Тема: «От зародыша к взрослому растению»
план-конспект урока по окружающему миру по теме

 

Проектная деятельность в детском саду
Автор проекта: Якунина Тамара Тихоновна
 
Тема: «От зародыша к взрослому растению»
Название: «Выращиваем фасоль»
Вид проекта: исследовательско – познавательный для детей старшей группы.
Продолжительность проекта:октябрь-декабрь.
Участники исследовательской деятельности:дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
 
Актуальность исследовательской деятельности.
Данная работа направлена на развитие поисково-
-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность,   самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
 
У детей недостаточен объем знаний в области естественно-научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско-познавательный проект. 
При разработке данного проекта я использую метод организованного и контролируемого экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Цель проекта: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
Систематезировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
Формировать у детей приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения  исследовательских работ и наблюдений.
Знакомить дошкольников с методами и приемами простейших научных исследований.
4.Учить работе с дополнительной литературой, и      наглядным материалом.
Развивающие:
Развитие способности у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.
Способствовать развитию умения самостоятельно анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивать память, логическое мышление, воображение, волевые качества, активность, целеустремлённость, и т.д.
Расширять и обогащать практический опыт детей.
 
Воспитательные:
Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
Воспитывать бережное отношение к природе.
 
К концу исследования дети должны уметь:
      - выполнять наблюдения за ростом и развитием                                         растений;
- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;
  - анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.   
  
Продукт исследовательской деятельности:
 
Создание альбома «Как вырастить фасоль на подоконнике?» 
 
Реализация проекта: 
 
- работа с детьми
- самостоятельная исследовательская деятельность детей
- работа с родителями
 
 
Работа с детьми:
- подготовить необходимый материал и 
оборудование                                                                                 - обсуждение последовательности работ.   
                     Занятия с детьми :  
Что такое фасоль?    
Цель: уточнить и расширить представления детей о знакомых овощах.Учить различать их по форме   (горох, фасоль) , окраске,способам   употребления в пищу. Знать особенности овоща- растет и развивается в стручке.Фасоль –это представитель бобовых.     
                      Ход занятия:
Загадка:  В огороде хоть росла 
                  знает ноты «соль» и «фа». (фасоль)
В зеленой палатке 
Колобки спят сладко 
Много круглых крошек 
Что это? (горошек).  
 
     Показать картинку  с изображением растений,  а также фасоль и горох.
                     Что это?
Это овощ или дерево? 
Где растет? (в огороде)
Для чего его выращивают?(чтобы употреблять в пищу, в них много витаминов, а они необходимы человеку для его развития.
Рассмотреть с детьми фасоль и горох. Сравнить по     
,окраске, величине.
                      .Рассмотреть разные фасолинки. 
 
Прочитать стихотворение о фасоли:
Фасоль в стручки запряталась 
Сидит там до поры, когда же сбросит платьице, то станет раскрасавицей, румяной от жары.
Н. Мерхушева.
 
Чтение сказки о фасоли.
 
Занятие « Как вырастить фасоль на    подоконнике?  
Цель: дать детям знания о том ,что растение можно вырастить дома на подоконнике, уточнить ,что для этого нужно.
Исследовательская работа - исследование всхожести семян.
Оборудование: семена фасоли, гороха, пластиковые  коробочки, вата, вода.
               Ход занятия:
Как можно вырастить растение дома?
Что для этого нужно?
А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение?
Мы можем это сделать?
Зачем растениям семена?
Какие условия нужны для прорастания семян?
(свет, тепло, почва, вода).
   Прежде предлагаю замочить, чтобы они проросли.
   Объясняю, как это сделать: семена проращиваем на влажной вате и поставим в теплое место. Продолжительность 2-4 дня.
Посадка семян фасоли.
 
Цель : учить детей сажать семена фасоли в землю ,сохраняя ростки ,находить сходство и различие пророщенных и сухих семян.
Оборудование: емкости с землей, песком, семена фасоли ,гороха (замоченные и сухие), лейка, совки, клеенка.
 
