Конспект занятия: "Волшебная вода" для детей старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Цель: Показать детям разнообразие состояний воды, а также значение воды для растений, человека и всего живого на земле, изучение свойств воды. Создать для детей радостное настроение.

Материал представлен в виде дидактических игр, пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия.

Поздороваемся с гостями.

Организационный момент:

- Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение.

Вспомним девиз любой игры:

    С голубого ручейка начинается река, а игра начинается с улыбки.

1 часть.

О чем сегодня мы будем общаться и с чем играть, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Ребенок 1: Она и в озере

                   Она и в луже

                   Она и в чайнике у нас кипит

                   Она и в реченьке бежит, журчит.

                                                              (Вода)

Ребенок 2: Я и речка и туман

                   И ручей и океан

                   И летаю и бегу

                   И стеклянной быть могу.

                                                 (Вода)

Ребенок 3: Мною можно умываться

                   Я умею проливаться

                   В кране я живу всегда

                   Ну, конечно, я – вода.

Воспитатель: О чем все эти загадки?

Дети: О воде.

Воспитатель: Сегодня мы будем общаться, и играть с её Величеством Водой! Ведь совсем недавно 22 марта отмечался всемирный день воды. Мы с вами уже несколько лет подряд являемся участниками празднования этого замечательного дня.

     Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Поэтому к воде надо относиться бережно и охранять ее.

Воспитатель: Перед вами глобус. Дети, а что такое глобус?

Дети: Глобус – это макет нашей земли.

Воспитатель: Каким цветом обозначена на глобусе вода?

Дети: Вода на глобусе обозначена голубым цветом.

Воспитатель: Обратите внимание, вода занимает большую часть поверхности нашей земли.

Воспитатель: Присядем на стульчики, послушаем шум дождя.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Сегодня с нами поиграть пришла интересная гостья. Встречайте её!

(Входит капелька со сканвордом и бутылочкой грязной воды в руках.)

Капелька: Я водяная капелька

                  Я очень вам нужна

                  Покапаю, покапаю

                  Получится вода.

                  Я прошу вас не скучать

                  Будем мы сейчас играть.

Ребята, отгадайте мой ребус. Какое слово здесь зашифровано?

Дети: Вода.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Кому нужна вода?»

(На мольберте прикреплены картинки)

Воспитатель: Перед вами картинки. Я раздаю вам капельки, а вы дарите их той картинке, кто не может обойтись без воды.

(Каждый ребенок объясняет, почему он подарил капельку той или иной картинке. Оставшиеся капельки дети отдают в живой уголок.)

Воспитатель: Дети, капельке будет интересно послушать, что мы о ней знаем. Вспомним пословицы и поговорим о воде.

  1. Была бы водица, а зелень народится.
  2. Апрель с водою, май с травою.
  3. Вода с гор потекла - весну привела.
  4. Вода на лугу – сено в стогу.
  5. Пора придет – вода пойдет.
  6. Много снега – много хлеба.
  7. Речей поит реку, река поит море.
  8. Упадешь в воду – сухим не выйдешь.
  9. Хороша вода с берега.
  10. Воду толочь – вода и будет.
  11. Без воды и не туды и не сюды.
  12. Чище мойся – воды не бойся.
  13. Чистая вода – для микробов беда.
  14. Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
  15. С водой и огнем не поспоришь.
  16. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Воспитатель: Вспомним скороговорки о воде.

  1. Водовоз вез воду из водопровода.
  2. Ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Грека цап.

  1. Яхта легка и послушна моя

Я бороздить на ней буду моря.

4.   Черепашка не скучая

      Час сидит за чашкой чая.

  1. Косарь косил, косу носил

Коси коса, пока роса

Роса долой – косарь домой.

(Одну скороговорку дети повторяют все вместе.)

Воспитатель: Предлагаю сделать физкультминутку:

(дети встают у стульчиков).

 

К речке быстрой мы спустились

   (шагают на месте)

Наклонились и умылись

   (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре

   (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились

   (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно

Вместе – раз это брасс

   (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

   (круги руками вперед поочередно)

Все как один плывем, как дельфины

   (прыжки на месте, руки вдоль туловища)

Вышли на берег крутой

   (шагаем на месте)

И отправились домой.

2 часть.

Воспитатель: Но мы отправляемся не домой. Я вас приглашаю в нашу лабораторию, чтобы вспомнить и назвать известные нам свойства воды. Помогут вам в этом схематические рисунки.

Дети называют свойства воды:

  1. Вода – это жидкость в нормальных условиях. Она не имеет собственной формы. Принимает форму того сосуда, куда её наливают. Это свойство всех жидкостей.
  2. Вода без цвета.
  3. Вода прозрачна.
  4. Вода без вкуса.
  5. Вода без запаха.
  6. Вода растворяет некоторые вещества.
  7. Вода может быть в газообразном состоянии.
  8. Вода может быть в твердом состоянии.

Воспитатель: Только вода – единственное вещество на свете, которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.

Ребенок: Бывает вода в состоянии разном.

                В жидком, твердом и даже газообразном.

                Мы не видим её или не замечаем,

                Но когда её нет, тяжело ощущаем.

Воспитатель: Кто знает, каким цветом обозначен на глобусе лёд, вечная мерзлота?

Дети: На глобусе вечная мерзлота обозначена белым цветом.

Воспитатель: Капелька, а что ты еще принесла с собой?

Капелька: Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я вам захватила с собой воды, вот она.

Воспитатель: Ребята, а нам можно такую воду пить?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Да нельзя. В такой воде даже рыбы не живут.

