Зимующие птицы
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Русакова Елена Владимировна

Цель:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Задачи:

1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;

Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

2. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.

 

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

по теме «Зимующие птицы»

Цель:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Задачи:

1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;

Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

2. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.

3. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».

Ход занятия

(Звучит запись «Голос сороки».)
Воспитатель: Ребята что это?

Дети: Сорока

-Ребята, когда я к вам шла на занятие ко мне подлетела сорока и передала

конверт и сказала, чтобы мы с вами помогли ей понять, что происходит в

лесу, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?

-Что могло произойти? Что случилось?

Выслушать ответы детей

Поможем ребята сороке понять в чем же дело.

Обобщение.

Стихотворение:

Все снег да снег,

Все снег да сугробы

Весь лес и все поле в снегу….

Сквозь снег проступает лесная дорога,

Вот и лисьи следы на снегу.

-О чем это стихотворение?

Скажите какое сейчас время года? (зима)

 Ребята что могло случиться в зимнем лесу? Я вам предлагаю отправится в зимний лес. Раз, два, три в лесу очутись.

-Ребята посмотрите, кто это здесь?

дети подходят к стенду, на котором «сидят» птицы

-Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? 

Выслушать ответы детей.

(Рассмотреть с детьми на картинках зимующих птиц (ворона, воробей, синица, дятел, сорока, снегирь и т.д.); вспомнить их характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка, величина); где они живут, чем питаются.)

-По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья)

-Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…).

-Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).

-Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).

-Как определили, что это ворона? (Черная, большая).

-Как определили, что это синица? (Желтая грудка).

-Какие это птицы. (Зимующие).

-Почему мы их так называем?

Внести новую птицу КЛЁСТ рассмотреть её.

 Дидактическая игра «Чей след».

- Как вы думаете, чьи это следы: животных или птиц? (птиц, кормушка ведь для птиц)

- Ребята, а что такое след? (отпечаток, оставшийся на снегу)

Ребята даже самая маленькая птичка имеет вес. След получается потому, что под тяжестью птички ломаются лучики холодных снежинок.

- Ребята, как вы думаете, могут ли следы рассказать нам что-нибудь о птице? (варианты детей)

Д/И Чей след

Воспитатель предлагает детям перейти за столы.

Ребята, а вы знаете, как поют птицы? Поиграем в игру: «Кто как поет?»

Запись голоса птиц (дети отгадывают и называют птицу, чей голос звучит)

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете голоса зимующих птиц. 

Воспитатель: Ребята, я предлагаю разобраться в следах оставленных на снегу Д/И «Чьи следы» (работа за столом и карандашом)

Игра «Угадай птицу».

(Работа с раздаточным материалом).

Раздаются детям конверты с частями птиц, на которых изображены зимующие птицы.

-Мальчики берут синий конверт, а девочки красный конверт

- Ребята вчера я ходила в лес и фотографировала птиц. Но когда я напечатала фотографии, оказалось, что птицы получились не полностью. Рассмотрите фотографии и назовите, каких птиц я фотографировала.

- Правильно.  Молодцы.

А теперь выходите ко мне и становитесь в круг поиграем в игру: «Верно – неверно» Я буду рассказывать про птиц, если я говорю верно, вы должны хлопать в ладоши, а если я говорю неверно, вы должны топать ногами.

- Тело птицы покрыто шерстью (Неверно)

- Клесты выводят птенцов зимой. (неверно)

- У синицы жёлтое брюшко.

- У сороки чёрные бока. (неверно)

- Клесты любят семена шишек.

- У снегиря жёлтое брюшко. (неверно)

- У воробья большой сильный клюв. (неверно)

- У сороки длинный чёрный хвост.

- Дятел любит питаться хлебным мякишем. (неверно)

- Для птиц самое страшное зимой – это голод.

Молодцы! Никто не ошибся.

Д/И «Перелетные и зимующие»

Посмотрите, у нас два дерева. Одно с листиками, а другое заснеженное, будем рассаживать птиц на деревья. На зеленое дерево мы посадим перелетных птиц, а на заснеженное – зимующих.

- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание.

- Ребята мы разобрались, почему в лесу стало тихо? Мы ответили на письмо сороки?

Дети: выслушать ответы детей. (Да, перелётные(певчие) птицы улетают в теплые края, остаётся меньше птиц в лесу. В лесу становится тише.)

Теперь мы можем вернуться в нашу группу. Раз, два, три в группе очутись.

-Ребята что для птиц самое страшное зимой?

Ответы детей (голод).

Посмотрите, папа Таисии смастерил кормушку для птиц, и мы можем повесить у нас на участке, чтобы птицы прилетали к нам. Я принесла немного семечек для птиц и на прогулке мы положим их в кормушку.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...