ООД в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет. Тема: "Под крышей голубой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Венецкая Зоя Федоровна

ООД в группе компенсирующей направленности для детей 5 - 6 лет. Тема: "Под крышей голубой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pod_kryshey_goluboy.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Под крышей голубой».

Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи:

Обучающая:

  • продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух)
  • учить рассуждать, аргументировать суждения
  • совершенствовать уровень накопленных практических навыков, умение экспериментировать

Развивающая:

  • развивать психические процессы (произвольное внимание, мышление, речевую активность)
  • развивать общую и мелкую моторику

Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, умение работать в подгруппе
  • воспитывать экологическую культуру

Методы и приемы

  • Игровой

        Игра «Собери мусор»;

        Игра «Что можно, что нельзя»;

        Перемещение в лабораторию.

  • Словесный

          Художественное слово;

          Рассказ воспитателя.

  • Наглядный

          Слайды природа.

  • Практические

          Эксперимент по очищению почвы;

          Рисование в нетрадиционной технике «Граттаж».

  • Рефлексия

          «Творческое дерево».

Словарная работа: эколог, экобаки.

Оборудование:

Слайды, с изображением дома и «дома природы», экологических катастроф, компьютер, проектор, наборы для экспериментирования (модель почвы, лейки, шприцы, стаканы-непроливайки, салфетки, подносы, чернила, пипетки), емкость с чистой водой, шариковые ручки, ящики (красный, желтый, зеленый), плоские модели земли черного цвета, одежда для детей (халаты, перчатки, головной убор), урна, музыкальное сопровождение, свеча, спички, железная кружка, модель дерева (плоды, листья, цветы).

Предварительная работа:

  • проведение опытов по изучению свойств воды, земли, воздуха
  • беседа на темы «Охрана природы», «Что такое земля»
  • составление экологической пирамиды
  • наблюдение на прогулках и экскурсиях
  • труд в природе
  • Игры «Земля, воздух, вода»
  • энциклопедия «Что? Зачем? Почему?»
  • просмотр документальных фильмов
  • разучивание пословиц, поговорок о земле
  • чтение книги В.Танайсийчука «Экология в картинках», экологических    

          сказок.


Ход образовательной деятельности

«Чуткие руки»

Что за чудо - чудеса!
Раз рука и два рука.                                      (Поочередно поднимают руки)
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.                                (Смотрят на ладошки)
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Сильные руки не бросятся в драку,          (Руки в сторону, сгибают в локтях)
Добрые руки погладят собаку,                (Гладят поочередно свои руки)
Умные руки умеют лечить,                        (Гладят щеки)
Чуткие руки умеют дружить.                 (Берутся за руки)

В-ль: Улыбнитесь друг другу и скажите «Давайте дружить».Ребята, вчера в новостях по каналу Россия я узнала, что на железной дороге сошел с рельсов грузовой поезд с цистернами. Ядовитые вещества разлились, и пострадала окружающая среда. Что такое окружающая среда?

Дети: Вода, воздух, земля, деревья, дома. Все что нас окружает.

В-ль: Правильно. Каждый из нас живет в доме. В нашем доме чистота и уют.      

Кто нам помогает содержать дом в чистоте?

Дети: Помощники — стиральные машины, пылесосы, вентилятор, веник…

В-ль: Да. Помощников у нас много. Но как только мы выходим за порог нашего дома, то оказываемся в другом общем для всех доме – это природа. Она сама ухаживает за растениями и животными: поит и кормит, дает им тепло и свет. Но  природе тяжело содержать себя в чистоте, одна она не справляется, поэтому она болеет. Заводы и фабрики выбрасывают много ядовитых веществ в воздух, отходы с предприятий сливают в реки, на землю; нефть из танкеров во время аварий проливается в моря и океаны - так  загрязняется наша земля, от этого гибнут растения и животные, болеют люди. А кто помогает природе поддерживать чистоту и порядок в своем доме?

Дети: Человек.

В-ль: Да, ребята, есть такая профессия у человека — эколог. Экологи  - защитники природы. Они изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах (разлив нефти, задымление воздуха, пожарах и т.д.)  экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать мусор. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её.

Ребята так кто же такие экологи?

Дети: Экологи — это люди, которые помогают природе.

В-ль: Правильно, ребята, экологи помогают природе. Они вместе с учеными нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ. Сейчас я вам расскажу о способах очистки почвы в природе.

