Конструкт совместной деятельности. Экологическое воспитание дошкольников
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу.
- Стимулировать желание экспериментировать и узнавать новое.
Развивающие
- Сформировать представления об объектах окружающего мира - деревьях, в зимний период.
- Развивать любознательность, воображение, наблюдательность.
- Сформировать представления о свойствах объектов окружающего мира и причинно- следственной связи.
- Развивать память, мышление, логику.
Обучающие
- Учить детей наблюдать и обобщать представления о сезонных явлениях природы.
- Учить правилам поведения в природе.
- Обогащать словарь детей.
Принципы дошкольного образования (ФГОС): содействие и сотрудничество детей и взрослого, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип природосообразности, целостности, научности.
Методы: беседа, наблюдения, игровая ситуация.
Средства воспитания и обучения: лупа, фотоаппарат, украшения для сосны.
Предварительная работа:
- заучивание стихотворения В. Волдина «Я люблю сосновый бор»,
- рассматривание иллюстраций и открыток с изображением елей в естественных условиях (зимой, летом).
Ход экскурсии:
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивация на совместную деятельность | - Я хочу пригласить вас в уголок такого леса, где растут удивительные деревья с необыкновенными листьями, в которых спрятано много тайн. Хотите открыть тайны этих необыкновенных листьев? Тогда отправляемся. -Но прежде чем мы пойдём в лес, давайте подумаем, как дойти туда (Воспитатель предлагает составить маршрут, подумать, что возьмём с собой). А для чего мы это всё возьмём? И повторим правила поведения на улице и правила дорожного движения. | Согласие детей. Лупу, фотоаппарат, корзинку. Объяснения детей. Повторяют правила. |
Беседа по содержанию. | - Полюбуйтесь зимним лесом, его красотой. Что за чудо зимний лес, сколько сказочных чудес! В сказке этой я лесной, сон иль явь передо мной. Вот берез роскошный ряд, шали белые горят серебром- А вот в сторонке в шубах елочки-девчонки, А какая тишина, Бело-белая страна! - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на снег, на нем есть много знаков. Давайте поиграем в игру «Следопыт» и попробуем отгадать, что же это за знаки. - А сейчас угадайте мою тайну. Вот в этой коробочке (показывает) и находятся чудо листья, о которых я вам говорила. Открыв ее, вы должны найти дерево, у которого такие удивительные листья (хвоинки сосны). Чтение стихотворения «Я люблю сосновый бор». - Кто из вас догадался, почему я сосну назвала необыкновенным деревом? Можно ли назвать сосну лиственным древесным растением? Почему сосну называют хвойными деревьями? Что такое хвоя? Правильно, хвоя – это видоизмененные листья сосны. Как можно ласково назвать хвою? (хвоинка, хвоиночка, хвоинушка). Понюхайте душистые листья-иголки. - Скажите, сбрасывает ли сосна листья-иголки на зиму? Да, листья-иголки у сосны научились защищаться от холодов. Предлагаю вам при помощи «волшебных стекол» (луп) рассмотреть хвоинку сосны, Что вы можете сказать про хвоинки? Поверхность каждой хвоинки снаружи покрыта тоненькой пленкой жироподобного вещества – специальной кожицей, которая не пропускает воду, холод. Этот защитный слой сохраняется на хвоинке в течение всей жизни. Но для хвоинок опасно не замерзание, а высыхание. Как только хвоинка высохнет, так она сразу же погибает. С помощью чего дышат деревья? Вспомните, где у листьев находятся дыхательные «окошечки» листьев – устьица. А вот у хвоинок эти невидимые дыхательные окошечки-устьица разбросаны по всей поверхности листьев-иголочек. И чтобы спасти себя от высыхания, замерзания, окошечки-устьица плотно запечатываются воском. Как вы думаете, почему лиственные деревья сбрасывают листву, а хвойные деревья стоят зелеными? Обратите внимание на приспособление древесных растений к среде обитания: хвоя сосны живет на дереве 2 – 3 года, постепенно заменяется новыми хвоинками. Так кто догадался, почему же хвойные деревья называют вечнозелеными? | Дети слушают стихотворение, оглядывают лес. Дети находят следы птиц, шишки, чешуйки шишек, сломанные веточки и т. д. Рассматривают и отвечают. Читают стихотворение. Рассказывают, отвечают на вопросы, рассуждают. Рассматривают, делятся впечатлениям. Слушают воспитателя. |
Физминутка «Сосна» | - Давайте поиграем в игру «Сосна». Мы посадим сосну – Вот, вот! Пускай наша сосна Растет, растет! Вот такой вышины; Вот такой ширины. В добрый час! Покружись для нас! А мы с этой сосны От нашего Сережи Убегать будем! | Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна. |
- Знаете ли вы, как определить возраст сосны? Можно определить по количеству веток, расположенных кольцом вокруг ствола сосны. Давайте проверим. Практическая работа. - Вы знаете, когда перед Новым годом по улицам мчатся машины с соснами, мне всегда почему-то становится очень грустно. Как вы думаете, почему? Да потому, что я сразу же представляю себе их родной дом – лес, где они жили дружной семьей. Страшно мне становится, когда я представляю этот «дом» пустым, с торчащими пеньками… Мне даже кажется, что я вижу, как обрубленные стволы колючих красавиц, словно обиженные люди, начинают «плакать» смолистыми слезами. О чем они плачут? А отчего может плакать человек? Кем для нас, людей, являются деревья? (кормилицами, защитниками, лекарями, друзьями). Значит, сосна – наш друг? А разве можно своего друга губить, лишать его жизни, даже ради праздника? - Послушайте стихотворение о том, как сосна росла в лесу: … Звездного неба пространство безбрежное Там возвышалось над ней, Стлались под нею ковры белоснежные С синим узором теней. Ветер ей пел свои песни свободные, Сказки ей лес говорил, Щедрый мороз ее в ночи холодные В жемчуг, алмазы рядил… - Вот какими красивыми словами можно назвать обыкновенное дерево в снегу. Как вы думаете, можно ли устроить праздник, не срубая дерева? Как? | Выполняют практическую работу Участвуют в беседе-рассуждении. Ищут выход из ситуации. Украшение дерева. Хоровод вокруг дерева. | |
Подведение итогов | - Понравилось вам в лесу? - Какие тайны узнали о сосне? - Давайте попрощаемся с колючими красавицами и скажем: «Желанные гостьи, живите в лесу! Несите нам здоровье и радуйте наш глаз!» В дальнейшем дети, совместно с воспитателем, оформляют фотовыставку «В гостях у сосны», рисуют на тему «Всегда стройна и ясна прямая стройная сосна». (Во время экскурсии воспитатель фотографирует детей и их деятельность). | Продуктивная деятельность детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/13/picture-704966-1502619407.jpg)
«Берегите природу» Проектная деятельность совместно с родителями в экологическом воспитании дошкольников.
Дерево, цветок, трава и птица - Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни....
Проектная деятельность совместно с родителями в экологическом воспитании дошкольников.
Методичсекая разработка по совместной деятельности совместно с родителями в экологическом воспитании дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/16/picture-1272369-1694857855.jpg)
План по самообразованию "Экологическое воспитание дошкольников через совместную деятельность" старшая группа
План по самообразованию на тему экологического воспитания, включающий в себя работу с детьми, родителями и педагогами...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-1380876-1644123801.jpg)
Рабочая программа по самообразовательной деятельности "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края".
Рабочая программа по самообразовательной деятельности в подготовительной группе "Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-941568-1673277274.jpg)
Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.
Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...