторские загадки (для занятия) и стихотворение (для презентации наглядного пособия) (Приложение 3)
- подготовить презентации: «Такие разные семена» (для проведения занятия «Знатоки семян»), «Как мы горох растили» (благоприятные условия для выращивания растений из семян), «Планета Семенная» (представление наглядного пособия)
Совместно с детьми и родителями разработать проблемно-тематический план проекта:
- Какие бывают семена?
- Где люди выращивают семена?
- Как прорастает семя?
- Что происходит с семенами дикорастущих растений?
- Для чего нужны семена?
- Семена – герои литературных произведений.
Также совместно с детьми составить схему деятельности для достижения цели:
- к кому обращаться за помощью (воспитатели, родители, бабушки и дедушки)
- где найти информацию (энциклопедии, книги, детские телепередачи)
- какие предметы использовать (лупы, дневник наблюдений)
- с какими предметами научиться работать (линейки, пинцеты)
Третий этап. Выполнение проекта
Реализация проекта:
Воспитатель - родители |
|
Воспитатель – дети |
|
Родители – дети |
|
Дети (самостоятельная деятельность) |
|
Четвертый этап. Подведение итогов
Продукт проекта
Оформлена стенгазета «Наш сад и огород»
Организована выставка поделок «Поделки-СЕМЯделки»
Организация выставки в книжном уголке «Семена-малышки на страницах в книжке
Презентация проекта.
Итог проекта
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе.
На протяжении всего проекта дети с удовольствием ухаживали за посадками, применяя полученные умения и навыки. В мини-огороде на окне появился не только горох, но и лук, кабачки, огурцы. Ребята с радостью участвовали в создании коллекции семян, в изготовлении творческих работ, привлекали к данной деятельности родителей (сочинение стихов, подбор загадок, книг, изготовление поделок из семян). У детей сформировались навыки сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано
Приложение2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«Что сначала, что потом?»
растения на разных этапах (горох, огурец, подсолнух, фасоль, дуб)
Ход игры: Наборы карточек раздать играющим. Предложить детям разложить их по порядку (от семени до взрослого растения). Составить рассказы о развитии растения с опорой на полученные сериационные ряды. Цель: Развивать логическое мышление. Учить связывать изменяющиеся внешние признаки объектов растительного мира с этапами развития растения.
Материал: Карточки с изображением развития
«Где посадим семена?»
Цель: Закреплять знания детей о цветах, овощах, фруктах, злаках, умение правильно соотносить предметы по месту их выращивания.
Материал: Карточки с изображением цветов, овощей, фруктов, злаков. Схематичные изображения цветника, огорода, сада, поля.
Ход: Ведущий показывает схематичные изображения цветника, огорода, сада, поля; а дети подбирают к ним подходящие карточки цветов, овощей, фруктов, злаков. Дети должны выложить свои карточки под соответствующими схематическими изображениями.
«Опиши, мы отгадаем»
Цель: Развивать внимание. Учить называть характерные признаки внешнего вида растения (овощей, фруктов, цветов, злаков, деревьев) и его семян; место произрастания; пользу.
Материал: Карточки с изображением овощей, фруктов, цветов, деревьев, злаков. Схемы для описания.
Ход игры: Ребенок – ведущий задумывает какое-то растение, описывает его с опорой на схемы. Остальные дети отгадывают растение по описанию.
Правила игры: Ребенок – водящий может попросить помощи у кого-то из детей. Тот, кто первый отгадал, становится водящим.
«Нарисуй картину семенами»
Цель: Развивать умение классифицировать семена по внешним признакам. Закреплять знания о пользе семян для человека. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей.
Материал: Пустая рамка, набор листов цветного картона с нанесенными контурными рисунками (фон), семена разных растений.
Ход: Ребенок выбирает понравившийся фон, вставляет его в рамку. Выкладывает на фон картинку семенами, подбирая их по цвету, размеру, форме, фактуре. Работа оценивается детьми и награждается фишкой «СЕМЯделкин» или «СЕМЯделкин – чемпион».
«Найди по описанию»
Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением, местом произрастания, особенностями развития растения.
Материал: Карточки с изображением овощей, фруктов, цветов, деревьев, злаков; загадки об этих растениях.
Правила игры: За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.
Приложение 3
Стихи и рассказы сочиненные детьми и родителями
Наконец настал апрель,
Снова греет солнышко.
И в весеннюю капель
Мы посадим зернышко.
Солнце ласково в тепле
Зернышко согреет
И тогда в нашем дворе
Овощи созреют.
*******
Это кто растет на грядке?
Мистер синий баклажан!
Я его сорву украдкой
И пожарю всем гостям.
Рассказ о помидорчике.
В небольшом городке жил купец. У него был огород, в котором росли помидоры. На одном кусте росло множество маленьких помидорчиков. Были они ярко красные. Но один отличался от всех, был он не такой яркий и меньше всех и остальные над ним смеялись. А помидорчик был скромный и молчал. Однажды помидоры узнали от пчёлки что кто то из них покинет куст. Маленький помидорчик молчал, а остальные суетились. Большой помидор, который висел на соседним кусте сказал: - я слышал как они тебя обижали и зря.
- Почему? – не понял помидорчик.
- Ты маленький и не заметный, так что ещё поживёшь.
– Но я хочу быть полезным!
- Ты будешь полезным.
-Где?
Если ты не пригодишься в салате, то пригодишься тем, что ты вызреешь и из тебя возьмут семена и вырастут другие помидоры. Другие помидоры давно успокоились и слушали разговор, а когда он закончился они подумали ведь большой помидор прав и стали просить прощение у помидорчика. Он простил их и провисел на кусте долго и стал полезен.
Приложение 4
Список литературы для чтения детям
Познавательная литература
- Люцис К. Растительный мир в картинках. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
- Как растения путешествуют? (стр. 16)
- Как цветет ива? (стр. 30)
- Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. М.: Росмэн, 2007.
- Как растут растения. (стр. 72)
- Плоды и семена. (стр. 74)
- Для чего нужны растения. (стр. 80)
- Цветочная клумба. (стр. 88)
- Зеленая аптека. (стр. 90)
Художественная литература
- Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб»
- Богдарин А. «Знакомые цветы»
- Барков А., Сурьянинов Р. «Откуда пришла книга»
- Плешаков А. «С кем дружит ель»
- Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла»
- Чтение сказок: «Колосок» «Бобовое зёрнышко»,
- «Дюймовочка», «Калиф- Аист», «Чёрная курица или подземные жители»
Поделки-Семяделки
Коллекция семян
От семечка до взрослого растения
Рассматриваем семена
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «От зародыша к взрослому растению»
Проектная деятельность в детском садуАвтор проекта: Якунина Тамара Тихоновна Тема: «От зародыша к взрослому растению»Название: «Выращиваем фасоль»Вид проекта: исследовательско – познаватель...
Конспект познавательно-игровой НОД: «Большой секрет маленькой семечки»
данное занятие с элементами детского экспериментирования раскрывает значение подсоднечника для человека....
Экологический проект "Такое маленькое семечко"
Познавательно - исследовательский экологический проект для детей подготовительной группы...
Экспериментально-исследовательская деятельность с использованием комплекта лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения »
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...
ПРОЕКТ "Сказочное превращение семечка"
Предназначен для детей средней группы.Образовательная область - познавательное развитие....
Проект "Такая волшебная семечка"
Экологический проект в средней группе ДОУ...
Проект экологический «От семечка до плода»
Аннотация проекта Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми в условиях детского сада. Вид проекта: исследовательский. Актуаль...