НОД с элементами театрализации «Кому зимой снег нужен»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Расширить и закрепить знание детей о временах года, о живой и неживой природе. Учить устанавливать взаимосвязь между сезонными изменениями природы и явлениями в жизни растений и животных. познакомить со способами защиты животных. Учить детей анализировать, делать выводы, отвечать на поставленные вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_elementami_teatralizatsii_.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД с элементами театрализации
«Кому зимой снег нужен»
(средняя группа)
Цели:
Обучающие: Расширить и закрепить знание детей о временах года, о живой и неживой природе. Учить устанавливать взаимосвязь между сезонными изменениями природы и явлениями в жизни растений и животных. познакомить со способами защиты животных. Учить детей анализировать, делать выводы, отвечать на поставленные вопросы.
Развивающие: Развивать связную речь, мышление, внимание, память, творческую фантазию, воображение, интерес к познанию природы, к открытию ее тайн.
Воспитывающие: Воспитывать любознательность, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Обогащение словаря: Линяет, впадает в спячку, обгладывает кору, шерсть, белоснежная, запасы.
Индивидуальная работа: С Витей В. и Денисом Н. – добиваться четкого произношения слов. С Юлей З. – учить отвечать на вопросы воспитателя предложением.
Развивающая среда: Елки, деревья, белая ткань, конверт обклеенный хвоей, засушенный осенний листок, снежинки, мольберт, иллюстрации с изображением зимнего леса, зайцев, медведя, ежа, лисицы с мышками, атрибуты для театрализации.
Предварительная работа: Чтение стихов и рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, разгадывание загадок, беседа о правилах поведения в лесу, заучивание стихов и физминуток, чтение книги Т.А. Шарыгиной «Какие звери в лесу».
Ход
Воспитатель: Ребята, настал новый день, я вижу настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. Я думаю, что у нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Я сейчасвспомнила слова «С голубого ручейка начинается река». А мы наше занятие начнем с улыбки и улыбнемся друг другу. Давайте выпрямим спинки, расправим плечики, сделаем глубокий вдох. Вдохнем свежий воздух этого морозного утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения (2-3 раза).
Воспитатель: А сейчас я загадаю загадку. Послушайте внимательно до конца и скажите отгадку.
Как будто белой скатертью
Он землю застелил
В серебряные шубы
Деревья нарядил.
Дети: Снег.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнаем, кому в лесу зимой снег нужен. Возьмитесь крепко за руки и закройте глазки.
Глазки закрывайте
Немного помечтайте
Ветерок нас подхватил
В волшебный лес переместил.
Открывайте глазки мы оказались в лесу. Как красиво на полянке. Все здесь укрыто снегом. Лес как - будто спит под пуховым одеялом. Скажите, какой бывает снег?
Дети: Белый, мягкий, пушистый, холодный, хрустящий, серебристый…
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру:
Стою и снежинки в ладони ловлю
(пальцы левой руки ударяют по ладони правой поочередно)
Я зиму и снег и снежинки люблю
(тоже правой рукой)
Но где же снежинки? В ладошки вода?
(на первый вопрос сжимаем кулачки на второй разжимаем)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
(то же самое)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи
Как видно, ладошки мои горячи.
(легкие потряхивания расслабленными ладонями)
Воспитатель: А это что такое? (на полу конверт)
Посмотрите вот письмо
Очень странное оно
Вместо марок три дождинки
На конверте есть хвоинки
И письмо не на листе
А на высохшем листке.
А письмо нам оставил Лесовичок.
Он пишет, что очень рад, что мы пришли в лес и просит нас соблюдать правила поведения в лесу.
Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.
Дети: В лесу нельзя кричать, чтобы не испугать лесных жителей. Если мы будем шуметь никого не встретим. Ходить осторожно, чтобы не сломать веточки деревьев…
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кому зимой в лесу снег служит теплым одеялом?
Дети: Медведю, ежику.
Воспитатель: Что делает медведь зимой?
Дети: Впадает в спячку.
Воспитатель: А как же он всю зиму спит и ничего не ест, он же может с голоду умереть?
Дети: Он жир нагулял. К осени медведь ищет корм и ест, ест, ест, чтобы накопить жиру на долгую зиму и сладко спать.
Воспитатель: Чем питается медведь?
Дети: Медведь ест ягоды, грибы, молодых птенцов, мелких зверюшек, разоряет птичьи гнезда, рыбу, муравьев, но любимое лакомство медведя – мед.
Воспитатель: А где спит медведь?
Дети: В берлоге.
Воспитатель: Как он ее устраивает?
Дети: Свою берлогу мишка старательно и умело готовит: носит сухие листики, мягкие веточки хвои, сухой мох, кору молодых елочек.
Воспитатель: Кто еще кроме медведя впадает в спячку, кому снег служит теплым одеялом?
