Конспект интегрированного занятия по теме: "Зима. Жизнь животных."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Творогова Елена Андреевна

Занятие направлено на развитие представлений детей о зимнем периоде года, закрепление умения систематизировать и обобщать полученные ранее знания о жизни разных лесных обитателей зимой, умение связно и последовательно об этом рассказывать, делать выводы. В ходе образовательной деятельности в игровой форме закрепляется знание цифр, умение ориентироваться в пространстве, развивается связная речь, координация движений, обогащается словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima._zhizn_zhivotnyh.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия:

Закрепить представления детей о зиме и жизни лесных зверей в этот период года.

Задачи:

Развивать словарный запас; грамматический строй речи (познакомить с термином «однокоренные» или «родственные» слова).

Развивать координацию речи и движений; логику мышления, внимание, память.

Учить ориентироваться в пространстве группы по карте-схеме; закреплять знание цифр в пределах десяти.

Учить рассказывать о животных, используя схему.

Воспитывать интерес к образовательной деятельности познавательного характера.

Ход занятия

Игра «Снеговик»

Дети идут по кругу, выполняя движения:

«А ну, дружок, давай дружок,

Кати по снегу свой снежок. (Присев, катят кистями рук воображаемый снежок).

Он превратился в снежный ком. (Остановились, повернулись лицом в круг, изображают руками).

И станет ком снеговиком. (Рисуют пальчиками).

Его улыбка так светла: два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают).

Но солнце припечёт слегка –

Увы, - и нет снеговика». (Медленно приседают, разводят плечами).

Словесная игра (с движениями).

«Как под горкой снег, снег, снег.

И на горке снег, снег, снег.

И на ёлке снег, снег, снег.

И под ёлкой снег, снег, снег. (Медленно поднимая и опуская руки).

А под ёлкой спит медведь,

Тише, тише не шуметь! (Снижая голос до шёпота).

Садятся очень тихо на стульчики.

Воспитатель Ребята, послушайте и отгадайте мою загадку:

«Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнёт перинки -

Над миром снежинки.

Правильно, это – зима. Чем же она отличается от других времён года? И что бывает только зимой?

Выслушиваются все детские ответы.

Зимой всё покрыто белым, пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом.

Игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…    (Снег).

С неба всё скользят пушинки

Серебристые…       (Снежинки).

На посёлки, на лужок

Всё снижается…    (Снежок).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…       (Снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …   (Снежки),

Словно в белый пуховик

Нарядился …     (Снеговик).

Рядом снежная фигурка

Эта девочка - … (Снегурка).

На снегу то, посмотри, -

С красной грудкой … (Снегири).

Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил  … (Снег).

Какие слова вы добавили? На какое слово все они похожи? Правильно, - на слово – снег. Оно везде является их частью, поэтому, слова эти родственные, или однокоренные. Давайте повторим это название.

Ребята, а какие пословицы, поговорки или приметы о зиме вы знаете.

Дети отвечают (вспоминая ранее пройденный материал):

1 «Спасибо, мороз, что снегу нанёс».

2 «Дым столбом – к морозу».

3 «Зима – не лето, в шубу одета».

4 «В зимний холод, всякий молод».

5 «Мороз не велик, да стоять не велит».

6 «Шубка зимой не шутка».

7 «Береги нос в большой мороз».

8 «Много снега – много хлеба».

9 «Был ночью иней – днём снег не выпадет».

10 «Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу».

11 «Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз».

12 «Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть».

13 «Снежные хлопья стали крупные – жди оттепели».

14 «Снегу надует – хлеба прибудет».

Далее проводится игра на развитие творческого воображения6

Воспитатель

А теперь давайте представим, что мы оказались в зимнем лесу. Хотите туда отправиться? Тогда давайте встанем, оденемся (имитируют движениями; закрывают глаза). Подул холодный северный ветер (дети дуют), он закружил и понёс нас. Мы на заснеженной поляне…

Посмотрите, ветер принёс нам какое-то послание. (Воспитатель находит большой конверт и свёрнутый в рулон большой лист плотной бумаги). Читает на конверте адрес и кто отправил письмо – это Госпожа Метелица. Затем читает само послание: «Как вы посмели прийти в мой заповедный лес!!! Знайте – пока не выполните все мои задания – вам не выбраться отсюда! Раз вы пришли без приглашения, то должны знать,  кто и как живёт в моём зимнем лесу. Идите за моими стрелами -  и удачи вам!

В конверте оказываются стрелы, на которых изображены разные цифры, а в рулоне – карта с планом-схемой групповой комнаты.

Дети садятся. Воспитатель по очереди достаёт стрелы, прикрепляет их к карте, указывая нужное направление. Дети по одному или двое оттискивают спрятанные в указанном месте карточки с таким же номером и с изображением лесного животного. А затем у доски рассказывают об этом животном,  какое оно и как приспособилось жить в зимнем лесу, используя в помощь соответствующую схему. (Чем покрыто тело, какие лапы, хвост, чем и как питается зимой: травоядное,  хищник, или всеядное; где живёт и т. п.).

Воспитатель:  ребята, стрелы закончились. Как вы думаете, боятся ли лесные звери зимы? Правильно, - не боятся, ведь все они приспособились жить в холодное время года. Это самый главный закон природы.

А у нас что-то заметно потеплело. Госпожа Метелица уже выпустила нас из своего плена, а мы и не заметили, так все хорошо играли и работали на занятии, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему "Зимующая птица сорока-белобока"

Конспект занятия для подготовительной группы. Занятие проводится в виде викторины. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о России, воспитывать любовь к Родине....

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)

Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.Задачи: ·        Развитие речевого слуха, образного мышления.·        Развитие у...

конспект интегрированное занятие на тему "Зима"

разработка  занятия для детей старшей группы...

Конспект интегрированного занятия по теме: «Зима. Зимние забавы»

Конспект интегрированного занятия по теме: «Зима. Зимние забавы»Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое ...

Конспект интегрированного занятия на тему: «Зима» в подготовительной группе по развитию речи с элементами ТРИЗ

Цель: Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года.Обучающие: конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды: холодно, идет снег, люди надевают зи...