        Существует несколько способов очистки почвы от вредных веществ:

  1. Если на почву попадает нефть, то ее откачивают с помощью насосов в емкости, затем сгребают загрязненную почву и вывозят на свалку до полного разложения с помощью экскаваторов, бульдозеров и тракторов, а на пораженное место завозят новую чистую почву.
  2. Если невозможно откачать нефть на почве, то ее сжигают — это самый быстрый способ, но и вредный для природы, т. к. сгорает не только нефть, но и весь верхний слой почвы, растения, насекомые, гарь и дым влияют на окружающую среду. После сжигания верхний слой также вывозят на свалку.
  3. Используют сорбенты специальные вещества, которые способствуют превращению вредных веществ в полезные для почвы. Они служат удобрением для нее.
  4. Промывка почвы с помощью воды и специальных моющих средств. После промывания почвы вода также проходит очистку. Этот способ безопасный для почвы, требует много времени и человеческих сил.

  Сейчас мы с вами научимся, как очищать почву. Но прежде расскажите, как нужно себя вести в лаборатории.

Дети: 

  1. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно и внимательно;
  2. приступать к выполнению опыт только после объяснения и разрешения;
  3. после проведения опыта все нужно убрать и положить на место;
  4. необходимо соблюдать правила гигиены и после завершения работы вытирать руки салфеткой.

В-ль: Ребята, перед вами модель почвы, в контейнер, на дно я насыпала песок — это внутренний слой почвы, сверху я положила губку — это верхний слой почвы. Один край контейнера я поставила на подставку, чтобы он был наклонен - это у нас небольшая горка. Я  набираю в пипетку несколько капель чернил и капаю на губку. Представьте, что на почву попало какое-то ядовитое вещество, выброшенное человеком или предприятием. Посмотрите пятно совсем маленькое. Скажите, пятно вам мешает?

Дети: Нет.

В-ль: Вот лежит это вещество на почве и никому не мешает. Но вот пошел дождь. (Я поливаю губку из лейки). Очистилась почва?

Дети: Нет, пятно осталось на почве.

В-ль: Пятно осталось на почве, но вода прошла сквозь неё и какого теперь она цвета?

Дети: Темного.

В-ль: Почему она такая?

Дети: Потому что в ней растворилось ядовитое вещество.

В-ль: Теперь попробуйте шприцем откачать воду из опущенной части контейнера в стакан. Саша, помоги мне. (Ребенок откачивает воду).

А если в этом месте находится колодец, можно ли пить такую воду?

Дети: Нет.

В-ль: Почему?

Дети: Можно отравиться.

В-ль: Правильно ребята.

И снова пошел дождь. Никита, помоги, полей почву.

(Ребенок выполняет).

Что же мы видим? Осталось пятно или нет?

Дети: Осталось, но не такое темное.

В-ль: А что с водой?

Дети: Она такая же темная.

В-ль: А ведь уже  второй раз прошел дождь. Алина, пожалуйста, откачай воду шприцем.

 (Ребенок выполняет).

Ребята, а если в этом месте растет огород с огурцами, помидорами — можно их есть?

Дети: Нет. Они пропадут или будут отравленными.

В-ль: Вот еще пошел дождь (поливает из лейки). Исчезло пятно?

Дети: Пятна почти не видно.

В-ль: А что с водой? Можно ее пить?

Дети: Нет, эту воду пить нельзя!

В-ль: А какую можно?

Дети: Вода должна быть чистой, без запаха.

В-ль: А если животные на лугу напьются этой воды?

Дети: Животные заболеют, могут отравиться.

В-ль: Сколько уже прошло дождей?

Дети: (Подсчитывают). Три.

В-ль: Скажите, а  как себя чувствуют подземные животные: червяки, кроты, мыши?

Дети: Они уползают, убегают им не нравится такая вода.

В-ль: Почему?

Дети: Они не могут пить такую воду.

В-ль: Ребята, такую темную, вонючую воду называют мертвой. Почему?  

Дети: От нее все живое погибает.

В-ль: Откуда появляется мертвая вода?

Дети: От заводских труб, после мойки автомобилей.

В-ль:  Почему чистую называют живой?

Дети: Она поит деревья и животных, помогает им расти.

В-ль: Правильно. Вот и у нас получилась уже чистая вода. Посчитайте сколько дождей понадобилось для полной очистки почвы.

Дети: 5 дождей.

В-ль: У нас было совсем маленькое пятнышко, а в природе пятно может занимать огромную площадь, да и дождей может столько сразу не выпасть, и почва будет болеть и болеть, а с ней все растения и животные, и человек тоже.

Теперь вы можете пройти к своим рабочим местам и приступить к очистке почвы.

        Дети по парам выполняют опыт, оценивают, подсчитывают количество дождей и чистоту воды. Воспитатель помогает им при необходимости.

В-ль: Посмотрите, ребята, на воду в начале опыта и в конце. Что изменилось?

Дети: Сначала она была грязная, темная, а после дождей светлая.

В-ль: А сколько понадобилось дождей?

Дети: (Называют  количество «дождей» .)

В-ль: Много нужно дождей и времени, чтобы почва очистилась. Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека.

Как вы думаете, можно ли исправить ситуацию?

Дети: Можно, но для этого человек должен построить очистительные сооружения, поставить фильтры на заводах.

В-ль: Правильно, тогда и отходы на предприятиях будут чистыми.

Ребята, сейчас аккуратно приведём в порядок свои рабочие места и отдохнём.

(Физминутка «Станем мы деревьями»)

Станем мы деревьями,                

Сильными большими.                        (Руки на поясе)

Ноги - это корни,

Их расставим шире,                        (Ноги на ширине плеч)

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,                        (Пальцы в замок)
Из глубин подземных                        
(Наклоняются, складывают ладони

Воду доставали.                                чашечкой)

Наше тело прочный ствол.                (Проводят ладонями вдоль тела вниз)

Он чуть- чуть качается                        (Покачиваются из стороны в сторону)

И своей верхушкой

В небо упирается.                        (Поднимают соединенные руки над головой)

Наши руки-ветви-                        (Раскрывают ладони, пальцы в стороны)

Крону образуют.                                (Смыкают пальцы, качают головой)

Вместе им не страшно,

если ветры дуют.                                (Качают поднятыми руками)

В-ль: Ребята, а как ещё человек  загрязняет почву?

Дети: Большой вред приносят пожары…  Люди разбрасывают везде мусор.

В-ль: А вот посмотрите:

Хлам на тропинке, отбросы в реке,

Сор под деревьями, отходы везде,

Давайте исправим, чтоб видели все

Чистота в природе - должна быть везде.

В-ль: Поиграем в игру «Собери мусор».

(Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый,  зеленый и высыпает на пленку бытовой мусор).

Скажите, зачем я принесла 3 ящика и все разного цвета:

Дети: В красный ящик мы будем собирать самый опасный для природы мусор — пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты.

В-ль: А почему он опасный?

Дети: В природе нет микробов, которые питались бы этим мусором. Природа от него болеет.

В-ль: Правильно. А в желтый?

Дети: Деревянные, бумажные предметы — природа может питаться этими отходами.

В-ль: А в зеленый?

Дети: Пищевые отходы. В природе есть микробы, которые съедят эти отходы.

В-ль: Правильно,  а теперь давайте наденем перчатки и уберем мусор.

По окончании игры дети снимают перчатки, садятся.

В-ль: Молодцы! Вы, сами без помощников убрали весь мусор. А кто помогал убирать мусор леснику в сказке «Сэр Мусор» ?

Дети: Чистота, порядок и аккуратность.

В-ль: Кто хочет выполнить их роль и проверить правильно ли вы разложили мусор?

Выбор по желанию детей.

Дети:

 «Порядок» - В красный ящик вы собрали предметы из пластика и пластмасса. В пластиковых стаканчиках, можно вырастить рассаду, а из бутылок можно сделать, новые игрушки.

 «Чистота» - в желтый ящик дети собрали бумагу.  Пусть бумага ещё послужит людям . Её можно переработать и сделать новые книги, тетрадки для детей, раскраски, журналы.

 «Аккуратность» - В зелёном ящике – пищевые отходы, их мы отнесём в огород. Всё это перегниёт и превратиться в хорошую питательную землю.

В-ль: В природе нет мусора, нету отходов,

           Давайте друзья учится у природы.

В-ль: Ребята, а куда вы и ваши родители выбрасываете бытовой мусор?

Дети: В мусорный бак.

В–ль: Недавно в нашем городе появились экологические баки - это контейнер углубленного типа, пластиковый мешок находится глубоко  в земле, благодаря этому процесс гниения проходит медленнее и не сопровождается специфическим запахом. Бак плотно закрывается крышкой: мусор не разносится ветром, животные, собаки и кошки не могут забраться в него. В городе стало намного чище и не загрязняется окружающая среда.

