«Чудесные превращения воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дембендер Наталья Геннадьевна

Образовательное событие

«Чудесные превращения воды»

с использованием проектного и исследовательского метода с детьми старшей группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnye_prevrashcheniya_vody_-poznavatelnoe_zanyatie.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное событие

«Чудесные превращения воды»

с использованием проектного и исследовательского метода с детьми старшей группы

Автор: Дембендер Наталья Геннадьевна

Учреждение: МБДОУ  ЦРР – детский сад № 6 ст. Старощербиновская

Задачи:

- Ознакомление детей со свойствами воды (отсутствие собственной формы, текучесть, пар тоже вода, вода может растворять предметы);

- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;

- Развивать навыки проведения лабораторных опытов (закрепить умение работать с посудой стеклянной и прозрачной, закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности);

- Развивать социальные навыки (умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту);

- Прививать бережное отношение к воде;

- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, её роли в жизни человека.

2.Проведение занятий - экспериментирований с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др..

5.Чтение художественной литературы.

6.Наблюдение за водой во время прогулок.

Материал для занятий:

Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.

Фильтровальная бумага.

Вещества, которые мы будем растворять в воде, по выбору воспитателя. Например: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.

Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.

Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц,

водохранилищ.

Электрообогреватель или кипятильник.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ.

1 ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас опять пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты проводили мы с вами?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Воспитатель: Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.

Дети подходят к фонтану и рассматривают его.

Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен?   А что льется в фонтане?

Дети: …….

Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет)

Дети: ………..

2 ЧАСТЬ. «ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»

Воспитатель: Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она? (Стеклянная)

Дети: …..

Воспитатель: Как нужно с такой посудой обращаться?

Дети: ……….

Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети: ………

Воспитатель:   Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети: …………………..

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети: ………………….

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.

Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?

Дети: ……………….

Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?

Дети: ………………….

Воспитатель: Да, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают).

Дети: …………… 

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?». Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?».

Дети:  …………………………

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?».

Дети: ……………………..

ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ.

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: ……………….

Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?

Дети: ……………..

Воспитатель:  Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.

Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети: ……………

Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?

Дети: ……………...

Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.

Дети: ……………..

Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?

Дети: …………….

«ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА»

Воспитатель:  Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?

Высказывания детей.

Воспитатель:  Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).

Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. ( Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая». А паром можно обжечься?

Дети: ………………..

ОПЫТ «ОЧИСТКА ВОДЫ»

Воспитатель:  Ребята, давайте нальем в баночку с водой,  масло. Что с ним произошло? Можно пить такую воду и почему?

Дети: ……………………

Воспитатель:  Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?

Дети: …………………..

Воспитатель:  А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (Воспитатель показывает как сделать фильтр. Затем, как его установить в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.

Воспитатель:  У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром.

ИДЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ.

Воспитатель:   Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

Дети: ………………

Воспитатель: Куда же делось масло?

Дети: …………………..

Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши дома через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

3 ЧАСТЬ.

Воспитатель: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же все таки бывает вода. Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»

ИГРА: Дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч. (Варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цветная, морская, водопроводная, речная, болотная, родниковая).

После игры, воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали сегодня?

Дети: ……………………

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудесные превращения воды познавательно-исследовательский проект по экологии для старших дошкольников

Проект направлен на развитие познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет "Чудесные превращения воды"

Конспект непосредственно – образовательной деятельности«Чудесные превращения воды»Цель: расширение представлений детей о воде, ее свойствах.Образовательные задачи:1.     Закре...

Проект: «Чудесное превращение воды»

Цель проекта: развивать познавательную активность дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений в процессе опытно - экспериментальной деятельности. Детское экспериментирование – это...

«Чудесные превращения воды»

Образовательное событияс использованием проектного и исследовательского метода с детьми старшей группы...

"Чудесные превращения воды" - презентация к ОС

Презентация - старший возраст...

Исследовательская работа по теме "Чудесные превращения воды"

Исследовательская работа заняла 1место в Республике ...

Конспект занятия в старшей группе Опыт с водой: «Чудесное превращение воды».

В данном занятии вода разной плотности располагается слоями и превращается в российский флаг. Очень занимательный и интересный опыт, который развивает познавательную активность детей....