Конспект НОД по познавательному развитию с элементами моделирования и экспериментирования в экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ЭЛЕМЕНТАМИ
МОДЕЛИРОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИИ (ГРУППА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ) «РЫБЫ»
Задачи
1. Образовательные задачи:
• формирование у детей представления о рыбах как о живых существах, живущих в воде;
• формирование знаний у детей о характерном строении рыб — форма тела, плавники, жабры и т.д.
2. Развивающие задачи:
• овладение неумением устанавливать причинно-следственные связи;
• активизация и обогащение словарного запаса детей.
3. Воспитательные задачи:
• вызвать желание бережно относиться к богатствам природы;
• воспитывать интерес к природе.
Материалы и оборудование:
- картинка птицы в полете,
- картинки с изображением рыб,
- картинка с рыбаками-детьми,
- игрушка собачки Фили,
- по 3 стаканчика на каждого ребенка,
- подносы одноразовые на каждого ребенка,
- воронки и салфетки,
- модель развития рыбы,
- модель «Что необходимо для роста и развития живого организма».
Методы и приемы
1. Игровой момент: приход Фили!
2. Вопросы поискового характера.
3. Рассматривание и самостоятельная зарисовка детьми модели.
4. Чтение художественного произведения.
5. Игра «Рыбная ловля».
6. Проведение опыта «Фильтрация воды».
Предварительная работа:
1. Наблюдение за аквариумными рыбками.
2.Зарядка и уборка аквариума.
3. Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», Е.Пермяк «Первая рыбка», И.Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
5. Рисование «Рыбки в аквариуме».
6. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Обследование и зарисовка модели «Рыбы». На доске картинка с изображением птицы в полете. Приходит в гости Филя.
Филя: Ребята, какая рыбка красивая!
Дети: Нет, Филя/это не рыбка, а птица.
Филя: Но ведь она похожа на рыбку. Смотрите: хвост, плавники (показывает на крылья), это настоящая рыбка.
Воспитатель: Филя, ты все напутал. Ребята, научим Филю узнавать рыб и не путать их с другими животными.
— На доске — картинки рыб! Вот как много здесь разных рыб.
— Где живут рыбы? (Высказывания детей).
— Ребята, расскажите, какие здесь изображены рыбки (Дети называют).
Филя: Ой, какие они все разные.
Воспитатель: Правильно, Филя, ты заметил, рыбки все разные, но чем-то они все же похожи.
Ребята, хотите нарисовать для Фили модель рыбки, а он ее возьмет с собой, запомнит и не будет путать рыб ни с кем другим.
На столе у детей листок бумаги — дети фломастерами рисуют модель рыбы и объясняют ее!
Филя: Спасибо, ребята, я теперь запомню, кто такие рыбы. А можно я останусь с вами и послушаю дальше?
Воспитатель: Конечно, можно. Тем более я приготовила для ребят интересный рассказ.
Дети пересаживаются на ковер.
2. Чтение рассказа
Двигательная пауза.
«Ваня и Коля пошли на рыбалку. Коля был хороший рыбак, но поймать крупную рыбу ему не удавалось. Свой улов ребята опускали в ведро с водой.
Неподалеку рыбачил их знакомый дядя Захар. Он подошел к ребятам, поздоровался и попросил: «Ну-ка, похвалитесь уловом». Посмотрел и сказал: «Такую мелочь не берут, ее отпускают, чтобы подросла и оставила потомство. Если все будут брать только крупную рыбу, а мелочь отпускать, то в нашем пруду будет много рыбы. Надо, чтобы вода была чистая. Хороший рыбак никогда не губит мелочь. Даже сети делают так, чтобы мелочь могла уходить».
Воспитатель: Проверим, а вы хорошие рыбаки? (звучит музыка)
Проводится игра «Рыбная ловля».
Выбирают рыбок: 3 девочки — маленькие рыбки, 2-3 мальчика — большие; остальные дети, взявшись за руки, становятся вокруг рыбок. Это рыбаки. Когда мелкие рыбки подплывают — рыбаки поднимают руки вверх, чтобы выпустить их за пределы круга, и быстро опускают, чтобы не выпустить крупную рыбу — мальчиков.
Дети возвращаются за столы.
3. Проведение опыта: «Что нужно для живого организма».
Воспитатель: Ребята, а вы помните, что сказал дядя Захар?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, чтобы было много рыбы, в реке вода должна быть чистой.
Проводится опыт. Педагог предлагает детям сравнить воду в двух стаканчиках.
Воспитатель: Чем она отличается?
Дети: В одном — чистая, в другом — греза».
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, в какой воде может жить рыба, а в какой нет? (Высказывания детей).
Воспитатель предлагает очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она стало чистой!
Воспитатель: Есть такие большие фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку из заводов. А мы с вами можем помочь сохранить чистую воду в водоемах? Как? (Рассуждения детей). А что еще необходимо для роста и развития живого организма? (Дети перечисляют признаки живого).
4. Итоговая беседа
Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть рыбы? Где? Как называются наши рыбки? Что мы делаем, чтобы рыбкам в аквариуме жилось хорошо?
Дети: Чистим аквариум, меняем воду, кормим рыбок!
Воспитатель: Что мешает рыбкам чувствовать себя хорошо? (Высказывания детей: шум, нельзя стучать по аквариуму, бросать посторонние предметы, совать руки и т.д.).
А у кого дома есть аквариум? Какие рыбки там живут? (ответы детей)
Продуктивная деятельность: оригами «Рыбки в аквариуме».
Последующая работа
• Экскурсия к водоему.
• Знакомство с другими обитателями рек и озер: лягушками, улитками, жуками-плавунцами и др.
• Знакомство с моделью: «Цепочки питания».
• Знакомство с обитателями морей и океанов.
• Аппликация и конструирование на тему «Водные обитатели».
• Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Обитатели моря».
• Просмотр видеофильма «Жизнь обитателей моря».
• Слушание аудиокассет и дисков с шумом моря и
криками китов, дельфинов.
• Совместно с родителями изготовление поделок из бросового материала «Обитатели водоемов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования.Тема:"Воздух и его свойства"
Экспериментирование в подготовительной группе...
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования по теме: «Таинственный воздух».
Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха. Опыты с водой....
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»
Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель"....
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе "Растение - живое существо"
Учебный материал формирует у детей представления о растениях и животных через подвижные дидактические игры....
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами моделирования и экспериментирования на тему: «Мы - милашки, куклы неваляшки» в старшей группе
Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию с элементами моделирования и экспериментирования...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами моделирования на тему: «Заюшкина избушка» С использованием сказочного сюжета для воспитанников 4-5 лет
Конспект ООД по познавательному развитию с элементами моделирования...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами моделирования и сюжетного конструирования на тему: «Машенькина деревня» (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь») для воспитанников 4-5 лет
КОНСПЕКТООДпо познавательному развитию с элементами моделирования и сюжетного конструированияна тему:«Машенькина деревня»для воспитанников 4-5 лет...