Конспект занятия-экспериментирования "Свойства воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей подготовительной группы ЗПР со свойствами воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_svoystva_vody.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия-экспериментирования «Свойства воды».
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.
Задачи: Образовательные
- Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе
- Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
- Способствовать развитию познавательной активности ребенка;
- Учить понимать простейшие причинные связи между явлениями;
- Обогащать знания детей об основных правилах природопользования,
- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между поступками человека и состоянием природного окружения.
- Учить детей осознавать социальную значимость деятельности человека в природе.
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
- Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде
- Продолжить знакомство детей с литературным наследием Б. Заходера.
Коррекционно-развивающие
- Развивать память, внимание, мышление
- Развивать общую и мелкую моторики
- Развивать творческое воображение
- . Развивать любознательность
Речевые
- Продолжать формировать у детей грамматический строй речи
- Вводить в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, морская, океаническая, речная, родниковая, озёрная, болотная, пресная, течь, капать, литься.
- Учить отвечать полным ответом.
Воспитательные
Воспитывать у детей потребность и готовность помочь природе.
- Поддерживать интерес к исследованию, обследованию природных объектов.
- Развивать эмоциональную чувствительность; приобщать к созерцанию красоты природы; воспитывать способность удивляться, радоваться.
- Воспитывать интерес к совместной деятельности
- Формировать у детей переживания эмпатийного характера (сочувствие, радость)
Выкладывание слова ВОДА по первым буквам слов
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька – замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Сегодня мы познакомимся с её свойствами.
Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой она умеет превращаться и быть разной. В виде дождя. Града. Снега. Инея. Тумана. Льда.
Вот отгадайте мои загадки.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)(картинка)
Из тучки, как из решета,
Капля за каплей – капает вода!
Рады ей цветы и птицы,
Скажи, что это за водица? (Дождь)
Растет она вниз головою
Не летом растет – а зимою
Чуть солнце ее припечет –
Растает она и умрет. (сосулька)(картинка)
Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом. (Туман) .
Белые овечки, по небу гуляют
Соберутся в стаи, солнце закрывают (Облака)
Тучи и облака состоят из капелек воды. Туман тоже состоит из мелких капелек воды. Помните, мы с вами говорили о путешествии капельки. Капельки воды из облаков падают вниз на землю, а потом испаряются с поверхностей рек и океанов и вновь поднимаются наверх.
Летит с неба, как горох,
Создаёт переполох.
Вокруг ему никто не рад.
А как зовут его все? (Град)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …(иней)
П: Сегодня, РЕБЯТА, мы познакомимся с некоторыми свойствами воды.
Ребята, Бывает вода в морях и океанах, это вода солёная
Вода в море, как назвать по другому? (морская)
Вода в океане? (океаническая)
Бывает вода в реках, как назвать по другому? (речная)
В озёрах? (озёрная)
В родниках? (родниковая)
В болоте? (болотная)
Бывает вода спокойная (в равнинных реках, озёрах, прудах) и бурная (в горных реках, в морях и океанах во время шторма)
В морях и океанах вода солёная, её пить нельзя, а в реках, озёрах , вода пресная, т.е. не солёная. Она годится для питья. Она обязательно должна быть чистой. Воду надо обязательно очистить и прокипятить, чтобы она стала питьевой.
Как называется вода после кипячения? (кипячённая) Для чего кипятят воду? (чтобы убить микробов)
Ребята, воду можно не только увидеть, но и услышать.
Как можно сказать про дождь? Что он делает?
Как можно сказать про струйку воды?
Если кран в доме не закрыть до конца, что будет делать вода?
Дети : течет, шумит, льётся, капает
А теперь я хочу знать, много ли знаете слов, связанных с водой.
1. Как называются растения, которые растут на дне моря, реки, океана?
(водоросли)
2. Как называется поток воды, который падает с огромной высоты?
(Водопад)
3. Как называется человек, который в специальном костюме спускается на дно водоема и изучает его?
(Водолаз)
Вспомните отгадки и подумать, что общего в этих словах?
- Все слова связаны с водой и у них общая часть «вод»
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Мяч ребенку : из одного крана течет горячая вода, а из другого.
Река глубокая, а ручей.
В водопаде вода шумит громко, а в реке
Река может бежать быстро, а может.
В океане волны большие, а в реке.
В ручейке вода бежит, а в пруду.
Мы пьем чистую воду, а в луже вода.