Дети: Ежику.
Воспитатель: Как называется жилище ежика?
Дети: Нора.
Воспитатель: Как утепляет еж свою нору?
Дети: Он устилает ее сухими опавшими листьями.
Воспитатель: Чем питается ежик?
Дети: Ежик ловит червяков, жуков, ящериц, змей, мышей, лягушек – это его любимые лакомства.
Воспитатель: Почему медведь и еж впадают в спячку?
Дети: этим зверям нечего есть зимой.
Воспитатель: Действительно, питания зимой этим зверям нет, и запасы они не делают, они хорошо питаются осенью, нагуливают жир. Как только наступают холода, они забираются в теплые, уютные домики и крепко спят до весны. Полетят с неба снежинки. Снег белым покрывалом укроет берлогу медведя и нору ежа, а их под снегом никто не найдет и сон их не потревожит, и чем больше будет снежное одеяло, тем теплее им будет.
Воспитатель: Ребята, а кому зимой снег прятаться помогает?
Дети: Зайцам! Заяц зимой белый, поэтому его на снегу не видно. Притаится заяц, ни волк, ни лиса его не заметят.
Воспитатель: Какая она белая заячья шубка?
Дети: Теплая, мягкая, пушистая.
Воспитатель: Ребята, а заяц на зиму нору делает, утепляет ее или нет? Где он спит?
Дети: Нет у зайчика домика, спит он зарывшись в пушистый снег под кустом.
Воспитатель: На что похожи следы зайца?
Дети: На капельки.
Воспитатель: Посмотрите, заяц насторожился. Что помогло зайцу заметить опасность?
Дети: Большие чуткие уши.
Воспитатель: Кого заяц в лесу боится, какие у него враги?
Дети: Сова, волк, лиса.
Воспитатель: Но не легко зайца догнать. Что помогает ему быстро бегать, далеко прыгать?
Дети: Ноги, заяц бежит по лесу, петляет, запутывает следы.
Воспитатель: А запасы зайчик делает? Чем он питается?
Дети: Заяц обгладывает кору молодых осинок, из-под снега может выкопать травку, если голодно лакомится сеном иногда приходит на огород и обгрызает капустные кочерыжки.
Воспитатель: Почему зайца косым называют?
Дети: Глаза у зайца расположены не в центре мордочки, а по бокам и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади. Ни волк, ни лиса незамеченными к нему не подкрадутся.
Воспитатель: Я предлагаю отдохнуть.
Физминутка: Зайка по лесу скакал (прыгает на 2-х ногах)
Видно корм себе искал
Вдруг у зайки на макушке (показывают ушки)
Поднялись от страха ушки
Тихий шорох раздается (оглядывается
Кто-то по лесу крадется прислушивается)
Заяц путает следы (прыгают, петляют)
Убегает от беды
Прыгнул в бок и обернулся (сворачиваются
И под кустиком свернулся в клубок)
Словно беленький клубок
Чтоб никто найти не смог.
Воспитатель: зайцу в своей белоснежной шубке на белом одеяле никто не страшен, его ни охотник, ни волк, ни лиса не заметят. В народе говорят «Бел, потому и цел». А кому еще зимой без снега не обойтись?
Дети: Мышки без снега не обойтись. Бегает мышка под снегом и никто ее не видит.
Воспитатель: Кого мышка в лесу боится?
Дети: Лису. Она ловит мышей.
Воспитатель: Как называется домик мышки?
Дети: Мышки живут в норах.
Воспитатель: Мышки запасы делают?
Дети: Да мышка запасливый зверек. Она с осени носит в норку зернышки, семечки.
Воспитатель: У лисицы очень тонкий слух. Ходит лисица по белому пушистому покрывалу и прислушивается, не пищат ли в своих норах, под снегом мыши. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадется тихо-тихо, а затем высоко подпрыгнет и ударит о снег всеми четырьмя лапами. Бедная мышка услышав страшный грохот, не разобравшись, в чем дело, в ужасе выскакивает из норы. А лисичке–хитричке только этого и надо. Сразу ловит мышку.
А сейчас лесные звери расскажут кому зимой в лесу снег нужен (дети надевают шапочки – атрибуты).
Медведь: Сладко мне в берлоге спится
Если снег в лесу кружится
Теплым белым одеялом
Тихо по земле ложится
Еж: Летом бегал по дорожке
Возле сосен и берез
А сейчас я сплю под елкой
От мороза пряча нос
Пусть мене навеют сны
Снежные метели
И просплю я до весны
В снежной колыбели
Заяц: К зиме зайчата побелели
Шубку белую надели
Быстрые зайчатки
По полянке скачут
За сугробом белым
Свои ушки прячут
Мышка: Снег засыпал все дорожки
Норку тоже спрятал снег
Не найти лисе и кошке
Под сугробом мышки след
Воспитатель: Ребята, кому еще зимой снег необходим?
Дети: Растениям снег необходим. Снег укрывает корешки растений и защищает их от мороза.
Воспитатель: Если зимой много снега, то весной он растает и будет много воды. Земля воду впитает, и все растения вдоволь напьются. В народе говорят: если на полях много снега, то будет много хлеба! Давайте посадим зернышко.
Физминутка:
Посадим в землю пшеничное зернышко. Из зернышка появился расточек | Дети приседают, соединяют перед собой ладошки, как будто в них зернышко, касаются ими пола, затем плавно поднимают кисти рук |
Осенью пошли дожди, подули холодные ветра, закружились в воздухе разноцветные листья | Дети встают, выпрямляются, поднимают руки вверх, делают вращательные движения кистями рук, выполняют наклоны в стороны, кружатся на месте |
Зимой выпал снег и укрыл всю землю белым одеялом Тепло под снегом росточку | Дети делают плавные взмахи одновременно двумя руками и присаживаются |
Весной пригрело солнце, снег растаял. Напился воды росточек, потянулся к солнышку и вырос вот такой большой колосок! | Дети поднимаются, встают на цыпочки, медленно поднимают руки и тянут их вверх |
Воспитатель: Ребята, а какое дерево остается в снежную зиму зеленым?
Дети: Елка.
Вырастала елка
В лесу на горе
У нее иголки
Зимой в серебре
У нее на шишках
Ледышки стучат
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.
Воспитатель: А сейчас мне хотелось бы с вами поиграть в игру «Доскажи словечко»
Тихо – тихо, как во сне
Падает на землю… (снег)
И летят с небес пушинки
Серебристые… (снежинки)
На поселок на лужок
Тихо падает… (снежок)
Словно белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка
Это девочка…(снегурка)
На снегу-то посмотри
С красной грудкой…(снегири)
Словно в сказке, как во снег
Землю всю укутал…(снег)
Воспитатель: Ребята, столько слов добавили в стихотворении и все они похожи на слово «снег». И от этих «снежных» слов холодно стало. Наши пальчики замерзли. Давайте их согреем. (Дети делают глубокий вдох, затем выдох «греют руки»).
Воспитатель: Ребята, а вы рады, что наступает зима. А вам то зимой снег зачем?
Дети: На санках, на лыжах кататься, с горки кататься, в снежинки играть, снеговика лепись…
Воспитатель: Давайте покажем, что мы делаем зимой?
Из пушистого снежка (лепят снежок)
Лепим мы снеговика
Вот скатали первый ком (показывают большой «ком»)
Ком второй – чуть – чуть поменьше (показывают меньше)
Третий – это голова (маленький «ком»)
Шляпа будет из ведра (показывают ведро)
Нос – морковка (показывают нос)
А глаза – два веселых уголька (показывают глаза)
Все готов наш снеговик
У него довольный вид
Рот смеется до ушей (показывают рот)
Веселит он малышей.
Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка, но пора возвращаться в детский сад. Возьмитесь за руки, закройте глазки.
Глазки закрывайте
Немного помечтайте
Ветерок нас подхватил
В детский сад переместил
Воспитатель: Открывайте глазки. Мы в детском саду. Ребята, что вам понравилось? Что было интересным? Назовите еще раз пожалуйста кому зимой нужен снег? (зайцу, медведю, ежику, мышке, растениям и детям).
Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экологии в старшей группе "Зачем зимой снег" в соответствии с ФГОС.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в соответствии с требованиями ФГОС.Тема: «Зачем зимой снег» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Соци...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Зачем зимой снег» для детей старшей группы
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега. Задачи:1. Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизн...
Зимой снег, играм не помеха.
Зимой снег играм не помеха Игры и забавы — это прекрасный способ развивать фантазию, интерес, выносливость, креативное мышление в ребёнке. Однако прежде, чем это произойдёт с ребёнком, свою нахо...
Театрализация коми сказки "Баран-задира"
Театрализация коми сказки "Задиристый баран"...
"Ой, ты, зимушка-зима". Снег кружится, снег ложится.
Группа раннего возраста. Коллективная работа.З: на бумаге контрастного цвета по отношению к краске тона учить приему примакивания, закреплять представление о белом цвете; продолжать развивать ин...
Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами экспериментально-исследовательской деятельности) «Снег идет»
Конспект занятия по познавательному развитию (с элементами экспериментально-исследовательской деятельности) «Снег идет»...
Конспект прогулки с элементами экспериментирования по теме "Снег - снежок" для детей среднего дошкольного возраста"
Цель этой прогулки: систематизация и обогащение представлений детей о природе через знакомство детей со свойствами снега....