«Чудесные превращения воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Образовательное событие
«Чудесные превращения воды»
с использованием проектного и исследовательского метода с детьми старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnye_prevrashcheniya_vody_-poznavatelnoe_zanyatie.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чудесные превращения воды»
с использованием проектного и исследовательского метода с детьми старшей группы
Автор: Дембендер Наталья Геннадьевна
Учреждение: МБДОУ ЦРР – детский сад № 6 ст. Старощербиновская
Задачи:
- Ознакомление детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы, текучесть, пар тоже вода, вода может растворять предметы);
- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;
- Развивать навыки проведения лабораторных опытов (закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной, закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности);
- Развивать социальные навыки (умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту);
- Прививать бережное отношение к воде;
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Предварительная работа:
1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др..
5.Чтение художественной литературы.
6.Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал для занятий:
Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
Фильтровальная бумага.
Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.
Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.
Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц,
водохранилищ.
Электрообогреватель или кипятильник.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ.
1 ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Воспитатель: Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.
Дети подходят к фонтану и рассматривают его.
Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А что льется в фонтане?
Дети: …….
Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет)
Дети: ………..
2 ЧАСТЬ. «ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»
Воспитатель: Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она? (Стеклянная)
Дети: ……..
Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться?
Дети: ……….
Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети: ………
Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
Дети: …………………..
Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: ………………….
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.
Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: ……………….
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?
Дети: ………………….
Воспитатель: Да, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают).
Дети: ……………
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?». Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?».
Дети: …………………………
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?».
Дети: ……………………..
ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ.
Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: ……………….
Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: ……………..
Воспитатель: Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: ……………
Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?
Дети: ……………...
Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.
Дети: ……………..
Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Дети: …………….
«ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА»
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?
Высказывания детей.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. ( Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая». А паром можно обжечься?
Дети: ………………..
ОПЫТ «ОЧИСТКА ВОДЫ»
Воспитатель: Ребята, давайте нальем в баночку с водой, масло. Что с ним произошло? Можно пить такую воду и почему?
Дети: ……………………
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: …………………..
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.
Воспитатель: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.
ИДЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: ………………
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: …………………..
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши дома через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
3 ЧАСТЬ.
Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»
ИГРА: Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).
После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали сегодня?
Дети: ……………………
Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудесные превращения воды познавательно-исследовательский проект по экологии для старших дошкольников
Проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет "Чудесные превращения воды"
Конспект непосредственно – образовательной деятельности«Чудесные превращения воды»Цель: расширение представлений детей о воде, ее свойствах.Образовательные задачи:1. Закре...
Проект: «Чудесное превращение воды»
Цель проекта: развивать познавательную активность дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Детское экспериментирование – это...
«Чудесные превращения воды»
Образовательное событияс использованием проектного и исследовательского метода с детьми старшей группы...
"Чудесные превращения воды" - презентация к ОС
Презентация - старший возраст...
Исследовательская работа по теме "Чудесные превращения воды"
Исследовательская работа заняла 1место в Республике ...
Конспект занятия в старшей группе Опыт с водой: «Чудесное превращение воды».
В данном занятии вода разной плотности располагается слоями и превращается в российский флаг. Очень занимательный и интересный опыт, который развивает познавательную активность детей....