Конспект занятия " Как растет одежда"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Как растет рубаха
Цель: Знакомство детей с русскими народными костюмами, особенностям их изготовления
Программное содержание
3. Познакомить с процессом создания льняной ткани.
4. Расширить представление детей о национальной культуре.
5. Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы
6. Воспитывать у детей интерес и любовь к истокам своей Родины, чувство гордости за русский народ.
Словарная работа:
Обогащение словаря: льняная ткань, гумно, мялка.
Активизация словаря: изба, печь, баня, волокна.
Предварительная работа: рассматривание одежды, беседа о предназначении одежды и ее различие по сезонам года, чтение художественной: «Сказка про то, как одежда обиделась», « Как рубашка в поле выросла», «Я одеться сам могу…», отгадывание загадок на тему «Одежда и обувь», рассматривание иллюстраций с изображением людей, одетых по сезонам года, дидактическая игра «Отгадай одежду по описанию».
Материалы и оборудование: наглядное пособие, доска, емкости: с водой, с молоком, с соком, мяч, раздаточный материал, карандаши, пазл.
Звучит русская народная музыка.
Дети садятся на стульчиках за столами..
- Ой, ребята, посмотрите, к нам клубочек прикатился. Посмотрите какой клубочек необычный.
Как выдумаете из чего он сделан? ( Ответы детей)
« Он клубочек не простой,
А клубочек –то льняной.
Все ответы нам покажет
Если надо то подскажет»
Клубочек, мы с ребятами очень любит загадывать загадки. Ты поможешь нам найти отгадки.
(Дети загадывают загадки, а отгадки представлены на доске.)
Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак. (Карман)
По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл. (Штаны)
У бедного - толсто, у богатого - тонко, всегда при себе. (Рубашка)
Надену - ободом станет, сниму - змеёй упадёт. Тепла не даёт, а без него холодно. (Пояс)
Дуйся - не дуйся,
А через голову — суйся.
Попляши день деньской,
И пойдешь на покой. ( Рубаха)
Головной убор крестьянки
Выбирали себе сами:
И работать, и гулять -
Что же нужно повязать?
Собирали в узелок
Из материи... (Платок)
Молодцы ребята. Справились со всеми загадками.
Чтоб в морозы не замерзнуть,
Чтоб спастись от холодов,
Человек в любую шкуру
Завернуться был готов.
Если ж солнце греет жарко,
Нет мороза круглый год
Даже из простых листочков
Сшить одежду себе мог.
Даже пригоршня соломы
Им одеждой стать могла
В ней ходили люди дома.
Вот какая жизнь была.
Ребята, а как вы думаете, может ли рубаха в поле вырасти? ( Ответы детей).
Правильно. Первую ткань человек сделал из стебельков растения, которое называется льном.
Что за чудо это лен?
И зачем нам нужен он?
Послушайте историю одной рубахи.( Во время рассказа показываю демонстрационный материал)
«Однажды в поле посеяли люди маленькие блестящие зернышки. Через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой. Прошло время, зацвел лен голубыми цветочками.
Посмотрите ребята, какие красивые голубые цветочки у льна. «Лен 2 недели цветет, 4 недели спеет, а на седьмую неделю семя летит». Когда лен отцветает, его подсушивают, Подсохшие снопы увозили с поля в специально построенное здание-гумно. Для изготовления тканей использовали только волокна.
Как вы думаете, что использовали для того, чтобы отделить волокно от древесины. (Ответ детей) (Показываю 3 емкости: с водой, с молоком, сок) Правильно воду.
После мочения лен сушили у печки или в бане, а затем обрабатывали – мяли, с помощью мялок.
Измятый лен затем трепали.. Расчесав стебельки на волокна. Из этих волокон и прядут льняные нити. В 5-7 лет каждая девочка выпрядывала первую нить. Из льняных нитей и ткали одежду.»
Вот так рубаха в поле и выросла.
Русский народ умел не только хорошо работать, но и веселиться Ребята, встаем со своих мест, беремся за руки и выходим ко мне.
Физкультура « Льняная гимнастика»
Били лен, били ( стучать кулачок об кулачок)
Топили, топили ( растирать ладони)
Колотили, колотили ( похлопывать себя)
Мяли, мяли (разминать пальцы)
Трепали, трепали (показать тряску)
Белы скатерти ткали (руки вверх, вниз)
На столы накрывали.
Во время работы пели, сочиняли частушки. Клубочек послушай какие частушки ребята знают.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Не смотрите так на нас —
Можем застесняться!
Наш баран богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!
У меня на сарафане
Петушки да петушки
В целом мире нету краше
Моей милой бабушки!
Дружба крепнет с каждым днем,
Классно мы, друзья, живем!
Интересно в мире жить,
Можно вовсе не тужить!
Так же народ создавал пословицы и поговорки.
Видно неряху - по грязной рубахе
Кто в чистой одежде-тому и уважения больше
Много льна – денег закрома
Кто в лен одет – доживет до 100 лет.
Клубочек, а знаешь что важно было не только сшить одежду, но и украсить ее. Мастерицы придумывали разные узоры. Посмотрите ребята и клубочек у меня есть узоры, но они перепутались. Поможете мне разложить узоры. ( С помощью считалки « За стеклянными горами, стоит Ваня с пирогами. Ваня-Ванечка дружок сколько стоит пирожок? Пирожок - то стоит 3, а водить то будешь ты.» выбираются участники).
Молодцы ребята. Посмотрите какие интересные узоры, получились.
Что-то загрустил клубочек. Сейчас мы тебе подарки сделаем. Правда ребята? Мы свами сейчас тоже станем мастерами и украсим рубахи красивым узором.
Проходите на свои места, видите у вас приготовлены карандаши и рубахи. Создадим праздничную одежду, на память клубочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по теме одежда "Подиум"
упражнять детей дошкольного возраста с ОНР в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя), по назначению (праздничная, рабочая, спортивная)...
Конспект занятия по теме "Одежда"
Фронтальное занятие по развитию речи и лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе...
Конспект занятия "Как растет растение"
Конспект занятия с детьми старшей группы...
Конспект занятия по теме: Одежда. (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста)
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Одежда" для детей старшего возраста с диагнозом ОНР...
Конспект занятия "Что растет на огороде"
Занятие для детей 2гр. раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром....
Конспект занятия "Как растет растение?"
Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме «Растения». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть основны...
Конспект занятия "Что растет на грядке?"
Конспект занятия "Что растет на грядке?"...