Конспект занятия "Мое Верхнекетье"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Занятие "Мое Верхнекетье"  помогает детям узнать подробнее о  жизни на нашей верхнекетской земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_moe_verhnekete.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексно – комбинированного занятия «Мое Верхнекетье»

Программное содержание: Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это, то место, где человек родился, где прошло его детство.                                                                                                                          Знакомить детей с достопримечательностями поселка, формировать положительное отношение к малой Родине. Формировать у детей представление, какие люди живут в районе, трудятся, что производят, если ли среди них известные люди, воспитывать чувство гордости за своих земляков.                                                                                                      Прививать любовь к родным местам, вызывать желание больше узнать о своем крае и чувство восхищения красотой родных мест.                                                                                                        Прививать детям бережное отношение к родному краю.

Словарная работа: Верхнекетье, селькупы.

Материал к занятию: иллюстрации; фотографии, изображающие здания Белого Яра; стихи; карта  Верхнекетского района; запись песни о Белом Яре и песни «С чего начинается Родина»; герб Белого Яра, экран, проектор; набор разноцветных треугольников; Гербы населенных пунктов Томской области.

Литературный ряд: стихи Н.Я. Вершинина,

Предварительная работа: беседа о Белом Яре; экскурсии в библиотеку, почту, пожарную часть, к реке, к памятнику, в музей; разучивание стихов местных поэтов; чтение миниатюр исторического характера; разучивание легенд об историческом прошлом района.

Выставка книг для родителей.

Организация фотосъемки.

Оформление фотовыставки.

Посещение музея краеведения.

Оформление альбома «Мой любимый, родной поселок Белый Яр» и  рассматривание этого альбома.

Рисование «По улицам нашего города».

                                           ХОД ЗАНЯТИЯ.

Звучит тихо песня «С чего начинается Родина».  

Ведущий. Скажите, что такое малая Родина?

Место, где человек родился, где прошло его детство это и есть малая Родина. Ваша малая Родина- поселок Белый Яр.  У каждого человека есть своя малая Родина. Для нас – это родное Верхнекетье. Название произошло от реки Кеть, вдоль которой расположен наш район.                                         (показ карты Верхнекетского района).

 О нашем поселке  писал наш местный поэт Н. Я. Вершинин.

«Малую Родину…. милый мой край люди Прикетьем назвали.

Клюквы здесь столько, спеши, собирай, и соберешь всю едва ли.

Кеть, шаловливая наша река, змейкой бежит торопливо…

 И широка она и глубока в пору большого разлива.

Как я люблю краски нашей тайги дороги утром рассветы.

Лося – красавца вдруг слышу шаги, птицы  шлют песни – приветы.

               А Белый Яр! На него я взгляну, лучше найдется едва ли.

               Ведь не случайно тогда в старину так его люди назвали».

(Песня перестает звучать)

Давайте, отправимся с вами путешествовать по родному краю. На чем поедем? (на автобусе).

  1. Остановка. Смекалочка.

Почему наш поселок назвали Белый Яр?           (поселок построили на берегу реки с высоким песчаным яром, берег высокий, обрывистый, виден издалека по реке).  Когда -  то давно среди непроходимых болот и лесов начался обстраиваться наш район.

 Здесь тишина была веками,

И только лес шумел порой.

Сослали люд сюда рекой

Построили они поселки,

Своими собственными руками.

Условия жизни и быта в старину. Показ фото «В музее».

(показ видео о Белом Яре)

  1. Остановка. Зналочка.

В нашем районе находится много деревень. Какие вы знаете, назовите их. (Палочка, Нибега, Ягодное, Рыбинск, Сайга, Клюквинка, Степановка и…..)

В нашем районе много рек. Назовите их. (Кеть, Суйга, Анга, Утка… самая большая река - Кеть).

Белый Яр самый главный, большой поселок в районе, он является районным центром.

 В нашем районном центре много улиц. Кто больше назовет названий улиц нашего поселка? ( Гагарина, Интернациональная, Котовского, Комсомольская, Чкалова, Чапаева, Ленина, Зеленая, Лесная…)

Строились в Белом Яре дома красивые.

Солнце на руках лежало у строителей.

Хотим мы, чтобы белоярцы были счастливые

И жизнь в этих солнечных домах была теплей.

(Показ детьми домов на фото).

  1. Остановка. Разъяснялочка.

Какие коренные народы живут в нашем краю? (селькупы, чалдоны, остяки).

Кого называют сибиряками? (людей, живущих в Сибири).

Кого называют верхнекетцами?(людей, живущих в нашем Верхнекетском районе).

Кого называют белоярцами? (тех,  кто живет в поселке Белый Яр).

Показ одежды селькупов на иллюстрациях.

  1. Остановка. Собиралочка.

Чем славится наш поселок?

Наш поселок славится замечательными людьми -  поэтами, певцами, художниками, мастерами и мастерицами (вышивание, шитье, изготовление мебели, поделки из бересты).

Славится поселок людьми - спортсменами, учителями, строителями, врачами, воспитателями.   У нас в районе много талантливых специалистов, спортсмены занимают призовые места, танцевальные и песенные ансамбли известны в области.

Задание детям составить   узор из треугольников.