        Еще я хочу вам рассказать о ядовитых отходах: это старые батарейки питания,  градусники, энергосберегающие лампочки, лампы дневного света, их необходимо сдавать в специальные места, где их обезвредят и переработают.

        В больших городах, например, в Санкт-Петербурге, есть экологические боксы — для приема батареек, ламп и градусников, а для ламп дневного света - экобокс другого типа, ещё есть экомобили, они разъезжают по городу  и собирают у населения испорченные, опасные, ядовитые предметы. Все отходы в таких условиях никогда не навредят окружающей среде.

        Куда мы выбрасываем бытовой мусор у нас в городе?

Дети: В экологический бак.

В-ль: А когда вы гуляете с родителями в парке, куда нужно выбрасывать мелкий мусор: салфетку, бутылочки из-под сока?

Дети: В урну.

В-ль: Вы всегда так поступаете?

Дети: Да.

В-ль: Сейчас я проверю:

Предлагаю вам, друзья, вспомнить что можно, что нельзя.

Если можно хлопни, если нет -топни.

  1. Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)
  2. Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)
  3. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)
  4. Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)
  5. Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)
  6. Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)
  7. Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)
  8. Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)
  9. Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)

Молодцы, знаете правила поведения в природе. Ребята, подумайте, скажите, где у нас в городе встречается грязный воздух?

Дети: На остановках, свалках, около заводов, на стоянках автомобилей.

В-ль: Правильно. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите?

Дети: Горит свеча.

В-ль: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.

Дети: Нет не может.

В-ль: Сейчас мы это проверим. Я возьму тарелочку и подержу над пламенем несколько минут. Посмотрите, что появилось на дне тарелки?

Дети: Копоть, пятно.

В-ль: Алина, Никита, возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета стала палочка?

Дети: Черного.

В-ль: Мы убедились, что дым осел у нас на тарелочке. Вот так и в природе: дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда  появляется дым?

Дети: От пожаров, от заводских труб.

В – ль: А как защитить воздух от дыма?

Дети: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях, убрать старые машины.

В-ль: Если все заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий живой мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого?

Дети: Нет.

В-ль: А на какой планете вы хотели бы жить?

Дети: На красивой, цветной планете.

В-ль: Давайте очистим нашу планету от загрязнения. Вот наша планета. (Даю детям модели земли в черном цвете). Процарапайте на планете цветы, деревья, животных, дома — пусть все оживет.

(Звучит песня «Как прекрасен этот мир»)

Дети рисуют, используя нетрадиционную технику «Граттаж».

По окончании деятельности дети убирают рабочее место, вытирают руки.

         

В-ль: Посмотрите, как ожила наша планета, здесь цветы, насекомые все радуются солнышку.

Дети читают.

Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету -
Ведь другой похожей нету!»

(Я. Аким)

В-ль: Ребята, что нового вы узнали?

Дети:

  • человек загрязняет почву, воздух;
  • природе надо помогать;
  • экологи — защитники природы;
  • мусор нужно выбрасывать в экологические баки;
  • научились очищать почву.

В-ль: О чем мы говорили?

Дети:

  •  о правилах поведения в природе;
  •  о мертвой и живой воде.

В-ль: Ребята, вы сегодня мне очень хорошо помогали: в очищении почвы, в уборке мусора, в очищении всей планеты. Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы, поэтому сегодня я вам вручаю удостоверение юного эколога.

А сейчас давайте украсим наше дерево:

плодами – если вы считаете, что занимались полезной деятельностью;

цветами – если вам это не очень нужно;

листиками – если совсем неинтересно и не пригодится.

(Дети прощаются с гостями и уходят).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности тема «Мимоза»(направление-художественно-эстетическое развитие) В подготовительной к школе группы компенсирующей направленности у детей с ОНР.

Предварительная работа: закрепление разных свойств бумаги (мягкость, плотность, гладкость, цвет, легко рвется и мнется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней; рассматривание иллюстраци...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка направленный на художественно-эстетическое развитие (конструирование из природного материала) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет Тема: «Лесные жители»

1. Учить придавать образу выразительность с помощью характерных поз, признаков и особенностей внешности (шерсть, иголки, мех), украшать изделие с помощью вспомогательных материалов: бусинки, горошинки...

Доклад на тему "КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР, ТНР) "

Экологическое воспитание в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического и речевого развития очень важно....

Конспект дефектологического занятия в средней группе компенсирующей направленности (для детей ОВЗ) Тема: «Путешествие в страну «Геометрических фигур»

Цель: закрепление и систематизирование элементарных представлений детей о геометрических фигурах....