Мастер класс "Экспериментируем, размышляем, познаем"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данный мастер класс связан с экспериментальной деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
Цель мастер класса - продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_eksperimentiruem_razmyshlyaem_poznaem.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Экспериментируем, размышляем, познаем»
Данный мастер - класс связан с экспериментальной деятельностью
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Экспериментируя, ребенок различными способами самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность.
Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
.Цель мастер-класса: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.
Задачи:
1. Вовлечь педагогов в совместное проведение опытов, знакомящих дошкольников со свойствами воздуха, воды, бумаги, магнита
2. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
3. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Оборудование и материал: ноут - бук, мультимедиа, столы, стулья, презентация
Раздаточный материал: салфетки, банка, крышка, лед, виноград, одноразовые стаканы, таз, цветы из цв., бумаги, лапки из пластилина, песок, карандаши, газ., вода, вода, тарелки, пчелы на магнитах, цветок.
Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, бумага).
2. О природных явлениях (дождь).
3.О закономерностях в природе
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Позволю себе напомнить структуру игры - эксперимента
- Постановка, формулирование проблемы;
· Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
· Проверка гипотез;
· Подведение итогов, вывод;
· Фиксация результатов;
· Вопросы детей.
В процессе детского экспериментирования дошкольники учатся:
1. видеть и выделять проблему;
2. принимать и ставить цель;
3. решать проблему;
4. анализировать объект или явление;
5. выделять существенные признаки и связи;
6. сопоставлять различные факты;
7. выдвигать гипотезы, предположения;
8. отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
9. осуществлять эксперимент;
10. делать выводы;
11. фиксировать этапы действий и результаты графически.
Ход мастер - класса.
-Все мы любим сказки, а дети особенно. Сегодня я хотела бы в форме сказки познакомить вас с некоторыми видами экспериментов. Сказка называется «Чудеса большого мира».
(Звучит тихая мелодия под начало сказки)
Слайд №1
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.
Слайд №2
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов это были кувшинки. (Ответы детей)
Опыт № 1
Перед вами лежат цветы вырезанные из цветной бумаги и с помощью карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите цветы на воду, налитую в таз.
Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Как вы, думайте, почему это происходит?
Слайд №3
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Налейте в стакан газированной воды и положите в нее виноградинку (рыбка).
Что происходит с виноградом?
Как вы, думаете, почему?
Слайд №4
Но тут подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь. (Музыка ветра и дождя)
Утенок испугался и спрятался под кустом.
Опыт № 3
Друзья предлагаю вам налить в банки горячей воды. Сразу оговорюсь, если бы были дети, то этот опыт я бы провела сама в целях безопасности детей.
Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда.
Что же происходит со льдом?
Как вы считаете, почему это происходит?
Слайд №5
Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнце. Утенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы,
Опыт № 4
Возьмите тарелки с влажным песком и попробуйте нанести отпечатки следов.
а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
А вы как думаете, чьи следы мог увидеть утенок?
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
Слайд №6
(музыка - жужжания пчел)
Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.
Опыт № 5
Подойдите к лугу с цветами и посадите добрых пчелок на цветы.
Как вы, думаете, почему пчелки не падают с цветов?
Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир, но он устал и захотел вернуться. Но у него осталось много вопросов, на которые ему могла ответить только мама-утка
1. Почему же распускаются кувшинки?
2. Почему плавают рыбки?
3. Почему идет дождь?
4. Почему остались следы на песке?
5. Почему пчелы летят на цветы?
А теперь мне бы хотелось показать вам – взрослым маленькое волшебство под новый год.
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
-Как же получился взрыв цвета в молоке? (Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение).
Рефлексия.
Эти все – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Хотелось бы в двух словах узнать о ваших впечатлениях о мастер – классе. Предлагаю использовать для этого цветик - семицветик, давая вам выбор.
На лепестках цветка написаны вопросы:
1. Что я сегодня узнала?
2. Что для меня было интересно?
3. Я поняла, что…
4. Теперь я могу…
5. Я приобрела…
6. Что меня удивило?
7. Что я возьму для своей работы?
Спасибо за работу!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Интересуясь-познаем, познавая-развиваемся"
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педаго...
Презентация мастер-класса "Экспериментируя - познаем окружающий мир"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15602937","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]]https://yadi.sk/i/aV3EGyxwKHCIrQ...
Презентация мастер-класса "Экспериментируя - познаем окружающий мир"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15602985","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"319","width":"480"}}]]https://yadi.sk/i/aV3EGyxwKHCIrQ...
Программа "Чувствуем, познаем, размышляем"
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.Б.П.НикитинТворческие...
Чувствуем - познаем - размышляем. Семинар-практикум для педагогов.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же вкусе, запахе. Значен...
Методическое пособие "Размышляем. Мастерим. Развиваемся."
Методическое пособие раскрывает технологию подготовки и проведения интегрированных занятий для детей младшего возраста в детском саду....
Проект по сенсорному развитию детей 2 мл.группы через восприятие: «Чувствуем-познаем-размышляем»
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт....