Познавательное занятие в подготовительной группе "Хала рукам, что пахнут хлебом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
ЗАНЯТИЕ ПОМОГАЕТ РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ТЯЖЁЛОМ ПОВСЕДНЕВНОМ ТРУДЕ ХЛЕБОРОБОВ, ЗНАНИЯО ПОЛЬЗЕ ХЛЕБА И ЕГО ЦЕННОСТИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hvala_rukam_chto_pahnut_hlebom.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие в подготовительной группе
Тема: «Хвала рукам, что пахнут хлебом».
Цели: расширить знания о тяжёлом повседневном труде хлеборобов, процессе выращивания хлеба, о пользе хлеба и его ценности; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу. Познакомить со знатным хлеборобом района.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания об условиях, необходимых для роста и развития растений.
Развивающие:
- Развивать интерес к процессу выращивания и изготовления хлеба; развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к труду хлеборобов, желание трудиться; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Интеграция образовательных областей:
Познание - систематизация знаний об условиях, необходимых для роста и развития растений; формирование знаний о процессе выращивания и приготовления хлеба.
Чтение художественной литературы – использование материала из книги «От зерна до каравая», стихи и пословицы о хлебе.
Социализация - совместное выполнение трудовых действий; воспитание дружеских взаимоотношений друг к другу.
Коммуникация - умение вести диалог; отстаивать свою точку зрения.
Труд – понимание значимости труда хлеборобов.
Здоровье – систематизация знаний о пользе хлеба.
Художественное творчество – лепка из теста печенья.
Музыка – воспитывать интерес к музыке.
Предшествующая работа:
- чтение книги «От зерна до каравая»
- рассматривание семян злаков, колосьев;
- знакомство с условиями, необходимыми для жизни и развития растений;
- знакомство с пословицами, поговорками, приметами; разучивание стихотворений и песен о хлебе;
- знакомство со знатным хлеборобом района Чеботаевым Алексеем Васильевичем
- Экскурсия в краеведческий музей (Рассказ З.А.Горловой о хлеборобах района и более подробно о А.В.Чеботаеве)
- Оформление альбома с вырезками статей о хлеборобе А.В.Чеботаеве и его сыновьях.
Содержание:
Дети вместе с воспитателем под музыку подходят к накрытому столу, на котором разложены различные хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Придумано кем-то и просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро».
-Здравствуйте! – скажем, и солнцу и птицам,
-Здравствуйте! – милым улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым
Пусть доброе «Здравствуйте» слышно и вечером.
- Ребята, посмотрите на этот стол, богато уставленный различными яствами. Чего здесь только нет. Что вы здесь видите? (баранки, ватрушки, пироги и т.д)
- Как можно назвать всё это одним словом? (выпечка, хлебобулочные изделия)
Воспитатель: Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине или приготовить своими руками. Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он прошёл долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине и у нас на столе. Люди, которые выращивают хлеб, носят гордое имя – хлеборобы. Сегодня у нас в гостях знатный хлебороб нашего района, участник Великой Отечественной войны, Ветеран труда Алексей Васильевич Чеботаев. Сейчас он находится на заслуженном отдыхе, но с ранней юности многие, многие годы Алексей Васильевич выращивал хлеб.
Ребята присаживаются на стульчики. Выходят 1 девочка и 2 мальчика в русских национальных костюмах. У девочки на рушнике каравай с солонкой
Мальчик Слава миру на земле!
Девочка Слава хлебу на столе!
Мальчик Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Девочка С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
«Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
(Дети подхлдят к А.В.Чеботаеву и вручают ему хлеб-соль)
Ребенок 1: Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Ребенок 2: В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ребенок 3: Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Воспитатель: (обращая внимание детей на хлебобулочные изделия)
- Правильно, ребята. Не сразу зёрна стали хлебом, много людей трудились для того, чтобы вырастить хлеб, и мы сейчас с вами вспомним, как выращивают хлеб, а наш гость послушает и если кто-то ошибётся, он поправит.
Рассказы детей и воспитателя сопровождаются показом слайдов
1 слайд Ребята, в какое время года люди начинают заботу о хлебе?
(ранняя весна)
- Правильно, весна - пора больших забот. Уже весной люди о хлебе волнуются.
2 слайд Как называют людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
- Действительно, с ранней весны до осени хлеборобы растят хлеб. Трудятся, не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришёл.
3 слайд Ребята, что происходит весной на поле? (трактористы пашут землю)
- Правильно! К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
-Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
(Ответы детей)
4 слайд После того как землю вспашут, что с ней делают? (Землю надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной).
5 слайд Вот поле поборонили, теперь можно и сеять.
Какие машины помогают людям сеять?
6 слайд Ребята, а что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).
- Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает. А теперь давайте покажем, как растут наши зёрнышки.
Физкультминутка.
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
7 слайд Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.
- Ребята, какие машины убирают урожай? (ответы детей)
8 слайд
Ребенок :
Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли
Воспитатель: Какую работу выполняют комбайны? (Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном)
8 слайд Куда везут машины зерно с полей? (ответы детей)
9слайд Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора? Что там делают с зерном? (Зерно сначала везут на мельницу, там его смалывают в муку. А из муки уже можно печь хлеб).
Воспитатель: А теперь мы спросим у нашего гостя, всё ли правильно ребята рассказали о том, как выращивают хлеб.
А.В.Чеботаев подтверждает, что ребята всё правильно рассказали и воспитатель предлагает ему ответить на вопросы детей
- Почему вы стали хлеборобом?
- С какого возраста Вы начали выращивать хлеб?
- Трудная ли эта профессия?
- Сколько лет вы трудились на полях нашего района?
- Почему Вы не сменили профессию, если так трудно быть хлеборобом?
- Кто из ваших близких трудился вместе с вами.?
Воспитатель: Мы с ребятами были в музее и в библиотеке, где узнали немало о хлеборобах нашего района. Мы знаем, что 4 сына Алексея Васильевича тоже стали хлеборобами и трудились вместе с отцом, а сейчас сами выращивают хлеб. Много раз в районной газете «Родная сторона» (а раньше она называлась «Заветы Ленина») писали о нелёгком труде Алексея Васильевича и его сыновей. Вместе с ребятами мы нашли некоторые из этих статей и оформили для нашего гостя альбом на память.
(Дети вручают гостю альбом)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?
( показывает 2 булки)
(Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы. Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье).
- Ребята, а что ещё можно испечь из муки?
(Дети называют всевозможные хлебные изделия. Называют изделия с начинкой и без начинки.)
- О хлебе сложено очень много пословиц и поговорок. Вы их знаете? Назовите.
- Хлеб — всему голова
- Будет хлеб - будет и обед
- Дорог хлеб, когда денег нет.
- Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
- Не хлебом единым сыт человек.
- Хлеб да вода — крестьянская еда.
- Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
- Глубже пахать — больше хлеба жевать.
- Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Воспитатель: Мы, конечно, пока не сможем выращивать хлеб, но может быть, когда вы вырастите, кто-то из вас и станет хлеборобом. А пока я предлагаю вам сделать из теста при помощи формочек печенье. Мы отнесём его на кухню и попросим поваров испечь Согласны?
Дети вместе с воспитателем раскатывают тесто, вырезают печенье, раскладывают его на противень. Несколько человек уносят с няней печенье на кухню.
Воспитатель: Есть хлеб, будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди летают в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть, газ в глубинах земли, а хлеб остаётся хлебом. Издавна Россия - это не только милые душе берёзки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.
«Песня о хлебе» музыка В. Витлина, слова П. Кагановой
Воспитатель: Русские люди всегда славились гостеприимством, любили и любят посидеть с чашечкой чая, побеседовать. А если этот чай из самовара, то он вдвойне вкуснее. Я приглашаю всех детей, нашего гостя к столу, отведать чай из самовара и выпечку, которую мы приготовили к сегодняшней беседе.
Во время чаепития, продолжается беседа с гостем, подводится итог занятия.
Конспект познавательного занятия
«Хвала рукам, что пахнут хлебом».
( подготовительная группа)
Карасюк Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия : Хвала рукам, что пахнут хлебом.
Конспект занятия "Хвала рукам,что пахнут хлебом" предназначен для работы с детьми старшей группы. В нем вы найдете материал по знакомству детей с трудом хлебороба. Вместе с детьми сможите о...
ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ!
Конспект занятия познавательно-художественного цикла для детей средней группы, отражающий совместную деятельность воспитателя и педагога изо....
Хвала рукам, что пахнут хлебом!
Совместная деятельность воспитателя и педагога по изо.Через поисково-исследовательскую деятельность закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; закрепить знания зерновых культур:пшени...
"Хвала рукам, что пахнут хлебом..."
Сценарий праздника для детей подготовительной группы....
Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол - престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»).
В рамках реализации проекта "Хвала рукам, что пахнут хлебом!" в нашей подготовительной группе прошла продуктивная деятельность, в ходе которой ребята закрепили свои знания о хлебе и других х...
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ. СТАРШАЯ ГРУППА
Программное содержание:Познакомить детей с трудом хлебороба.Подвести детей к пониманию важности и необходимости труда по выращиванию хлеба.Воспитывать уважение к труду земледельцев. Обогащение сл...
Конспект познавательного занятия «Хвала рукам, что пахнут хлебом»
Конспект познавательного занятия «Хвала рукам, что пахнут хлебом» Программные задачи: у...