           Ход занятия:
Сегодня мы с вами будем сажать семена фасоли и гороха в горшочки. Предлагаю рассмотреть семена ,которые замочили и сухие семена.
Отличаются они друг от друга или нет?  И если отличаются , то чем?
Верно они отличаются формой ,размером. У замоченных семян появился росток.
Как  вы думаете какие семена дадут быстрее всходы-те ,которые мы с вами замачивали, или те, которые остались сухими?
Для посадки семян нам понадобится грунт .Показываю емкости с землей и с песком. Какой же грунт мы выберем для посадки ? Правильно землю. Она более благоприятный грунт для посадки растений.
Мы возьмем три горшочка  и отметим их тремя цветами: красный ,желтый, зеленый.
Горшок, отмеченный красным цветом, -одна земля.
Горшок, отмеченный желтым цветом, -земля с песком.
В эти горшки мы сажаем проросшие семена фасоли.
В горшок, отмеченный зеленым цветом, посадим сухие семена фасоли и гороха. 
Вместе с детьми насыпаем грунт ,поливаем и сажаем семена.
Нам с вами нужно оформить дневник наблюдений, чтобы было удобнее наблюдать за растениями.
А теперь давайте вспомним чем мы с вами занимались.     
 
Исследовательская работа: наблюдение за ростом и развитием фасоли в течении 8 недель.
Контрольный замер один раз в неделю с занесением результатов  в дневник наблюдений.
                                   Срок 15.10 12.-15.12.12. 
 
                 Заключительный этап.
Обобщение и подведение итогов работы.
Оформление альбома по исследовательской   деятельности.  
                            Декабрь.   
 
                    Работа с родителями.
К организации исследовательской деятельности детей подключить родителей. На собрании рассказать о проекте, его целях и задач ,сделав акцент  на то , что без их помощи и участия будет трудно осуществить  задуманное. Попросить родителей пополнить книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.
Для развития естественно-научных представлений предложить родителям темы бесед с детьми:
-Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.
-Чем полезны овощи?
-Что можно приготовить из фасоли?
Таким образом, роль родителей в реализации проекта-непосредственное  участие и поддержка творческой активности детей.
 
                                                                                                                     
 
Конспект занятия «Мы - друзья природы».
Цель: Закрепить названия деревьев, установить зависимость их состояния от внешних условий .
Формировать заботливое отношение к природе, чувство ответственности, эстетические чувства.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Учить детей замечать изменения в состоянии растущих семян, фиксировать различия и связывать их с неодинаковыми условиями. Все изменения вносить в дневник наблюдений.
Предварительная работа: наблюдения за деревьями, погодой, птицами. Наблюдения за растущими семенами.
Ход занятия:
В гости пришел сказочный герой.
Он загадывает загадку:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Правильно, это - дерево.
Сказочный герой остается на занятии.
Вспомните, какие деревья вы знаете?
Дети называют.
На доску выставляю картинки с изображением деревьев (рябина, клен, береза) 
Предлагаю детям назвать, чем похожи, и чем отличаются друг от друга.
Вспомнить какими деревья были весной ,летом.
Весной - появляются почки, молодые листочки,
        Деревья начинают цвести. (весной веселят).
Летом - деревья стоят все зеленые, от них падает тень, где можно укрыться от жары (летом холодит).
Осенью – краснеют ягоды (рябина), появляются семена, ими питаются птицы.(осенью питает).
Зимой деревья стоят голые, спят.
Ребята, а зачем нужно сажать деревья?
Ответы детей.
Дерево выделяет много кислорода, которое необходимо для дыхания человека. Деревья  очищают воздух от вредной пыли. В городе много машин, они шумят, выделяют вредные газы. Деревья  сажают,  чтобы снизить уровень шума в городе. Вдоль дорог  сажают выносливые, неприхотливые деревья; например - тополь.
Ребята что будет, если в городе не будет деревьев?
Ответы детей.
Ребята давайте бережно относиться к природе ведь мы друзья природы.
Давайте нашим деревцам подарим подарки:
ый ребенок дарит птицу (оригами) – она будет тебе другом и спасет от гусениц весной и летом.
ой ребенок – я дарю тебе капельку воды: она напоит и умоет тебя.
ий ребенок – я дарю тебе кормушку, пусть к тебе прилетит много твоих друзей – птиц.
ый ребенок – я дарю дождевого червячка - он сделает землю плодородной, и она будет питать, и кормить тебя.
 
Физкультминутка.
 
Дидактическая игра, «С какой ветки детка»
 
Работа  детей с планшетами.
Ребята зимой на наши кормушки , которые мы повесили с детьми прошлой зимой, а эти дети ушли в школу, будут  прилетать  птицы. Чем  мы будем их подкармливать?
Ответы детей.
А зачем мы с вами посадили фасоль?
Правильно, чтобы подкармливать птиц.
Давайте, что изменилось?
Вспомним, с чего мы начинали нашу работу:
-рассматривали семена фасоли, гороха, бобов; 
            -замачивали семена;
            -сажали в грунт.
Как мы ухаживаем за нашими посадками?
Поливаем, рыхлим землю, опрыскиваем, подкармливаем.
             Мы и дальше будем ухаживать за нашими по 
             Садками и наши наблюдения заносить в 
             дневник.
 
 
 
Природоведческая викторина.
 
Цель: закрепить правила в природе;
Закрепить представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы; продолжать развивать умение детей быстро находить правильный ответ.
Предварительная работа:
Закрепить с детьми названия деревьев, диких и домашних животных, насекомых, птиц, овощей, фруктов;
Чтение книг о животных и растений, рассматривание наглядно-дидактических пособий.
 
Ход  занятия.
Дидактическая игра  «Чего не бывает?»
Предложить вниманию детей модели погодных условий осенью.
Конкурс №1 .  Дидактическая игра с мячом «Кто больше назовет деревьев?»
Конкурс №2.  Дидактические игры «Как растет растение?», «Что сначала, что потом?»: работа с планшетами.
Конкурс №3.  Разделить картинки животных на группы.
Конкурс №4.  Дидактическая игра «Можно – нельзя»:
 Ходить в лесу по тропинкам... Ходить по траве, где попало…
Собирать грибы в лесу… Вырывать грибы с корнем…
Слушать песни птиц… А шуметь в лесу, включать музыку?...
Наблюдать за муравьями… А разрушать муравейники?...
 Конкурс №5.  Дидактическая игра «Кто лишний?» Используется набор иллюстраций с изображениями диких животных, обитающих в наших лесах и в жарких странах.
Конкурс №6.  Дидактическая игра, «От какой ветки эти детки?» 
Конкурс №7.  Загадки о птицах.
Конкурс №8.  Нарисовать портрет загадочного животного.
ГБОУ детский сад комбинированного вида № 544
 
                                    
                                      ПРОЕКТ
 
             Исследовательской деятельности
                                        ТЕМА:
        «От зародыша до взрослого растения»
 
 
 
 
           Для детей старшей группы №2 (НОДА)
 
 
                                                                                 Автор проекта
                    Воспитатель
                                                                            Якунина Тамара Тихоновна
 
                                        Москва 2012 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну комнатных растений»

Цель:дать детям знания о том, что комнатные растения не только оздоравливают наши дома, но и оздоравливают человека.Программное содержание:·...

Осень. Тема 1. Сбор семян однолетних растений

Тема: Сбор семян однолетних растений.Точки экологической тропы:  «Аисты» - «Пеньково» - «Черепаха».    Программное содержание: дать детям представление об огромном значении с...

Комплексно-тематическое планирование по теме «Цветы луговые, садовые, комнатные растения. Труд в природе».

Комплексно-тематическое планирование по теме «Цветы луговые, садовые, комнатные растения. Труд в природе». Старший дошкольный возраст. Амплеева Татьяна Николаевна...

Проект "От маленького семечка до взрослого растения"

Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы...

Экспериментально-исследовательская деятельность с использованием комплекта лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения »

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...

«От зародыша к взрослому растению»

Исследовательскийкраткосрочный проектЭкспериментально-исследовательская деятельность с использованием комплекта лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения (организма)»...