Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности экологическом воспитании дошкольников»
материал

Белова Наталья Николаевна

        В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Вишенка» г. Вольска Саратовской области»

Автор публикации

Белова Наталья Николаевна, воспитатель

Интернет публикация

в образовательной социальной сети нс портал

_______________________

Консультация для педагогов ДОУ

«Использование проектной деятельности

экологическом воспитании дошкольников»

Ссылка на размещение материала: 

       

«К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».
                                                                                        В.А.Сухомлинский


        В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе всё больше внимания. Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности.

 В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.  Богатым источником разнообразных ощущений и опыта является природа. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить, усилить первые наиболее яркие впечатления детства, которые получил ребенок от общения с природой и опираясь на них: научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы, учить беречь ее; формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет другие изменения; способствовать формированию экологической культур и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края.
        Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения. Знания, полученные детьми в образовательной деятельности, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем: он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно - и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых (педагогов, родителей), позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.
        Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
формирование системы основ природоведческих и экологических знаний дошкольников на основе знакомства с природой ;формирование осознанно-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей; формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности; привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников. Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.   Родители вместе с детьми активно участвуют в сборе необходимой информации, оформлении выставок.

В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей решаются не только задачи экологического воспитания, но и развиваются навыки творческой работы, развиваются ряд личностных характеристик, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Кроме того наблюдается стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание. Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в  себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний отраженных в программном содержании.
        Считаю, что применение экологических проектов позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение моих воспитанников ко всему окружающему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»

Материалы к консультации для педагогов «Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников»...

Консультация для педагогов "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"

Любая игра – это, прежде всего, общение со сверстниками или взрослым. Основная  цель дидактических игр по физическому воспитанию – это, прежде всего, формирование у детей устойчивого интереса к ф...

Консультация для педагогов "Дифференцированный подход в физическом воспитании дошкольников"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на развитие творческих наклонностей и индивидуальных способностей каждого ребенка. И многое здесь зависит от профес...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Консультация для педагогов ДОУ «Использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»...

Консультация для педагогов ДОО "Использование проектного метода в реализации художественно-эстетического развития воспитанников"

Под проектом нами понимается отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями) совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу.Проект про...

Консультация для педагогов Тема: «Использование проектного метода в нравственно- патриотическом воспитании младших дошкольников»

Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается  добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовь...