Конспект занятия-экспериментирования "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Знакомство детей подготовительной группы ЗПР со свойствами воды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_svoystva_vody.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия-экспериментирования «Свойства воды».

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.

Задачи: Образовательные

  • Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе
  • Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
  • Способствовать развитию познавательной активности ребенка;
  • Учить понимать простейшие причинные связи между явлениями;
  • Обогащать знания детей об основных правилах природопользования,
  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между поступками человека и состоянием природного окружения.
  • Учить детей осознавать социальную значимость деятельности человека в природе.
  • Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
  • Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде
  • Продолжить знакомство детей с литературным наследием Б. Заходера.  

Коррекционно-развивающие

  • Развивать память, внимание, мышление
  • Развивать общую и мелкую моторики
  • Развивать творческое воображение
  • . Развивать любознательность

Речевые

  • Продолжать формировать у детей грамматический строй речи
  • Вводить в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, морская, океаническая, речная, родниковая, озёрная, болотная, пресная, течь, капать, литься.
  • Учить отвечать полным ответом.

Воспитательные

Воспитывать у детей потребность и готовность помочь природе.

  • Поддерживать интерес к исследованию, обследованию природных объектов.
  • Развивать эмоциональную чувствительность; приобщать к созерцанию красоты природы; воспитывать способность удивляться, радоваться.
  • Воспитывать интерес к совместной деятельности
  • Формировать у детей переживания эмпатийного характера (сочувствие, радость)

Выкладывание слова ВОДА по первым буквам слов

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Сегодня мы познакомимся с её свойствами.

Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой она умеет превращаться и быть разной. В виде дождя. Града. Снега. Инея. Тумана. Льда.

Вот отгадайте мои загадки.

 Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
 (снег)(картинка)

 Из тучки, как из решета,

Капля за каплей – капает вода!

Рады ей цветы и птицы,

Скажи, что это за водица? (Дождь)

 Растет она вниз головою

Не летом растет – а зимою

Чуть солнце ее припечет –

Растает она и умрет. (сосулька)(картинка)

 Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом. (
Туман) .

Белые овечки, по небу гуляют

Соберутся в стаи, солнце закрывают (Облака)

Тучи и облака состоят из капелек воды. Туман тоже состоит из мелких капелек воды. Помните, мы с вами говорили о путешествии капельки. Капельки воды из облаков падают вниз на землю, а потом испаряются с поверхностей рек и океанов и вновь поднимаются наверх.

Летит с неба, как горох,

Создаёт переполох.

Вокруг ему никто не рад.

А как зовут его все? (Град) 

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …(
иней)

П: Сегодня, РЕБЯТА, мы познакомимся с некоторыми свойствами воды.

Ребята, Бывает вода в морях и океанах, это вода солёная

Вода в море, как назвать по другому? (морская)

Вода в океане? (океаническая)

Бывает вода в реках, как назвать по другому? (речная)

В озёрах? (озёрная)

В родниках? (родниковая)

В болоте? (болотная)

Бывает вода спокойная (в равнинных реках, озёрах, прудах) и бурная (в горных реках, в морях и океанах во время шторма)

В морях и океанах вода солёная, её пить нельзя, а в реках, озёрах , вода пресная, т.е. не солёная. Она годится для питья.  Она обязательно должна быть чистой. Воду надо обязательно очистить и прокипятить, чтобы она стала питьевой.

Как называется вода после кипячения? (кипячённая) Для чего кипятят воду? (чтобы убить микробов)

Ребята, воду можно не только увидеть, но и услышать.

Как можно сказать про дождь? Что он делает?

Как можно сказать про струйку воды?

Если кран в доме не закрыть до конца, что будет делать вода?

Дети : течет, шумит, льётся, капает

А теперь я хочу знать, много ли  знаете слов, связанных с водой.

1. Как называются растения, которые растут на дне моря, реки, океана?

(водоросли)

2. Как называется поток воды, который падает с огромной высоты?

(Водопад)

3. Как называется человек, который в специальном костюме спускается на дно водоема и изучает его?

(Водолаз)

Вспомните отгадки и подумать, что общего в этих словах?

- Все слова связаны с водой и у них общая часть «вод»

Игра с мячом  «Скажи наоборот»

Мяч ребенку : из одного крана течет горячая вода, а из другого.

Река глубокая, а ручей.

В водопаде вода шумит громко, а в реке

Река может бежать быстро, а может.

В океане волны большие, а в реке.

В ручейке вода бежит, а в пруду.

