Тема «Свойства воды».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Комакова Ирина Анатольевна

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состояниях и видах воды.                                                                                                               

2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.                                                 

3. Закреплять умение работать в стиле «оригами».                                                                      

 4. Закреплять умение детей видеть в схеме готовую фигуру.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx27.8 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация в подготовительной группе (интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество») Тип ситуации: открытие новых знаний.                                                                                       Тема «Свойства воды».                                                                                                             Педагог: Барбашова И.А.                                                                                                           Основная цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды. Задачи:                                                                                                                          Образовательные:                                                                                                                           1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состояниях и видах воды.                                                                                                               2. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.                                                 3. Закреплять умение работать в стиле «оригами».                                                                         4. Закреплять умение детей видеть в схеме готовую фигуру.                                                                           Развивающие:                                                                                                                                  1. Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.                                                                                                                                           2. Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.    3. Развивать речь, любознательность, наблюдательность.                                    Воспитательные:                                                                                                                                 1. Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.    2. Воспитывать любознательность, интерес к экспериментированию.     Демонстрационный материал:                                                                                                 Схемы выполнения шапочки в стиле оригами, презентация «Свойства воды», презентация «Где бывает вода в природе», «слайд «Лаборатория», кукла Незнайка, конверт с письмом. Раздаточный материал: листы бумаги по количеству детей, кисти, гуашь, подставка под кисточку, стаканы с водой по количеству детей, чайные ложки, пиалы с водой разной температуры, лед, чайник с кипяченой водой.                                                    Предварительная работа: Чтение произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», беседы о воде, ее роли в жизни человека.

1.Введение в игровую ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к деятельности.

 Требования к организации этапа:

-ситуация, включающая детей в игровую деятельность

- создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.

-обращение к личному опыту детей                                                                                                  

В: Ребята, сегодня я пришла в садик и увидела, что в группе лежит письмо. Кому оно адресовано? От кого? Давайте прочитаем!                                                         (Дети читают от кого пришло письмо).                                                          Письмо: Здравствуйте, Ребята! Пишет вам Незнайка! У нас в Цветочном городке такой замечательный пруд, и мне так хочется в нем искупаться, но Знайка мне не разрешает, говорит, чтобы я поискал другой водоём, а я считаю, что вода есть только в нашем пруду. В: Как вы думаете, ребята, правильно ли считает Незнайка? (Ответы детей)                          В: Вы правы! Вода окружает нас повсюду! Я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай звуки воды в природе»! Слушайте внимательно!                                                                              Музыкальные фрагменты «Вода в природе» (дождь, ручей, морские волны и чайки, ливень, водопад)                                                                                               В: Молодцы, ребята, все правильно отгадали! Теперь давайте еще раз вспомним, где бывает вода в природе? (Показ слайда) Ребята, сможем ли мы теперь объяснить Незнайке, что вода может быть не только в пруду?                                                                    Д: Сможем!                                                                                                              В: Ну что ж, давайте вернемся назад к письму: Знайка не разрешает купаться мне в пруду, говорит, что вода там желтая, холодная и дурно пахнет. Ребята, разве может быть вода такой?         И какой вообще она бывает? Знайка говорит, что вода обладает разными свойствами! Что это за свойства, расскажите мне пожалуйста!                                                           С уважением, Незнайка!                                                                                                       В: Ребята, мы с вами поможем Незнайке разобраться со свойствами воды?                            Д: Поможем!                                                                                                    В: Как мы можем сообщить об этом Незнайке?                                                                   Д: Написать письмо, позвонить по телефону, отправиться в сказку.                                 В: Ребята, хотите отправиться в сказку?                                                                 Д: Да!                                                                                                         В: На чем мы с вами можем отправиться в сказку?                                                 Д: На ковре самолете, в сапогах скороходах.                                                             В: Я вам предлагаю отправиться на ковре самолете в Цветочный город, ведь наши герои живут там, вот он как раз нас ждет. Садитесь на ковер, держитесь крепче, полетели! (включается музыка)                                                                                                                             В: Закрываем глаза! Вот нас закружило ветром, летим мы над полями, над сказочными лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, мчимся над облаками. И вот мы видим Цветочный город и приземляемся…                                                                                                                                               Ребята, можете открывать глаза - нас уже встречают! Вы узнали этого героя? Кто же это? Давайте с ним поздороваемся!                                                                                Д: Здравствуй, Незнайка!                                                                                          Н: Здравствуйте, ребята! Вы получили мое письмо? Вы поможете мне выяснить какие же свойства у воды? Разве вода бывает только чистой?  