Дети, а как вы думаете очистить грязную воду можно?

Давайте поможем Капельке очиститься. Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Возьмем фильтр (нашу салфетку), поместим в воронку. Осторожно будем лить грязную воду в баночку с фильтром.

   Что мы видим? (вода очищается)

   Посмотрим на воду, какая она стала? (вода стала чистая, прозрачная)

   Куда делась грязь? Осторожно возьмём фильтр (вся грязь осталась на фильтре).

   Я вам показала простой способ очистки воды, но всю воду в мире нельзя так очистить. Поэтому воду нужно беречь, не загрязнять водоёмы, закрывать кран.

Ребенок: Человек запомни навсегда

                 Символ жизни на Земле – вода.

                 Экономь её и береги.

                 Мы ведь на планете не одни.

Воспитатель: Где на прогулке после дождя можно увидеть своё отражение?

Дети: В луже, зеркале.

Воспитатель: Давным давно в старину, когда не было зеркала, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, бочкой с водой.

   Попробуем увидеть свое отражение в воде. Подойдем к тазику с водой.

Вывод: Вода отражает предметы. Это ещё одно свойство воды.

Обозначим это свойство символом.

Воспитатель: Капелька, вот сколько знают дети о воде.

Предлагаю поиграть в игру «Земля, вода, огонь, воздух».

   Играющие становятся в круг, в середине его стоит водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух.

   Если водящий сказал слово «Земля», тот кто поймал мяч должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное. На слово «Вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово «Воздух» - названием птицы. При слове «Огонь» все должны быстро повернуться кругом, помахивая руками.

3 часть.

Воспитатель: Сейчас дети превратятся в волшебников и покажут фокусы с водой. У нас есть волшебный колпак.

1 фокус: «Волшебный магнит».

   (необходим стакан с водой, булавка, магнит).

(Ребенок надевает колпак и превращается в волшебника).

Ребенок: 1) Перед вами стакан с водой;

                2) Поместим в стакан с водой булавку;

                Булавка опустилась на дно, утонула.

                3) Нужно достать булавку из воды, не замочив при этом руки;

                4) Воспользуемся волшебным предметом. Опустим его в стакан с водой. И вот булавка у меня в руке.

Воспитатель: Скажем всем, как называется этот волшебный предмет.

Ребенок: Этот волшебный предмет называется магнит.

2 фокус: «Научи яйцо плавать».

   (необходимо сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли).

(Ребенок надевает колпак и превращается в волшебника).

  1. Положим яйцо в стакан с водой. Яйцо опустилось на дно стакана;
  2. Достанем яйцо из стакана;
  3. Растворим в воде несколько ложек соли;
  4. Опустим яйцо в стакан с солёной водой. Яйцо плавает на поверхности воды.

Соль повышает плотность. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Воспитатель: В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

3 фокус:»Волшебная вода».

Воспитатель: Мы знаем, что вода – волшебница, может быть в жидком, твёрдом состоянии, может быть паром. Что же ещё за волшебство с водой нам покажет фокусник?

(Ребёнок надевает колпак и превращается в фокусника)

(Необходимо три баночки с водой с закручивающимися крышками)

Фокусник показывает всем баночку, говоря при этом, что вода обыкновенная. Накрывает баночку салфеткой и говорит волшебные слова:

     Ты вода – водица

     Друг ты мой студёный

     Стан вода – водица

     Не светлой, а зелёной.

Ты вода – водица

Друг ты мой прекрасный

Стань вода – водица

Не простой, а красной

   Ты вода – водица

   Cветлая как иней

   Cтань вода – водица

   Не простой, а синей.

Воспитатель: Чтоб пузырик получился

                        Надо чудо совершить

                        Взять простой кусочек мыла

                        И водичкою полить

                        И минутку подождать

                        Полетели пузырьки

                        Легкие, как мотыльки

                        C ними можно поиграть

                        Половить и полетать.

Игра с мыльными пузырями.

   (У детей набор покупных мыльных пузырей).

Воспитатель: Капелька, тебе понравилось у нас?

Нашей капельке пора отправляться дальше в путешествие.

Закончить нашу игру – общение с водой хочется словами:

Ребенок: В природе путешествует вода

                Она не исчезает никогда

                То в снег превратится, то в лёд,

                Растает и снова в поход

                Вокруг оглянитесь:

                Вас окружает везде и всегда

                Эта волшебница – наша вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Волшебная вода" для детей с ОВЗ

Изобразительная деятельность для детей с ОВЗ как вид художественной деятельности носит эмоциональный и творческий характер, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадицион...

конспект занятия «Волшебное путешествие» Подготовительная к школе группа (комбинированная)

Задачи. Образовательные: - Формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.- Закрепление знаний о диких...

Конспект занятия «Волшебный магазин» во 2 младшей группе

Цель:Формировать и развивать представления детей о правильном питании.Закреплять знания детей о необходимости употребления в пищу полезные продукты и витамины....

Конспект занятия «Волшебный снег» для детей 1 младшей группы

Знакомство детей со свойствами снега в игровой форме....

Конспект занятия «Волшебный песок» Ознакомление детей с видом изобразительного искусства

Цель: способствовать развитию творческого потенциала дошкольников посредством рисования цветным песком. Задачи: Образовательные:  Продолжать развивать умения детей создавать узоры цветным песко...

Конспект музыкального занятия "Волшебный сундучок" для детей старшей группы

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности(слушание музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальныхинструментах)Задачи:Обр...