Мы пьем чистую воду, а в луже вода.

Вот видите, ребята, вода бывает разной.

Давайте ее рассмотрим.

Опыт 1. «Вода – это жидкость»

 - Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

- Что делает вода?

Д. Льется, течет, переливается.

 Почему?

Д. Потому что она жидкая.

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

- Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.

(прикрепить на доску)

Опыт 2. «Вода прозрачная и бесцветная»

- Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

На столе  стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?

Д. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства).

- Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»

На столе  2 стакана с водой, зелёнка, йод

- я сейчас в воду добавлю волшебную капельку и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Опыт 4. «Вода не имеет запаха»

- А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)

Опыт 5. «Вода не имеет вкуса»

- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).

. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

- давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

 Вот видите, ребята, вода бывает разной.

Мы сегодня, много говорили о воде, много о ней узнали. Кто может рассказать про воду по нашим рисункам?

- вода это жидкость;

- вода прозрачная;

- вода бесцветная;

- вода безвкусная;

- вода не имеет запаха.

Физкультминутка

В ранний час туман разлился,

Он на землю опустился,

 Покрыл мглой все вокруг:

Лес и луг, луга и поле.

До обеда погулял -

И рассеялся - пропал.

П: Отдохнули, а теперь расскажем, как человек использует воду?

Дети: Умывается, моется под душем, в ванной, в бане, стирает, убирает дома, поливает огород, поля, готовит обед, пьёт, поит животных.

Вода нужна нам для того, чтобы пить, варить еду.

Вода нужна нам, чтобы поддерживать чистоту в помещении.

Вода помогает нам ухаживать за  растениями. Вода помогает растениям расти.

Воду используют на фабриках и заводах. Очень много пресной воды люди тратят, а много ли её в природе?

(Высказывания детей)

 П:Очень, очень мало пресной воды на земле и её надо беречь и экономить.

Да, воду надо беречь!!!

Не выливать и ничего не бросать в реку. Не загрязнять воду.

Не мыть машины на берегу.

Не выливать в реки отходы.

На заводах и фабриках строить очистные сооружения. (иллюстрации)

П:От загрязнения страдает всё живое: погибают в грязной реке растения и рыбы, грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека. Не пейте некипяченую воду из реки, озера – в ней могут быть микробы.

А как воду можно экономить?

Дети:

При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.

Закрывать хорошо кран после потребления.

Охлаждать летом газ. воду, квас в холодильнике, а не под струёй воды.

П:Молодцы, правильно. Сейчас я вам прочитаю стихотворение о том, что может случиться, если не экономить воду.

(Чтение стих. Б Заходера «Что случилось с рекой»)

Течёт река издалека… Течёт река…Течёт река…

Как хорошо, когда река и широка, и глубока!

Над ней – пышнее облака, свежей дыханье ветерка,

Стройнее, выше лес над ней, и луг прибрежный – зеленей!..

Течёт река… Течёт река… Поит поля и города,

Несёт и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне.

Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул!!!

Нет, нет, никто не утонул. Нет, нет, как раз наоборот:

На мель садится пароход! Средь бела дня какой скандал!

Наверно, лоцман маху дал? Да нет! Далёко до буйка…

Тут глубока была река. Была. Вот именно – Б Ы Л А.

Была, да, видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаём.

Река становится ручьём! Уже и лодки на мели,

Пловцы вдруг посуху пошли, а рыбы?

В горе и тоске бедняжки бьются на песке!

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: «Какой пустяк!» Пустяк… Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка пропала целая река!

 Ребята, запомните пословицу: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

А сейчас, ребята, посмотрите на картинки, перед вами подводное царство с подводной лодкой, дорисуйте на нижнем рисунке недостающие детали и раскрасьте картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Секреты воды. У воды температура".

Экспериментирование в подготовительной группе. Соответствует ФГОС....

Конспект образовательной ситуации "Водичка, водичка"

Помощь родителям в обучении детей культурно гигиеническим навыкам...

Конспект ООД Тема: "Водичка, водичка" вторая младшая группа

Конспект  ООД Тема: "Водичка, водичка" вторая младшая группа...

Конспект "Опыты с водой" в рамках экологического проекта "О значении воды".

Развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой;развивать наблюдательность,способность сравнивать,сопостовлять,делать выводы....

Конспект ООД "С водой и без воды"

Конспект ООД "С водой и без воды"...

Конспект интеллектуальной игры "Вода- водичка"

в помощь воспитателям, мероприятие можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста...