"Малая Родина -мой Нижнекамск"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 58»
ПРОЕКТ
Вторая группа раннего возраста
«Моя малая Родина- мой Нижнекамск»
Творческая группа: Васкина Алсу Нурулловна Стефанцева Эльвира Александровна Насибуллина Розалия Ильгизаровна Альмухаметова Ирина Ирековна |
Тип проекта: педагогический
Вид проекта: долгосрочный
декабрь 2015
Содержание
SWOT-анализ по введению проекта
Распределение обязанностей в команде
Список использованной литературы
Резюме проекта
Наименование проекта | Групповой педагогический проект в младшей группе «Моя малая Родина» |
Основания для разработки | Формирование систематизированных знаний о семье, детском саде, родном городе у детей младшего дошкольного возраста. |
Цель проекта | Сформировать у детей духовно-патриотическое отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Сформировать знания о родном городе. |
Задачи проекта |
|
Структура проекта |
|
Участники проекта |
|
Сроки и этапы реализации | 1 этап. Организационно-подготовительный. (январь 2016) 2 этап. Внедренческий (февраль 2016 года - ноябрь 2016 года) 3 этап. Обобщающий (декабрь 2016) |
Ожидаемый результат | Сформированность интереса и знаний о родном городе, семье, о людях, работающих в детском саду. Установление более тесных взаимоотношений между участниками проекта. Методические рекомендации отразят систему работы и послужат дополнением к тематическим занятиям по познавательной деятельности. |
Актуальность
В последнее время все чаще говорят о воспитании патриотизма. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма у детей младшего дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А
Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей через познание Родины.
Содержанием патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста можно выделить следующие моменты:
- приобщение детей к культурному наследию через праздники, устное народное творчество, музыкальный фольклор, народные игры;
- знакомство с семьёй, членами семьи, родственниками. Так же знакомство с городом, его историей, гербом, достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, совместно со взрослыми, посев цветов, овощей и другое;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Цель проекта:
Сформировать у детей духовно-патриотическое отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Сформировать знания о родном городе.
Задачи:
- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста и выявить профессиональные затруднения;
- Организовать методическое сопровождение дидактическим материалом;
- Разработать картотеку игр по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста;
- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей раннего дошкольного возраста с играми по духовно-нравственному воспитанию;
- Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по воспитанию духовно-патриотических качеств детей раннего дошкольного возраста.
Ресурсное обеспечение проекта
Ресурсы | Что имеем | Перспективы |
Психолого-педагогические условия |
|
|
Предметно-пространственная среда | Модель развивающей среды в условиях ФГОС | Дополнение модели развивающей среды в условиях ФГОС |
Материально-технические условия |
| Пополнение методического обеспечения. |
SWOT-анализ по введению проекта
Сильные стороны
| Слабые стороны
|
Возможности
| Угрозы (риски)
|
Распределение обязанностей в команде
Старший воспитатель:
- координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.
Воспитатели:
- являются основными участниками реализации проекта;
- выполняют функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности
- организуют работу методической работы в ДОУ: методических объединений, повышения педагогической образованности родителей, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др.;
- занимаются информационным сопровождением проекта;
- поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный (январь 2016)
Содержание этапа:
- Анализ состояния готовности к внедрению проекта:
- Изучение научной и методической литературы;
- Составление диагностических карт и проведение педагогической диагностики;
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
- Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
2 этап. Внедренческий (февраль 2016 года - ноябрь 2016 года)
Содержание этапа:
- Реализация проекта;
- Различные формы работы с детьми;
- Взаимодействие с родителями по реализации проекта.
- Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий.
3 этап. Обобщающий (декабрь 2015 года)
Содержание этапа:
- Мониторинг эффективности реализации проекта;
- Выявление, обобщение педагогического опыта.
- Определение путей совершенствования методической работы.
- Заключительное мероприятие в рамках проекта.
Перспективы развития проекта
- Дальнейшая непрерывная систематическая работа по духовно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста;
- Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
- Продолжение работы по использованию проектных технологий по духовно-патриотическому воспитанию.
- Повышение качества образования.
Список использованной литературы
- Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А. М. Виноградова, Просвещение: 1989. – 250 с.
- Воспитание школьников (теоретический и научно – методический журнал) №3/2002г.
- Воспитание школьников (теоретический и научно – методический журнал) №10 /2005г.
- Герасимова, З.А. Родной свой край люби и знай / 3.А. Герасимова, дошкольное воспитание: №12 - 2001. – 47 с.
- Жуковская, Р.И. Родной край / Р.И. Жуковская, М.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Просвещение: 1981. – 215 с.
- Запорожец А.В. Основы дошкольной педагогики / А.В. Запорожец, Москва 1980. – 267 с.
- Низамов, Р.А. Воспитание детей в семье. / Казань: Татарское книжное издательство 1985.
- Новикова, А.В. О национальном характере воспитания и образования / А.В. Новикова, «Народное образование» №4, 2001. – 267с.
- Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский, Москва, Молодая гвардия: 1971г.
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей «Знает ли ваш ребенок родной город?»
Ф. И. О. родителей: _________________________________________________
Ф. И. О. ребенка: ____________________________________________________
Возраст ребенка: ____________________________________________________
Группа: ___________________________________________________________
1. Знает ли ваш ребенок как называется город, в котором он живет? Да/нет
2. Знает ли ваш ребенок как называется главная улица города? Да/нет
3. Знает ли ваш ребенок свой домашний адрес? Да/нет
4. Знает ли ваш ребенок название д/с, в который он ходит? Да/нет
5. Знакомите ли вы своих детей с достопримечательностями Нижнекамска (памятниками, музеями, парками, и т.д.). В какой форме проходит ваше знакомство (экскурсии, наблюдения). Да/нет
__________________________________________________________________
6. Как проводите выходной с ребенком? ________________________________
7. Есть ли у вас затруднения по ознакомлению детей с родным городом? Да/нет
8. Что вы сами знаете о своем городе (история, традиции, география)?
Приложение 2
Опросник по теме «Мой любимый Нижнекамск»
Группа: ___________________________________________________________
Количество детей: __________________________________________________
1. Как называется наш город?
2. Как называется наш детский сад?
3. Кто работает в детском саду? Назовите профессии людей, которые в нем работают?
4. Какие здания окружают наш детский сад?
5. Чем тебе нравиться Нижнекамск?
6. Есть ли у тебя в городе любимые места? Если есть, почему ты их любишь?
7. Знаешь ли ты свой домашний адрес?
8. Как надо вести себя на улицах города?
Приложение 3
Диагностика детей дошкольного возраста
по выявлению уровня знаний о родном городе.
Задание 1. «Родной город»
Цель: название своего города,
Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла) - Ребенок без особого труда узнает и называет город
Средний уровень (2 балла) - Ребенок не уверенно называет город
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок не знает названия города
Задание 2. «Домашний адрес»
Цель: знание домашнего адреса.
Методы: Беседа, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Назови свой адрес» (А знаешь ли ты адрес детского сада)
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) - Ребенок без особого труда называет домашний адрес (и адрес детского сада)
Средний уровень (2 балла) - Ребенок не уверенно называет адрес, путается.
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок не знает домашний адрес.
Задание 3. «Родная природа»
Цель: знание растительного мира, животных родного города, правила
поведения на природе.
Методы: Беседа, рассматривание фото, рисунков, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на
вопрос «Как называется это растение, животное», «Как нужно себя вести в лесу, возле водоема»
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) - Ребенок без особого труда называет растения и животных, а также правила поведения на природе.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок не уверенно называет растения и животных. Называет не все правила.
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок не знает растения и животных, не знает правила.
Задание 4. «Достопримечательности»
Цель: умение узнавать достопримечательности родного города
Методы: Беседа, показ фотографий, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми, рассматривание фото.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) - Ребенок узнает и называет достопримечательности, связанные с детским отдыхом
Средний уровень (2 балла) - Ребенок узнает, но не всегда может назвать достопримечательность.
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок не узнает и не называет достопримечательность.
Задание 5. «Профессии родителей, жителей города»
Цель: знание и называние профессий родителей, жителей города.
Методы: Беседа, рассматривание иллюстраций, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на
вопрос «Где работает мама, папа, кем они работают?», «Какие еще
профессии в нашем городе ты знаешь»
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) - Ребенок без труда называет место работы и профессию родителей, другие профессии.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок не точно называет профессии родителей и их место работы, называет мало других профессий.
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок не называет профессии и место работы родителей, не знает других профессий.
Задание 6. «Транспорт города»
Цель: умение называть городской транспорт
Методы: Беседа, показ иллюстраций, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций, запись
ответов детей.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) - Ребенок называет транспорт нашего города
Средний уровень (2 балла) - Ребенок называет не весь транспорт
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок не знает названия городского транспорта
Задание 7. «Моя семья»
Цель: умение называть свою фамилию, имена родителей, родственников,
знает родственные связи, увлечения своей семьи.
Методы: Беседа, запись ответов детей.
Ход проведения: Беседа с детьми. Запись ответов детей.
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) - Ребенок называет фамилию, имена всех родственников, родственные связи, увлечения.
Средний уровень (2 балла) - Ребенок называет не всех родственников, путается в связях.
Низкий уровень (1 балл) - Ребенок не знает фамилию, родственников.
Перспективный план к долгосрочному проекту в младшей группе
«Моя малая Родина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...
проект "Нижнекамск - моя малая Родина"
краеведческий проект...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...
Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)
Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)«Я эту землю Родиной зову»...