2.Игровая ситуация: затруднение и осмысление.

Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к месту и причине затруднения.

Требования к организации этапа:

- создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности

- фиксация в речи затруднения

- выявление и фиксация в речи причины затруднения                                                       Ребята, я вам предлагаю побывать в лаборатории! Вы знаете что такое лаборатория?         Д: Лаборатория – это место, где проводятся различные опыты и эксперименты!                 В: А вы хотите побыть самыми настоящими лаборантами?                                               Д: Да!                                                                                                                                                В: Как они выглядят?                                                                                  Д: Они носят белый халат и белую шапочку, бахилы, очки, маску.                                         В: А для чего они носят эту специальную одежду?                                                                           Д: Чтобы поддерживать чистоту! В лаборатории должно быть всегда чисто! Белый цвет- это цвет чистоты, без микробов и бактерий!  Очки – чтобы защитить глаза от вредных веществ, которые могут попасть в глаза. Маску: чтобы защитить органы дыхания от вредных веществ.                                                                                                                            Н: Правильно, ребята! У меня есть как раз волшебные листочки, из которых получатся отличные шапочки. Садитесь за столы! Ребята, смотрите какая шапочка у нас должна получиться! (показываю шапочку)                                                                         Конструирование.                                                                                               Ну что ж, приступаем! Я буду делать вместе с вами!                                                    1.Берем прямоугольник и складываем его пополам, совмещая короткие стороны. Линию сгиба проглаживаем. Какая исходная форма получилась? (книжка). Размещаем заготовку так, чтобы у получившегося прямоугольника сгиб располагался вверху, смотрел на меня.         2. Складываем еще раз пополам, совмещая короткие стороны. Сложили и раскрыли снова.  3. Опустить правый верхний угол к линии перегиба, то же самое делаем с левым верхним углом.                                                                                                                    4. Поднимаем снизу одну полоску кверху, проглаживаем линию сгиба, переворачиваем и то же самое делаем со второй полоской.                                                                           5. Теперь оба угла слева и справа загибаем назад. Линии сгиба также проглаживаем.         6. Значок говорит нам о том, что поделку нужно раскрыть изнутри так, чтобы правый и левый углы встретились и получился ромб.                                                         7. Один нижний угол поднимаем к середине ромба. Линию сгиба проглаживаем. Переворачиваем и то же самое делаем с другим нижним углом ромба.                                   8. Опять ладошка нам говорит о том, что поделку нужно раскрыть.                                        9. В итоге у нас получилась шапочка!                                                                  Ну что ж, надевайте шапочки! Удобно? Что-то сваливаются! Ребята, а что можно сделать, чтобы шапочки не сваливались?                                                                                                      Д: Прикрепить шапочку резинкой!                                                                                                В: Какие вы у меня находчивые! Ой, у меня как раз есть резинка! Давайте ваши шапочки, я прикреплю резинку! Теперь мы похожи на самых настоящих лаборантов! Пожалуйста, уважаемые лаборанты, занимайте места в лаборатории. И сейчас, Незнайка, мы тебя познакомим со свойствами воды! Садись и запоминай, все, что увидишь и услышишь!

3. Воспроизведение в типовой ситуации и включение в систему знаний.

Цель: создание диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания, закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

 Требования к организации этапа:

- организация подводящего диалога с целью открытия нового знания.

- фиксация нового знания в речи

- соответствие используемых игр цели занятия

-индивидуальные затруднения в играх

- ситуация успеха в совместной деятельности

 

Опыт 1. Вода не имеет форму.                                                                                              Ребята, у меня  два стаканчика, один – с водой, другой – пустой. Аккуратно переливаю воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.                                                                      В колбу я наливаю воду. Вода какую форму принимает? (форму колбы - шарообразную)              В пробирку наливаю воду. Вода принимает какую форму?( Форму пробирки - узкую)                      В стакан наливаю воду. Вода какую форму принимает? (Форму стакана – широкую)              В пакет налила воду(показываю). Какая сейчас форма у воды? Так какую форму имеет вода, ребята?                                                                                                                                   Вывод: вода - жидкая и не имеет форму, она принимает форму того сосуда, в котором находится (показываю алгоритм на интерактивной доске).                                                             Опыт 2. Вода прозрачная.                                                                                                                    Возьмем два стакана. Посмотрите сквозь воду. Что вы видите? Возьмем ложку и окунём её в стакан с водой. Нам видно ложку? (ответы детей). Что мы обнаружили?                                                                                                   Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. А теперь окунём ложку в стакан с гуашью. Ложку не видно. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. Вывод: через воду ложку видно, а через гуашь – не видно(меняю алгоритм на интерактивной доске)                                                    Физкультминутка                                                                                                                             В: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов.                                                                         (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)                                                                                            Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.
(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.
(Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.                                                                                                                             В: Отдохнули, ребята? Тогда встаем к демонстрационному столу и продолжим изучение свойств воды.                                                                                                                            
Опыт 3. Вода может быть разной температуры.   Предложить детям пиалы с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в какой пиале самая холодная, а в каком – самая теплая вода.                                                                                                     Вывод: Вода может быть разной температуры. (показываю алгоритм)                                                                                               Опыт 4 Вода может находиться в трех состояниях твердом, жидком, газообразном.                                                                                                                              Ребята, когда мы с вами проводили первый опыт ( переливали воду из одного стаканчика в другой) мы определили, что вода может течь, она жидкая!                                                                                                                               Если в морозилку положить воду, то во что вода превратиться?                                               Д: в лед.( показываю лед)                                                                                                               В:Какой лед на ощупь?                                                                                                                     Д: твердый                                                                                                                                              В: Т.е. в каком состоянии вода может находиться?                                                                      Д: В твердом!                                                                                                                                 Мы вскипятили воду в чайнике и открыли у чайника крышку. Из чайника выделялся пар, а на крышке мы видим капельки воды, как так получилось?(Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода. Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар. А, пар, остывая, превращается в воду.                                                                                                              Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и парообразном.                                                                                                                          Опыт 5 Вода не имеет собственного запаха.                                                                                     Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)                                      Теперь положите в один стакан пакетик чая. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах?                                                                                                                     Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды запах. (Показываю алгоритм на интерактивной доске)   

Подитог:                                                                                      

В: Ребята, давайте повторим еще раз свойства воды и каждый из вас назовет по одному свойству.(дети повторяют свойства воды)                                                           Ну что ж, Незнайка, мы надеемся тебе все понятно со свойствами воды. Теперь ты их знаешь и не будешь сердиться на Знайку, потому что он прав, вода может быть разная! Ну а нам с ребятами пора отправляться в детский сад! Нас ждет ковер – самолет! . Садитесь на ковер, держитесь крепче, полетели! (включается музыка)                                                                                                                             В: Закрываем глаза! Вот нас закружило ветром, летим мы над полями, над сказочными лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, мчимся над облаками. И вот мы видим        над детский сад «Колокольчик»…

  1. Итог.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования к организации этапа:

-организация анализа детской цели;

-фиксация нового знания в речи;

-определение выполнения взрослой цели

Вот мы с вами и очутились опять в детском саду. Где же мы с вами побывали? Кому мы помогли? Что нового узнали? (ответы детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Вода не имеет форму

Слайд 4

В о д а п р о з р а ч н а я

Слайд 5

Вода не имеет с обственного запаха

Слайд 6

У в о д ы н е т в к у с а

Слайд 7

0 0 С +25 0 С +60 0 С +100 0 С Вода может быть разной температуры

Слайд 8

Вода способна отражать предметы

Слайд 9

жидкое Вода может находиться в трех состояниях твердое газообразное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.

Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида.  Тема: Свойства воды....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»    Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме «Свойства воды – переход воды из одного агрегатного состояния в другое»

Закреплять представления детей о свойствах воды (бывает холодной и теплой, прозрачная, без запаха,  в воде растворяются некоторые вещества, которые изменяют ее цвет и запах);формировать уме...

Конспект занятия на тему "Свойства воды.Круговорот воды в природе"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию с водой во второй младшей группе Тема: Свойства воды. «Тучка».

Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность....