Конспект НОД по познавательному развитию с элементами моделирования и экспериментирования в экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ryby.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ

МОДЕЛИРОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИИ (ГРУППА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ) «РЫБЫ»

Задачи

1. Образовательные задачи:

• формирование у детей представления о рыбах как о живых существах, живущих в воде;

• формирование знаний у детей о характерном строении рыб — форма тела, плавники, жабры и т.д.

2. Развивающие задачи:

• овладение неумением устанавливать причинно-следственные связи;

• активизация и обогащение словарного запаса детей.

3. Воспитательные задачи:

• вызвать желание бережно относиться к богатствам природы;

• воспитывать интерес к природе.

Материалы и оборудование:

  • картинка птицы в полете,
  • картинки с изображением рыб,
  • картинка с рыбаками-детьми,
  • игрушка собачки Фили,
  • по 3 стаканчика на каждого ребенка,
  • подносы одноразовые на каждого ребенка,
  • воронки и салфетки,
  • модель развития рыбы,
  • модель «Что необходимо для роста и развития живого организма».

Методы и приемы

1. Игровой момент: приход Фили!

2. Вопросы поискового характера.

3. Рассматривание и самостоятельная зарисовка детьми модели.

4. Чтение художественного произведения.

5. Игра «Рыбная ловля».

6. Проведение опыта «Фильтрация воды».

Предварительная работа:

1. Наблюдение за аквариумными рыбками.

2.Зарядка и уборка аквариума.

3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».

4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», Е.Пермяк «Первая рыбка», И.Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».

5. Рисование «Рыбки в аквариуме».

6. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.

ХОД ЗАНЯТИЯ

 1. Организационный момент

Обследование и зарисовка модели «Рыбы». На доске картинка с изображением птицы в полете. Приходит в гости Филя.

Филя: Ребята, какая рыбка красивая!

Дети: Нет, Филя/это не рыбка, а птица.

Филя: Но ведь она похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники (показывает на крылья), это настоящая рыбка.

Воспитатель: Филя, ты все напутал. Ребята, научим Филю узнавать рыб и не путать их с другими животными.

— На доске — картинки рыб! Вот как много здесь разных рыб.

— Где живут рыбы? (Высказывания детей).

— Ребята, расскажите, какие здесь изображены рыбки (Дети называют).

Филя: Ой, какие они все разные.

Воспитатель: Правильно, Филя, ты заметил, рыбки все разные, но чем-то они все же похожи.

Ребята, хотите нарисовать для Фили модель рыбки, а он ее возьмет с собой, запомнит и не будет путать рыб ни с кем другим.

На столе у детей листок бумаги — дети фломастерами рисуют модель рыбы и объясняют ее!

Филя: Спасибо, ребята, я теперь запомню, кто такие рыбы. А можно я останусь с вами и послушаю дальше?

Воспитатель: Конечно, можно. Тем более я приготовила для ребят интересный рассказ.

Дети пересаживаются на ковер.

2. Чтение рассказа

Двигательная пауза.

«Ваня и Коля пошли на рыбалку. Коля был хороший рыбак, но поймать крупную рыбу ему не удавалось. Свой улов ребята опускали в ведро с водой.

Неподалеку рыбачил их знакомый дядя Захар. Он подошел к ребятам, поздоровался и попросил: «Ну-ка, похвалитесь уловом». Посмотрел и сказал: «Такую мелочь не берут, ее отпускают, чтобы подросла и оставила потомство. Если все будут брать только крупную рыбу, а мелочь отпускать, то в нашем пруду будет много рыбы. Надо, чтобы вода была чистая. Хороший рыбак никогда не губит мелочь. Даже сети делают так, чтобы мелочь могла уходить».

Воспитатель: Проверим, а вы хорошие рыбаки? (звучит музыка)

Проводится игра «Рыбная ловля».

Выбирают рыбок: 3 девочки — маленькие рыбки, 2-3 мальчика — большие; остальные дети, взявшись за руки, становятся вокруг рыбок. Это рыбаки. Когда мелкие рыбки подплывают — рыбаки поднимают руки вверх, чтобы выпустить их за пределы круга, и быстро опускают, чтобы не выпустить крупную рыбу — мальчиков.

Дети возвращаются за столы.

3. Проведение опыта: «Что нужно для живого организма».

Воспитатель: Ребята, а вы помните, что сказал дядя Захар?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, чтобы было много рыбы, в реке вода должна быть чистой.

Проводится опыт. Педагог предлагает детям сравнить воду в двух стаканчиках.

Воспитатель: Чем она отличается?

Дети: В одном — чистая, в другом — греза».

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, в какой воде может жить рыба, а в какой нет? (Высказывания детей).

Воспитатель предлагает очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она стало чистой!

Воспитатель: Есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов. А мы с вами можем помочь сохранить чистую воду в водоемах? Как? (Рассуждения детей). А что еще необходимо для роста и развития живого организма? (Дети перечисляют признаки живого).

4. Итоговая беседа

Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть рыбы? Где? Как называются наши рыбки? Что мы делаем, чтобы рыбкам в аквариуме жилось хорошо?

Дети: Чистим аквариум, меняем воду, кормим рыбок!

Воспитатель: Что мешает рыбкам чувствовать себя хорошо? (Высказывания детей: шум, нельзя стучать по аквариуму, бросать посторонние предметы, совать руки и т.д.).

А у кого дома есть аквариум? Какие рыбки там живут? (ответы детей)

Продуктивная деятельность: оригами «Рыбки в аквариуме».

Последующая работа

• Экскурсия к водоему.

• Знакомство с другими обитателями рек и озер: лягушками, улитками, жуками-плавунцами и др.

• Знакомство с моделью: «Цепочки питания».

• Знакомство с обитателями морей и океанов.

• Аппликация и конструирование на тему «Водные обитатели».

• Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Обитатели моря».

• Просмотр видеофильма «Жизнь обитателей моря».

• Слушание аудиокассет и дисков с шумом моря и

криками китов, дельфинов.

• Совместно с родителями изготовление поделок из бросового материала «Обитатели водоемов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Таинственный воздух».

Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. Опыты с водой....

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»

Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель"....

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе "Растение - живое существо"

Учебный материал формирует у детей представления о растениях и животных через подвижные дидактические игры....