Вот видите, ребята, вода бывает разной.
Давайте ее рассмотрим.
Опыт 1. «Вода – это жидкость»
- Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.
- Что делает вода?
Д. Льется, течет, переливается.
Почему?
Д. Потому что она жидкая.
Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.
- Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.
(прикрепить на доску)
Опыт 2. «Вода прозрачная и бесцветная»
- Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.
На столе стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)
В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?
Д. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства).
- Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»
На столе 2 стакана с водой, зелёнка, йод
- я сейчас в воду добавлю волшебную капельку и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Опыт 4. «Вода не имеет запаха»
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)
Опыт 5. «Вода не имеет вкуса»
- А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).
. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
- давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.
Вот видите, ребята, вода бывает разной.
Мы сегодня, много говорили о воде, много о ней узнали. Кто может рассказать про воду по нашим рисункам?
- вода это жидкость;
- вода прозрачная;
- вода бесцветная;
- вода безвкусная;
- вода не имеет запаха.
Физкультминутка
В ранний час туман разлился,
Он на землю опустился,
Покрыл мглой все вокруг:
Лес и луг, луга и поле.
До обеда погулял -
И рассеялся - пропал.
П: Отдохнули, а теперь расскажем, как человек использует воду?
Дети: Умывается, моется под душем, в ванной, в бане, стирает, убирает дома, поливает огород, поля, готовит обед, пьёт, поит животных.
Вода нужна нам для того, чтобы пить, варить еду.
Вода нужна нам, чтобы поддерживать чистоту в помещении.
Вода помогает нам ухаживать за растениями. Вода помогает растениям расти.
Воду используют на фабриках и заводах. Очень много пресной воды люди тратят, а много ли её в природе?
(Высказывания детей)
П:Очень, очень мало пресной воды на земле и её надо беречь и экономить.
Да, воду надо беречь!!!
Не выливать и ничего не бросать в реку. Не загрязнять воду.
Не мыть машины на берегу.
Не выливать в реки отходы.
На заводах и фабриках строить очистные сооружения. (иллюстрации)
П:От загрязнения страдает всё живое: погибают в грязной реке растения и рыбы, грязная вода вредна для животных, птиц и здоровья человека. Не пейте некипяченую воду из реки, озера – в ней могут быть микробы.
А как воду можно экономить?
Дети:
При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло.
Закрывать хорошо кран после потребления.
Охлаждать летом газ. воду, квас в холодильнике, а не под струёй воды.
П:Молодцы, правильно. Сейчас я вам прочитаю стихотворение о том, что может случиться, если не экономить воду.
(Чтение стих. Б Заходера «Что случилось с рекой»)
Течёт река издалека… Течёт река…Течёт река…
Как хорошо, когда река и широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака, свежей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес над ней, и луг прибрежный – зеленей!..
Течёт река… Течёт река… Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда, и рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне.
Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул!!!
Нет, нет, никто не утонул. Нет, нет, как раз наоборот:
На мель садится пароход! Средь бела дня какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал? Да нет! Далёко до буйка…
Тут глубока была река. Была. Вот именно – Б Ы Л А.
Была, да, видимо, сплыла. Ах, реку мы не узнаём.
Река становится ручьём! Уже и лодки на мели,
Пловцы вдруг посуху пошли, а рыбы?
В горе и тоске бедняжки бьются на песке!
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: «Какой пустяк!» Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка пропала целая река!
Ребята, запомните пословицу: «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».
А сейчас, ребята, посмотрите на картинки, перед вами подводное царство с подводной лодкой, дорисуйте на нижнем рисунке недостающие детали и раскрасьте картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект на тему «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Значение воды для всего живого....
Конспект НОД "Секреты воды. У воды температура".
Экспериментирование в подготовительной группе. Соответствует ФГОС....
Конспект образовательной ситуации "Водичка, водичка"
Помощь родителям в обучении детей культурно гигиеническим навыкам...
Конспект ООД Тема: "Водичка, водичка" вторая младшая группа
Конспект ООД Тема: "Водичка, водичка" вторая младшая группа...
Конспект "Опыты с водой" в рамках экологического проекта "О значении воды".
Развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой;развивать наблюдательность,способность сравнивать,сопостовлять,делать выводы....
Конспект ООД "С водой и без воды"
Конспект ООД "С водой и без воды"...
Конспект интеллектуальной игры "Вода- водичка"
в помощь воспитателям, мероприятие можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста...