Проектная деятельность в детском саду
Автор проекта: Якунина Тамара Тихоновна
Тема: «От зародыша к взрослому растению»
Название: «Выращиваем фасоль»
Вид проекта: исследовательско – познавательный для детей старшей группы.
Продолжительность проекта:октябрь-декабрь.
Участники исследовательской деятельности:дети старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность исследовательской деятельности.
Данная работа направлена на развитие поисково-
-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
У детей недостаточен объем знаний в области естественно-научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско-познавательный проект.
При разработке данного проекта я использую метод организованного и контролируемого экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Цель проекта: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
Образовательные:
Систематезировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
Формировать у детей приемы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
Знакомить дошкольников с методами и приемами простейших научных исследований.
4.Учить работе с дополнительной литературой, и наглядным материалом.
Развивающие:
Развитие способности у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.
Способствовать развитию умения самостоятельно анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Развивать память, логическое мышление, воображение, волевые качества, активность, целеустремлённость, и т.д.
Расширять и обогащать практический опыт детей.
Воспитательные:
Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.
Воспитывать бережное отношение к природе.
К концу исследования дети должны уметь:
- выполнять наблюдения за ростом и развитием растений;
- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;
- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
Продукт исследовательской деятельности:
Создание альбома «Как вырастить фасоль на подоконнике?»
Реализация проекта:
- работа с детьми
- самостоятельная исследовательская деятельность детей
- работа с родителями
Работа с детьми:
- подготовить необходимый материал и
оборудование - обсуждение последовательности работ.
Занятия с детьми :
Что такое фасоль?
Цель: уточнить и расширить представления детей о знакомых овощах.Учить различать их по форме (горох, фасоль) , окраске,способам употребления в пищу. Знать особенности овоща- растет и развивается в стручке.Фасоль –это представитель бобовых.
Ход занятия:
Загадка: В огороде хоть росла
знает ноты «соль» и «фа». (фасоль)
В зеленой палатке
Колобки спят сладко
Много круглых крошек
Что это? (горошек).
Показать картинку с изображением растений, а также фасоль и горох.
Что это?
Это овощ или дерево?
Где растет? (в огороде)
Для чего его выращивают?(чтобы употреблять в пищу, в них много витаминов, а они необходимы человеку для его развития.
Рассмотреть с детьми фасоль и горох. Сравнить по
,окраске, величине.
.Рассмотреть разные фасолинки.
Прочитать стихотворение о фасоли:
Фасоль в стручки запряталась
Сидит там до поры, когда же сбросит платьице, то станет раскрасавицей, румяной от жары.
Н. Мерхушева.
Чтение сказки о фасоли.
Занятие « Как вырастить фасоль на подоконнике?
Цель: дать детям знания о том ,что растение можно вырастить дома на подоконнике, уточнить ,что для этого нужно.
Исследовательская работа - исследование всхожести семян.
Оборудование: семена фасоли, гороха, пластиковые коробочки, вата, вода.
Ход занятия:
Как можно вырастить растение дома?
Что для этого нужно?
А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение?
Мы можем это сделать?
Зачем растениям семена?
Какие условия нужны для прорастания семян?
(свет, тепло, почва, вода).
Прежде предлагаю замочить, чтобы они проросли.
Объясняю, как это сделать: семена проращиваем на влажной вате и поставим в теплое место. Продолжительность 2-4 дня.
Посадка семян фасоли.
Цель : учить детей сажать семена фасоли в землю ,сохраняя ростки ,находить сходство и различие пророщенных и сухих семян.
Оборудование: емкости с землей, песком, семена фасоли ,гороха (замоченные и сухие), лейка, совки, клеенка.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами будем сажать семена фасоли и гороха в горшочки. Предлагаю рассмотреть семена ,которые замочили и сухие семена.
Отличаются они друг от друга или нет? И если отличаются , то чем?
Верно они отличаются формой ,размером. У замоченных семян появился росток.
Как вы думаете какие семена дадут быстрее всходы-те ,которые мы с вами замачивали, или те, которые остались сухими?
Для посадки семян нам понадобится грунт .Показываю емкости с землей и с песком. Какой же грунт мы выберем для посадки ? Правильно землю. Она более благоприятный грунт для посадки растений.
Мы возьмем три горшочка и отметим их тремя цветами: красный ,желтый, зеленый.
Горшок, отмеченный красным цветом, -одна земля.
Горшок, отмеченный желтым цветом, -земля с песком.
В эти горшки мы сажаем проросшие семена фасоли.
В горшок, отмеченный зеленым цветом, посадим сухие семена фасоли и гороха.
Вместе с детьми насыпаем грунт ,поливаем и сажаем семена.
Нам с вами нужно оформить дневник наблюдений, чтобы было удобнее наблюдать за растениями.
А теперь давайте вспомним чем мы с вами занимались.
Исследовательская работа: наблюдение за ростом и развитием фасоли в течении 8 недель.
Контрольный замер один раз в неделю с занесением результатов в дневник наблюдений.
Срок 15.10 12.-15.12.12.
Заключительный этап.
Обобщение и подведение итогов работы.
Оформление альбома по исследовательской деятельности.
Декабрь.
Работа с родителями.
К организации исследовательской деятельности детей подключить родителей. На собрании рассказать о проекте, его целях и задач ,сделав акцент на то , что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное. Попросить родителей пополнить книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.
Для развития естественно-научных представлений предложить родителям темы бесед с детьми:
-Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.
-Чем полезны овощи?
-Что можно приготовить из фасоли?
Таким образом, роль родителей в реализации проекта-непосредственное участие и поддержка творческой активности детей.
Конспект занятия «Мы - друзья природы».
Цель: Закрепить названия деревьев, установить зависимость их состояния от внешних условий .
Формировать заботливое отношение к природе, чувство ответственности, эстетические чувства.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Учить детей замечать изменения в состоянии растущих семян, фиксировать различия и связывать их с неодинаковыми условиями. Все изменения вносить в дневник наблюдений.
Предварительная работа: наблюдения за деревьями, погодой, птицами. Наблюдения за растущими семенами.
Ход занятия:
В гости пришел сказочный герой.
Он загадывает загадку:
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает.
Правильно, это - дерево.
Сказочный герой остается на занятии.
Вспомните, какие деревья вы знаете?
Дети называют.
На доску выставляю картинки с изображением деревьев (рябина, клен, береза)
Предлагаю детям назвать, чем похожи, и чем отличаются друг от друга.
Вспомнить какими деревья были весной ,летом.
Весной - появляются почки, молодые листочки,
Деревья начинают цвести. (весной веселят).
Летом - деревья стоят все зеленые, от них падает тень, где можно укрыться от жары (летом холодит).
Осенью – краснеют ягоды (рябина), появляются семена, ими питаются птицы.(осенью питает).
Зимой деревья стоят голые, спят.
Ребята, а зачем нужно сажать деревья?
Ответы детей.
Дерево выделяет много кислорода, которое необходимо для дыхания человека. Деревья очищают воздух от вредной пыли. В городе много машин, они шумят, выделяют вредные газы. Деревья сажают, чтобы снизить уровень шума в городе. Вдоль дорог сажают выносливые, неприхотливые деревья; например - тополь.
Ребята что будет, если в городе не будет деревьев?
Ответы детей.
Ребята давайте бережно относиться к природе ведь мы друзья природы.
Давайте нашим деревцам подарим подарки:
ый ребенок дарит птицу (оригами) – она будет тебе другом и спасет от гусениц весной и летом.
ой ребенок – я дарю тебе капельку воды: она напоит и умоет тебя.
ий ребенок – я дарю тебе кормушку, пусть к тебе прилетит много твоих друзей – птиц.
ый ребенок – я дарю дождевого червячка - он сделает землю плодородной, и она будет питать, и кормить тебя.
Физкультминутка.
Дидактическая игра, «С какой ветки детка»
Работа детей с планшетами.
Ребята зимой на наши кормушки , которые мы повесили с детьми прошлой зимой, а эти дети ушли в школу, будут прилетать птицы. Чем мы будем их подкармливать?
Ответы детей.
А зачем мы с вами посадили фасоль?
Правильно, чтобы подкармливать птиц.
Давайте, что изменилось?
Вспомним, с чего мы начинали нашу работу:
-рассматривали семена фасоли, гороха, бобов;
-замачивали семена;
-сажали в грунт.
Как мы ухаживаем за нашими посадками?
Поливаем, рыхлим землю, опрыскиваем, подкармливаем.
Мы и дальше будем ухаживать за нашими по
Садками и наши наблюдения заносить в
дневник.
Природоведческая викторина.
Цель: закрепить правила в природе;
Закрепить представление о многообразии природного мира, о необходимости охраны природы; продолжать развивать умение детей быстро находить правильный ответ.
Предварительная работа:
Закрепить с детьми названия деревьев, диких и домашних животных, насекомых, птиц, овощей, фруктов;
Чтение книг о животных и растений, рассматривание наглядно-дидактических пособий.
Ход занятия.
Дидактическая игра «Чего не бывает?»
Предложить вниманию детей модели погодных условий осенью.
Конкурс №1 . Дидактическая игра с мячом «Кто больше назовет деревьев?»
Конкурс №2. Дидактические игры «Как растет растение?», «Что сначала, что потом?»: работа с планшетами.
Конкурс №3. Разделить картинки животных на группы.
Конкурс №4. Дидактическая игра «Можно – нельзя»:
Ходить в лесу по тропинкам... Ходить по траве, где попало…
Собирать грибы в лесу… Вырывать грибы с корнем…
Слушать песни птиц… А шуметь в лесу, включать музыку?...
Наблюдать за муравьями… А разрушать муравейники?...
Конкурс №5. Дидактическая игра «Кто лишний?» Используется набор иллюстраций с изображениями диких животных, обитающих в наших лесах и в жарких странах.
Конкурс №6. Дидактическая игра, «От какой ветки эти детки?»
Конкурс №7. Загадки о птицах.
Конкурс №8. Нарисовать портрет загадочного животного.
ГБОУ детский сад комбинированного вида № 544
ПРОЕКТ
Исследовательской деятельности
ТЕМА:
«От зародыша до взрослого растения»
Для детей старшей группы №2 (НОДА)
Автор проекта
Воспитатель
Якунина Тамара Тихоновна
Москва 2012 г.