  1. Остановка. Читалочка. Много стихов о нашем крае сочинили поэты нашего края.  Это Николай Яковлевич Вершинин, Галина Небараковская,  Б. Соколовский. Объявляется конкурс чтецов: прочесть стихотворение о родном крае.   (Приложение 1)              

«Наш поселок на Кети, родились мы здесь когда - то,

   И роднее не найти, это правда ведь ребята.                                                  

  Белый Яр всегда мы любим, все ребята замечают,                                              

Если расстаются с ним, то печалятся, скучают».

«Я шагаю по нашему краю,

А где край у него - не знаю!

Полнедели березы белели,

Полнедели чернели ели.

Дальше кедры закрыли свет,

      Выше кедров сибирских нет».

  1.  Остановка. Обгонялочка.
  • Назовите пословицы о Родине.

Человек без Родины, что соловей без песен.

Есть у человека мать, есть у него и Родина.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.  

Родина любимая, что мать, родимая.

Краше Родины нет ничего.

В родном краю, как в раю.

  1. Остановка.  Убегалочка. Игры народов Сибири.
  • Игра «Ручейки и озера».     Все дети бегут друг за другом в ручеек, потом по 4 ребенка встают, получаются озера.
  • Игра «Заготавливаем дары леса». 3 бригады заготовителей.

На ковре одинаковое количество ягод, грибов, орех. Одна бригада собирает ягоду, другая грибы, третья, орехи.

  • Игра «Кому принадлежит».  Изображение предметов:  

1. Удочка, рыболовная сеть, блесна… (рыбаки).                                                  

      2.Пила, топор, трактор…(лесорубы).                                                                              

       3. Ружье, нож, охотничья сумка… (охотники).

  • Игра «Чудесный мешочек». Шишки, орехи, деревянная ложка, снасть. Надо достать и назвать предмет.
  • Игра «Помоги охотнику пройти к охотничьей избушке».                                

 Преодолеть препятствия.

  1. Остановка. Уточнялочка. Почему на гербе поселка Белый Яр изображен глухарь? Самая крупная птица наших лесов и она больше всех других птиц по численности в нашем районе, по реке Кеть.

Какие основные занятия у жителей района? (Заготовка леса, рыболовство, охотоводство, сбор дикоросов).

Люди, каких профессий трудятся в районе? Это - лесозаготовители, учителя, медики, дорожники, работники культуры, административные работники, продавцы, банковские работники, аптечные работники, водители и другие.

  1. Остановка. Вспоминалочка.  Перечислить, чем богат Верхнекетский район.
  • Верхнекетье богато лесами, где растут деревья разных пород, лес заготавливают. Какая ценная древесина есть в районе?  (кедр, сосна, пихта, ель, лиственница).

Конкурс «Назови дерево».

Из какого дерева строят дома? (из сосны)

Из какого делают топорища, сани? (береза)

Из какого дерева делают корыта, обласки… (из осины, ее древесина не гниет)

  • В реке ловят рыбу. Какая рыба живет в реке? (Щука, чебак, ерш, окунь, карась…).
  • В лесу охотятся. (Ценная пушнина- соболь, куница, белка, рассамаха, лиса, норка, волк ).
  • Много грибов растет в лесу, их тоже собирают для сдачи и для себя. Какие грибы растут? (Белый гриб, рыжики, подосиновики, волнушки, опята…).

Человек собирающий грибы - грибник.

Пункт по засолке и маринованию свежесобранных грибов – грибоварня.

Человек, который живет на грибоварне – грибовар.

  • В тайге и на болоте много ягоды растет, ее заготавливают жители для сдачи и для себя.

Отгадай загадку. Какие ягоды растут?  

Растет зеленая, поспеет черная и для зрения полезна. (Черника)

Мох, не мох – в лесу перинка,

На перинке ягодка кислинка. (Клюква).

(Показ презентации «Наш родной край»

  1. Остановка. Пожелайка. Чтобы вы хотели пожелать своему родному поселку? Чтобы люди в нем жили хорошие, талантливые, чтобы построили в поселке новую школу и детский сад.

Мы мечтаем видеть наш поселок Белый Яр очень красивым, чтобы строились новые дороги, построили новую больницу, новые детские спортивные площадки.  

Воспитатель. Вот и закончилось наше путешествие по родному краю. Мы вернулись в свою родную группу.

Выступление детей.

Мы сегодня выступаем,                                                                                              

Славим поселок наш родной.

Он прекрасный, замечательный,

Хлебосольный и большой.

Мы белоярцами зовемся,

Ведь живем в Белом Яре мы с тобой.

Слава Верхнекетью родному краю!                                                                                                                                                 Слава Верхнекетской земле!

Какими выразить словами,

Всю красоту, что вижу я.

Тебе родное Верхнекетье

Пою я песнь, любовь моя!

Все присутствующие поют песню о Белом Яре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

1. Конспект по рисованию 2. Конспект по конструированию 3. Конспект по математике. 4. Конспект по окружающему миру.

Тема1. Рисование "Осенний пейзаж. Дождь" (05.10.2021)2. Окружающий мир «Такие разные, такие важные ». бытовые предметы и техника. Их значение в жизни человека. (11...