Тема «Свойства воды».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состояниях и видах воды.
2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.
3. Закреплять умение работать в стиле «оригами».
4. Закреплять умение детей видеть в схеме готовую фигуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.8 КБ |
![]() | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация в подготовительной группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество») Тип ситуации: открытие новых знаний. Тема «Свойства воды». Педагог: Барбашова И.А. Основная цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состояниях и видах воды. 2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов. 3. Закреплять умение работать в стиле «оригами». 4. Закреплять умение детей видеть в схеме готовую фигуру. Развивающие: 1. Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы. 2. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать. 3. Развивать речь, любознательность, наблюдательность. Воспитательные: 1. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра. 2. Воспитывать любознательность, интерес к экспериментированию. Демонстрационный материал: Схемы выполнения шапочки в стиле оригами, презентация «Свойства воды», презентация «Где бывает вода в природе», «слайд «Лаборатория», кукла Незнайка, конверт с письмом. Раздаточный материал: листы бумаги по количеству детей, кисти, гуашь, подставка под кисточку, стаканы с водой по количеству детей, чайные ложки, пиалы с водой разной температуры, лед, чайник с кипяченой водой. Предварительная работа: Чтение произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», беседы о воде, ее роли в жизни человека.
1.Введение в игровую ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования к организации этапа:
-ситуация, включающая детей в игровую деятельность
- создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.
-обращение к личному опыту детей
В: Ребята, сегодня я пришла в садик и увидела, что в группе лежит письмо. Кому оно адресовано? От кого? Давайте прочитаем! (Дети читают от кого пришло письмо). Письмо: Здравствуйте, Ребята! Пишет вам Незнайка! У нас в Цветочном городке такой замечательный пруд, и мне так хочется в нем искупаться, но Знайка мне не разрешает, говорит, чтобы я поискал другой водоём, а я считаю, что вода есть только в нашем пруду. В: Как вы думаете, ребята, правильно ли считает Незнайка? (Ответы детей) В: Вы правы! Вода окружает нас повсюду! Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай звуки воды в природе»! Слушайте внимательно! Музыкальные фрагменты «Вода в природе» (дождь, ручей, морские волны и чайки, ливень, водопад) В: Молодцы, ребята, все правильно отгадали! Теперь давайте еще раз вспомним, где бывает вода в природе? (Показ слайда) Ребята, сможем ли мы теперь объяснить Незнайке, что вода может быть не только в пруду? Д: Сможем! В: Ну что ж, давайте вернемся назад к письму: Знайка не разрешает купаться мне в пруду, говорит, что вода там желтая, холодная и дурно пахнет. Ребята, разве может быть вода такой? И какой вообще она бывает? Знайка говорит, что вода обладает разными свойствами! Что это за свойства, расскажите мне пожалуйста! С уважением, Незнайка! В: Ребята, мы с вами поможем Незнайке разобраться со свойствами воды? Д: Поможем! В: Как мы можем сообщить об этом Незнайке? Д: Написать письмо, позвонить по телефону, отправиться в сказку. В: Ребята, хотите отправиться в сказку? Д: Да! В: На чем мы с вами можем отправиться в сказку? Д: На ковре самолете, в сапогах скороходах. В: Я вам предлагаю отправиться на ковре самолете в Цветочный город, ведь наши герои живут там, вот он как раз нас ждет. Садитесь на ковер, держитесь крепче, полетели! (включается музыка) В: Закрываем глаза! Вот нас закружило ветром, летим мы над полями, над сказочными лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, мчимся над облаками. И вот мы видим Цветочный город и приземляемся… Ребята, можете открывать глаза - нас уже встречают! Вы узнали этого героя? Кто же это? Давайте с ним поздороваемся! Д: Здравствуй, Незнайка! Н: Здравствуйте, ребята! Вы получили мое письмо? Вы поможете мне выяснить какие же свойства у воды? Разве вода бывает только чистой?
2.Игровая ситуация: затруднение и осмысление.
Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к месту и причине затруднения.
Требования к организации этапа:
- создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности
- фиксация в речи затруднения
- выявление и фиксация в речи причины затруднения Ребята, я вам предлагаю побывать в лаборатории! Вы знаете что такое лаборатория? Д: Лаборатория – это место, где проводятся различные опыты и эксперименты! В: А вы хотите побыть самыми настоящими лаборантами? Д: Да! В: Как они выглядят? Д: Они носят белый халат и белую шапочку, бахилы, очки, маску. В: А для чего они носят эту специальную одежду? Д: Чтобы поддерживать чистоту! В лаборатории должно быть всегда чисто! Белый цвет- это цвет чистоты, без микробов и бактерий! Очки – чтобы защитить глаза от вредных веществ, которые могут попасть в глаза. Маску: чтобы защитить органы дыхания от вредных веществ. Н: Правильно, ребята! У меня есть как раз волшебные листочки, из которых получатся отличные шапочки. Садитесь за столы! Ребята, смотрите какая шапочка у нас должна получиться! (показываю шапочку) Конструирование. Ну что ж, приступаем! Я буду делать вместе с вами! 1.Берем прямоугольник и складываем его пополам, совмещая короткие стороны. Линию сгиба проглаживаем. Какая исходная форма получилась? (книжка). Размещаем заготовку так, чтобы у получившегося прямоугольника сгиб располагался вверху, смотрел на меня. 2. Складываем еще раз пополам, совмещая короткие стороны. Сложили и раскрыли снова. 3. Опустить правый верхний угол к линии перегиба, то же самое делаем с левым верхним углом. 4. Поднимаем снизу одну полоску кверху, проглаживаем линию сгиба, переворачиваем и то же самое делаем со второй полоской. 5. Теперь оба угла слева и справа загибаем назад. Линии сгиба также проглаживаем. 6. Значок говорит нам о том, что поделку нужно раскрыть изнутри так, чтобы правый и левый углы встретились и получился ромб. 7. Один нижний угол поднимаем к середине ромба. Линию сгиба проглаживаем. Переворачиваем и то же самое делаем с другим нижним углом ромба. 8. Опять ладошка нам говорит о том, что поделку нужно раскрыть. 9. В итоге у нас получилась шапочка! Ну что ж, надевайте шапочки! Удобно? Что-то сваливаются! Ребята, а что можно сделать, чтобы шапочки не сваливались? Д: Прикрепить шапочку резинкой! В: Какие вы у меня находчивые! Ой, у меня как раз есть резинка! Давайте ваши шапочки, я прикреплю резинку! Теперь мы похожи на самых настоящих лаборантов! Пожалуйста, уважаемые лаборанты, занимайте места в лаборатории. И сейчас, Незнайка, мы тебя познакомим со свойствами воды! Садись и запоминай, все, что увидишь и услышишь!
3. Воспроизведение в типовой ситуации и включение в систему знаний.
Цель: создание диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания, закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.
Требования к организации этапа:
- организация подводящего диалога с целью открытия нового знания.
- фиксация нового знания в речи
- соответствие используемых игр цели занятия
-индивидуальные затруднения в играх
- ситуация успеха в совместной деятельности
Опыт 1. Вода не имеет форму. Ребята, у меня два стаканчика, один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливаю воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. В колбу я наливаю воду. Вода какую форму принимает? (форму колбы - шарообразную) В пробирку наливаю воду. Вода принимает какую форму?( Форму пробирки - узкую) В стакан наливаю воду. Вода какую форму принимает? (Форму стакана – широкую) В пакет налила воду(показываю). Какая сейчас форма у воды? Так какую форму имеет вода, ребята? Вывод: вода - жидкая и не имеет форму, она принимает форму того сосуда, в котором находится (показываю алгоритм на интерактивной доске). Опыт 2. Вода прозрачная. Возьмем два стакана. Посмотрите сквозь воду. Что вы видите? Возьмем ложку и окунём её в стакан с водой. Нам видно ложку? (ответы детей). Что мы обнаружили? Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. А теперь окунём ложку в стакан с гуашью. Ложку не видно. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. Вывод: через воду ложку видно, а через гуашь – не видно(меняю алгоритм на интерактивной доске) Физкультминутка В: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.) Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть. В: Отдохнули, ребята? Тогда встаем к демонстрационному столу и продолжим изучение свойств воды. Опыт 3. Вода может быть разной температуры. Предложить детям пиалы с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в какой пиале самая холодная, а в каком – самая теплая вода. Вывод: Вода может быть разной температуры. (показываю алгоритм) Опыт 4 Вода может находиться в трех состояниях твердом, жидком, газообразном. Ребята, когда мы с вами проводили первый опыт ( переливали воду из одного стаканчика в другой) мы определили, что вода может течь, она жидкая! Если в морозилку положить воду, то во что вода превратиться? Д: в лед.( показываю лед) В:Какой лед на ощупь? Д: твердый В: Т.е. в каком состоянии вода может находиться? Д: В твердом! Мы вскипятили воду в чайнике и открыли у чайника крышку. Из чайника выделялся пар, а на крышке мы видим капельки воды, как так получилось?(Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода. Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар. А, пар, остывая, превращается в воду. Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и парообразном. Опыт 5 Вода не имеет собственного запаха. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей) Теперь положите в один стакан пакетик чая. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах? Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды запах. (Показываю алгоритм на интерактивной доске)
Подитог:
В: Ребята, давайте повторим еще раз свойства воды и каждый из вас назовет по одному свойству.(дети повторяют свойства воды) Ну что ж, Незнайка, мы надеемся тебе все понятно со свойствами воды. Теперь ты их знаешь и не будешь сердиться на Знайку, потому что он прав, вода может быть разная! Ну а нам с ребятами пора отправляться в детский сад! Нас ждет ковер – самолет! . Садитесь на ковер, держитесь крепче, полетели! (включается музыка) В: Закрываем глаза! Вот нас закружило ветром, летим мы над полями, над сказочными лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, мчимся над облаками. И вот мы видим над детский сад «Колокольчик»…
- Итог.
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования к организации этапа:
-организация анализа детской цели;
-фиксация нового знания в речи;
-определение выполнения взрослой цели
Вот мы с вами и очутились опять в детском саду. Где же мы с вами побывали? Кому мы помогли? Что нового узнали? (ответы детей)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вода не имеет форму
В о д а п р о з р а ч н а я
Вода не имеет с обственного запаха
У в о д ы н е т в к у с а
0 0 С +25 0 С +60 0 С +100 0 С Вода может быть разной температуры
Вода способна отражать предметы
жидкое Вода может находиться в трех состояниях твердое газообразное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей раннего возраста с неживой природой на тему "Свойства воды".
Знакомство детей со свойствами воды, опыты, рисование....

Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.
Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида. Тема: Свойства воды....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.
Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...
Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме «Свойства воды – переход воды из одного агрегатного состояния в другое»
Закреплять представления детей о свойствах воды (бывает холодной и теплой, прозрачная, без запаха, в воде растворяются некоторые вещества, которые изменяют ее цвет и запах);формировать уме...

Конспект занятия на тему "Свойства воды.Круговорот воды в природе"
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с водой во второй младшей группе Тема: Свойства воды. «Тучка».
Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность....